Форум » КУЛЬТУРА » ГРАНИ//РПЦ: Выставка "Запретное искусство-2006" оскорбляет чувства верующих? » Ответить

ГРАНИ//РПЦ: Выставка "Запретное искусство-2006" оскорбляет чувства верующих?

BNE: РПЦ: Выставка "Запретное искусство-2006" оскорбляет чувства верующих Организаторы выставки "Запретное искусство-2006" и авторы представленных на ней работ виновны в оскорблении чувств верующих. Такое заявление сделал в пятницу замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, сообщает Интерфакс. Дословно : Юрий Самодуров директор музея и общественного центра имени А.Д. Сахарова Не нравится – не ходи. "Эхо Москвы", 16.03.2007 Дословно : Всеволод Чаплин замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Тех, кто виновен в оскорблении чувств верующих - директора музея Сахарова господина Самодурова, куратора выставки господина Ерофеева и авторов кощунственных работ - определенно следует воспринимать как абсолютно нерукопожатных людей. Им не нужно подавать руку, православные христиане не должны участвовать в их мероприятиях или приглашать их куда бы то ни было. Я убежден в том, что это люди абсолютно безнравственные и не достойные общения. О кощунственном характере того, что они делают, им было много раз сказано, так что они прекрасно знали, на что идут. Интерфакс, 16.03.2007 -------------------------------------------------------------------------------- Их действиям должна быть дана адекватная правовая и моральная оценка со стороны общества, полагает он. "Я убежден в том, что это люди абсолютно безнравственные и недостойные общения", - сказал Чаплин, призвав не подавать им руки. На выставке, открытой в Сахаровском центре, представлены произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях в 2006 году. Среди экспонатов - изображения Микки Мауса и Ленина, порнографические картинки, матерные выражения на фоне распятия и других христианских символов, увидеть которые можно через дырки в простыне. Директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров отверг обвинения активистов Союза православных граждан в разжигании религиозной розни и антихристианской пропаганде. "Идея Андрея Ерофеева (искусствоведа, организатора выставки. – Ред.) – проведение внутреннего мониторинга того, что сейчас художественные советы запрещают к показу, - сказал он в эфире "Эха Москвы". - Вторая цель выставки – обсуждение проблемы, что следует или что не следует запрещать к показу. Мне самому из представленных работ нравятся лишь несколько, есть такие, которые очень не нравятся, но меня поражает, что если людям что-то не нравится, они сразу говорят, что это разжигание разной розни: национальной, религиозной и так далее". Ранее против выставки выступил Союз православных граждан. В заявлении говорится, что выставка является "очевидной антихристианской провокацией". По мнению авторов заявления, действия организаторов выставки нуждаются в правовой оценке государства с использованием существующего законодательства, в частности, статьи 282 УК РФ о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды. Как говорится в заявлении, в задачи выставки входит "провоцирование верующих людей на совершение акций, ставящих под удар религиозные и нравственные ценности православия". Однако "погромы", по мнению авторов заявления, окажутся "не только неэффективным методом борьбы, но и мощным аргументом в руках наших противников, позволяющим ставить сознательных православных людей в один ряд с экстремистами". "Любые противоправные действия - это показатель, прежде всего, слабости тех, кто их совершает. Наша цель - добиться уважения к нашим святыням, используя законные методы", - говорится в заявлении Союза. По мнению представителей православной общественности, процесс по делу о выставке "Осторожно, религия!", также проводившейся в музее имени Сахарова, "показал эффективность подобной борьбы", хотя, "к сожалению, мало чему научил наших оппонентов". Представители московского отделения Союза призывают всех православных граждан "четко заявить свою позицию отказа от любых противозаконных действий в отношении людей, причастных к организации выставки, и сконцентрировать усилия на скорейшем правовом решении этого вопроса". 16.03.2007 20:56

Ответов - 3

BNE: Шок и скука: новый московский анекдот ("The Financial Times", Великобритания) Ян Дэлли (Jan Dalley), 20 марта 2007 Сюжет: ИноСМИ.Ru представляет: 'Чем на жизнь зарабатываешь?' - спрашивает коренастый работяга-строитель со здоровенной доской на плече. 'Окна оформляю', - отвечает тщедушный бородатый художник. Это такой московский анекдот. Точнее он родился на Московской биеннале, а художник - этот тот самый румын, что рисовал своих карикатурных человечков прямо на стеклах окон 18 этажа недостроенной башни 'Федерация' в Москва-Сити под недоуменными взглядами строителей. Чтобы на них посмотреть, посетителям приходилось надевать защитные каски и взбираться на головокружительную высоту в импровизированном подъемнике, укрепленном снаружи здания. Что ж, искусство требует жертв. Вторая Московская биеннале стартовала пару недель назад без того шума, что сопровождал первую такую выставку современного искусства в 2005 г. Тогда неприятности грозили сразу с двух направлений - со стороны властей (любое упоминание о Путине, КГБ, Афганистане и др. художники попадали в 'опасную зону') и возмущенных православных организаций. Тогда было все: закрытие выставок, конфискация работ - словом, старая добрая цензура цвела пышным цветом. На сей раз официальное название биеннале - 'Примечания: геополитика, рынки, амнезия' - представляется достаточно гибким, чтобы включать все, что угодно (или, учитывая слово 'амнезия', попросту забыть обо всем). Россия действительно стала частью Запада: она открыто объявляет - ее уже ничем невозможно шокировать. В сериале 'Секс в большом городе' (Sex and the City) есть такой эпизод: нью-йоркский бомонд толпится в картинной галерее на Манхэттене, где стены завешаны холстами в 15 футов высотой, на которых яркими красками намалеваны громадные вагины. Это даже не пародия: искусство и правда уже не в состоянии нас шокировать. В 1999 г. мою дочь вместе с классом повезли на выставку произведений, номинированных на Премию Тернера (Turner Prize), где была в том числе и знаменитая незастеленная кровать Трэйси Эмин (Tracey Emin). Саму кровать школьникам показывали без проблем; нельзя было только смотреть сопроводительный видеоролик. Прошло всего несколько лет, и даже этот запрет кажется милым анахронизмом: сегодня для желающих увидеть ряды фаллосов на выставке художников Гилберта и Джорджа (Gilbert & George Show) в галерее современного искусства Тэйт (Tate Modern) возрастных ограничений не существует. А ведь еще в 1997 г. в предупреждении Королевской академии по поводу выставки 'Сенсация' - она вызвала скандал из-за портрета детоубийцы Майры Хиндли (Myra Hindley), выполненного в виде коллажа из детских рук - отмечалось: 'экспонируемые произведения искусства:могут вызвать у некоторых людей отвращение'. Сомневаюсь, что сегодня кто-то станет заниматься такими разъяснениями. Идея о том, что политизированное произведение искусства может кого-то обидеть, представляется явно старомодной. Конечно, небольшие группы чувствуют себя задетыми - так, сикхов в 2004 г. возмутила пьеса 'Бежти' (Bezhti), в 2005 г. христианские организации требовали запретить мюзикл 'Джерри Спрингер: опера' (Jerry Springer: The Opera), а в прошлом году выходцы из Бангладеш протестовали во время съемок фильма по роману Моники Али (Monica Ali) 'Брик-лэйн' (Brick Lane). Иногда дело доходит до абсурда, вроде недавнего скандала из-за симпатий одной балерины из труппы Ковент-гарден к радикальной Британской национальной партии: ну сами посудите, разве бывают на свете ультраправые фуэте и расистские антраша? Самоцензура тоже существует - не так давно Германская опера в Берлине отменила спектакли моцартовского 'Идоменея' из опасений, что сцена с отрубленной головой пророка Мухаммеда может кого-то обидеть (вообще-то, об этом они могли бы подумать раньше, во время репетиционного процесса). Или вот другой случай: в прошлом году директор Комеди Франсез снял с репертуара одну из пьес, потому что ее автор Петер Хандке присутствовал на похоронах Слободана Милошевича. Французские интеллектуалы хохотали до упаду. Впрочем, официальные власти на Западе реагируют на это со скучливым равнодушием. Даже в странах, где чиновники все еще полны решимости доказать, что их шокировать очень даже можно, художникам, похоже, позволено больше, чем остальным. Так, представители 'нового искусства' в КНР не живут, как их предшественники, в постоянном страхе перед тюрьмой; им, похоже, никто не мешает зарабатывать кругленькие суммы на западном рынке живописи и вести себя по-дурацки, играя роль зримых и убийственных символов безудержной коммерциализации всего и вся в сегодняшнем Китае. (Тридцатидвухлетний специалист по перформансам Хань Бин (Han Bing) любит прогуливаться по площади Тяньаньмэнь с кочаном капусты на поводке. Пожалейте бедный кочан - или его предшественников: безжалостный художник устраивает им прогулки еще и по Великой китайской стене). А вот к своим кинематографистам китайские власти такого либерализма не проявляют - на последнем Берлинском кинофестивале фильм 'Потерянные в Пекине' (Lost in Beijing) был показан в полной версии: режиссер включил в него эпизоды, вырезанные цензурой, но при этом он многим рисковал. Что же касается китайских писателей, то они по-прежнему подвергаются преследованиям и попадают за решетку: это происходит настолько часто, что по сравнению с 'недобрыми старыми временами' для них, похоже, мало что изменилось. Другая страна, где за написанное слово можно серьезно пострадать - Турция: там писатели часто оказываются в тюрьме за нарушение какого-то из многочисленных и запутанных законов об 'оскорблении'. Впрочем, к современному искусству здесь относятся совершенно спокойно. На последней биеннале в Стамбуле демонстрировалась одна работа, наглядно свидетельствующая о прогрессе в этой области за последние десять лет: в 1995 г. перформанс, задуманный немецкой художницей Марией Эйхгорн, предусматривал расклейку диссидентскими группами плакатов на улицах турецкой столицы. Один орган власти дал на это разрешение, другой приказал срывать плакаты сразу после их появления. Десять лет спустя Эйхгорн привезла в Турцию фильм, снятый во время этих событий - этакий политический комментарий к политическому комментарию. На сей раз никто не усмотрел в нем крамолы - произведение искусства, и все. Даже не поверишь, что это происходит в стране, где лауреат Нобелевской премии по литературе подвергался преследованиям за высказывания о событиях столетней давности. Неужели только написанное слово еще способно нас потрясти? * * * * Речь идет об инсталляции Трэйси Эмин 'Моя кровать' (My Bed), представлявшей двуспальную кровать художницы со смятыми грязными простынями; вокруг валялись использованные презервативы, пустые бутылки и другой мусор. Премия Тэрнера ежегодно присуждается галереей Тэйт британскому художнику моложе 50 лет; номинируются в основном произведения 'концептуального искусства'. (Вернуться к тексту статьи) * 'Бежти' (Бесчестье) - пьеса английской писательницы Гурприт Каур Бхатти (Gurpreet Kaur Bhatti), где, в частности, изображается изнасилование и убийство в сикхском храме. Из-за возмущения сикхской общины в Британии пьесу пришлось снять с репертуара. (Вернуться к тексту статьи) * В этом мюзикле есть эпизоды, изображающие Иисуса Христа и Богоматерь, которые верующие сочли оскорбительными (Вернуться к тексту статьи) * Автор избрала местом действия романа реально существующую лондонскую улицу Брик-лэйн, где живут эмигранты из Бангладеш. На этой же улице планировалось проводить и съемки фильма, однако это вызвало протесты жителей, считавших, что писательница изобразила их в карикатурном виде (Вернуться к тексту статьи) * Имеется в виду турецкий писатель Орхан Памук, который был вынужден эмигрировать в США из-за постоянного запугивания националистами и уголовных дел за нарушение закона 'об оскорблении турецкой идентичности' за свои заявления о геноциде армян в 1915 г. (Вернуться к тексту статьи)

BNE: "Распятый Ленин" и "Христос Макдональдс" вызывают полемику Даниэль Утрийя "Это люди абсолютно безнравственные", – комментирует представитель Московского Патриархата. На аналогичную выставку под названием "Осторожно, религия!" совершили нападение православные радикалы Будто по воле злого волшебника головы коммунистических божеств и идолы североамериканской массовой культуры приобрели тело Христа и видоизменили религиозные символы, выставленные до 31 марта в стенах Музея Сахарова в Москве. Три черных круга, образующих голову мышонка Микки, затмевают лицо Иисуса, окруженного апостолами, на картине Александра Савко "Путешествие Микки-Мауса", а портрет Ленина наложен на лицо распятого Иисуса Христа на работе 80-х годов. Эти и другие красочные преображения являются частью выставки "Запретное искусство", где представлены работы, отобранные по одному признаку: все они были не приняты руководством художественных галерей в прошлом году, многие из них были запрещены советскими властями и все без исключения демонизированы Русской православной церковью, назвавшей их демонстрацию "кощунственной". Таким образом, цензура выходит за рамки пространства и времени. Вероятно, черная икра, покрывающая образ Богоматери с Младенцем на типичной иконе с золотым окладом (автор – Александр Косолапов, 1995 год), вызовет отторжение не у одного священника. Однако труднее всего Православной церкви будет переварить композицию того же автора, выполненную в 2000 году, где лик Иисуса появляется на эмблеме "Макдональдса" рядом с надписью "This is my body" ("Сие есть тело Мое"). Следуя той же логике, Его кровью должна быть "Кока-кола", но художник не поддался искушению, чтобы его самого не распяли. "Это люди абсолютно безнравственные, – заявил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. – Не удивлюсь, если православные верующие будут подавать соответствующие заявления в прокуратуру", – добавил он, полагающий, что "речь идет о правонарушении, которое должно быть пресечено" властями. Работы, носящие характер иконографической мешанины, выставлены за фальшстеной, их можно увидеть только через глазок, что усиливает ощущение запретности и вуайеризма у посетителей экспозиции, которыми могут быть только лица старше 16 лет. Новая российская цензура "Цель этой выставки – изучить характер и тенденции новой российской цензуры в сфере искусства, – заверил корреспондента EL MUNDO организатор выставки Андрей Ерофеев. – В советскую эпоху существовал комитет по цензуре, а сейчас существует самоцензура, когда руководство музеев само решает, соответствует или нет нынешним временам определенный вид живописи и произведений искусства". На самой последней работе, лучше всего символизирующей Россию Владимира Путина, самодовольно наслаждающуюся благополучием, обеспечиваемым энергетическим сектором, изображена модель, принимающая нефтяной душ. Этот сделанный в 2006 году фотомонтаж входит в серию работ группы "ПГ", озаглавленную "Слава России", к которой относится также фотография милиционера, насилующего своего подчиненного. Среди работ группы "Синие носы" выделяется фотография террористки-самоубийцы, тело которой спрятано под черным одеянием, но ноги обнажены а-ля Мэрилин Монро из-за ветра, не то чтобы священного для православия. В январе 2004 года на аналогичную выставку в этом же музее, названную "Осторожно, религия!", совершили нападение православные радикалы. Суд вынес нападавшим обвинение в вандализме, а руководству музея – в разжигании религиозной розни. В последние 15 лет, после падения коммунизма РПЦ демонстрирует подозрительность и обидчивость по отношению к художественным произведениям, оскверняющим священные образы. "Мне кажется, они (православные иерархи) используют нашу выставку для борьбы с современной культурой", – жалуется Ерофеев. "Цензура существует в любом обществе, не только в России. Недавний пример – карикатуры, опубликованные в датской газете", – рассказывает он. Напрашивается вопрос, какую реакцию вызвала бы такая выставка в мусульманском мире, если бы российские художники совершали манипуляции с образом Мухаммеда, а не Христа. Одному Аллаху известно.

BNE: 29 марта 2007 Идущий за мною сильнее меня [ 40 ] Андрей Борзенко Накануне группа молодых людей, громогласно именующих себя православными, провела пикет у стен Музея и общественного центра имени Сахарова с требованиями запретить проведение выставки «Запретное искусство-2006» и закрыть сам музей. Таганская межрайонная прокуратура уже начала проверку наличия в действиях организаторов экспозиции состава преступления. На 28 марта в Сахаровском центре была запланирована дискуссия на тему «Табу в современном искусстве», к которой активисты молодежных организаций и приурочили свое выступление. Памятуя о разгроме выставки «Осторожно, религия!», проходившей на той же площадке в январе 2003 года, директор музея Юрий Самодуров заранее позаботился об охране. В результате милиции было немногим меньше, чем демонстрантов и диспутантов, а еще одну значительную группу составили журналисты. Однако опасения музейщиков, ожидания журналистов, чаяния радикалов и бдительность милиционеров пропали даром. Погрома не случилось, хотя организаторы пикета настаивали на том, что «Православие – воинствующее мировоззрение». Лидеры митингующих объяснили свою сдержанность тем, что их враги только и ждут нападения, поскольку за это им положен дополнительный денежный транш от западных спонсоров. Поэтому дело ограничилось скандированием лозунгов («Не дадим в обиду Бога, Москва страшней, чем Кондопога!», «Путин, введи цензуру на такую «культуру„» и т. п.), а также обращением к властям с призывом прекратить проведение выставки, возбудить против ее организаторов дело по статье 282 УК РФ и лишить их права на выставочную деятельность. Но поскольку «Запретное искусство-2006» и так должна закончиться 31 марта, пикетчики потребовали закрыть Сахаровский центр вообще. Кроме того, прозвучали призывы снять с постов всех чиновников, которые допустили «провокацию». (См. фоторепортаж) Как уже сообщал «Эксперт Online», поводом для возмущения «православной общественности» стали выставленные в музее работы, затрагивающие религиозные темы. Все они скрыты за специальными фальшстенами, в которых просверлены небольшие дырочки, а фотографировать экспонаты запрещено, однако этих мер безопасности оказалось недостаточно для охраны религиозных чувств некоторых верующих. Протесты, разошедшиеся по Рунету, поддержали публичные деятели РПЦ, в частности замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. Однако никто из официальных представителей РПЦ МП не был замечен ни на пикете, ни на обсуждении проблемы табу в современном искусстве. Беседа, проходившая в зале музея под аккомпанемент доносившихся с улицы лозунгов, предсказуемо не дала особых надежд на скорое примирение сторон. Предложения «молиться за врагов» и апелляции к свободе совести едва ли убедят агрессивно настроенную молодежь, а планы устроителей выставки сделать ее традиционной сулят лишь дальнейшее обострение конфликта. Как ранее писал «Эксперт Online», с юридической точки зрения вину организаторов будет трудно доказать, поскольку ими соблюдены все необходимые предосторожности. Однако Таганская межрайонная прокуратура уже начала проверку деятельности Сахаровского центра на предмет наличия состава преступления (по заявлению православно-патриотического движения «Народный собор»). Между тем до конца экспозиции некоторые работы было решено на всякий случай заменить репродукциями. Как сказал Юрий Самодуров, «мы прежде всего музейщики, и какой бы ни была дальнейшая судьба выставки и музея, работы не должны пострадать ни в коем случае».




полная версия страницы