Форум » КУЛЬТУРА » Frankfurter Rundschau//Отношения между Русской православной церковью и Ватиканом более чем прохладные. » Ответить

Frankfurter Rundschau//Отношения между Русской православной церковью и Ватиканом более чем прохладные.

BNE: В ссоре с братской церковью Флориан Хассель Православные россияне не пожелали принять папские жесты примирения Отношения между Русской православной церковью и Ватиканом более чем прохладные. Православные считают, что католики поставили под сомнение их монополию в России. Когда Папа расставался с иконой из своих личных покоев, этот шаг задумывался как жест примирения. Десять лет икона Казанской Божьей матери провисела в покоях Иоанна Павла II. Летом 2004 года икона, которой российские верующие приписывают чудодейственную силу, вернулась на свою родину. Кардинал Вальтер Каспер передал ее 28 августа 2004 года на богослужении в одном из московских соборов. Собственно, Иоанн Павел II хотел передать икону лично, что должно было стать кульминационным моментом его первого визита в Россию. Однако до визита дело не дошло, как и до желанного для Папы сближения между католиками и православными – во всяком случае теми, что живут на российской земле. Католическая и православная церкви официально разделены с 1054 года, когда Папа Лев IX и патриарх Михаил Керуларий взаимно отлучили друг друга от церкви. С тех пор христианские церкви все больше отчуждались: в богослужении, в молитвах и даже в календарях. Иоанн Павел II, в основном на последнем десятилетии своего понтификата, пытался добиться согласия православной церкви на посещение России, расценивая его как первый шаг на пути нового сближения и возможного воссоединения двух церквей. Но Русская православная церковь видела в Риме, прежде всего, нежелательного конкурента. После падения коммунизма в России было покончено не только с подавлением православной церкви, но и с подавлением католиков – потомков переселившихся когда-то в Россию немцев, поляков или итальянцев. К неудовольствию православных священников во вновь создаваемых католических общинах собирались не только давние католики, но и молодые россияне, которые предпочли более простые католические ритуалы и зачастую более образованных священников. Сегодня на 143 млн россиян приходится от 600 тысяч до миллиона католиков. Когда в феврале 2002 года Ватикан повысил статус четырех своих российских «апостольских администраций» до полноценных епархий во главе с архиепископами, отношения между церквями снова обострились. Алексий II, глава Русской православной церкви, метал громы и молнии, говоря о Ватикане как об «иностранном правительстве», которое пытается создать «на российской земле» незаконные властные структуры. Как минимум пяти католическим священникам пришлось расстаться с российской визой; в начале декабря 2002 года в некоем правительственном документе католическая церковь была представлена как угроза для национальной безопасности России. После этого о визите Папы речи уже не шло. Патриарх Алексий II холодно прокомментировал даже возврат иконы Казанской Божьей матери: он, мол, надеется, что Ватикан наконец-то «всерьез хочет вернуться на позиции уважения к нашей церкви». В конце своего письма с соболезнованиями в адрес Ватикана Алексий выразил надежду, что «начинающаяся новая эпоха в жизни Римско-католической церкви» приведет к улучшению отношений между братскими церквями, что надо понимать: мол, придет новый Папа, который оставит в неприкосновенности монополию православной церкви в России. На похоронах Иоанна Павла II Алексия будет представлять митрополит Кирилл, главный дипломат Русской православной церкви. Переведено 06 апреля 2005

Ответов - 9

BNE: Для Иоанна Павла II Россия осталась запретной землей Натали Нугайред Россия, наряду с Китаем и Монголией, осталась одной из немногих стран, которые Иоанн Павел II так и не смог посетить. Московский патриархат выступал против его визита, ставя в упрек Католической церкви «прозелитизм» на землях русского православия. Русская религиозная иерархия особенно негодовала по поводу конфликтной ситуации на западе Украины, где тысячи церквей, захваченные православными при Сталине, в начале 90-х годов были вновь взяты под контроль верующими греко-католического обряда. В воскресенье, 3 апреля, Владимир Путин лично почтил память Иоанна Павла II – «выдающегося деятеля современности». Российский президент сказал, что он сохранил «самые теплые воспоминания» о двух своих встречах с Папой в Италии – в июне 2000 и ноябре 2003 года. Но он не упомянул о словах, сказанных им в январе 2002 года во время визита в Польшу: тогда президент заявил, что он «готов в любой момент пригласить Папу» в Россию, добавив, что «это, увы, зависит не от меня». Вопрос о том, искренен ли российский президент в данном вопросе, остается открытым. При Владимире Путине Русская православная церковь установила тесные связи с политической властью. Недавние события на Украине и в Грузии (где Папа побывал в 1999 и 2001 годах) лишь усилили у православных русских ощущение того, что они стали жертвами западного заговора. Неделю назад Владимир Путин общался с иерархами Православной церкви в Костромском монастыре, где он одобрил идею объявить национальным праздником 4 ноября – в память о том дне 1612 года, когда польские захватчики-католики были изгнаны из Кремля. Четыре постоянных епархии. В воскресенье Патриарх всея Руси Алексий II выразил надежду, что «наступающий новый период в жизни Римско-католической церкви поможет обновить между нашими Церквами отношения взаимного уважения». Российские телеканалы посвятили смерти Папы специальные передачи, но только радио «Эхо Москвы», сохраняя критический в отношении Кремля тон, сделало акцент на вкладе Иоанна Павла II в сокрушение коммунизма и упомянуло о предполагаемой причастности КГБ к покушению на жизнь Папы в 1981 году. И Владимир Путин, и Алексий II в свое время работали на КГБ: – первый был подполковником, второй – священником, возведенным в сан при Сталине, а в 1958 году завербованным советскими спецслужбами под кодовым именем «Дроздов», о чем свидетельствуют архивные документы, обнаруженные в Эстонии. В России насчитывается около 600 тысяч католиков (на 144 млн жителей страны), в большинстве своем выходцев из Польши или Германии и многочисленных потомков людей, сосланных при Сталине. Для этой общины последние годы были отмечены напряженностью в отношениях с православными, усиливавшейся с каждой бесплодной попыткой Папы ступить на российскую землю. В 2002 году Московский патриархат заявил протест в связи с созданием Ватиканом четырех постоянных епархий на территории России. В 2003 году Алексий II воспротивился приезду Папы в Казань, где тот собирался вернуть хранившуюся в Ватикане икону Богоматери XVIII века. Когда в августе 2004 года икона была возвращена (в отсутствие Папы), Православная церковь объявила ее «копией». Иоанн Павел II побывал в семи бывших советских республиках и совершил лишь один виртуальный визит в Россию в марте 2002 года. Спутниковая связь позволила ему поговорить с верующими, собравшимися перед экраном в московском соборе Непорочного Зачатия. Тогда Алексий II назвал это «вторжением». Переведено 05 апреля 2005

BNE: В РПЦ все еще бурлят подводные течения, враждебные к Ватикану и Папе Стивен Ли Майерс, Эрин Арведланд В августе прошлого года делегация из Ватикана прибыла сюда со старой русской православной иконой, которую Папа Иоанн Павел II хранил в своих частных хранилищах. Уже на исходе своего понтификата Папа Римский надеялся, что возвращение иконы, известной как икона Казанской Божьей Матери, сможет наконец помочь ему в исполнении одного из его давних и неосуществленных желаний: посетить Россию. Не помогло. Еще до того как икона была доставлены, глава Русской православной церкви патриарх Алексий II отклонил этот жест примирения и исключил возможность визита Папы, как он делал и раньше. Он сказал президенту России Владимиру Путину, что этот образ – «одна из множества копий», а не оригинальная икона, которая впервые появилась в Казани в 1579 году и почиталась как чудотворная, прежде чем исчезла во время революции 1917 года. «Поэтому, – добавил он, – нет никакой необходимости, чтобы Папа лично ее привозил». Смерть Иоанна Павла II официально в России оплакивается как уход человека, которого Путин назвал «выдающимся деятелем современности, с именем которого связана целая эпоха». Однако за публичными выражениями соболезнования продолжают бурлить подводные течения подозрительности и враждебности, которые разделили лидеров двух самых крупных конфессий христианства – Римско-католической церкви и Русской православной. Несмотря на широко распространенное мнение, что Папа способствовал падению коммунизма, а это освободило православных верующих России от семидесятилетнего гнета государства, Папе ни разу не удалось достичь примирения с патриархом, не говоря уж о том, чтобы сгладить противоречия, связанные с многовековым расколом между католицизмом и православием. Наоборот, отношения после распада СССР только ухудшились. По мере того как православная церковь занималась восстановлением разрушенных храмов и пыталась вернуть себе утраченный духовный авторитет, Ватикан и его харизматичный лидер стали восприниматься как угроза, направленная против православия. Лидеры православия неоднократно обвиняли Ватикан в попытках заниматься прозелитизмом, несмотря на уверения католиков в том, что они только обслуживают российских католиков, которых насчитывается около 600 тысяч. Протоиерей Всеволод Чаплин, высокопоставленный представитель РПЦ, сказал во вторник, что католические священники и монахи упорно стараются обращать людей в свою религию. «Чтобы поднять отношения на новый уровень, мы ожидаем, чтобы Римско-католическая церковь вернулась к практике сотрудничества, а не соперничества», – сказал он в телефонном интервью. Иоанн Павел II, который сделал поездки по миру ключевым элементом своего папского правления, посетил другие бывшие советские республики и в ноябре встретился со Вселенским патриархом Константинопольским Варфоломеем I, главой православной церкви. Однако в России, где политическое влияние православной церкви в последнее время значительно выросло, оппозиция священников благополучно разрушила надежды на возможность визита Папы, несмотря на приглашения со стороны последнего советского лидера Михаила Горбачева, который встречался с ним, будучи еще главой коммунистической партии в 1990 году, и со стороны Путина, встречавшегося с Папой дважды. После их последней встречи в Ватикане в 2003 году Путин признался, что, хотя он хотел бы стать первым российским лидером, принявшим Папу в России, но ему пришлой уступить патриарху. Горбачев в интервью, данном во вторник, сказал, что Папа противостоял коммунизму, но критиковал и капитализм. Это, сказал Горбачев, поддерживает правильность политики перестройки и открытого общества в СССР. В то же время, добавил он, Ватикан внес свой вклад в противостояние с Русской православной церковью. «Католическая церковь не проявила деликатности в отношении православной церкви, особенно в постсоветский период», – сказал он. Максимально ухудшились межконфессиональные отношения, когда в 2002 году Ватикан повысил статус четырех своих апостольских административных представительств в России до традиционных епархий во главе с епископами. Российское правительство по настоянию РПЦ выдворило из страны ряд католических священников и отказало в выдаче виз другим. Российская православная церковь направляет на похороны в пятницу свою делегацию во главе с митрополитом Кириллом, руководителем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сам Алексий отказался присутствовать на похоронах. Отец Всеволод заявил, что патриарх обычно не присутствует на похоронах зарубежных религиозных или политических деятелей. Путин также предпочел воздержаться от поездки. Россия будет представлена премьер-министром Михаилом Фрадковым. Даже своей смертью Иоанн Павел II сумел вызвать вспышку враждебности в некоторых. В среду Алексей Митрофанов, депутат парламента от националистической партии ЛДПР, предложил ограничить освещение средствами массовой информации смерти и похорон Папы, заявив: «Нельзя не видеть, что эта колоссальная пропагандистская кампания играет на руку Ватикану и католицизму». Парламент отклонил это предложение. Директор Центра социально-религиозных исследований Института Европы РАН Анатолий Красиков сказал, что православная церковь упустила историческую возможность. «Никто не знает, будет ли следующий Папа так настойчив в своем желании протянуть православной церкви дружескую руку, – сказал он. – Лично я считаю, что мы упустили имевшийся у нас шанс наладить сотрудничество между христианами всего мира». Другие связывают существующую напряженность с российской неуверенностью, исторически глубоко укоренившейся в стране. «Я почти уверен, что первого Папу-славянина не допустили к пастве русской церкви по той же причине, по которой раньше коммунистическая партия глушила «вражеские голоса»: из страха сравнения», – написал политический комментатор Петр Романов в критической статье, опубликованной в понедельник официальным российским информационным агентством. «Иерархам православия невыносима сама мысль о появлении Папы на заполненной людьми московской площади или, что еще хуже, в храме Христа-Спасителя». Переведено 07 апреля 2005

BNE: Папа и недоросли Господин из ЛДПР по сути прав. Смерть папы римского Иоанна Павла II действительно стала «колоссальной пропагандистской акцией», как выразился этот депутат на свойственном ему языке. Он не ошибся: жизнь и смерть Кароля Войтылы, чья судьба в эти дни в центре внимания всех мировых телеканалов, больно задевает Россию. Поэтому депутат Митрофанов требует, чтобы профильный комитет Госдумы задумался о несоразмерности освещения в наших СМИ траурных церемоний, проходящих в Ватикане. Он также считает неоправданно высоким уровень представительства России на похоронах, куда президент отправил Фрадкова. Большинство народных избранников его не поддерживает, хотя сотня набралась, но многие другие с ним тоже согласны - видно по лицам. В самом деле, колоссальное событие наблюдают сегодня россияне. Чрезвычайно опасное для их неокрепших душ. Только дело тут не в православии и католицизме, не в их конкуренции, что так тревожит Митрофанова, путающего веру христианскую с матчем футбольным. Сравнивая судьбы своих высших иерархов с жизненным подвигом Папы, наши сограждане просто могут задуматься о несхожести этих путей. Вера-то у всех одна, кто верует. Способы служения разные. Папа был очень светлым, добрым и веселым человеком. Наши церковные начальники в массе своей поражают мрачностью, косностью, иногда и злобой. Папа был в вере тверд – еще с того подпольного кружка в оккупированной немцами Польше, когда рисковал жизнью за свои проповеди. Бывшие советские иерархи чуть не сплошь повязаны с КГБ, многие и по сей день, с той лишь разницей, что нынче это не слишком и скрывается. Папа был убежденным антикоммунистом. Эти что ни день (вместе с главами других конфессий) возносили молитвы во здравие советского правительства и боролись за мир в составе пригэбленных делегаций, как нынче сражаются за державность и особый путь. Понтифик был объединителем и примирителем, за годы своего папства он объездил почти весь свет – за исключением России. Сюда его не пустили те же самые мрачные и косные, толпой стоящие у президентского трона. Бегали от него, как черти от ладана. Митрофанов первым догадался: Папа их перехитрил. Своей мученической кончиной он превозмог все границы и запреты, явившись к нам в самый что ни на есть прайм-тайм, заставив заговорить о себе все наши говорящие головы на всех гостелеканалах. А где смерть – там и биография, в которой мужественное многолетнее противостояние тоталитарному режиму, и всеобщая любовь поляков, и поразительные проповеди, и таинственное покушение со следами, ведущими в Кремль, и глубокая вера – такая удивительная и непостижимая после всего, что его Польша вместе со всем человечеством испытала в XX веке. И эти его последние, невысказанные слова у окна папской резиденции, и детская обида в глазах на свой беспомощный возраст, и сокрушенный, мучительный, последний, прощальный взмах руки. Пропагандистская акция? Еще какая! Если можно пропагандировать добро, пиарить сочувствие и любовь к людям, агитировать за Господа, то вся жизнь понтифика была такой «акцией». Ну и конечно, Польша – вечный соблазн и укор нашей Родине. Все эти бесконечные разделы при вечной тяге к свободе, да еще Молотов с Риббентропом, и Катынь, и «Солидарность», едва не раздавленная нашими танками, но хватило ума не учинять себе в Варшаве второй Афганистан... У Папы не было ни одной дивизии, о чем своевременно известили еще тов. Сталина, но пример Иоанна Павла II неожиданно показал, что можно и так, без дивизий, одной только верой и солидарностью освободить от коммунистической чумы свою страну, а вскоре и все соседние, включая самую зараженную и большую. «Нельзя не видеть, что идет», – изъясняется с думской трибуны опечаленный Митрофанов, и он опять прав, бедняга. Вместо харкотины его шефа, скачущего по думским креслам, народ российский наблюдает на телеэкранах и обсуждает зрелище непривычное и такое от нас далекое. Папа Римский умер, и миллионы людей провожают его в последний путь, и горе их огромно и прекрасно, как огромна и прекрасна была жизнь этого человека. Надо бы запретить, да опять нету кворума. Илья Мильштейн 07.04.2005 версия для печати дословно Алексей Митрофанов депутат фракции ЛДПР Россия - не католическая страна. И поэтому каждый день передавать о событиях в Ватикане, причем с деталями - кто эти кардиналы, что они будут делать, - совершенно не нужно.Участвовать в глобальной пропагандистской акции католической церкви нельзя. Считаю также завышенным и уровень нашего представительства. Зачем премьера, тем более еврея, посылать на похороны папы? Уровень должен быть адекватен роли, которую католики играют в России. К примеру, это мог бы быть председатель комитета по религиозным организациям Госдумы. Если приезжают главы государств, в которых доминирует католическая религия, - я еще могу понять. Ну а мы-то что туда лезем? Не надо быть заложниками Запада, посылать в Ватикан высочайшего уровня делегации. «Известия», 07.04.2005 справка Иоанн Павел II До избрания на папский престол - Кароль Войтыла. Родился 18 мая 1920 года в Вадовицах (Краковское воеводство, Польша) в семье военнослужащего. В 1938 г. после окончания гимназии поступил на философский факультет Ягеллонского унверситета в Кракове, но был вынужден прервать обучение в связи с началом войны. Во время гитлеровской оккупации в 1940-1941 гг. работал на краковском химическом заводе «Сольвей», играл в самодеятельном театре-студии «Рапсодия». Принимал участие в деятельности нелегального католического кружка. В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию Кракова. 1 ноября 1946 г. был рукоположен в сан священника архиепископом Кракова Адамом Стефаном Сапегой. В 1946-1948 гг. учился в Риме на философском факультете Доминиканского университета «Ангеликум», а также в католических университетах Фрибурга (Швейцария) и Лувена (Бельгия), активно занимаясь пастырской деятельностью среди польской эмиграции. По возвращении в Польшу в 1948 г. выполнял функции викария в приходе села Неговиц (1948-1949 гг.), а затем в одном из городских приходов Кракова (1949-1951 гг.). В 1953 г. получил степень доктора морального богословия на теологическом факультете Ягеллонского университета и вел курс лекций по социальной этике в Краковской духовной семинарии. В 1956 году был назначен заместителем профессора в Люблинском католическом университете и в следующем году получил должность доцента. 4 июля 1958 г. по назначению Папы Пия XII стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 г. был рукоположен в сан епископа. 13 января 1964 г. Папа Павел VI назначил его архиепископом и митрополитом Кракова, а 26 июня 1967 г. возвел в сан кардинала. Был избран Папой Римским 16 октября 1978 г. и принял имя Иоанн Павел II; интронизация состоялась 22 октября 1978 г. Владеет шестью иностранными языками, автор философских и теологических трудов, в том числе пьес «Золотых дел мастера», «Брат нашего Бога», «Роковая весть», книг «Любовь и ответственность», «Личность и деятельность», «Переступить порог надежды», поэм и стихотворений. Опубликовал ряд энциклик, среди которых наиболее известными являются: «Redemptor hominis» (1979), «Dives in misericordia» (1980), «Laborem exercens» (1981), «Slavorum apostoli» (1985), «Divinum et vivificantem» (1986), «Solicitudo reu sociale» (1987). Официальный титул: Епископ Рима Викарий Иисуса Христа Преемник Князя Апостолов Верховный первосвященник Вселенской церкви Патриарх Запада Примас Италии Архиепископ и митрополит Римской Провинции Глава государства Града Ватикан Раб рабов Божьих Annuario Pontificio 2000; Христианство (словарь), М., 1994.


BNE: Коммунистические спецслужбы шпионили за Каролем Войтылой Кристоф Шатло Задолго до того, как стать всемирно известным Папой, Кароль Войтыла фигурировал в секретных сводках политической полиции коммунистического режима, который в 1963 году причислял его к «опасным идеологическим противникам». На этот факт указывает историк Марек Ласота, сотрудник Института национальной памяти – учреждения, ведающего архивами бывших польских спецслужб. В интервью, опубликованном в среду польской газетой Gazeta Wyborcza, Ласота отметил, что еще в 1946 году имя Кароля Войтылы появилось в досье УБ (польских спецслужб, переименованных впоследствии в СБ) в связи с его участием в патриотической демонстрации. Был дан приказ начать «разработку» 26-летнего священника. Его рукоположение в епископы Кракова в 1958 году, а затем, пять лет спустя, возведение в архиепископы того же города лишь еще больше привлекло к нему внимание спецслужб. Кароль Войтыла укрепил позиции Церкви в окрестностях Кракова, где он установил тесные связи с интеллектуалами антикоммунистического толка. Следя за Каролем Войтылой, режим одновременно рассчитывал использовать его в целях раскола польской Церкви. Этого открытого и прогрессивно настроенного архиепископа власть пыталась противопоставить несгибаемому Стефану Вышинскому, сидевшему в 1953-1956 годах в коммунистических застенках. Но эта стратегия потерпела провал. В начале 70-х годов СБ «усиливает наблюдение за всеми группами, связанными с Каролем Войтылой, прослушивает его телефонные переговоры и сосредотачивает внимание на его светском окружении», – говорит ученый. Архивы, изученные Ласотой, который собирается опубликовать книгу на эту тему, свидетельствуют о том, что избрание Иоанна Павла II в 1978 году, скорее всего, не стало для режима сюрпризом. Как бы то ни было, власти явно не понимали всего значения этого события. Об этом свидетельствует «реакция первого секретаря ПОРП Юзефа Чирека, который сказал, что пусть лучше Войтыла будет папой в Ватикане, чем примасом здесь». Лишь через год, во время первого паломничества Иоанна Павла II в Польшу, власть в полной мере оценит мощь его «дестабилизирующего» воздействия. Этот визит заставляет спецслужбы напрячь все свои силы для проведения операции «Лето – 1979». Цель: выяснить политические планы Папы «по просьбе всех спецслужб советского пространства» и нейтрализовать оппозиционные круги. Около 60 тысяч милиционеров в форме и 20 тысяч агентов в штатском следят за ходом паломничества и его участниками. «Современная подслушивающая и записывающая аппаратура берется напрокат у «Штази» и КГБ». Подставные журналисты и подставные телохранители записывают все разговоры, ведущиеся в машинах и на квартирах. В тюрьмах Кракова власти заготавливают места для трехсот потенциальных арестантов. Следующие два визита – в 1987 и 1987 годах – также будут проходить под плотным контролем. Переведено 15 апреля 2005

BNE: Итальянские СМИ: Новым Папой будет кардинал из ФРГ В итальянские СМИ просочилась информация, что явным фаворитом на предстоящих выборах нового глава Римской Католической церкви является немецкий кардинал Йозеф Ратцингер. Corriere della Sera и La Repubblica, ссылаясь на свои источники в Ватикане, сообщают, что представитель ФРГ с каждым днем получает все большую поддержку. При этом оппоненты Й.Ратцингера никак не могут сойтись на имени альтернативного кандидата. Итальянские газеты, тем не менее, считают, что на конклаве ожидаются многочисленные споры касательно личности нового понтифика. Официального подтверждения из Ватикана нет и судя по всему не будет. Участники конклава неделю назад отказались общаться с прессой и продолжают хранить своеобразный обет молчания. Между тем, в Германии в среду вышла в свет книга самого Йозефа Ратцингера, в которой 77 летний уроженец Баварии рассказал о своем видении будущего католицизма. Из нее следует, что Й.Ратцингер предлагает консервативный путь развития церкви и «возращение к истокам». В частности, немецкий кардинал выступает резко против разводов, браков гомосексуалистов, клонирования. Кроме того, Й.Ратцингер недоволен так называемым «мультикультурализмом» – смешением разных культур, которое наблюдается сейчас в разных странах Европы. В своем обзоре книги Й.Ратцингера газета Suddeutsche Zeitung пишет, что кардинал считает европейское христианство спасением для цивилизации на континенте. Каждый день в Ватикане проходят переговоры кардиналов. Известно, что из 140 кардиналов в конклаве примут 115 руководителей церкви в возрасте не старше 80 лет. 14.04.2005

BNE: В Ватикане избран новый Папа Римский В Ватикане над Сикстинской капеллой поднялся белый дым и зазвонили колокола. Это значит, что конклав кардиналов избрал нового Папу Римского. Им стал 78-летний кардинал из Германии Йозеф Ратцингер. Он избрал для своего понтификата имя Бенедикт XVI. Об этом объявил в Ватикане кардинал Медина Эстебес. Люди, терпеливо ожидавшие избрания понтифика на площади перед Сикстинской капеллой, встретили это известие бурными аплодисментами и громкими возгласами. Следует отметить, что у кардинала Й.Ратцингера были наибольшие шансы стать Папой Римским, по мнению итальянских газет Corriere della Sera и La Repubblica. Ссылаясь на анонимные источники в Ватикане, издания отмечают, что конклав кардиналов уже за неделю до выборов нового понтифика склонялся в сторону кандидатуры немецкого кардинала. Декан коллегии кардиналов, глава конгрегации по вопросам вероучения Йозеф Ратцингер находится на своем посту с 1981г. Он был одним из самых приближенных к Иоанну Павлу II людей. Й.Ратцингер предлагает европейцам вернуться к христианским корням и обратиться к собственным культурным ценностям. Он выступает против гомосексуализма, клонирования и разводов, а спасение для мировой цивилизации предлагает искать в христианстве, исповедующемся в Европе. Напомним, что сегодня был второй день выборов высшего иерарха Римской католической церкви. Первый тур выборов Папы Римского не дал результатов – из трубы повалил черный дым. Однако верующие, собравшиеся на площади, сначала приняли его за белый и начали аплодировать. За дымом из трубы наблюдали около 40 тыс. верующих, собравшихся на площади Св. Петра в Ватикане. Избрание нового понтифика по традиции проходит в обстановке полной изоляции от внешнего мира. До начала заседания по избранию нового папы кардиналы поклялись соблюдать секретность и не обсуждать процедуру голосования и ее возможный исход. Всего в конклаве имеют право принимать участие 117 кардиналов, однако в реальности их только 115. Два кардинала - из Мексики и с Филиппин - не смогли прибыть в Ватикан по состоянию здоровья. Для утверждения кандидатуры нового папы за него должны проголосовать более двух третей собравшихся кардиналов. 19.04.2005 Биография новоизбранного Папы Римского Бенедикта XVI Новым Папой Римский стал 78-летний кардинал из Германии – Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI. Й.Ратцингер возглавлял коллегию кардиналов и конгрегацию по вопросам вероучения – прямую преемницу знаменитой инквизиции. Он также был одним из самых приближенных к Иоанну Павлу II людей. Кардинал Й.Ратцингер был выбран в ходе третьего голосования конклава, в котором участвовали 115 кардиналов. Напомним, на выборах главы Римско-католической церкви в 1978г., когда папой был избран Иоанн Павел II, кардиналам потребовалось 9 голосований. Всего в конклаве имели право принимать участие 117 кардиналов, однако в Ватикан прибыли только 115. Два кардинала - из Мексики и с Филиппин - не смогли прибыть в Ватикан по состоянию здоровья. Для утверждения кандидатуры нового папы за него должны были проголосовать более двух третей собравшихся кардиналов. Йозеф Ратцингер блестящий интеллектуал и богослов, но при этом убежденный консерватор. Он получил прозвище «железный кардинал». Прославился своей нелюбовью к разводам, абортам, гомосексуальным бракам, клонированию и мультикультурализму. Й.Ратцингер был возведен в кардинальский сан в 1977 году. Хотя по возрасту есть кардиналы и старше его, он носит кардинальский пурпур дольше всех. Он участвовал во Втором Ватиканском соборе, реформировавшем Католическую церковь, но не одобряет некоторые его реформы. Несколько лет назад американские епископы одобрили новый перевод Священного Писания, в котором многие термины мужского рода были заменены на понятия среднего рода (чтобы не дискриминировать женщин). Кардинал Ратцингер добился запрета «ревизионистского» перевода. Между тем в Германии недавно вышла в свет книга самого Йозефа Ратцингера, в которой уроженец Баварии рассказал о своем видении будущего католицизма. Из нее следует, что Й.Ратцингер предлагает консервативный путь развития церкви и «возращение к истокам». В своем обзоре книги Й.Ратцингера газета Suddeutsche Zeitung писала, что кардинал считает европейское христианство спасением для цивилизации на континенте. В 2003г. во Всемирной Паутине появился сайт на английском языке, посвященный жизни и служению кардинала Йозефа Ратцингера, префекта Конгрегации вероучения. На главной странице провозглашена миссия кардинала Йозефа Ратцингера – провозглашать и защищать доктрину веры и морали в католическом мире. Эти слова Иоанна Павла II объясняют популярность фан-клуба кардинала. По всей видимости, на конклаве возобладала умеренно-консервативная тенденция и мир получил Папу-традиционалиста. 19.04.2005

BNE: «С военными маршами на устах» Херманн Унтерштегер «От члена гитлерюгенда до Папы Ратци» – британские желтые СМИ так и ждут, чтобы разоблачить нового немецкого Папу как нациста. При этом сам Ратцингер никогда не скрывал своего прошлого и причастности к гитлерюгенду Упорство, с которым определенная часть британской бульварной прессы пытается выжать из истории молодости Папы Бенедикта XVI нечто «нацистское» тем более удивительно в свете того, что сам Йозеф Ратцингер не раз откровенно рассказывал об этом периоде в своей жизни. Это можно прочитать как в книге воспоминаний «Из моей жизни», так и в написанной вместе с германским публицистом Петером Зеевальдом книге бесед «Соль земли». Ратцингер родом из семьи, члены которой были баварскими патриотами и поэтому они с недоверием встретили возникновение уродливой националистической идеологии. Хотя его отец был полицейским, он был не в ладах с новыми властями и поэтому, как никогда раньше, мечтал об уходе на пенсию. Открыто в оппозиции он не выступал, хотя и выписывал антинацистский журнал под названием «Прямой путь». Что касается членства в гитлерюгенде, то брата Ратцингера Георга, который старше его на три года, взяли в гитлерюгенд, что было обязательным, а его самого внесли в списки, когда он учился в семинарии в городе Траунштайн. По его собственным словам, скоро он перестал туда ходить, хотя посещение гитлерюгенда давало право на скидку при оплате школы, которая была ему очень нужна; но один благоволивший ему учитель, член национал-социалистической партии, благополучно уладил этот вопрос без лишнего шума. Сохранилась фотография, на которой изображен 16-летний помощник люфтваффе Йозеф Ратцингер. На ней он выглядит не вполне по-военному, довольно рассеянно, и в самом деле – от него не требовали каких-то значительных военных подвигов. Всех семинаристов из Траунштайна одной группой призвали в Мюнхен в зенитную артиллерию, где они служили с августа 1943 по сентябрь 1944. Ратцингер был в подразделении, которое должно было засекать местоположение подлетавших самолетов и передавать данные на орудия. У этой военной службы была и гражданская сторона, в том смысле, что семинаристы продолжали посещать школу по сокращенной программе. Никаких значительных военных действий В сентябре 1944 года Ратцингера уволили из зенитной артиллерии, и, когда он вернулся домой, его уже ждал призыв на трудовую повинность. Эту повинность ему нужно было нести на протяжении двух месяцев в области Бургенланд в Австрии, причем о местном начальстве – выходцах из австрийского легиона нацистов старой закалки – у него остались особенно плохие воспоминания, потому что они постоянно склоняли молодых людей к «добровольному» вступлению в СС. Его желание стать священником, хотя и обрекало его на всевозможные насмешки, однако оградило от вербовки. Зимой 1944-45 годов Йозеф Ратцингер еще раз попал в пехоту, но не на фронт. «Нам раздали новую униформу, – пишет он, – и заставили с военными песнями на устах маршировать по Траунштайну – быть может, чтобы показать гражданскому населению, что у Гитлера еще есть солдаты». Вторая мировая война окончилась для нового Папы в американском плену. Он оказался на свободе 19 июня 1945 года. Переведено 22 апреля 2005

bne1: “Церковь должна видеть людей, а не границы” Беседа с архимандритом Астриком Варсеги о примирении ветвей христианства Среди иерархов венгерской католической церкви архимандрит Астрик Варсеги слывет вольнодумцем. Старается избегать теологических догм, держится в стороне от внутриполитической борьбы, в которую здешняя церковь охотно включилась после десятилетий вынужденного воздержания при социализме. Но главным “грехом” здешнего предстоятеля ордена Бенедиктинцев считают его страстную приверженность эйкуменизму, регулярные самостоятельные контакты с Русской Православной церковью и даже своего рода дружеские отношения с Алексием II. Архимандрит Астрик Варсеги: Часто спрашивают, кто поручал мне контакты с православной церковью. Отвечу прямо: никто. Я действовал по собственной инициативе и по воле Божьей. Наш орден связывают с православием давние узы. В писаниях Святого Бенедикта упоминается православный поп отец Василий. И хотя наш орден имеет итальянские, западные корни, мы считаем православную ортодоксальную церковь своим близким братом. Паннонхолмское аббатство ведет историю с 996 года, когда Запад и Восток еще не разделились так четко, поэтому наши связи имеют исторический характер. На одной из стен аббатства, сооруженной в 1137 году, имеются пока неразгаданные нами греческие письмена, скорее всего имена. Это означает, что наш монастырь Святого Мартина на венгерской земле был своего рода перекрестком, местом встречи двух культур, двух религий. И хотя в 1054 году произошел раскол христианства, учредительная грамота основанного при короле Андраше в 1055 году в Венгрии Тиханьского монастыря упоминает, что в его кельях жили монахи-славяне. И вплоть до воцарения на венгерском троне династии Арпадов две религии здесь мирно сосуществовали. Во времена, когда Венгрию захватили Габсбурги, естественно соперничество усилилось. Оставив в книге наших почетных гостей замечательную запись, Алексий еще раз подтвердил, как хорошо он себя здесь чувствовал. Именно эти отношения побудили меня принять приглашение Его Святейшества и побывать в Москве с ответным визитом, а потом бережно развивать наши контакты. Я человек простой, не люблю сложностей и хитроумия. Главы двух христианских церквей должны переступить через баррикады накапливавшихся веками предрассудков, страхов, антипатий и открыть новую страницу. Почему - ответят историки. Но и после этого наши связи не прервались: мы регулярно обменивались с Алексием посланиями, своими трудами по теологии. Когда я побывал вновь в Москве в 1996 году, то попросил Его Святейшество рекомендовать мне книгу об истории православной церкви, которую мы могли бы издать на венгерском языке. Хотелось, чтобы в Венгрии лучше знали историю окружающих нас народов. И такая книга вскоре у нас вышла. Такова предыстория моей недавней поездки в российскую столицу. В феврале я отправил Его Святейшеству к Дню рождения посылку с паннонхалмскими винами последнего урожая. Он прислал мне теплое письмо со словами благодарности и пригласил снова побывать в Москве в качестве его гостя. Вот тут позвольте мне отступление. В годы социализма русская православная церковь была обречена на страдание. Выпали испытания и на долю венгерских церквей. Было бы недостойно сравнивать степень гонений, я просто считаю православие церковью мучеников веры. Мне известно, что православие негативно относится к Униатской греко-католической церкви, но ведь и она тоже была мучеником веры. Обе эти церкви страдали от одного общего гонителя. В основе разногласий между православной и католической церковью лежит обвинение в прозелитизме – стремлении распространить границы своей веры на страны и регионы, где традиционно преобладала другая религия. Но разве можно говорить о канонизации религиозных границ в сегодняшнем глобализующемся, меняющемся мире? Ведь на этом основании христиане должны были бы, например, покинуть Северную Америку. Сегодня католическое духовенство не ведет сознательную работу по переманиванию чужой паствы, а попросту идет туда, где уже есть ее верующие. Или взять волжских немцев, да любую национальную общину, переселившуюся или насильно переселенную в другое место.Ныне верующие-католики есть повсюду. А эмиграция – православные общины - тоже есть ныне во многих уголках земного шара. Убежден, что в современном мире эту проблему следует решать по-новому. Мы можем продолжать наши споры и ссоры – мир попросту уйдет дальше, оставив нас всех позади. Церковь должна видеть людей, а не границы. Когда полтора десятилетия назад в Венгрии поменялся политический строй, мы тоже думали, что вокруг нас – одни католики. Сегодня уже знаем, что это не так. Наш главный соперник – секуляризация общества. Так обстоит дело и в России - конечно, в иной культурной среде. Долг католиков и православных един - сообща нести людям слово Божие, показывать путь к торжеству добра и человеческого духа. 15 июля

BNE: Папа римский Бенедикт XVI проповедовал в синагоге Сегодня папа римский Бенедикт XVI посетил синагогу в Кельне. Выступая перед представителями еврейской общины Германии, папа римский заявил об усилении антисемитизма и ксенофобии в Европе. "К сожалению, сегодня мы наблюдаем усиление антисемитизма и враждебного настроения по отношению к иностранцам", - отметил Бенедикт XVI. Понтифик заявил также, что намерен продолжить начатое его предшественником Иоанном Павлом II улучшение отношений между христианами и иудеями. "Мы должны лучше узнать друг друга", - подчеркнул он. Также он призвал обе мировые религии бороться со злом. Визит в Германию - первая зарубежная поездка нового главы Римской католической церкви. Понтифик пробудет в Германии до воскресенья, 21 августа 2005г. В кельнской синагоге он присутствовал на молитве, посвященной памяти евреев, убитых нацистами в годы Холокоста. Он назвал Холокост "немыслимым преступлением", а правление нацистов - "самым мрачным периодом в истории Германии". Бенедикт XVI стал вторым понтификом в истории, посетившим синагогу, отмечает AP. Первым был папа Иоанн Павел II, в 1986г. посетивший синагогу в Риме. Между тем, бывший "железный" кардинал Йозеф Ратцингер, родившийся в Германии, в юности являлся членом молодежной нацистской организации, однако по собственному признанию, этот шаг – вступление в Гитлер-югенд – являлся простой формальностью, примерно также как и членство в пионерской организации в советские времена. 19.08.2005



полная версия страницы