Форум » КУЛЬТУРА » ГАЗЕТА//Иерархи РПЦ призывают власти переквалифицировать солдат-семинаристов в капелланов » Ответить

ГАЗЕТА//Иерархи РПЦ призывают власти переквалифицировать солдат-семинаристов в капелланов

BNE: Святой казарменный дух Иерархи РПЦ призывают власти переквалифицировать солдат-семинаристов в капелланов Сегодня открывается Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ), где среди прочего будет обсуждаться тема "Возрождение духовности в вооруженных силах". Участники собора готовы обратиться к президенту Дмитрию Медведеву с предложением пересмотреть нормы закона о воинской службе, принятые в 2006 году, согласно которым семинаристы лишились отсрочек от армии. Кроме того, деятели РПЦ предлагают ускорить введение института военных священников. В воинских частях и на кораблях уже сейчас проводят службы около 2 тысяч священников. Точное число студентов духовных учебных заведений, призванных после недавней отмены отсрочки в армию на год, не поддается учету. Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан считает, что семинаристов в армии быть не должно, по крайней мере на срочной службе. По его мнению, из-за призыва пустеют приходы, тормозится духовное окормление мирян и мужание батюшек, а безопасность страны не повышается. По мнению архиепископа, молодые батюшки гораздо лучше справлялись бы с ролью военных священников. Эта позиция РПЦ уже давно подвергается отчаянной критике представителей других конфессий, прежде всего мусульман: они также хотят на законной основе заниматься окормлением военных. Военные духовники за границей Наиболее известным институтом военных священников считаются капелланы вооруженных сил США. На специализированных сайтах говорится, что ВС требуются священнослужители всех конфессий, во всяком случае, авраамических - римские католики, протестанты, православные, иудеи и мусульмане. Им предлагаются значительные социальные льготы - медицинская страховка, удобный пенсионный план, частичная или полная оплата дальнейшего обучения и так далее. Впрочем, и требования, предъявляемые к желающим стать капелланом, жесткие. Прежде всего сам человек не может претендовать на должность капеллана, его кандидатуру должна представить церковь, к которой он принадлежит. Кандидат должен иметь научную степень не ниже магистерской с теологической специализацией, иметь опыт служения в религиозной общине не менее двух лет и быть не старше 50 лет. Кроме того, кандидат должен пройти экзамен по физкультуре. Капелланы могут работать как полный рабочий день (тогда их назначают в действующую армию), так и неполный (тогда они служат с резервистами, проходя ежемесячные мини-тренировки и раз в год - двухнедельную). Капелланами в действующей армии могут быть только американские граждане. Для того чтобы работать с резервистами, достаточно иметь вид на жительство в США. В ряде исламских стран роль капелланов выполняют войсковые муллы. В их задачи входит руководство коллективной молитвой военнослужащих, они также разбирают вопросы религиозного характера. Обычно войсковые муллы получают определенное воинское звание, однако фактически они полностью свободны от военных обязанностей. Например, в армии Ирана проходят службу десятки войсковых мулл, чьей деятельностью руководит главный мулла армии. Эти духовные деятели работают не только в обычных, но и в элитных военных корпусах, например, в рядах Корпуса стражей исламской революции. В Афганистане эта система тоже сохранилась, хотя и не в таком четком состоянии. Кроме того, войсковые муллы могут быть штатными и внештатными. Внештатники - это обыкновенные призывники, которые имеют определенную религиозную подготовку и могут выполнять соответствующие обязанности. АНТОН ИВАНИЦКИЙ, ИГОРЬ КРЮЧКОВ Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан вчера заявил, что на соборе среди других будет обсуждаться и вопрос службы духовенства в армии - как по призыву, так и в качестве капелланов. Как рассказал корреспонденту «Газеты» владыка Феофан, в результате отмены с 1 января отсрочки от призыва для духовенства призывного возраста, в том числе рукоположенного в сан, начали пустеть приходы. «Я сам служил в армии, как и мои четверо братьев, - пояснил владыка. - Но сейчас речь идет о том, что церковь должна окрепнуть». По словам архиепископа, молодых священников, которых немало, посылают окормлять паству в самые отдаленные приходы, для которых и так не просто найти священников. «Этот молодой человек имеет сан, а значит, не может брать в руки оружие», - отметил владыка. Если отправить в армию даже всех молодых священников и семинаристов, считает владыка Феофан, это не решит проблемы укрепления обороноспособности и безопасности. Владыка отметил, что в его епархии на Северном Кавказе он сам духовно окормляет много войсковых частей. «Я вижу, какая есть острая нужда в том, чтобы были священники в армии, и как часто, как глотка воды или воздуха, молодые воины хотят услышать слово и утешения, и вразумления», - сказал Феофан. По его словам, схожей позиции придерживаются многие иерархи церкви. По священнику в каждой части Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов сообщил корреспонденту «Газеты», что сейчас в Вооруженных силах работает около 2 тысяч священников. Они охватывают практически все части в России. При этом священники работают в частях бесплатно, как выразился отец Димитрий, «за счет религиозного энтузиазма». Как правило, священников в казармы направляют епархии в качестве дополнительной нагрузки к приходской жизни. «Я на собственном опыте неоднократно убеждался, что работа полковых священников сокращает дедовщину и поднимает боевой дух, даже сокращается количество суицидов и побегов из частей, - отметил протоиерей. - Я убедился на собственном опыте, что выпускники семинарий, которые идут служить в армию, проявляют духовную сознательность, и уровень дисциплины у них выше, чем у остальных призывников». Сейчас выпускники семинарий идут служить на общих основаниях, как и студенты светских вузов. От службы в армии освобождаются только обладатели священного сана. В прошлый призыв от службы освободили 108 священников. Военнослужащие другого вероисповедания тоже не остаются без духовных наставлений. Даже если к части не прикреплен имам или раввин, православные священники помогают солдатам связаться с местными священнослужителями нужной конфессии. Священная война с дедовщиной Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин также считает, что опыт священнослужителей помогает улучшить моральный климат в частях. «Несомненно, духовная составляющая в армии должна укрепляться. Практика показала, что в частях, где работают священники, снижается уровень дедовщины и поднимается боевой дух, - заявил Каньшин корреспонденту «Газеты». - Это хорошо подтвердилось в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе». Он уверен, что церковь и государство должны двигаться навстречу друг другу, хотя государство уже создало необходимую законодательную, нормативную, штатную и материально-техническую основу для деятельности института полковых священников в условиях повседневной деятельности войск и при выполнении боевых задач. «При этом очень важно, чтобы религиозные деятели работали с учетом многонационального и многоконфессионального состава военнослужащих», - подчеркнул Каньшин. Батюшка с Кораном в руках Впрочем, в Госдуме до сих пор сомневаются в том, что окормление армии необходимо. Первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей генерал-полковник Аркадий Баскаев заявил корреспонденту «Газеты», что этого делать нельзя. "У нас в России только коренными считаются 160 национальностей, представители каждой из них служат в Вооруженных силах, - говорит депутат. - И четыре традиционные религии, священники каждой из которых в этой ситуации должны быть откомандированы в воинские части". Генерал напомнил, что ссылки на императорскую российскую армию сейчас не актуальны: там были национальные формирования (например, «Дикая дивизия», калмыцкие и другие части), но они были моноконфессиональными, и личному составу каждой требовалось окормление представителей только одной религии. Как полагает член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков, священники армии все же нужны. «В тех армиях мультиконфессиональных стран, с которыми я знаком, один капеллан может выполнять ритуальные действия разных религий», - рассказал Шлыков корреспонденту "Газеты" и привел в пример армию США. Правда, Шлыков сам не исключает, что в российских условиях против такого «духовного совмещения» протестовать, скорее всего, будут в первую очередь сами верующие. Межконфессиональный подход Говорить о введении в армии и на флоте института капелланов в РПЦ начали еще в конце 1990-х годов. Сначала на уровне средней руки духовного начальства патриархии, затем - вплоть до патриарха. В 2005 году впервые из уст начальника главного управления воспитательной работы Минобороны генерала Николай Резника прозвучала мысль о введении института армейских священников. К февралю 2006-го Главная военная прокуратура даже написала соответствующий законопроект «О полковых священниках». Тогда он вызвал недовольство мусульманского духовенства и самой армии. Муллы критиковали священников за якобы нарушения Конституции. Комментируя законодательную инициативу о военном духовенстве, муфтий Нафигулла Ашигов заявил, что введение капелланства не соответствует конституционным принципам и может принести раскол в армию. По его мнению, введение штатных священников в армии приведет к тому, что люди, имеющие на руках оружие, отвечающие за безопасность страны, будут вынуждены в рамках одной роты выяснять, кто из них мусульманин, кто - христианин, кто как поклоняется. Премия за счет сокращения В 2013 году в Российской армии будут служить 1 млн человек. Об этом после совещания у президента Дмитрия Медведева вчера заявил министр обороны Анатолий Сердюков. Нынешняя численность ВС достигает 1,13 млн человек, из которых 430 тысяч составляют офицеры. За четыре с половиной года предполагается сократить всего 130 тысяч человек. Ранее уменьшить личный состав до такой численности планировалось медленнее - к 2016 году. За счет освободившихся средств Сердюков намерен поднять доходы офицеров. «Мы предлагаем двигаться более ускоренными темпами, понимая, что денежное довольствие нужно будет существенно поднять», - сказал Сердюков. Правда, прибавки будут выдавать не всем, а в качестве премий наиболее отличившимся, например, по итогам тех или иных учений. По прогнозу министра, они коснутся только 10% офицерского состава. Для этих целей решено создать поощрительный фонд, из которого в 2009 году будет выплачено 25 млрд рублей, в 2010-м - 31 млрд рублей, в 2011 году - 42 млрд. Как сообщил министр, надбавки будут выплачиваться, во-первых, в частях постоянной боевой готовности, а также специалистам высокотехнологичных сфер обороны. «Полагаю, что это будет стратегическая авиация, подводный флот, РВСН, Космические войска», - пояснил Сердюков. По его словам, будет разработана целая система критериев, на основании которой будут выплачиваться премии. МАДИНА ШАВЛОХОВА Как обеспечить свободу совести (вероисповедания) в Российской армии? ВЛАДИМИР ВОЙНОВИЧ, писатель: - Прежде всего солдат нужно оберегать от того, чтобы им не навязывали насильно ту или иную религию. А еще за рубежом (не только в воинских частях, но и, скажем, в больницах) есть специальные молельные комнаты, куда может прийти человек любой веры и помолиться. Может быть, и у нас в армии нужно сделать что-то подобное. Да, православным и мусульманам сейчас довольно просто обеспечить доступ к соблюдению своих религиозных ритуалов, но что делать людям, исповедующим не очень распространенные религии? А вот такая молельня для всех, возможно, очень бы в этом смысле помогла. ВИКТОР ОЗЕРОВ, председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности: - А у нас каждый свободен в выборе своего вероисповедания. Если солдат хочет отправить религиозный культ, то можно пойти в увольнение и сделать это. И нет никаких проблем. САЖИ УМАЛАТОВА, председатель Российской политической партии мира и единства: - А в чем, собственно говоря, сложность? Главное - чтобы были желание и воля, ничего невозможного нет. Хочешь верить - верь, но будь честным, чистым и нравственным. Бог един для всех людей, в том числе и для тех, кто проходит воинскую службу. Я езжу по воинским частям, а недавно вернулась из Чечни и могу засвидетельствовать, что сейчас в армии воцаряется мир и покой. Я была в Грозном и ни одного плохого слова о военных не услышала. Помню, чеченские ребята вечером собрались прогуляться по городу и, увидев, что я с опаской отношусь к этой затее, сказали: «Чего же нам бояться? Здесь же военные стоят». Поджигателям войны надо просто головы оторвать, а некоторым военачальникам не нужно сталкивать людей и нельзя разделять их ни по национальному, ни по религиозному принципу. АРКАДИЙ ИНИН, писатель, сценарист: - По-моему, у нас в стране существует свобода совести, и это, кстати, в Конституции записано. Видимо, во время прохождения воинской службы каждый должен иметь возможность соблюдать определенные религиозные обряды. Но я являюсь атеистом и считаю, что подобное вообще не нужно. И тем не менее я уважаю чувства верующих, и если они считают необходимым молиться во время воинской службы, то пусть делают это. Главное - чтобы это было не в ущерб службе. Впрочем, и изучение марксизма-ленинизма в ленинских комнатах тоже не должно было быть в ущерб службе, но ведь и на это тратили уйму времени. ГЕОРГИЙ ШПАК, экс-губернатор Рязанской области, бывший командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-полковник: - При царе в русской армии служило 97% православных, и лишь 3% тех, кто исповедовал другую веру. Так что в то время такой проблемы в армии не было. Тогда православные и мусульмане никогда не служили в одной части. А теперь представители разных конфессий могут служить в одном и том же полку. Сейчас, например, в Воздушно-десантных войсках довольно успешно идет работа по введению в каждый полк православных священников. А вообще, сейчас тот, кто желает, имеет полный доступ и к православию, и к мусульманству, и к иудейству. Не думаю, что проблема вероисповедания является главной для нашей армии, и никаких запретов на отправление религиозного культа не существует. Условия равны для всех. НАТАЛЬЯ КРАЧКОВСКАЯ, народная артистка России: - Духовное воспитание людей, конечно же, очень необходимо, и об этом в армии должно думать прежде всего командование. Знаете, возможность отправления религиозных культов нужно просто-напросто записать в устав. Иными словами, по-военному поставить задачу и выполнить. Православным - церкви, мусульманам - мечети и так далее. 23.06.2008 / АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН Материал опубликован в "Газете" №115 от 24.06.2008г.

Ответов - 10

BNE: Воцерковление молодежи в интернете станет приоритетом РПЦ Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил 25 июня, что не считает уважительными причины, которыми епископ Анадырский и Чукотский Диомид объяснил свое отсутствие на Архиерейском соборе Русской православной церкви. Диомид сослался на недомогание. "Документы, которые он представил, с юридической точки зрения не являются свидетельством реальной болезни", - считает Кирилл. На Архиерейском соборе планируется обсуждение выступлений епископа Диомида против священноначалия Русской православной церкви, которое он обвиняет в отступлении от чистоты вероучения и соглашательстве с "богоборческим государством", а также в ереси экуменизма (развития межконфессионального диалога). 24 июня, в первый день работы собора, у стен храма Христа Спасителя, где он проходит, произошла потасовка с участием нескольких сотен сторонников и противников епископа Диомида. Три человека, задержанные накануне у храма Христа Спасителя за несанкционированный пикет в поддержку Диомида, привлечены к административной ответственности. Уличные акции продолжаются и во второй день, но проходят без инцидентов. Активными участниками пикетов в поддержку патриарха стали члены молодежного движения "Наши", широко известного в сети фотографиями девушек в красном. В выступлении священника Владимира Вигилянского на Соборе 25 июня, прозвучал призыв привлекать молодежь в церковь через интернет. "Мы обязаны им предоставить альтернативу тому потоку распущенности, порока, насилия, культа денег, который разлит в Интернете", - сказал руководитель Пресс-службы Московской Патриархии и предложил сделать приоритетом заботу о воцерковлении молодежи через церковные интернет-сайты. Напомним, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседании 15 апреля постановил провести очередной Архиерейский Собор с 24 по 29 июня 2008 года. Для участия в Соборе приглашены епархиальные архиереи, викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы приглашаются для участия в заседаниях Архиерейского Собора, но не имеют права участвовать в голосовании. Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1019394.html

BNE: Епископ Диомид лишен сана Архиерейский собор РПЦ лишил сана епископа Диомида "за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию", сообщает РИА "Новости". Кроме того, собор запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу. Три священнослужителя запрещены в служении до покаяния и один лишен сана. Ранее в пятницу созданная для разбора дела Диомида комиссия на основании "результатов богословско-канонического анализа писем и обращений, подписанных епископом Диомидом", пришла к заключению, что епископ подлежит церковному суду. Диомид, в частности, обвиняет РПЦ в отступлении от чистоты вероучения и соглашательстве с "богоборческим государством", а также в ереси экуменизма. Кроме того, в его посланиях содержатся призывы к изоляции Церкви, ликвидации Отдела внешних церковных связей, к восстановлению монархии, от ИНН, паспортов современного образца и мобильных телефонов. В преддверии Архиерейского собора пятеро представителей духовенства его епархии разорвали молитвенное общение с патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. "В целом рассматриваемые документы, подписанные епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, порочат авторитет Русской Православной Церкви, фактически провоцируют раскол, наполнены духом изоляционизма и экстремизма, толкают Церковь на конфликт с государственной властью и с представителями других конфессий, а также являются соблазном для людей, стоящих "на пороге" Православной церкви", - говорится в заключении богословско-канонической комиссии, которой руководил патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. 27.06.2008 12:18 Справка : Из послания архиепископа Диомида Мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния. "Новые известия", 01.03.2007 01.03.2007

BNE: Епископ Диомид пожаловался на Синод в церковный суд Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, который был отстранен Синодом РПЦ от управления епархией и лишен сана, подал жалобу в церковный суд, передает агентство "Интерфакс" со ссылкой на неназванного представителя Чукотского епархиального управления. Собеседник агентства пояснил, что Диомид не согласен с решением Архиерейского Собора и намерен лично выступить против председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла "с обвинениями в предательстве православия". Когда может состояться заседание церковного суда по жалобе епископа, источник "Интерфакса" не уточнил. Напомним, ранее во время воскресной литургии в Преображенском храме Анадыря Диомид объявил прихожанам, что не намерен ни в чем каяться и подчиняться синодальному решению не будет. 28 июня Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора запретил Диомиду проводить богослужения и проголосовал за его "исторжение из сана", временно назначив управляющим епархией архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка. Сам епископ на Архиерейский собор на явился, сославшись на недомогание. Диомид неоднократно выступал с критикой РПЦ, обвиняя ее, в частности, в соглашательстве с "богоборческим государством" и в "ереси экуменизма" (развития межконфессионального диалога). Участники собора решительно осудили деятельность епископа Диомида, "содержащую в себе нарушение канонических норм и вносящую соблазн в церковную жизнь". По словам источника "Интерфакса", на заседании развернулась бурная дискуссия о том, как именно следует наказать мятежного епископа.


BNE: Патриарх Всея Руси Алексий II отлучен от церкви Бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид, который был недавно лишен своего сана по решению Архиерейского Собора, выступил с открытым обращением "К духовенству Русской Православной Церкви и ко всем Православным Христианам Земли Русской", в котором предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, сообщает радиостанция "Эхо Москвы". Кроме того, отлучению от церкви Диомид подверг главу отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на данном посту, а ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета "и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 17-го года и всех, вместе с ними помышляющих". Опальный епископ также постановил перевести Анадырскую и Чукотскую Епархию на самоуправление. В РПЦ заявление бывшего епископа называли нонсенсом и призвали молиться о его вразумлении. Напомним, что настоящее заявление бывшего архиерея (в "миру" Сергея Ивановича Дзюбана) имеет под собой давнюю подоплеку и связано с тем, что Диомид обвинил РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В 2007г. он опубликовал послание "Ко всем верным чадам святой Православной Церкви", которое, по словам экспертов, могло вызвать раскол в рядах священнослужителей. В июне с. г. деятельность Диомида была осуждена Архиерейским Собором, постановившим лишить его сана, если епископ не покается до следующего заседания Священного Синода. При этом специальная богословско-каноническая комиссия Русской Православной Церкви во главе с патриаршим экзархом Всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом пришла к выводу, что выступления Диомида порочат авторитет церкви и "фактически провоцируют раскол". В связи с этим 27 июня 2008г. Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что "епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду". Любопытно, что Диомид тогда в Москву не приехал, сказавшись на плохое самочувствие. Однако в день открытия Собора (24 июля) у стен московского храма Христа Спасителя, где он проходил, имела место драка между сторонниками опального епископа и активистами движения "Наши". 17 июля 2008г

BNE: Анафема из Анадыря События, связанные с именем бывшего чукотского епископа Диомида (Дзюбана), ярки сами по себе. Диомид стал первым за многие десятилетия действующим епископом РПЦ, который решился на открытый бунт против существующих порядков и при этом вовсе не намерен покидать церковь, чтобы найти себе тихий приют в какой-нибудь иной православной юрисдикции. До него на это отваживался только легендарный архиепископ Ермоген (Голубев), который в 1960-е годы своими апеллирующими к законодательству петициями пытался заставить руководство церкви созвать Поместный собор и дать несколько больше свободы духовенству. Тогда Ермогену даже удалось собрать коалицию из десятка епископов, поддержавших его требования. Разгром коалиции и изощренное унижение популярного и заслуженного архиерея (его лишили церковной пенсии и заперли в отдаленном монастыре) – дело рук тогдашнего управляющего делами Московской патриархии архиепископа Алексия (Ридигера). Он лично писал в Совет по делам религий записки с предложениями о том, как ущучить строптивого иерарха, - для этого в те времена надо было получить санкцию соответствующих органов. Так что все возвращается на круги своя. И теперь требующего созыва все того же Поместного собора – на котором не только епископы, но и священники с мирянами будут иметь право голоса – епископа Диомида с милицией выселяют из собственной квартиры. От чего он, естественно, зажигает не по-детски: предать анафеме половину синода и назначить себя управляющим над крупнейшими епархиями – о чем Диомид объявил на прошедшей неделе из своей временной "резиденции" на мысе Шмидта – такое в голову еще никому не приходило. Не исключено, что мы еще услышим о госпитализации бывшего епископа в реактивном состоянии. А потом и покаянные речи. И короткое сообщение – назначен заштатным викарием в такую-то епархию. О том, что бывшему епископу дали жирный приход или монастырек в управление – как бывшему Екатеринбургскому епископу Никону (Миронову), прославившемуся богохульством и вызвавшему демонстрации священников под лозунгами "Долой голубого епископа", а ныне настоятельствующему в неплохом московском храме, - патриархийные медиа и вовсе не сообщат. У меня лично мало симпатий к епископу Диомиду. И я не склонен героизировать поступки человека, который еще до начала конфликта наговаривал на видео призывы жечь "жидовствующих" и "еретиков". И жечь отнюдь не глаголом. Инженер из Луганска, келейник (денщик) патриарха, назначенный в порядке компенсации епископом в глушь, человек везде и со всеми конфликтовавший, с радикальными националистическими убеждениями, – он потихоньку закипал в своем далеком краю, ну в итоге и взорвался. Теперь он герой у наиболее фундаменталистской части церкви. Серьезного раскола эта история вызвать не может – но отражает внутреннее состояние РПЦ. Да, этот суетливый бородатый человек в больших очках – маленькое зеркало, наглядно демонстрирующее, чем РПЦ является на общеправославном фоне. Ту "Чукотку", на которую Московская патриархия загнала себя сама. Диомид представляет себя в качестве самой правильной фигуры всего русского православия? Пожалуйста, и РПЦ считает себя единственно верной православной церковью мира. И готова разделить этот статус только с сербами. Диомид – русский националист, говорящий дикие для современного уха вещи? И РПЦ тож, несмотря на претензии на вселенскость, в своей реальной работе и риторике отстаивает интересы российского государства и этнических русских, забывая о том, что более половины ее приходов находится за пределами России. Диомид конфликтует с вышестоящим начальством и даже предает его анафеме? Почитайте доклад патриарха на Архиерейском соборе 2008 года в части отношений с первым среди равных – Константинопольским патриархатом, от которого собственно Русская церковь и получила когда-то свой статус, - до чего знакомая лексика там содержится. Московская патриархия говорит, что Диомид боролся с идеологическими оппонентами не только на словах, но и административно – отправлял наиболее образованных священников на периферийные приходы, а подле себя оставлял малообразованных и радикальных? Так ведь любой епископ РПЦ поступает так же. Зачем ему, отбывшему свой срок в семинарии и академии не в классной комнате, а подле тела кого-то из руководителей аппарата церкви, умники рядом? Диомид необразован? Полноте, да кто же из архиереев РПЦ может сейчас содержательно участвовать в богословских дискуссиях с западными, пусть даже православными коллегами? Диомид мало сделал для развития православия на Чукотке, там всего три храма и сотня верующих, что составляет полпроцента населения? Так это можно считать большим успехом, если учесть, что делать там православную жизнь пришлось с нуля. В "православной" Москве и на Пасху меньше процента в храм приходит. Ласковые увещевания спичрайтеров РПЦ, обращенные к Диомиду через СМИ: мол, приди, покайся, и все забудется, – не только желание погасить чрезвычайно неприятный для церкви скандал, который в последние месяцы затмил собой и Архиерейский собор, и все другие темы, связанные с православием в России. Они действительно считают его своим. Плотью от плоти. Вот это-то и ужасно. Николай Митрохин 21.07.2008 14:45

BNE: изверженный Осуждение епископа Диомида Архиерейским собором Московской патриархии изумило всех "басманным" отношением к законности. Все информационные агентства объявили, что еп. Диомид лишен сана. Но это неверно! Ведь если он покается до ближайшего заседания Синода (а это не одна неделя), сан останется при нем. Это неслыханная новация. Все равно что причастить человека условно: мол, если вечером вынесешь ведро, ты сейчас причащаешься Христу, а если не вынесешь, ты сейчас просто хлеб сжевал и вином запил. Новация вдохновляется не милосердием, а желанием создать видимость законности. Ведь законы (каноны) православия запрещают заочный суд, а суд Архиерейского собора был заочным. Вот и пытаются, словно нашкодившие дети, представить дело так, что Диомид сам себя отлучит, коли не покается. "Не виноватая я, он сам". Так в дешевых боевиках злодеи привязывают веревку от спускового крючка к пальцу узника – дернется, сам себя застрелит. Возможно, светская власть России возьмет это на вооружение – смертная казнь под мораторием, а вот таким манером вполне можно решить проблему, натянув нос Европе. Осуждение показало, что у архиереев Московской патриархии на часах пора "между волком и собакой". Время сумерек, когда еще видно, что кто-то бежит, но уже не видно, собака или волк. Еще сохранились остатки какой-то гласности от 1990-х годов, но уже ничего путного из этих остатков не выходит. Расправа с Диомидом – третий звонок: начинается окончательная брежневщина. Либералам заткнули рот пятнадцать лет назад, теперь правым приказано молчать и бояться. Патриархия здесь идет след в след за Кремлем. Полезно помнить, однако, слова Максима Горького: "Не всякий, кто бит нагайками, революционер". Как ни жалко Диомида, но все же он-то скорее волк, тогда как осудившие его существа скорее прирученные Теми, Кому Надо. В реакции прессы и просто людей отчетливо сквозит сочувствие к пострадавшему владыке - и действительно, жалко. Как лимоновцев жалко, посаженных за попытку добиться приема у президента и прочие безобидные и законные деяния. Это часть более широкого вопроса об отношении к врагу своего врага. В России вероятность того, что враг Кремля любит свободу, составляет не 50, а 10 процентов. Большинство отечественных врагов деспотизма – сторонники еще большего деспотизма. Деспотизм их отсекает, чтобы удержаться от власти. Так Гитлер укрепил свою власть, уничтожив ремовских боевиков, Сталин – уничтожив троцкистов. Поведение врага деспотизма может быть свободным, а это именно то, что дорого сердцу свободолюбца. В этом отношении нацболы, современные коммунисты и т.п. куда демократичнее многих (не всех!) идейных демократов. Смотреть, однако, надо и на принципы. Применительно к светской политике это означает, что в борьбе с чекистской деспотией не следует опираться на сторонников деспотии большевистской или марксистской. Какая разница, кто собрался дирижировать, если не хочешь играть в оркестре! Если же говорить о церковной политике, то большинство противников Московской патриархии враждебнее свободе, чем она. Еп. Диомид и его сторонники заслуживают уважения как люди, не желающие подчиняться торговцам благодатью. Между тем Московская патриархия как организация строится сейчас именно как колоссальная франшиза, сеть закусочных, куда всякий может забежать и на определенных, не очень обременительных условиях получить порцию уверенности в своем спасении, не принимая на себя никаких обязательств и уж подавно без зачисления в штат сотрудников столовой. Тем не менее идеи еп. Диомида куда хуже идей лидеров Московской патриархии. У тех одна идея – власть и собственное благополучие. У еп. Диомида и подобных ему – власть и благополучие других. Если бы Гитлер радел о своем благополучии, не было бы миллионов жертв – но он радел о других. Бояться этих радикалов не следует. Любить их можно и нужно, как и всех врагов свободы. Только надо четко понимать, что из любви следует, а что нет. Иисус говорит, что любовь к врагам похожа на отношение Бога к грешникам: Бог разрешает солнцу светить на всех. Иисус показывает Свою любовь к врагам, когда не зовет небесные воинства, чтобы те защитили от врагов, и когда уже на кресте этих врагов прощает. Можно смеяться над верой в то, что есть какие-то армии, помимо перечисленных в справочниках генштаба. Можно смеяться над словами прощения, которое звучит из уст бессильного умирающего. Нельзя смеяться над самой идеей. Любовь к врагу - очень трезвая и практичная идея, потому что она не включает в себя идею что-то у врага взять. Любовь к врагу не заключает с врагом союза. Согреть, напоить, накормить - это все от себя к врагу. Простить – это врагу от себя. От врага себе – ничего. Иначе это была бы не любовь к врагу, а предательство себя. Бороться за освобождение национал-большевиков нужно, объединяться с ними - нет. Бороться за свободу совести для старообрядцев или диомидовцев (а их ждут испытания) нужно, но еще более нужно понимать, что домостроевщина есть явление античеловеческое. С большинством фундаменталистов-оппозиционеров очень легко и приятно общаться. Они не отравлены ядом парткомовщины, который с каждым годом все глубже проникает в казенную религиозность. Однако они остаются врагами человечности (кстати, среди них очень много священников–евреев и антисемитов, тогда как под патриархом Алексием II даже антисемитизм не поможет еврею стать священником). К чему это ведет, показала история поглощения русской эмигрантской церкви – "карловчан" - Кремлем и его церковью. История длилась пятнадцать лет, завершилась в 2007 году. Безусловно, воссоединение было хорошо проплачено. Это очень стыдно, очень печально, но это самое смягчающее обстоятельство, которое объясняет, как многолетние антисоветчики – протоиереи, архиереи – полюбили стукачей и их чекистских руководителей. Главная же причина – внутри себя белоэмиграция была того же духа, что красная революция. Митрополит Вениамин (Федченков) отмечал это сразу же после Гражданской войны: с обеих сторон бесновались гордыня, равнодушие к свободе, готовность убивать ради государства российского и его величия. Если бы потомки белоэмигрантов не имели внутри себя червоточины, не ставили Россию выше Христа, величия России выше смирения Христова - никакие деньги или угрозы не привели бы их под десницу недавних противников. Церковная номенклатура – выхолощенные, бездушные манипуляторы, социальные инженеры, к тому же с квалификацией жэковского сантехника. Но точно такова и светская номенклатура. Это не случайно – это две ветки одной и той же бесплодной смоковницы деспотизма. В церковной жизни самое опасное не потребительская массовка, не циничная "верхушка варьете", а псевдолибералы, пытающиеся соединить слова о либерализме со вполне фундаменталистским, манипулятивным взглядом на людей и жизнь. Блудословие псевдолиберализма вдыхает подобие жизни в бездушную систему. Так и в светской жизни: если бы умеющие читать и писать люди объявили бойкот лжи, та бы долго не продержалась. Казус с церковными оппозиционерами, подобными еп. Диомиду, священнику Михаилу Ардову, иеромонаху Григорию (Лурье) - называю известных в СМИ людей, - помогает понять казус со светскими радикалами. Радикализм церковной "крайней" в том, что она не считает остальных верующих христианами. Это в ее глазах так, попугаи: слова догматов повторяют, подлинной же силы веры не имеют. Сейчас с нами очень благодушно и вежливо общаются, но случись победа – зачистят так, как ни один Путин не зачистит. Радикализм светской "крайней" в том, что она не считает людьми демократов и прочих своих врагов (а у нее все враги). Объединяться с нами для победы можно, но людьми – взрослыми, ответственными людьми - мы не являемся. Мы материал для воспитания, преобразования, манипуляции, инжиниринга. Кажется, страшно: выходит, у власти кроме основного парашюта есть еще и запасной – случится что с Московской патриархией, призовут Диомида, или старообрядцев, или старостильников (как призвали взамен марксистов патриархию). Ужас, ужас, ужас и Арканар в глазах? Да нет, какой там Арканар. Скорее уж Кин-дза-дза. Это даже не развалины империи, это развалины развалин, покрытые толстым слоем глянцевито поблескивающей нефти. Помогать живущим в ней надо, но не надо вместе с ними валяться в грязи, пить, врать и пытаться дворцовыми интригами победить дворцовую психологию. Не мы первые, не мы последние в очереди к свободе. Очередь движется медленно, да еще некоторые норовят нас опередить - и опережают. Может, потому что не обременяют себя сомнительными союзниками. Священник Яков Кротов 30.06.2008 14:48

BNE: Теология не попала в список научных специальностей Комиссия по номенклатуре специальностей научных работников на заседании 19 декабря в пункте, предложенном Министерством образования и науки Российской Федерации - "Философия религии и религиоведение, религиозная философия", - после горячих дебатов отвергла вторую часть - "религиозную философию", под видом которой в российскую науку должна была "проникнуть" теология. По словам одного из членов комиссии, решение уже принято, хотя многим функционерам из Минобрнауки оно не нравится. Таким образом, "Философия религии и религиоведение", как и прежде, признается научной специальностью, между тем как теология и религиозная философия остались официально не признанными в качестве отраслей науки. Номенклатура специальностей научных работников за последние годы не включала в себя богословские специальности. Ее пункт 09.00.13 до 2004 года был сформулирован как "Религиоведение, философская антропология, философия культуры", а затем - "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры". Введения теологии в номенклатуру научных специальностей настойчиво добиваются представители Русской православной церкви и представители других конфессий (в частности, протестанты). Против признания теологии научной дисциплиной категорически выступил ряд академиков, написавших знаменитое "письмо десяти". Их противники - сторонники религиозного образования - отмечают, что в настоящее время в России, где юридически закреплена и стандартизирована система высшего профессионального теологического образования, отсутствует лишь последний элемент - возможность защиты диссертаций по теологии, что обусловлено отсутствием в государственной системе аттестации научных работников ученой степени кандидата и доктора наук по теологии согласно номенклатуре специальностей научных работников.

BNE: Церкви разрешат возвращать имущество из музеев Правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений рассмотрела новую редакцию закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", пишет сегодня "Коммерсантъ". Согласно ей, церкви передадут не только федеральную, но и региональную собственность. По документу, чтобы получить имущество в собственность, религиозной организации необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявкой, в которой она должна доказать свое право на получение имущества. Речь в законопроекте идет не только о возврате храмовых комплексов и земель, но и имущества, которое относится к музейным предметам и коллекциям из музейного фонда РФ, а также архивных документов. Таким образом удастся в дальнейшем избежать скандалов, подобных тому, что разразился в ноябре 2009 года, когда Министерство культуры приняло решение о передаче иконы Торопецкой Божией Матери из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в элитном коттеджном поселке "Княжье озеро". Против этого активно выступили музейные работники, опасавшиеся, что икона может быть повреждена. Также Министерство культуры подготовило законопроект, согласно которому государство будет выделять средства на восстановление и реставрацию памятников, переданных церкви. На этом ранее настаивали представители религиозных конфессий, которые жаловались, что на "восстановление порушенных храмов" у них средств нет. Таким образом, у государства появится возможность выделять деньги из бюджета на реставрацию и восстановление недвижимости, которая ему уже принадлежать не будет. 14 января 2010г.

BNE: // 16.04.2010 В Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими Статс-секретарь - замминистра обороны РФ Николай Панков сообщил, что в структуре Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими. "В Главном управлении воспитательной работы Вооруженных сил создано управление по работе с верующими военнослужащими, которое будет курировать институт армейских священников в войсках", - заявил Панков в ходе заседания круглого стола, которое прошло сегодня в рамках выставки-форума "Армия и общество". Он отметил большое значение создания в Вооруженных силах института военных священнослужителей. Замминистра не сказал, кто возглавит новое управление. Ранее представитель Главного управления воспитательной работы ВС полковник Игорь Сергиенко сообщил, что новое управление Минобороны по работе с верующими военнослужащими может возглавить священнослужитель Русской православной церкви (РПЦ). "Рабочая группа Минобороны подготовила проект создания в центральном аппарате военного ведомства управления по работе с верующими военнослужащими, которое, как ожидается, может возглавить священнослужитель РПЦ", - сказал полковник. Он уточнил, что управление будет руководить институтом священнослужителей, вводимом впервые в Вооруженных силах РФ. По данным исследований и опросов Социологического центра Вооруженных сил, сегодня более 70% военнослужащих армии и флота считают себя верующими. Из них около 80% верующих относят себя к православным христианам, около 13% - к мусульманам, около 3% - к буддистам, 4% - к приверженцам иных верований. На территории частей Минобороны сейчас действует 530 храмов. NEWSru.com

BNE_Home: Россия будет официально праздновать день смерти князя Владимира Государственный статус получил в России День крещения Руси, который будет отмечаться в стране 28 июля. Именно 28 июля (15 июля по старому стилю) 1015г. умер киевский великий князь Владимир Святославович, креститель Руси, причисленный позже к лику святых. Русская православная церковь отмечает день памяти равноапостольного святого князя Владимира в этот же день. Сегодня Совет Федерации принял поправки в закон "О днях воинской славы и памятных датах России" и утвердил государственный статус праздника. Соответствующий законопроект был разработан Министерством культуры РФ по поручениям президента страны Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Госдума РФ 19 мая одобрила поправки к закону. День крещения Руси не будет выходным днем, поскольку дни воинской славы и памятные даты России таковыми не являются. 26 мая 2010г.



полная версия страницы