Форум » КУЛЬТУРА » ИНТЕРФАКС//В российских школах с 2009 года появится предмет "Духовно-нравственная культура" » Ответить

ИНТЕРФАКС//В российских школах с 2009 года появится предмет "Духовно-нравственная культура"

BNE: 24 декабря 2007 года, 14:51 В российских школах с 2009 года появится предмет "Духовно-нравственная культура" Москва. 24 декабря. ИНТЕРФАКС - "Основы православной культуры" будут преподаваться в российских школах в рамках обязательного предмета "Духовно-нравственная культура" уже с 2009 года, сообщил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "В компонент "Образование", который будет принят с 1 сентября 2009 года, заложен предмет "Духовно-нравственная культура", - сообщил он во вторник на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства в храме Христа Спасителя. Алексий II отметил, что в последние годы Русская православная церковь постоянно ставила вопрос о том, чтобы "ОПК" преподавались в школах "не факультативно, а в программе школьного образования", и предлагаемая система, по мнению патриарха, предоставляет для этого все возможности. В рамках этой системы мусульманские школьники смогут изучать основы ислама, еврейские ученики - основы иудаизма, а неверующие школьники - курс внерелигиозной этики. Как отметил патриарх, ожидается, что в российских регионах, где "Основы православной культуры" уже преподаются, это будет продолжаться "незыблемо, до принятия компонента в 2009 году".

Ответов - 14

BNE: Решение о введении религиозного образования в школах было принято на прошедшей в Калуге конференции, проведенной по инициативе Министерства образования. Патриарх подчеркнул, что для тех, кто исповедует другие религии, следует ввести соответствующие предметы, а атеистам будет преподаваться курс "Основы нравственной этики". Комментариев из Министерства образования и науки РФ в связи с высказыванием главы РПЦ пока не последовало, передает РИА "Новости".

BNE: 24.12.2007 18:31 Статистические данные об РПЦ за 2007 год 24 декабря, выступая на ежегодном епархиальном собрании г. Москвы, патриарх Алексий II привел, как всегда, статистические данные об РПЦ за 2007 г. Цитируем по сообщению Патриархии.ru: "в Русской Православной Церкви — 142 епархии; 193 архиерея, из них 143 правящих и 46 викарных; 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 732 монастыря: из них в России мужских — 219, женских — 240, в странах СНГ — 128 мужских и 139 женских монастырей, и в странах дальнего зарубежья — три мужских и три женских монастыря. Общее количество приходов — 27942. Общее число духовенства — 29751, из них священников — 26540, дьяконов — 3301".

BNE: — 14.03.2009 00:27 — У настоятеля Свято-Донского монастыря похищен внедорожник Mercedes В Москве у настоятеля Свято-Донского монастыря отца Агафадора (в миру Адама Маркевича) похищен внедорожник Mercedes Benz G-500 2007 года выпуска. Как сообщил источник в правоохранительных органах, об угоне настоятель сообщил лично в дежурную часть УВД «Донской». По словам источника, Маркевич рассказал, что припарковал иномарку возле монастыря по адресу Донская площадь дом 1 накануне вечером. Отсутствие автомобиля он обнаружил сегодня в 15.00 мск. http://www.gazeta.ru/news/auto/2009/03/14/n_1340741.shtml В Управлении информации общественных связей ГУВД столицы подтвердили угон автомобиля по указанному адресу.


BNE: Алексий II на Рождественском богослужении пожелал Дмитрию Медведеву сил и мужества Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил с Рождеством Христовым присутствующего на праздничном богослужении в храме Христа Спасителя в Москве первого заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с супругой, пожелал ему сил и мужества в деле служения Отечеству. Как 7 января передают "Вести", патриарх особо отметил, что, кроме прямых обязанностей, Дмитрий Медведев отвечает за реализацию национальных проектов в области здравоохранения, жилья и сельского хозяйства. "За это время вам пришлось много поездить по регионам России и на собственном опыте вы знаете, как преодолевать имеющиеся трудности", - сказал патриарх. Алексий II пожелал кандидату в президенты, "чтобы радость светлого праздника укрепляла ваши силы, давала мужество на служение во благо многострадального народа и Отечества". "Пусть свет Вифлеемской звезды освещает ваш жизненный путь", - пожелал предстоятель Дмитрию Медведеву, стоящему в окружении воспитанников Хотьковского Покровского женского монастыря и воскресной школы храма Христа Спасителя. На праздничном богослужении в храме Христа Спасителя присутствует около пяти тысяч человек http://www.regnum.ru/news/939581.html

BNE: Как и Великий пост, предшествующий Пасхе, Рождественский продолжается 40 дней, в продолжение которых запрещено есть всё скоромное, то есть мясо, яйца и мясомолочные продукты, а вино дозволено лишь в дни, разрешенные церковным Уставом: это все воскресенья, а также праздники, например, 4 декабря — введение в Храм Богородицы, 8-го — Отдание Праздника Введения, 19 декабря — почитание Святителя Николая и т.д. (все даты — по новому стилю). Но кто сегодня в России, садясь в полночь 31 декабря (18 по старому стилю) за новогодний стол, думает о Посте? И что, нарушая его, он (она) совершает большой грех? Даже те, кто в последние годы обратились к лону Церкви и вроде бы стали верующими христианами. Но не будем спешить их обвинять в ханжестве. По существу грешить их заставляет не кто иной, как сама Церковь. Виной всему разнобой в календарях, по которым живут народ и РПЦ. И когда у всех мирян 1 января, в русском православном календаре Рождественский пост не просто в разгаре, а наступает время самого строгого его исполнения — даже рыбы вкушать нельзя, не говоря уже о традиционном шампанском. Отсюда и вся та неразбериха и полный кавардак, которые сопутствуют у нас в последние годы новогодним праздникам: начиная с 25 декабря по новому стилю (Рождество по григорианскому календарю) и до 19 января (Крещение по старому стилю, конец Святок), идет сплошная пьянка или тягучее безделье. Большие убытки несёт народное хозяйство. Никто толком не работает в стране: в Рождественские каникулы все заняты тем, что только «отмечают» — кто по-новому, кто по-старому, а кто от тоски на луну воет. Помимо чисто социально-политической несуразицы, календарный разнобой приводит к большим экономическим потерям. http://www.apn.ru/opinions/article18860.htm

BNE: Николай Валуев: "Не может быть спорт без Церкви ... 05.06.2007 Николай Валуев: «Не может быть спорт без Церкви, как любой человек не может быть без Бога». 4 июня знаменитый боксер Николай Валуев, во время пребывания в Екатеринбурге посетил Храм-на-Крови в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших. После знакомства со святынями храма, Николай Валуев поделился своими мыслями об этом святом месте: «Мне кажется, что я даже не успел все посмотреть, потому что на самом деле времени было мало. Но то, что я увидел, просто потрясло - и замечательный храм, и такое покаянное место. Хотя здесь было совершено страшное убийство, я думаю, что Господь это место не обойдет Своей благодатью». В Екатеринбургской епархии уже несколько лет действует Спортивный отдел, который также посетил боксер. «Может быть, потому что спорта раньше не было, общение священников и спортсменов не прописано в церковных канонах, – сказал Николай Валуев. Но на самом деле не может быть спорт без Церкви, как любой человек не может быть без Бога. Потому это абсолютно нормально, чтобы спорт был вместе с Церковью. Это правильно». Телеканал «Союз»/Седмица.Ru http://kazan.eparhia.ru/pnews/?id=7626&print=1 =========== Вынесен приговор Николаю Валуеву За избиение охранника спорткомплекса боксера приговорили к штрафу в 130 тысяч рублей 9 января 2008, 16:40 Текст: Денис Нижегородцев, Мировой суд Калининского района Петербурга постановил, что боксер Николай Валуев должен выплатить охраннику спорткомплекса «Спартак» в Санкт-Петербурге Юрию Сергееву 30 тыс. рублей за телесные повреждения, причиненные ему боксером, и еще 100 тыс. рублей в качестве возмещения морального ущерба. Инцидент произошел два года назад, всё это время длилось разбирательство дела. Защита спортсмена обещала сразу же обжаловать приговор. http://www.vz.ru/society/2008/1/9/136609.html Фото из статьи http://www.vz.ru/upimg/m_136609.jpg ============================================== Однако IMHO оригинальные взгляды у г-на Валуева на роль РПЦ при мордобое Как и на отношение РПЦ к алкоголmysv практикам и к алкоголю (который он рекламирует)

BNE: Крестовый подход Минобрнауки одобрило концепцию РПЦ о преподавании духовно-нравственной культуры Министерство образования и науки одобрило разработанную Русской православной церковью концепцию создания учебного плана "Духовно-нравственная культура" и рекомендовало Российской академии образования учесть предложения церкви при разработке нового государственного стандарта образования. Как пишет во вторник "Коммерсант", эту проблему обсудили накануне на Рождественских чтениях глава Минобрнауки Андрей Фурсенко и митрополит Калужский и Боровский Климент. "Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс", - обратился митрополит к общественности. Минобрнауки согласилось с предложением РПЦ. "Концепция направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов", - заявил Фурсенко. В отличие от прежних религиозно-образовательных инициатив РПЦ, сейчас предлагается, чтобы нравственным воспитанием занялись не только православные, но и мусульмане, иудеи и буддисты. Учтены и интересы атеистов: если родители не захотят, чтобы основы нравственности их детям преподавались на религиозно-культурологической основе, будет введен предмет нерелигиозного, философско-культурологического характера. Однако представители других религиозных организаций по-прежнему не согласны с инициативой РПЦ: несмотря на декларируемых плюрализм, они опасаются засилья православия в школах. В конце 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что с 2009 года "Основы православной культуры" будут преподаваться в российских школах в рамках обязательного предмета "Духовно-нравственная культура". Ранее ОПК внедрялись в школьные программы в рамках регионального компонента. Этот предмет преподавали в Смоленской, Калужской, Брянской и Белгородской областях как обязательный, а еще в 11 регионах - как факультативный. В начале декабря президент подписал закон, отменяющий региональный и школьный компоненты в среднем образовании. 29.01.2008 08:17 http://grani.ru/Society/m.132909.html

BNE: Опрос: Треть россиян не знают ни одной заповеди Треть россиян (33 процента) не помнят или не знают ни одной из десяти библейских заповедей. Как передает Интерфакс, таковы результаты опроса, проведенного ВЦИОМ. Среди последователей православия ни одной заповеди не назвали 27 процентов, среди неверующих и колеблющихся между верой и неверием - больше половины (57-61 процент). Наиболее известная заповедь - "не убий", ее назвали 56 процентов опрошенных. "Не укради" вспомнили 52 процента, "не прелюбодействуй" - 25. Менее популярными оказались "почитай отца и мать" (13 процентов), "не лжесвидетелствуй" (10), "не сотвори себе кумира" (8) и "не желай дома ближнего своего" (7 процентов). Наименее известны респондентам предписания "не произноси имени Господа всуе" (3 процента), "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (2), "чти день субботний" (2 процента). Часть опрошенных отнесла к десяти заповедям иные предписания, такие как "возлюби ближнего своего" (15 процентов), "живи по совести, не греши" (7 процентов). По результатам опроса, женщины знают заповеди лучше, чем мужчины (не смогли назвать ни одной 40 процентов мужчин и 28 процентов женщин). Респонденты среднего и старшего возраста - лучше, чем молодежь 18-24 лет (не назвали ни одной 31-34 процента и 40 процентов соответственно). Заповедь "почитай родителей" респонденты 60 лет и старше (19 процентов) помнят лучше, чем более молодые опрошенные (10-13 процентов). Опрос ВЦИОМ проводился 19-20 апреля среди 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента. 28.04.2008 16:25

BNE: Победитель не получает ничего Так называется один из ранних сборников автора, который решил для себя вопросы жизни и смерти, а когда понял, что мир не подлежит радикальной перестройке, не смог смириться и вернул жизнь Тому, кто дает право сражаться за свое Дело, но не гарантирует победы правой стороне. Этот автор знал, что колокол всегда звонит по тебе, открывая (в который раз на Земле!) закон о сопереживании чужой беды и чужой боли. Он мало молился, а может, не молился вообще, но он думал о Боге и думал вместе с Богом, и через два тысячелетия он записался к Иисусу в ученики. Евангелие от Хемингуэя сурово и правдиво, он ничего не обещает на земле кроме тяжелых испытаний, как, впрочем и сам Иисус. Наверное, Иисуса отговаривали спасать людишек, справедливо указывая на их полную неисправимость. А о Голгофе он знал заранее, как знал это Юрий Галансков в 1968 году, Анатолий Марченко – в конце семидесятых, а Светлана Бахмина и Василий Алексанян – в наши дни. Их отговаривали следователи КГБ и прокуратуры. И про Голгофу предупредили. Сатана ведь многостаночник, его хватает на всех: он и к Христу на вершине горы наведывался и предлагал все царства мира и славу их; он и в кабинете для допросов появлялся перед Алексеем Пичугиным, Платоном Лебедевым, Светланой Бахминой и Василием Алексаняном в пиджаке от Версаче и советовал плюнуть на Ходорковского, дать на него показания и сулил свободу. Иисус был диссидент и правозащитник, и всякий диссидент и правозащитник из СССР, путинской России, Кубы, Китая его поймет. Что из того, что он умел ходить по воде, превращать воду в вино, воскрешать мертвых, лечить безнадежно больных и кормить целую аудиторию, даже стадион, пятью хлебами и двумя рыбами! Он не использовал свои сверхъестественные возможности, чтобы не было больно и страшно: во время бичевания на Via Dolorosa, на кресте. Он играл с нами честно. Он честно умер и не воскрес. Воскрес Бог, а человек Иисус обрел бессмертие в памяти людей. Как Василь Стус, Юрий Галансков и Анатолий Марченко. Так за что же Иисус отдал жизнь? И создал ли он христианство, если первое побуждение его же апостолов было отречься, а один даже оказался стукачом? Первомученик Стефан был настоящим человеком, и первые христиане, бросаемые на съедение львам, были достойны идеалов Евангелия (они же общечеловеческие ценности). Но когда христианство стало официозом, здесь-то оно и кончилось как благородная идея совести и чести, как чистый образ жизни и мысли. Христианами называли себя инквизиторы, христианином мнил себя Иван Грозный, христианский король Карл IX санкционировал Варфоломеевскую ночь, и "христиане" – так они себя позиционировали – сожгли Жанну д'Арк (вот она-то и была христианкой, человеком, свободным и от церкви, и от догмы). Христиане не могли объединиться почище демократов. СПС, "Яблоко", ОГФ хоть не убивают друг друга. А вот католики и протестанты вели религиозные войны чуть ли не столетие. Христиане убивали друг друга в Первую мировую войну, христиане предали Тайвань, лишив его места в ООН, предали Тибет, предают общечеловеческие ценности, сотрудничая с Китаем, путинской Россией и приглашая в гости Фиделя Кастро, как это сделала супруга Франсуа Миттерана. А РПЦ? Христиане ею не руководят. Да и состоящие в ней, надо полагать, редко бывают способны пойти на крест "за други своя". Христианнейший президент расстрелял Чечню и не помиловал ни Сутягина, ни Данилова. Это наши христиане громили Сахаровский центр из-за художественной выставки. Они же освящают бомбы и устраивают молебен в Храме Христа Спасителя за ядерное оружие. Явись сейчас Христос, погромщики Сахаровского центра забили бы его дубинками. Или его посадили бы его за экстремизм. Впрочем, синедрион именно это ему и инкриминировал. Но ведь Иисус знал, что так будет, что ничего не выйдет, что человечество не изменится. И мы, кажется, знаем, что Россия не войдет в Европу, что мы все умрем у европейского порога, что нам не дано спасти свою страну. Но Иисус хотел создать стойкую традицию, основать общественно-эстетическое движение порядочных людей или инициировать документ о правах и обязанностях человека, моральный кодекс на целую Вечность (Евангелие). Но зовет труба в рукопашный и призывает: воюйте! Пойте, пойте о самой страшной, самой твердой в мире валюте Александр Галич Христос оплатил этот свой документ кровью, и цена не понизилась до сих пор. Безнадежная борьба за правое дело – основа и христианства, и диссидентства либералов и западников России. Надо только выбрать сторону баррикад: с Христом, С Анатолием Марченко, с митрополитом Филиппом Колычевым, с Жанной д'Арк или Николаем Гумилевым. Или со Сталиным, с Лениным, с Понтием Пилатом, Анной, Каиафой , Иудой, Андроповым, Путиным и Жириновским. И иже с ними. Наше поражение достойнее и почетней их жалких побед. Валерия Новодворская 28.04.2008 13:54 http://grani.ru/opinion/novodvorskaya/m.136134.html

BNE: Стоят и не могут иначе Сторонники епископа Диомида пикетируют Храм Христа Спасителя Несколько десятков человек проводят пикет у входа в зал церковных соборов Храма Христа Спасителя, где во вторник открылся Архиерейский собор Русской православной церкви. Как передает РИА "Новости", это сторонники епископа Анадырского и Чукотского Диомида, известного своими призывами к изоляции РПЦ и критикой священноначалия. Пикетчики держат плакаты с надписями "Поддержим обращение Диомида", "Русский народ, ты забыл, что ты русский", "Мы против тотального контроля за человеком", "Мы требуем альтернативной системы учета данных человека", "Православные требуют проведения Поместного собора". В Поместном соборе, в отличие от Архиерейского, помимо архиерев должны принимать участие выборные представители духовенства и мирян. Собравшиеся у Храма Христа Спасителя - преимущественно пожилые люди, по их словам, из Подмосковья. На Архиерейском соборе будут рассмотрены письма и обращения епископа Диомида, которые он распространяет в Интернете. В последнем по времени послании он призвал к отказу от мобильных телефонов. Кроме того, Диомид выступает против демократии, ИНН и паспортов современного образца, призывает к ликвидации Отдела внешних церковных связей. Письма из Чукотской епархии активно распространяются в Интернете с прошлого года и, по словам официальных представителей Московского патриархата, носят провокационный характер, сеют смуту и угрожают церковному единству. 24.06.2008 11:26 Справка : Из послания архиепископа Диомида Мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния. "Новые известия", 01.03.2007

BNE: Минобразования признает богословские ученые степени Министерство образования России будет признавать богословские ученые степени и звания, сообщает "Коммерсант". Об этом на открытии Рождественских образовательных чтений в Москве заявил глава ведомства Андрей Фурсенко. Решение было оглашено после встречи министра с патриархом Кириллом. Дословно : Патриарх Кирилл Трудности, которые раньше возникали в нашем диалоге, отношу на счет недоумений, нечетких формулировок, неудачной критики и неудачной защиты от нее. "Коммерсант", 16.02.2009 -------------------------------------------------------------------------------- Дословно : Дьякон Андрей Кураев Добровольность изучения сводится к тому, что школы могут вводить ОПК в случае, если более двух третей школьников высказали желание изучать православие. То есть представители других конфессий в любом случае станут знакомиться с основами титульной религиозной культуры. Министерство образования и науки до сих пор настаивало на том, что не следует заставлять неправославных изучать ОПК. "Коммерсант", 16.02.2009 Теперь при лицензировании учебных заведений преподаватели с богословскими степенями будут приравнены к их светским коллегам. Таким образом, в религиозных вузах появятся профессора, сертифицированные государством. Изменения в закон "Об образовании", согласно которым религиозные вузы могут получать государственную лицензию, были внесены в прошлом году. При этом право на лицензирование пока получили только три семинарии – Московская, Смоленская и Хабаровская. Однако, вероятно, их список вскоре существенно расширится, отмечает издание. Кроме того, по словам Фурсенко, в будущем в семинариях могут появиться собственные диссертационные советы, утвержденные Всероссийской аттестационной комиссией. В этом случае они смогут проводить защиту диссертаций и по светским гуманитарным наукам. Патриарх и министр образования также вновь обсудили возможности преподавания курса "Основы православной культуры" в светских школах. По словам главы РПЦ, церковь вовсе не навязывает школе обязательную богословскую дисциплину. Речь идет о добровольном изучении "какой-либо из религиозных культур, а также о праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников". По мнению Фурсенко, образование должно отвечать "духовным запросам населения". "Наша общая задача – обеспечить школьников, семьи в образовательных учреждениях свободой выбора, предоставить им возможность самим решать, духовно-нравственный опыт какой религии или нерелигиозной традиции изучать и в какой форме", – сказал министр. Решение о включении блока "духовно-нравственного воспитания школьников" в новые образовательные стандарты, по данным "Коммерсанта", уже принято. 16.02.2009 08:54

BNE: В пасхальных службах приняли участие 4,5 миллиона россиян В пасхальных богослужениях по всей России приняли участие 4,5 миллиона человек. Такие данные представила пресс-секретарь департамента охраны общественного порядка МВД РФ Ольга Шклярова, сообщает "Интерфакс". Праздничные службы состоялись в 9300 церквях и храмах. Больше всего прихожан - 370 тысяч - пришли в церкви Краснодарского края. В Ростовской области в пасхальных богослужениях приняли участие 257 тысяч человек, в Рязанской области - 190 тысяч, в Нижегородской области - 175 тысяч, в Курской области - 171 тысяча. В Москве праздничные службы прошли в 257 церквях и храмах, передает РИА Новости. Как сообщили в ГУВД столицы, в субботу на пасхальные богослужения собрались 117 тысяч человек, а в ночь на Пасху в крестных ходах участвовали более 137 тысяч человек. Храм Христа Спасителя принял 6 тысяч прихожан. Пасхальную литургию в этом храме отслужил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По данным МВД, серьезных происшествий во время пасхальных богослужений зафиксировано не было. Для обеспечения порядка по всей стране были задействованы 82 тысячи сотрудников милиции.

BNE: Медведев предлагает начать преподавание основ религии в регионах Провести в ряде российских регионов эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики предложил президент Дмитрий Медведев. Как передает РИА "Новости", по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну, заявил Медведев. Дословно : Дмитрий Медведев президент России Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться. РИА "Новости", 21.07.2009 -------------------------------------------------------------------------------- По его мнению, это будет возможно с 2012 года. "Как пойдет", - уточнил президент. По словам Медведева, ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. "То есть, это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - пояснил Медведев. По его мнению, возможен и другой вариант. "Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал президент. И, наконец, возможен третий вариант - для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики, сказал Медведев. При этом он особо отметил, что "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным". "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - заявил он. По словам Медведева, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги". Президент призвал "при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью - воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан". Министр образования Андрей Фурсенко уже отреагировал на инициативу президента, сообщает "Эхо Москвы". По словам Фурсенко, новый предмет будет называться "Духовно-нравственое воспитание". Обучение будет обязательным. "Не может быть такого, что кто-то из учеников будет это время просто прогуливать", - сказал Фурсенко. Глава Минобрнауки добавил, что преподавать эти предметы будут светские учителя. В начале 2008 года Министерство образования и науки одобрило разработанную Русской православной церковью концепцию создания учебного плана "Духовно-нравственная культура" и рекомендовало Российской академии образования учесть предложения церкви при разработке нового государственного стандарта образования. 21.07.2009 16:20

BNE: Религия в школе: эксперимент на грани провала 6 февраля 2010 в 15:00 Источник vlasti Опубликовал cailas 12977 просмотров 1409 комментариев 1 апреля в расписании четырехклассников 19 российских регионов появится новый предмет. Однако представители конфессий и педагоги сомневаются не только в возможности реализации инициативы президента, но и в правильности самой идеи. О том, что в школах следует вводить курс, знакомящий детей с основами религиозных культур и светской этикой, президент Дмитрий Медведев заявил летом прошлого года. На специальном совещании, созванном по этому поводу, глава государства сообщил, что идея принадлежит конфессиям, а он ее поддерживает. В итоге было принято решение о начале эксперимента. Его старт намечен на четвертую учебную четверть. К этому времени четвероклассники и их родители должны определиться, какой именно модуль из шести возможных они хотят изучать: основы православной, мусульманской, иудейской или буддийской культур, основы мировых религий или светскую этику. На раздумья остаются считанные дни. Причем выбор приходится делать едва ли не вслепую: учебников ни родители, ни педагоги еще не видели. Пособия написаны, отредактированы и к марту будут напечатаны, но записать ребенка на выбранный курс необходимо уже сейчас. Зачем делить детей Именно этот момент — необходимость выбора и разделения на группы — один из самых неоднозначных во всем эксперименте. С самого начала против такого подхода высказывались мусульмане и иудеи. «Мы всегда выступали за то, чтобы был единый курс. Это была наша твердая позиция, мы не хотели деления классов. Но данный вариант — компромисс, поскольку курс мировых религиозных культур в шесть предлагаемых модулей все-таки включен», — высказывает свою точку зрения один из авторов учебника по основам культуры иудаизма Андрей Глоцер. «Это очень опасная тенденция, особенно в условиях России как многонационального и многоконфессионального государства. Это касается будущего поколения россиян. И если они вырастут в атмосфере религиозного разделения, им будет очень трудно ощущать себя частицами единого народа», — вторит Глоцеру ректор исламского института Марат Муртазин. Он сожалеет, что столь важный и щепетильный вопрос решается волевым распоряжением президента: «К сожалению, Министерство образования и науки не смогло найти решение, и вопрос был передан на уровень главы государства. Президент принял политическое решение — поддержать обращение РПЦ ввести в школе многопрофильный предмет, в котором перед ребенком ставится тяжелейший вопрос выбора. Этот вопрос не должен был решаться политически. Говорить о том, как преподавать религиозную культуру, обсуждать содержание и форму должны специалисты. А специалисты поступают как в восточной притче: или ишак умрет, или эмир умрет, или я умру. А сейчас, когда эмир сказал, что нужно действовать, все срочно стали думать, как же ишака научить говорить». Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий опровергает утверждение о том, что инициатором поделить курс на шесть модулей была РПЦ. «Вариантов Русская православная церковь не предлагала — она просто утверждала, и продолжает утверждать, что невозможно говорить о духовно-нравственном воспитании личности в отрыве от своей религиозной традиции. Кстати сказать, именно Русская православная церковь предложила для детей (и их семей соответственно), не ассоциирующих себя с той или иной религиозной традицией, преподавание светской этики», — поясняет владыка. Так что установить, кому же в конечном счете принадлежит авторство на 6−модульную конструкцию, Infox.ru так и не удалось. Но официально Московский патриархат ее поддерживает. «Мы убеждены, что правильный педагогический подход состоит в том, что начинать изучение основ религиозной культуры ребенок должен с религиозной традиции, свойственной его семье, затем он может знакомиться с теми религиями, которые традиционны для его страны, и далее — со всеми другими. Так, например, изучается литература: сначала своего народа, затем близких, родственных, а затем и мировая, и никто не видит в этом никакой крамолы», — аргументирует позицию РПЦ епископ Меркурий. И все же среди разработчиков, представляющих православие, единого мнения на счет идеи разделения курса, нет. Старообрядец Алексей Муравьев, автор одного из альтернативных и в итоге отклоненных учебников по православной культуре, вообще не видит необходимости вводить новый предмет: «Знания о каких-то духовных вопросах в школе может быть допустимо в самых минимальных чертах и в рамках тех курсов, которые уже есть, — истории, литературы». Он поясняет, что согласился сотрудничать только для того, чтобы свести к минимуму вред, который, по его мнению, может принести неосторожное внедрение в школу информации о религии: «Мы постарались из поезда, несущегося под откос, хотя бы вытащить ядерную бомбу». Завкафедрой философии СПбГУ, координатор рабочей группы по написанию учебников Марианна Шахнович тоже считает, что вполне можно было бы обойтись без «конфессиональных» модулей: «Я склонялась к тому мнению, что курс по истории и культуре мировых религий наиболее удачен для рассказа о религиях в светской школе, и никогда этого не скрывала». Эксперимент на грани провала? Тема деления одноклассников на «конфессиональные» группы вызвала споры не только в среде разработчиков, но и в обществе. Руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер направил по этому поводу открытое письмо президенту. «Идея разделения вызывает тревогу и с нравственно-воспитательной точки зрения: дети склонны сбиваться в стаи, враждовать, это особенности психологии возраста, и с точки зрения образования: ведь мы таким образом обделяем детей — одни будут знать только про православие, другие только про ислам… Почему бы всем не дать общую информацию?» — высказывает свои соображения Альтшулер. Неоднозначно отнеслись к эксперименту и рядовые учителя. В частном разговоре с корреспондентом Infox.ru учительница одной из православных гимназий Свердловской области, преподаватель английского языка, сказала: «Это все равно что одним детям я буду давать лексику, другим ставить произношение, а третьим объяснять правила грамматики. И кто у меня будет знать язык?» Другой педагог, победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Южном федеральном округе Марина Дудкина преподает в Карачаево-Черкесии предмет под названием «Основы духовной культуры традиционных религий народов Карачаево-Черкесской республики». Во всех параллелях курс читается только в одном лицее, но аналогичный предмет преподается в старших классах всех школ региона. «В 2004 году, когда мы предлагали этот предмет и обсуждали его с родителями, все в один голос говорили: «Да, детям полезно будет узнать про ислам и про православие — основные религии, распространенные в Карачаево-Черкесии. Только, пожалуйста, не делите наших детей. Пусть учатся вместе и знают о традициях соседа». Несмотря на то что сама Дудкина училась в Московской духовной академии и 12 лет преподает в воскресной церковно-приходской школе Закон Божий, она убеждена, что в общеобразовательном учебном учреждении нужен единый предмет, рассказывающий об основах религиозных культур и о светской этике, а «конфессиональные» курсы пользы не принесут. «Я так обрадовалась, когда было принято решение о начале эксперимента. Но, судя по тому, что происходит сейчас, у меня складывается ощущение, что очень важное, нужное и, безусловно, полезное дело кто-то пытается провалить», — делиться переживаниями учительница. Она, так же как и Альтшулер, Глосер и другие противники деления курса, надеется, что в итоге — лучше еще до начала преподавания — конфигурация курса изменится. «Думаю, что с этой инициативой следует выйти самой православной церкви. Хотя бы потому, что к этому подталкивают итоги предварительного опроса родителей: большинство выбирают историю всех религий», — говорит Борис Альтшулер. «Борис Львович, судя по его комментарию, не вполне знаком с истинной ситуацией на местах. Дело в том, что он апеллирует к цифрам, приходящим из регионов, где довольно долгое время преподавание предмета «Основы православной культуры» не проводилось именно из-за гласного или негласного сопротивления чиновников образования на местах. Эта косность, к сожалению, часто дает о себе знать и сейчас», — оппонирует правозащитнику владыка Меркурий. Глава синодального отдела не исключает, и даже предполагает, что попытки манипуляций мнением семьи будут. Но это не повод сворачивать с выбранного пути. Что из этого выйдет «Делить класс по конфессиям опасно и абсолютно нереалистично. Как ученый-религиовед я констатирую: специфика современной религиозной ситуации заключается в невыявленной религиозности. Это значит, что многие люди, принадлежащие к какой-то религиозной традиции, одновременно в какой-то части могут ассоциировать себя и с другой традицией или не до конца связывать себя с той традицией, к которой принадлежат. Это как в политике скрытый электорат: праймериз показывает, условно говоря, что большинство за демократов, а в момент выборов голосуют за республиканцев. Так и тут: все говорят: да, да, мы православные, но когда дело доходит до выбора, большинство родителей выбирает светскую этику или основы всех культур», — аргументирует свою позицию Алексей Муравьев. Эксперты прогнозируют и чисто технические сложности деления на модули. «Представьте себе класс: 50% выбрали светскую этику, 20% православие, 20% все религии разом, несколько детей мусульманство и есть еще один маленький еврейский, ну или буддистский мальчик. К чему это приведет? Во-первых, преподаватель будет зол, что ему из-за одного несчастного дурака придется осваивать целый курс. Во-вторых, дети станут косо смотреть, да и родители в конце концов согласятся: ну чего мы станем выпендриваться, выбери что-нибудь другое, а уж про наши традиции мы тебе и сами расскажем, — приводит гипотетические примеры Муравьев. — Потом, давайте реально смотреть на вещи. Возьмем простую обычную школу, скажем, в Дагестане. Там на простого обычного учителя взвалили все эти курсы. Естественно, он скажет: ну что вы, ребята, о чем мы говорим, все мы тут мусульмане, давайте, прекратите все эти разговоры. Курс ислама — и все, без разговоров. Еще ничего, если в дагестанском селе, а если в многонациональной Махачкале? Тут уже весьма вероятны случаи давления. Ты грузин? Хочешь православный курс? Ну и поезжай к себе в Грузию, там тебе и православие будет, и все что хочешь». Впрочем, есть уже и вполне реальные случаи. На сайте Томского института повышения квалификации среди прочих документов по эксперименту есть рекомендация: класс по изучению какого-либо модуля целесообразно формировать при условии, что данный модуль выбрало не менее 12−14 человек из параллели. То, что такие установки даются, подтверждают и учителя. «Нам сказали, что преподавать будем тот курс, который выберет большинство» — «А что делать с меньшинством?» — «Не знаем», — это из реального разговора корреспондента Infox.ru с рядовыми педагогами из Красноярского края. Учителя просят времени Давать интервью педагоги опасаются, но «тет-а-тет» не скрывают эмоций: «Мы просто не представляем, с чем придем к детям 1 апреля. Институты усовершенствования, где мы проходим курсы, очень стараются, буквально изо всех сил. Но на наши вопросы они не могут ответить. Видимо, у них тоже мало информации». 28 января на одном из «круглых столов» в храме Христа Спасителя (дискуссия проходила в рамке ежегодных Рождественских чтений) группа педагогов подняла вопрос о переносе сроков внедрения курса в школу. «Мы пытались убедить, что нельзя вводить эксперимент в аврально скоростном режиме — 1 апреля не за горами, учебники и учебно-методические материалы не готовы, нет взаимосотрудничества между авторами, соответственно и не может быть квалифицировано подготовленных учителей. Прежде чем впутывать сюда детей — надо достигнуть согласия между взрослыми. Недопустимо проводить такие эксперименты на детях. Мы просили отметить нашу позицию в резолюции и выйти с предложением пересмотреть сроки введения курса в общеобразовательные учреждения», — рассказывает одна из участниц январского форума. Эксперимент, подходящий к самой ответственной фазе — внедрению в школу, — продолжает вызывать бурные споры. «Теперь все будет зависеть от того, как правильные идеи будут претворяться в жизнь. Очень надеемся, что эти благие замыслы не потерпят фиаско. Все что мы могли сделать на данном этапе, — это предупредить обо всех «подводных камнях», главный из которых — разделение детей. Мы это сделали. Теперь время покажет, к чему мы придем», — резюмирует Андрей Глоцер. http://newsland.ru/News/Detail/id/459132/



полная версия страницы