Форум » КУЛЬТУРА » Times//Китай запрещает живым Буддам реинкарнацию без санкции государства » Ответить

Times//Китай запрещает живым Буддам реинкарнацию без санкции государства

BNE: Китай запрещает живым Буддам реинкарнацию без санкции государства Джейн Макартни Это распоряжение фактически полностью отстраняет Далай-ламу от процесса распознавания и признания живых Будд Тибетским живым Буддам запретили перерождаться в новых телах без дозволения атеистического руководства Китая. Запрет включен в новое постановление, призванное усилить власть Пекина над несговорчивыми, твердо приверженными своей буддистской вере жителями Тибета. "Так называемые перерождения живого Будды, не санкционированные властями, незаконны и недействительны", – гласит предписание, вступающее в силу с 1 сентября. Циркуляр в 14 частях, выпущенный Государственным управлением по делам религий, призван ограничить влияние "бога и царя в изгнании" Тибета, Далай-ламы, и предотвратить реинкарнацию этого 72-летнего монаха без санкции Пекина. Это очередная из целой череды мер, предпринимаемых коммунистическим режимом для укрепления его власти над Тибетом. Так называемые "ламы-перерожденцы", или по-тибетски "тулку", часто руководят общинами и организуют обучение монахов, благодаря чему пользуются огромным влиянием на жизнь верующих в этой области Гималаев. Любому, кто не живет в Китае, запрещается принимать участие в процессе розысков и опознания живого Будды, что фактически отстраняет от этой работы Далай-ламу, который традиционно способен сыграть важную роль для признания того или иного кандидата настоящим перерожденцем. Таким образом, в Китае органы власти впервые наделены полномочиями, обеспечивающими, что ни один новый тулку не будет опознан. Возможно, это станет смертельным ударом по системе мистических верований, которая сложилась, самое позднее, в XII веке. Руководство Китая уже настаивает на том, что только власти могут санкционировать назначение главных иерархов среди тибетских монахов – Далай-ламы и Панчен-ламы. Заявление Далай-ламы в мае 1995 года о том, что в Тибете благодаря содействию авторитетного настоятеля монастыря найден и опознан ребенок, который является 11-м перерождением Панчен-ламы (умершего в 1989 году), взбесило Пекин. Все это заставило коммунистические власти начать поиск заново и направить в Лхасу члена Политбюро для надзора за процедурой окончательного выбора. В результате представители высшего коммунистического руководства вели церемонию в главном храме Лхасы Джокханге, в ходе которой имена трех мальчиков, начертанные на палочках из слоновой кости, были помещены в золотую урну, после чего одну из палочек вынули наудачу, дабы определить истинного перерожденца. Мальчик, выбранный Далай-ламой, бесследно исчез. Настоятель, сотрудничавший с Далай-ламой, был заключен в тюрьму и с тех пор о нем тоже ни слуху ни духу. В 1995 году были провозглашены несколько сводов правил по поиску "мальчиков-перерожденцев", но на деле они временно отменены, и теперь считается, что в Китае и за его пределами живут сотни живых Будд. Все тибетцы верят в реинкарнацию, но только самые большие святые или самые выдающиеся люди, как считается, могут быть опознаны в следующих перерождениях и становятся тулку ("видимыми телами"). Один тибетский монах сказал в интервью Times: "В прошлом таких предписаний не было. Контроль за живыми Буддами становится более жестким". Поиски перерожденца – процесс мистический, предполагающий разгадывание подсказок, оставленных покойным, и видения авторитетных монахов, указывающие им направление поисков. Нынешний Далай-лама, 14-й по счету, был опознан в 1937 году, когда монахи пришли в его деревню. Китайское руководство давно уже настаивает на том, что оно должно иметь право окончательного утверждения высших лам. Эксперты по Тибету отмечают, что новое постановление, возможно, направлено также на ограничение влияния новых лам.

Ответов - 5

BNE: Большинство, напоминающее меньшинство 21 АВГУСТА, 11:05 // Сергей Черняховский По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные атаки РПЦ и «православной общественности» на светский характер российского государства и общества, при всех своих экономических, имущественных и политических корнях в основном оправдываются одним постулатом, на первый взгляд имеющим серьезные основания. Согласно ему, Россия - православная страна, русская культура - это культура православная, православие - основа русской морали, православие - доминирующая в обществе конфессия, к которой принадлежит большинство граждан страны. Отсюда - все требования РПЦ по усилению ее позиций в обществе и государстве - естественны и по сути являются выражением и отражением интересов большинства граждан, да и по словам патриарха Алексия Второго «никто не может разделить церковь и общество, церковь и народ». Каждый из пунктов этого развернутого положения на самом деле неоднозначен и может быть достаточно детально проанализирован. Но насколько основательно утверждение о «большинстве православных верующих в современном российском обществе». Примерно по 2002 год ВЦИОМ (тогда еще старый, левадовский) достаточно регулярно включал вопрос об отношении к религии в свои исследования. В архиве Левада-центра до сих пор можно найти замеры по годам с 1989 по 2002 по несколькими аспектам отношения к религии. Действительно, за названные годы соотношение называющих себя неверующими и православными почти зеркально поменялось. В 1989 году мы имели 65 % неверующих и 30 % православных, а в 2002 году - 33 % неверующих и 57 % православных. Отвлечемся от вопроса о том, что деление граждан на «неверующих» и «православных» - все-таки спорно - есть как никак и иные категории. Но допустим, тем более что в других опросах, о которых пойдет речь ниже, эта классификация расширенна. Итак, к 2002 году - 57 % православных. Добавим сюда и то, что на вопрос «Крещены ли Вы?» - в 2002 году 77 % ответили, что крещены, и лишь 15 % - что нет. Только если мы оглянемся в тот же 1989 год, то увидим, что и тогда положительно на вопрос и крещении отвечало 65 %, в два раза больше, чем на вопрос о том, являются ли они православными, тогда как лишь 31 % говорил, что они не крещены. Cтрого говоря, вопрос о крещении, который очень любит акцентировать РПЦ, на самом деле к вопросу верования и православия прямого отношения не имеет: в 89 году верующих было в два раза меньше, чем крещенных, а неверующих - в два раза больше, чем некрещеных, в 2002 году число неверующих опять же было в два раза больше, чем крещенных, равно как и верующих - все же заметно меньше (65 % и 77 %) чем крещенных. Почему так происходит - более или менее понятно. Крещение давно воспринимается как некий народный обычай, собственно с религиозными убеждениями не связанный, и соответственно вполне нерелигиозные и неверующие родители во многих случаях могут отнести ребенка и окрестить в церкви, придавая этому светски - праздничное значение. Конечно, можно задаться вопросом, насколько всерьез они являются неверующими, то есть насколько они являются собственно атеистами - но точно также можно и к верующим обратить вопрос, насколько всерьез он верят, когда крестят ребенка или осеняют себя известным знамением. И об этом, - насколько ниже, при рассмотрении вопроса о том, собственно называющие себя верующими выполняют те или иные действия, которые в принципе необходимы для верующего православного. В тех же ВЦИОМовских данных можем найти и интересные цифры о том, как за период с 1989 г. по 2003 год менялся авторитет церкви. Действительно, в 2003 году 40 % граждан говорили, что церковь в полной мере заслуживает доверия, 20 % - что не в полной мере, 9 % - что в полной мере не заслуживает и 31 % не мог определится. С одной стороны - 40 %, то есть, относительное большинство, церкви в полной мере доверяли. Но, с другой - ведь получается, что доверяла ей лишь половина крещенных и две трети именующих себя православными. То есть, если даже предположить, что в России большинство являются православными - то РПЦ вовсе не имеет права представлять их интересы и говорить об их имени. А с третьей, названные 40 % в 2003 году - вовсе не результат роста влияния и авторитета церкви, а уже результат наметившегося к этому моменту их падения. Если посмотреть по годам, то максимальное доверие к церкви было в 1993 году - 57 %, а затем оно стало снижаться - сначала до 52 % в 1994 году, а затем до уровня в 37-40 % на котором держалось с 95 по 2003 год. Можно сказать, что эти данные несколько устарели - прошло четыре года. Но вот более поздние данные: по майскому 2006 года опросу ВЦИОМа как раз 42,5 % полагает, что в жизни нужно держаться за нравственные традиции и веру, а 50.5 % считают главным достижении личного благополучия. Обратим внимание, что названные 42 % относят свой ответ не только к церкви - но и к нравственным традициям вообще. Дальше -интересней. По данным того же 2002 года не реже раза в месяц церковь посещали всего 8 % граждан, не реже одного раза в год - 18 %, реже - 15 %, а совсем не посещали - 59 %, почти столько, сколько было неверующих в 1989 году. Нет, церкви, конечно, виднее, можно ли быть православным и никогда не посещать храма божьего. Но со стороны, как кажется, если и можно себе представить не ходящего в церковь кальвиниста - то не посещающий церковь православный - ну это что-то совсем странное. Как впрочем, и православный, посещающий церковь даже не каждый месяц. Есть в данном опросе и другие интересные цифры. Например, был вопрос «Ходите ли Вы к причастию». Так вот, в 2002 году на него отрицательно ответили 61 % (при 65 % «православных»). Причащаются не реже раза в месяц - 2 %. Несколько раз в год - 6 %. Раз в год и реже - 10 %. А еще - и это полная феерия, 21 % не смог ответить на вопрос. То есть, просто не знали, причащаются они или нет. Полное торжество православия. И чему эти «православные» собираются учить грешных мирян? На другой вопрос, «В какой мере для Вас важны религия и Вера?» ответ «очень важны» дали 8 % граждан (по сравнению с 1994 годом - падение с 20%). «Довольно важны» - 21 % (по сравнению с 1994 годом - падение 5 %). «Не слишком важны» - 36 %(по сравнению с 1994 годом - рост с 29 %). «Совсем не важны» - 32 % (по сравнению с 1994 годом - рост с 14 %). Не говоря о всех прочих моментах, возникает обоснованное предположение, что церковники не наращивают, а теряют авторитет в обществе - и их нарастающие требования к государственно-правовому закреплению роли в жизни общества - свидетельство некой внутренней паники, ощущения утраты своих позиций. Признание того, что моральный авторитет не достаточен для поддержания своего положения, что нужны юридические, директивные нормы, которые поставят церковников и над обществом и над моралью. В ноябре 2006 ВЦИОМ провел еще один опрос. По нему к православным относят себя 63 % граждан, 16 % четко признают себя неверующими людьми (есть еще интересная категория - 12 % - которые отвечают «В Бога верю, но никакую религию не исповедую»). Итак - уже 63 % православных, вместо 65-ти пять лет назад. Но дело даже не в этом. Этот опрос включил в себя важный показатель: «Лично для Вас религия, в первую очередь, это…». И вот этот показатель во многом продемонстрировал, сколько у нас среди «православных» собственно верующих. Ответ «Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни» дали всего 9 % опрошенных (еще за год перед этим их было 11 %). «Личное спасение, общение с Богом» - ответили еще 16 % (за год перед этим было 17 %). Эти два ответа можно отнести к собственно религиозным, говорящим о более менее осознанном веровании респондента. 36 % дали ответ «Национальная традиция, вера предков». 16 % - «Часть мировой культуры и истории». 28 % - «Следование моральным и нравственным нормам». И 14 %, против 11-ти в 2005 году сказали «Религия мне неинтересна, она для меня ничего не значит». Число людей, имеющих собственно религиозное сознание, в религии видящих свое единство с церковью или с богом существенно ниже тех, кто относит себя к «православным». Большинство этих «православных», как мы видели и в ситуации с посещением церкви и причащением, свое «православие» собственно не воспринимают как принадлежность к «православной религии». Это для них - некая дань отчасти привычности: - ну как, на вопрос: «Ты православный» - ответить: «Нет, я не православный»? В современном контексте этот ответ выглядит не как признание: «Я - атеист», а как: «Я мусульманин» или «Я - иудей». Тогда уж для значительного числа людей комфортнее сказать «Я православный» - что будет означать нечто вроде «Я свой. Не чужой, не террорист». При более детальном исследовании можно было бы выделить своеобразную категорию «православных атеистов» - тех, кто относит себя к русской культуре, но является неверующим. И в тут попытки церковников свои претензии на власть, влияние и деньги - являются своеобразной попыткой вслед за приватизацией собственности, против которой, собственно, РПЦ и слова не сказала, - приватизировать и русскую культуру, утвердить право группы, представляющей от 2-х до 10 % населения, говорить от имени всего народа. Можно только обоснованно догадываться, какое число «православных» ответило бы на вопросы типа «Что такое никейский символ?», «Что возникло раньше - арианство или православие?», «Кто от кого откололся - православные от католиков или католики от православных?», «От кого исходит Дух Святой в трактовке католиков, а от кого - в трактовке православных?», - ну, и так далее… Хотя - не высшая математика. К этой же теме: по данным ФОМа в этом году признались, что соблюдали Великий пост - 8 % граждан. Вот Вам и 60 % православных. Что-то по этому вспоминается… Что-то похожее недавно было. Кажется какая-то партия, где было 20 миллионов членов, а в нужный момент не нашлось и тысячи, чтобы защитить ее от запрета Кстати, к вопросам религиозных обрядов: - ВЦИОМ в названном исследовании задавал и этот вопрос.Нашлось целых 4 %, соблюдающих обряды ежедневно… Это воистину православная страна, где не более одной пятнадцатой из числа православных молится не реже одного раза в день. Есть еще 3 %, которые соблюдают обряды еженедельно, и еще 4 %, которые соблюдают их ежемесячно. Это мощная армия истинно верующих, которые никак не переживут, если их дети не будут изучать в школе «основы православной культуры», т.е. богословие. А еще есть 26 % тех стойких православных, которые соблюдают обряды по большим праздникам. И два совсем прямых вопроса: «Готовы Вы защищать свою веру с оружием в руках, если к этому призовут Ваши духовные лидеры?» «Готовы Вы защищать свою веру с оружием в руках, если будет оскорблена Ваша Вера и Ваши религиозные святыни?» Как оказывается, говорящих (говорящих!) что по призыву духовных лидеров они однозначно готовы взяться за оружие за Веру - 3 % граждан, скорее готовых 11 %, не готовых - 74 %. В случае оскорбления веры и святынь, говорят (говорят!) что однозначно готовы поднять оружие в их защиту - 4 %, скорее готовы - 12 %, не готовы 69 %. Нет на деле никакого доминирования православных в российском обществе. Есть клирики, есть церковники, есть спекулирующие на этом политики, есть миллионы людей, себя православными называющими - потому что больше некем, - но в бога не верующих, хотя почему его нет - не знающих. И у церковников нет никаких ни оснований, ни прав, спекулируя на стихийных и неосознанных самоназваниях не слишком в религиозном (или антирелигиозном) плане грамотных людей. В России конституционно закреплен светский характер государства. Но не бывает так, чтобы государство было светским, а общество религиозным. Если конституционно закреплен светский характер государства - значит конституционно закреплен и светский характер общества. Светское российское общество долго терпело не политкорректное поведение церковников. Но оно может на него и начать отвечать. Уверения церкви в том, что в стране доминирует православие - миф. Это должно быть признано мифом. Верующих православных, как и вообще сознательно верующих в России меньшинство. Это религиозное меньшинство не имеет права навязывать свою волю и свою представления светскому большинству. Равно как и церковники не вправе навязывать свои требования обществу и узурпировать право говорить от имени все даже называющих себя «православными». P. S.Перед публикацией материала Левада Центр представил данные опроса по отношению граждан к религии, проведенного в июле 2007 года. Сегодняшние данные ни в чем не противоречат описанным в статье тенденциям и предложенным в ней выводам. Каждый сам сможет соотнести положения статьи и положения приводимых таблиц, о которых еще не было известно когда материал готовился - и убедиться, что приводимые таблицы полностью подтверждают сделанные выводы.

BNE: Колдовская притягательность доморощенных сект Джейн Армстронг По словам экспертов, после распада СССР в 1991 году в России возникают тревожные мистические течения, привлекающие до 800 тыс. сторонников Для жителей утопающего в снегах российского села Никольское Петр Кузнецов был благочестивым христианином, который вдохнул в их умирающую деревню новую жизнь. Со всей России и даже из-за ее пределов духовные последователи Кузнецова стекались в Никольское, чтобы поклоняться Богу под эгидой движения, которое он основал и назвал Истинной Православной Церковью. Они питались продуктами с собственных огородов, молились под открытым небом на лугах и водили знакомство с местными одинокими старушками. И вдруг в ноябре прошлого года на улицах и во дворах наступила тишина^ 35 последователей Кузнецова, в том числе четыре ребенка, исчезли. Когда в голубой деревянный дом Кузнецова пришла милиция, он сказал, что все его последователи затворились в рукотворной пещере, которую он спроектировал, и будут там ждать конца света, который, по словам Кузнецова, наступит в мае. Прошло три месяца. Последователи Кузнецова до сих пор сидят в своем тоннеле под снегом примерно в 600 км к юго-востоку от Москвы. Кузнецов с середины ноября содержится в психиатрической больнице, где врачи пытаются установить, здоров ли он психически. По российским законам человека нельзя держать под арестом более 30 дней без предъявления обвинений, но медицинские эксперты из правоохранительных органов попросили у прокуратуры продлить этот срок, сославшись на "необычность" дела. Прокуратура согласилась. Милиция, священники, психологи и перепуганные родственники – все умоляют пещерных жителей выйти наружу, но те пригрозили взорвать себя с помощью керосина, если милиция пойдет на штурм убежища. Местные геологи предостерегли, что под тяжестью снега и почвы тоннель может обвалиться и все, находящиеся внутри, погибнут. "Мы умоляем их: "Отдайте нам детей", – говорит офицер милиции Евгений Тушин, охраняющий вход в тоннель с осени прошлого года. – Они говорят: "С детьми все в порядке. Мы их не отпустим"". Возможно, последователи Кузнецова, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, переживут зиму. Но их опасное "духовное злоключение" привлекло внимание к распространению странных религиозных сект в некогда атеистической стране. Многие из этих сект частично основываются на учении Русской Православной Церкви. По оценкам экспертов, в России имеется до 700 сект, общее количество их приверженцев составляет 600-800 тыс. В сибирском городе Абакан тысячи россиян бросили работу, семьи и дома, чтобы последовать учению Сергея Торопа, бывшего дорожного инспектора, уверяющего, что он Иисус Христос. Сторонники Торопа выстроили в сибирской тайге поселок под названием "Обитель рассвета", где их проживает 5 тыс. человек. В другой деревне в Центральной России группа местных жителей полагает, что президент Владимир Путин в прошлой жизни был апостолом, они ежедневно молятся перед "образом президента". Распространение доморощенных сект – относительно недавний феномен. После распада СССР в 1991 году в Россию устремились представители всех конфессий и вер, от западных евангелических церквей до ловких мошенников, стремившихся выйти на новый рынок. Но склонность России к мистицизму – явление далеко не новое. Дореволюционный период истории религии в России полон обрядов и суеверий. Христианство пришло в Россию в X веке, но, сменив язычество, все же его окончательно не подавило. Даже сегодня многие россияне суеверны. Они открыто говорят о предзнаменованиях и невезении. Московские торговцы часто отказываются брать в руки деньги после заката, поскольку это считается дурной приметой. Покупателям следует класть деньги на прилавок. На страницах московских бульварных газет колдуны и целители вызываются решать повседневные проблемы – от неудач в любви до проблем в бизнесе, а заодно предлагают наложить заклятие на врагов и друзей либо снять сглаз и порчу. Александр Дворкин, изучающий российские секты, говорит, что их приверженцами обычно становятся идеалистично настроенные люди среднего возраста, не сумевшие адаптироваться к переходу России от коммунистической идеологии к капитализму. Другие испытывают разочарование, столкнувшись с культом вещей в современной жизни. "Для них это способ вернуться к идеалам своей молодости, которые были не такими материалистическими", – поясняет Дворкин, преподаватель религиоведения московского Свято-Тихоновского православного университета. Он также отметил, что 70 лет государственной пропаганды атеизма заставили многих россиян искать ответы на духовные вопросы вне религии, а именно в науке, учениях типа нью-эйдж или в возврате к языческим ритуалам. "70 лет им приказывали не верить в Бога, так что люди верили во все остальное", – замечает Дворкин. В заклятья, которые накладывает Софья Добролюбова, верят многие. Масса людей приходит в ее тесный московский офис, ища исцеления от бесплодия, импотенции, рака или спасения от проблем в профессиональной деятельности. Добролюбова, в прошлом терапевт, имеющая также диплом психолога, говорит, что унаследовала свой дар от бабушки, деревенской знахарки из Центральной России. У ее 15-летней дочери тоже есть способности: "Я чувствую, что от нее исходит мощная энергия". В офисе Добролюбовой предметы религиозного культа соседствуют с принадлежностями нью-эйджевских культов. На столе стоит хрустальный шар. В углу висит семейная копия Казанской иконы Богородицы – самой почитаемой в России, под ней клиенты оставляют записочки со своими желаниями. По словам Добролюбовой, в России многие верят, что религия и магия взаимосвязаны. Почти каждое утро она молится в церкви за своих клиентов, а затем идет в офис. "Мне и в голову не приходило ходить куда-то еще, – говорит она. – Это моя суть". Одно из самых популярных в России духовных движений – движение последователей Анастасии, основанное российским предпринимателем Владимиром Мегре. Приверженцы этого культа выполняют советы в духе нью-эйджа, исходящие от таинственной светловолосой красавицы по имени Анастасия, которая никогда не показывается людям – живет она в сибирской тайге, а свои послания людям передает через Мегре. Мегре написал девять книг из цикла "Звенящие кедры", которые стали бестселлерами. Там содержатся призывы к более гармоничному взаимодействию с природой и правильному питанию. В книгах также пропагандируются целительные свойства продуктов из кедра, которыми Мегре торгует во всем мире, высылая их наложенным платежом. 56-летняя Людмила Каптелова, в прошлом учительница, сказала, что, прочитав книги Мегре, моментально уверовала: "Я подумала: "О Боже, вот то, что я искала всю жизнь". Муж Каптеловой, тоже учитель, вначале смеялся над ее обращением, но теперь вся семья, включая троих взрослых дочерей, – почитатели Анастасии. Каптелова сказала, что когда-то читала Библию и ходила на службы в православную церковь, но не чувствовала связи с Богом. "Библия слишком запутанная", – сказала она в интервью в неказистой конторе московских "анастасийцев", расположенном в цокольном этаже. "В Библии слишком много символов. Анастасия отвечает на вопросы прямо. Она говорит: "Сделайте вот это, и вы будете счастливы", – добавляет Каптелова. Она вняла зову Анастасии, призывающей вернуться к природе. Они с мужем купили участок в "экодеревне" анастасийцев под Москвой, где собираются выстроить небольшой дом. Тем временем в Никольском Кузнецов призвал своих сторонников продать имущество, в том числе квартиры, и вести простой образ жизни в деревне. Работник прокуратуры Александр Фомин, много раз допрашивавший Кузнецова, говорит, что этот человек не производит впечатления психически больного. "Он похож на порядочного, честного человека", – сказал Фомин в интервью в своем офисе в городе Пенза, что неподалеку от Никольского. По всем свидетельствам, Кузнецов был образцовым мужем и отцом. Он работал инженером в энергосбытовой компании Пензы. Пять лет назад уволился с работы и переехал в свое родное Никольское – деревню в трех часах езды от Пензы. По словам Фомина, Кузнецов обосновался в брошенном доме своих родителей и скупил другие ветхие объекты недвижимости. Позднее он написал книгу о своих убеждениях, частично основанных на принципах христианства. Вскоре Кузнецов начал ездить по российским деревням, завлекая последователей в Никольское. По словам 69-летней местной жительницы Галины Чепруновой, они приезжали целыми группами, в автомобилях, битком набитых пожитками. Чепруновой было очень приятно видеть в деревне новые лица. "Они всегда здоровались и вели разговоры о погоде, – говорит она. – Не могу о них сказать ни одного дурного слова. Каждый день они молились. Хорошие были люди". В октябре прошлого года старушка заметила, что люди тащат в дом Кузнецова мешки и сумки. Не прошло и месяца, как новоиспеченные жители деревни куда-то исчезли. "Не могу себе представить, как это – жить в пещере, – сказала Чепрунова. – Просто не верится. Но не думаю, что они сумасшедшие". По словам Фомина, тоннель, выстроенный Кузнецовым, устроен замысловато: там есть спальни и вентиляция. Милиция не может понять, почему Кузнецов не закрылся в пещере вместе со своей паствой, но он уверил власти, что его люди обеспечены продуктами и не мерзнут. "У них были печки и керосин, чтобы готовить еду, – говорит Фомин. – За детей он не беспокоится. Он сказал: "А как, по-вашему, люди жили в средневековье? В нашем организме есть механизмы для адаптации, для выживания". Но местный работник прокуратуры Геннадий Булаев тревожится за детей, одному из которых всего полтора года, и опасается, что эта драма закончится трагически. "Мы все перепробовали, – сказал Булаев, ведя свою маленькую машину по снежному полю после поездки к входу в тоннель. – Тут что-то сильно, сильно не в порядке. Не мне их судить. Но позаботиться о них – это моя профессиональная обязанность". Секты и мистики России Распутин Григорий Распутин, известный как "безумный монах", был крайне необычной фигурой при дворе российского царя Николая II. Крестьянин, склонный к бродяжничеству, сам себя провозгласивший святым человеком, Распутин стал фаворитом Николая и императрицы Александры в 1905 году, после того, как гипотетически исцелил их маленького сына Алексея от гемофилии наложением рук. Вскоре Распутин сделался постоянным гостем в доме царя и особо доверенным лицом Александры. Распутин, с дикими глазами и нечесаными волосами, обладал странной харизматичностью, а его личное магнетическое обаяние вошло в легенду. В то же время его запои, обольщение женщин и неистовые выходки становились поводом для скандалов в российском обществе. В 1916 году он был убит кликой аристократов, опасавшихся, что Распутин приобрел слишком большое влияние. Вокруг его смерти также ходят легенды: убийцы подсунули ему отравленные пироги и вино, а когда яд не подействовал, избили его и расстреляли. Но Распутин все равно не умирал, пока наконец его не связали и не бросили в Неву, где он утонул. Сергей Тороп – Иисус из Сибири 41-летний Сергей Тороп – в прошлом рабочий завода и дорожный инспектор, уроженец Краснодара, города на юге России. В юности Тороп переехал в Сибирь. Духовное просветление он испытал в начале 1990-х. Теперь он ходит в алой бархатной рясе. У него длинные темно-русые волосы и благостная улыбка. Тороп уверяет, что является Иисусом Христом. Тысячи учеников именуют его Виссарион Христос, Сибирский Мессия, а также Учитель. Ученики убеждены, что он является реинкарнацией Иисуса из Назарета, вернувшегося в наш мир, чтобы его спасти. Его последователи подчиняют свою жизнь запутанным ритуалам, законам, символам, у них свои молитвы и гимны, они используют новый календарь. Насаждается строгий кодекс поведения; никакие пороки не допускаются. Для критиков из традиционных церквей, обвиняющих Виссариона в том, что он промывает мозги и занимается мошенничеством, он является шарлатаном, обманывающим преданных адептов "деструктивной, тоталитарной секты". Братство опричников Ивана Грозного Опричниками называли группу убийц, которых Иван Грозный использовал для устранения своих врагов в России в XVI веке. Опричники одевались во все черное и ездили на черных лошадях. Печальную славу они обрели ввиду своего жестокого нападения в 1570 году на Новгород – город, который Иван Грозный заподозрил в желании присоединиться к Польше. Современные опричники живут в нескольких часах езды от Москвы в деревне Кощеево на крестьянский манер: туалеты на улице, вода в колодце. В округе у них неоднозначная репутация. Одни обвиняют их в жестокости и религиозном фанатизме, другие полагают, что это странная, но по сути безобидная группа набожных христиан. Как считается, в группе три семьи, все они переселились в эти места с российского Дальнего Востока несколько лет тому назад. Воскрешающая Русь Эта секта, почитающая президента РФ Владимира Путина как реинкарнацию апостола Павла, уже несколько лет процветает в окрестностях Нижнего Новгорода. В церкви рядом с православными иконами висит портрет президента, поскольку адепты говорят, что он пришел в мир, чтобы привести заблудших к свету. Храм "Воскрешающая Русь" похож на обычную приходскую церковь: регулярно проводятся церковные службы, люди приезжают принимать крещение и венчаться. Святой покровительницей является Богородица, но глава организации ввела в православные традиции некоторых альтернативных членов. По некоторым сведениям, глава общины, мать Фотиния, в 1990-е годы была замешана в мошенничестве и провела полтора года за решеткой. Источники: The Guardian, who2.com, McClatchy News Service, discardedlies.com. Использованы материалы Нади Поповой http://inopressa.ru/globeandmail/2008/02/05/15:56:58/cult

BNE: Турецким студенткам запретили носить хиджаб Конституционный суд Турции аннулировал действие закона о снятии запрета на ношение мусульманских платков студентками высших учебных заведений. Согласно вердикту суда, разрешение носить хиджаб в университетах подрывает светские основы турецкой конституции. Как заявил конституционный суд, поправки к основному закону страны, которые в феврале 2008г. принял парламент Турции, нарушают две статьи турецкой конституции. Первая гласит, что "Турецкая Республика является светским государством". Попытки изменить секулярные устои республики не допустимы "даже в качестве предложения", значится в другой статье конституции, передает Associated Press. Напомним, студенткам турецких университетов запретили носить хиджаб в 1997г., после того как военные - главные сторонники и защитники светской Турции - сместили правительство, которое армия считала происламистским. Однако пришедшая в прошлом году к власти Партия справедливости и развития предложила разрешить студенткам носить традиционные женские платки, аргументируя это тем, что запрет нарушает права и свободы женщин. В феврале с.г. парламент Турции одобрил снятие запрета, после чего законопроект был ратифицирован президентом страны Абдуллой Гюлем. Вскоре после этого генеральный прокурор страны подал в Конституционный суд заявление с требованием запретить правящую партию, как "подрывающую" принципы светского государства. Эксперты не исключают, что Партия справедливости и развития может быть запрещена, так как подобная судьба уже постигала уже не одну партию, выступающую за усиление влияния ислама в жизни Турции. Напомним, что светские основы турецкого государства были конституционно закреплены первым президентом Турции Мустафой Кемалем еще в начале XX века. Именно благодаря ему Турция получила независимость, разбив иностранных интервентов, оккупировавших страну после Первой мировой войны. Прозвище М.Кемаля - Ататюрк – "отец турок" характеризует значение его наследия для современной Турции. 06 июня 2008г


BNE: Русский экстрим Книга аятоллы Хомейни признана в России экстремистской Федеральная регистрационная служба внесла "Завещание" аятоллы Хомейни в список материалов, признанных экстремистскими. Дополненный вариант списка опубликован на сайте ФРС. Всего в него добавлены десяь наименований. Книга была написана вскоре после исламской революции. Впервые в России запрет на продажу, печать и распространение наложен на известное сочинение иностранного политика. "Завещание" Хомейни адресовано иранцам и посвящено событиям 1980-х годов, когда шла 8-летняя война с Ираком. Этот документ считается в Иране одним из наиболее памятных и уважаемых. Труды Хомейни не запрещены ни в одной стране мира. Впервые список экстремистских материалов, составленный ФРС, официально был опубликован в "Российской газете" и на сайте ФРС 14 июля 2007 года. В нем было 14 наименований. На сегодняшний день список обновлялся 10 раз и сейчас включает в себя 151 материал. Первой книгой, запрещенной в России по суду, стала "Книга единобожия" XVIII века. В 2007 году суд запретил 14 книг турецкого богослова XX века Саида Нурси. Эти книги также разрешены во всем мире. Список ФРС пополняется нерегулярно. Туда вносятся материалы, признанные экстремистскими по решению судов. Любые суды (столичные, городские, областные) могут решать вопросы о запрещении книг, фильмов, песен. Для этого достаточно иска прокуратуры и результатов экспертизы. Рассматриваемые книги могут быть не связаны с местностью, где выносится решение об их запрете. Решения судов о признании книг и других материалом экстремистскими обязательны для всех регионов. 10.06.2008 15:35

BNE: А мы возвращаемся к Мао. Какие очки заработал Мао за участие в корейской войне, или он не заработал никаких очков? А. ПАНЦОВ: Во-первых, Мао Цзэдун установил тесный контакт с Советским Союзом. Но откровенно говоря, никаких особых очков от корейской войны Мао Цзэдун не заработал. Я развиваю эту тему ещё в одной книге, которая должна выйти в конце года. Называется он «Великий кормчий и его эпоха». Это гораздо более широкое полотно, чем эта книга. Эта – биография Мао, а та про Китай в ХХ веке, и Мао только часть этого повествования. А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошая часть, четверть века точно во главе. А. ПАНЦОВ: Безусловно. Та книга очень большая, она будет в двух томах, где-то 1300 страниц. Там подробно описана корейская война. Дело в том, что война закончилась на том, на чём и начиналась, на 38 параллели. Китайские войска потеряли около 1 млн человек убитыми, 900 тысяч человек, если говорить об очках, то очки были отрицательные. Но Сталин не давал закончить войну Мао Цзэдуну. А. ВЕНЕДИКТОВ: Это в корейской войне около 1 млн? А. ПАНЦОВ: Да. 900 тысяч. Вообще, жертвы в корейской войне колоссальные. В основном мирных жителей погибло около 2 млн человек, корейцев. И советских людей погибло около 300 человек. И американцев много погибло. Но среди военнослужащих больше всего китайцев, около 900 тысяч человек. Северный корейцев погибло 500 тысяч, южных корейцев – чуть больше 400 тысяч. То есть, это была настоящая бойня. И Мао Цзэдун, войдя в корейскую войну 19 октября 1950 года, уже через несколько месяцев понял, что надо выходить. И он стал настоятельно просить Сталина дать добро на завершение корейской войны. Конечно, китайские коммунисты помогли северо-корейским коммунистов и отбросили войска ООН опять к 38 параллели. Но большего достичь не могли. Главная проблема заключалась в том, что китайцы проигрывали в воздухе. В воздухе господствовали американцы. А Сталин, дав добро на войну, не стал помогать корейцам и китайцам в той мере, в какой они ожидали, воздушным прикрытием. Именно по этому поводу велись переговоры в Сочи. И они ни к чему не привели. Сталин так и не дал добро на участие советских самолётов в корейской войне. А. ВЕНЕДИКТОВ: Напрямую. Инструкторы-то были. А. ПАНЦОВ: Да. Конечно. О чем спросил Ким Ир Сен. Мао Цзэдун на это рассчитывал. Мао стал бомбардировать Сталина просьбами дать добро. А Сталин ему в ответ писал, что не надо торопиться. Корейская война дает возможность обучить китайскую армию методам современного боя. И подготовить ее к дальнейшим сражениям. К каким сражениям, я неделю назад здесь уже говорил. Дело в том, что вся сталинская идея с корейской войной заключалась в том, что он хотел разжечь Третью мировую войну, используя для этой возможности в этот момент, 1950 года, когда Советский Союз уже имел атомную бомбу, а Германия ещё стояла на коленях, Япония стояла на коленях и помочь эффективно США не могла. Поэтому, как сам Сталин писал, я ничего не придумываю, это документ Сталина. Сталин сам объяснял, почему нужно было начинать корейскую войну. Нужно было вовлечь США и добиться того, чтобы США увязли в Корее, ослабли экономически и это будет благоприятным моментом для нас, потому, что вместе с Китаем мы гораздо сильнее, чем Америка с Англией. В итоге ничего не вышло. Никакой мировой революции не получилось, и Третьей мировой войны тоже, к счастью, не получилось. Но Сталин так до смерти и не давал ни Мао, ни Ким Ир Сену закончить войну. Несмотря на то, что делегации приезжали в Москву, велись переговоры. А Сталин говорил в ответ: «А что корейский народ потерял, кроме жертв?» Я цитирую. Это же язык буквально каннибала. Да, 2,5 млн человек потеряли. Это ничто. Ничего особенного. Мы готовимся. В глобальной перспективе для него эти жертвы ничего не значили. И в итоге советское правительство могло принять решение о прекращении войны и заключении перемирия только после смерти Сталина. Это решение приняли Хрущев, Берия и Маленков. А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы переходим к следующему этапу. Вы сказали, что после смерти Сталина, сначала Мао Цзэдун присоединился, поддержал доклад Хрущева о развенчании культа личности, свои жалобы высказывал. Но затем мы видим совсем другое. А. ПАНЦОВ: Да. Совершенно верно. Дело в том, что первоначальная реакция Мао Цзэдуна на доклад была положительная, поскольку развенчание Сталина раскрепощала Мао Цзэдуна интеллектуально. А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть? А. ПАНЦОВ: Сознание раскрепощалось. Дело в том, что до 1956 года Мао Цзэдун в своей политике следовал именно курсу Москвы. И указаниям Сталина, и директивам Сталина, о чем Вы сами говорили. Был абсолютно правоверным сталинцем. Не только потому, что он боялся Сталина, но еще и потому, что он верил Сталину. Он мог в чем-то не соглашаться, недолюбливать Сталина, но он уважал силу. Он сам был сталинистом и мог уважать только силу. И Сталина он уважал. В 1956 году, после развенчания культа Сталина Мао впервые понял, что он может и сам попробовать что-то, что он не связан догмами сталинских концепций. Он считал, что только одна программа строительства – сталинская. Колхозы, феодальная эксплуатация крестьянства и далее, далее, далее, индустриализация и т.д. В 1956 году вдруг Мао понял, что возможны, наверное, другие пути. Если мы будем следовать только сталинским догматическим установкам, мы обречены плестись в хвосте у Советского Союза. Значит, нужно сделать что-то такое, чтобы прорваться вперёд и обогнать Советский Союз, а иначе мы все время будем в конце. А. ВЕНЕДИКТОВ: Откуда у него взялась теория с большим скачком. А. ПАНЦОВ: Именно отсюда она и взялась. Он подумал, что нужно придумать что-то такое, чтобы использовать единственное преимущество, которое Китай имел. Что за преимущество? Люди. Самая густонаселенная страна. Для того, чтобы использовать физические возможности китайского населения и для того, чтобы осуществить этот рывок вперёд. Поэтому он создает народные коммуны, которые в отличие от колхозов были гораздо более крупными. В них в среднем объединялось более 10 тысяч семей. А семьи, как вы понимаете, в Китае большие, 7-8-10 человек детей в то время было, никакого ограничения рождаемости не было. Создать такие гигантские индустриально-аграрные комплексы, т.е. почему такие огромные массы населения? Легче осуществить разделение труда. Часть будет населения пахать землю, часть будет строить какую-то маленькую домну, чтобы выплавлять сталь для внутренних нужд, часть будет штопать или вязать носки и т.д. А какая-то часть населения будет готовить в общих кухнях, тогда, конечно, сколько же сил, средств сэкономится! И посуда не нужна. Ее можно переплавить. Это буквально такие разговоры шли. И тогда мы сможем как можно больше из деревни взять в виде и налогов, и принудительных закупок по низким ценам. И бросить всё на индустриализацию. Вот был план Мао Цзэдуна. Он провалился, этот план. Как изменилось отношение Мао Цзэдуна к докладу Хрущёва? Решающую роль в изменениях отношения сыграли события в Польше и Венгрии. Когда восстали поляки и венгры, когда казарменный социализм в Польше и Венгрии, особенно в Венгрии, оказался под угрозой, вот тогда Мао Цзэдун всерьёз задумался, а надо ли было осуждать Сталина? Как он, вызвав П.Ф. Юдина, того же самого посла, о котором мы говорили. Он вызвал его в час ночи к себе, Мао Цзэдун, как и Сталин, любил работать по ночам. И все остальные тоже работали по ночам. Он проводил заседания Политбюро у себя в спальне. Лёжа в кровати, а вокруг сидели члены Политбюро. Вот вопрос к теме коллективного руководства. Вот как проходило коллективное руководство. Лежит вождь в кровати. А вокруг – члены Политбюро. Он в час ночи пригласил Юдина и не сдерживаясь стал ему выговаривать то, что Хрущёв, я цитирую, «поднял камень и уронил его себе на ноги», он имел в виду, что разоблачение Сталина всё равно, как себе на ноги камень уронить, т.е. вы отбросили меч, а теперь отбрасываете и Ленина. И смотрите, что получилось в Венгрии и Польше. Хрущев тогда испугался. И попросил Мао Цзэдуна прислать делегацию для консультации. И приехал Лю Шао-ци, и вели консультацию на даче, и обсуждали вопрос, и только после того, как Мао Цзэдун дал добро на ввод войск в Венгрию, Хрущёв ввёл войска в Венгрию. Они договорились вместе с Мао, что в Венгрию надо ввести войска, а в Польшу не нужно. Это было решено вместе с Мао Цзэдуном. Последнее решение было принято в аэропорту, когда Хрущёв провожал Лю Шао-ци, это была последняя точка. И решили ввести войска в Венгрию. Более того, в конце 1956 года прибыл Джоу Эн Лай, ему Хрущев послал для того, чтобы, есть стенографические записи Мао Цзэдуна, провожая, с ним разговаривает в резиденции. Это всё есть, эти записи, где он ему говорит, что «вы должны промыть им мозги, что они очень зазнались, советские люди. И вы должны их научить, как себя нужно вести. И Джоу Эн Лай, приехав, вёл себя очень резко с Хрущёвым, после чего Хрущёв в январе 1957 года, присутствуя на торжественном заседании в Посольстве в Москве, по случаю приезда Джоу Эн Лайя, сказал: «Нас ругали за то, что мы осудили Сталина, а мы не антисталинисты, мы сталинисты» - сказал Хрущев. «И мы никогда против Сталина не выступали. Мы настоящие сталинисты. Мы только немножко критиковали». Это сказал Хрущёв. Для чего он это сделал понятно. Он испугался, что не будет поддержки. Но с этого времени Мао Цзэдун беспрерывно возвращался к этой теме. Я хочу вам, если есть у нас пара минут, интересный факт привести. В 1957 году в ноябре, Хрущёв пригласил Мао Цзэдуна, и Мао Цзэдун второй раз приехал в Москву. На этот раз Мао приехал на празднование годовщины Октября, было два совещания, коммунистических и рабочих партий. И коммунистических рабочих партий социалистических стран. И Мао Цзэдун в этот раз приехал в Москву. Хрущёв его встречал, как лучшего друга. В отличие от Сталина. Который поселил Мао на даче. Он поселил его в Кремле. Это была единственная делегация, все остальные находились на дачах подмосковных. Он его каждый день сопровождал в какие-то экскурсии, в поездки, в театры, на балеты и т.д. То есть, перед ним стелился Хрущёв. А Мао Цзэдун вёл себя уже совершенно иначе. Он приехал взять реванш. Очень многие, те, кто писал о Мао Цзэдуне, недоумевали, почему в 1957 году на совещании коммунистической рабочей партии социалистических стран, Мао стал говорить о том, что ядерная война не страшна и что неважно, что погибнет половина человечества, социализм победит во всем мире, потому, что в Китае населения гораздо больше, чем в остальных странах мира. Америка рухнет. Он это делал и раньше несколько раз, первоначально в беседе с финским послом, с Неру развивал. И тут развивает эту тему. Говорит, что американский империализм – бумажный тигр. Никто ничего понять не может. После этого заседания банкет. На банкете Мао Цзэдун опять начинает говорить о том, что неважно, хоть половина человечества будет уничтожена, совершенно неважно, в Китае очень много народа. И тут Тольятти, глава итальянской компартии спрашивает Мао Цзэдуна: «Товарищ Мао Цзэдун, а сколько в результате атомной войны останется итальянцев?» А. ВЕНЕДИКТОВ: Пошутил. А. ПАНЦОВ: Мао посмотрел на него и говорит: «Нисколько. А почему Вы так уверены, что итальянцы так важны человечеству?» В зале мёртвая тишина. Никто не может понять, что такое. Хрущёв потом, в своих воспоминаниях пишет: «Ничего не понимал, что такое Мао Цзэдун городит». Многие говорили, те, кто писал, наверное, Мао хотел столкнуть СССР и США, вот, кровопийца! Да ничего подобного! Он точно так же дико и странно шутил, как товарищ Сталин, который над ним издевался. Он приехал взять реванш. И это был такой же чёрный, небезопасный для собеседника юмор. Он смотрел на всех, кто руководил когда-то Коминтерном и давали ему указания, как совершать революцию, он смотрел на них с презрением. В 1970 году американский журналист Эдгар Сноу, прибывший в Китай, как-то спросил Мао Цзэдуна: «Г-н Мао Цзэдун, а что вот это всё значило, Ваши разговоры? Вы и до сих пор считаете, что это нестрашно – Третья мировая война, ядерная?» А Мао за 6 лет до смерти сказал: «Да это только был оборот речи». http://www.echo.msk.ru/programs/netak/532041-echo/



полная версия страницы