Форум » КУЛЬТУРА » Ind//инсталляции, обыгрывающие религиозный символизм, подвергались вандализму православных радикалов » Ответить

Ind//инсталляции, обыгрывающие религиозный символизм, подвергались вандализму православных радикалов

BNE: Independent Всю выставку Херста скупил "минигарх" Эндрю Осборн В первый день двухдневной выставки, которая была открыта только для VVIP и 500 VIP-гостей, российский мультимиллионер скупил почти все предметы выставки Дэмиена Херста. Эти работы входили в коллекцию Херста, представленную в Лондоне в прошлом октябре под названием "Новая религия". "Все было распродано еще до начала выставки", – сообщил агентству Reuters совладелец московской галереи Дмитрий Ханкин. "Все скупил один человек. Мы называем его минигархом (в отличие от олигарха), потому что его ежегодный доход – всего 50 млн долларов". Российские СМИ сообщили, что таможенные пошлины на вывоз работ Херста достигли 300 тыс. долларов. Читателям, которым предоставили гадать, на что в действительности похожи работы Херста, сообщили, что цены на его творения начинаются с "десятков тысяч долларов" и достигают "нескольких миллионов долларов". Средний месячный заработок в России не превышает 300 фунтов. Херст, похоже, решил, что богатых и одетых в Prada россиян, которые пришли полюбоваться на его яркие работы, легко ублажить. "Я работаю на высшем уровне мира искусства, – сообщил он журналисту Reuters. – Так что я могу взять открытку ко дню рождения и представить ее вам по-новому, и вы подумаете: "Черт побери, если ее сюда поместили, значит, это важно". Московская элита прибывала компаниями и потребляла "тематические" напитки и закуски в галерее "Триумф", элегантном поместье XIX века. Коктейли "Кровавая Мэри" подавали в пробирках, а гостей приглашали посасывать шоколадный мусс через пластиковые шприцы в соответствии с медицинской темой. Экспонаты состояли, в основном, из фотографий медицинских таблеток и лекарственных бутылочек, которые носили религиозные названия – "Рождество Христово" и "Добрый самаритянин". Идея оригинальной лондонской выставки, "Новая религия", заключалась в том, чтобы предположить, что наука стала новой религией. В стране, где Русская православная церковь скорбит по своей дореволюционной власти, это предположение звучит противоречиво. Проводившиеся здесь художественные инсталляции, которые обыгрывали религиозный символизм, подвергались вандализму со стороны православных радикалов. Возможно, именно это подсказало Херсту и его советникам провести это шоу в столь частном порядке. Истеблишмент высокого искусства в России старался быть вежливым в отношении мероприятия. "Это позитивно, что Дэмиен Херст, наконец, выставляется в Москве, – заявила Зельфира Трегулова, замдиректора музеев Московского Кремля. – Им интересуются многие люди. Однако эта галерея – очень великосветское место, и, на мой взгляд, скажем, странно, что выставка идет всего один день, включая мероприятие для супервип-персон". Символизм выставки, включая работу под названием "Раны Христа", на которой запечатлены детальные снимки жертвы расстрела, не расстроил состоятельных москвичей. Как заметил один из владельцев галереи, "Херст – крупный, дерзкий и дорогой. Он обречен на успех в России".

Ответов - 6

BNE: Положение риз обязывает Дело Бориса Стомахина, завершившееся 20 ноября в Бутырском суде вынесением обвинительного приговора, стало новым рубежом в борьбе режима с инакомыслием: впервые в истории постсоветской России журналиста упекли за решетку не за разглашение гостайны, не за шпионаж, как делали прежде, а за точку зрения. 32-летний автор и редактор осужден на пять лет лишения свободы за публикацию текстов, возмутивших власть своей дерзостью. Дело Стомахина должно было быть закрыто еще на стадии предварительного следствия за отсутствием даже не состава, а события преступления (п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ). Всякий, кто прочтет обвинительное заключение и сличит его с соответствующими статьями Уголовного кодекса России, должен будет признать: перед нами грубая халтура. Следователь по особо важным делам В.Н. Поликаркин попросту переписал из УК формулировки, не напрягая ум размышлениями о соответствии материалов дела этим формулировкам. Сплошь и рядом текст обвинительного заключения представляет собой набор слов, безграмотный по форме и абсурдный по содержанию. Чего стоит хотя бы фраза о том, что Стомахин сеял межнациональную рознь, "одновременно появляясь в общественных местах города Москвы". Бориса Стомахина, что называется, подвели под статью. Поликаркин пишет, что обвиняемый призывал "к изменению существующего государственного строя путем свержения действующих государственных деятелей". Тем самым, по мнению следователя, Борис Стомахин совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 280 УК РФ - "публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации,.. совершенные с использованием средств массовой информации". Но "действующие государственные деятели" и конституционный строй - далеко не одно и то же. Иногда "свержение деятелей" идет лишь на пользу конституционному строю. Стоит напомнить, каким образом вообще на ровном месте возникло это дело. Следователь Поликаркин установил, что обвиняемый призывал свергать деятелей, уже в процессе следствия. А поначалу речь шла о "действиях, направленных на возбуждение... религиозной вражды" (часть 1 статьи 282 УК РФ). Уязвленной сочла себя дама по имени Валентина Лаврова. Как явствует из материалов дела, она еще в сентябре 2002 года купила на митинге на площади Маяковского номер издававшегося Стомахиным бюллетеня "Радикальная политика". Вчитавшись в эту печатную продукцию, гласит приговор, "она была ошеломлена написанным: там содержались статьи, в которых русский народ и православие оскорблялись, унижались, в отношении них высказывались оскорбительные слова". Лаврова, однако, не приняла меры тотчас же. Она стала посещать публичные мероприятия с участием Стомахина и покупать свежие номера бюллетеня. Собрав вещдоки, Лаврова обратилась почему-то не в органы охраны правопорядка, а к депутату Госдумы от КПРФ Виктору Зоркальцеву. У Зоркальцева тоже взыграло оскорбленное чувство (а мы-то привыкли считать коммунистов атеистами!), и он обратился официальным порядком в Генеральную прокуратуру. Так дело Стомахина достигло политических вершин и превратилось в особо важное. Шесть лет назад Стомахин уже привлекался к уголовной ответственности за свои публикации, но дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Точно так же поступил и на этот раз следователь прокуратуры Северо-Восточного административного округа М.В. Устюгов Он, увы, не учел, что делом Стомахина интересуются высокие должностные лица: в тот же день, 19 ноября 2003 года, зампрокурора СВАО Ю.В. Ворошилин постановление о прекращении дела отменил. Основанием к возбуждению уголовного дела послужил текст, который Стомахин не писал. Автор памфлета "Беседы о православии" - петербургский литератор Дмитрий Горчев, опубликовавший его на своей странице ЖЖ. В интервью агентству ПРИМА он признал свое авторство, однако заявил, что редакция "Радикальной политики" разрешения на перепечатку у него не спрашивала, а потому "авторами в данном случае являются они сами". По словам Горчева, публикаторы "выдернули для своих целей кусок текста, придав ему тем самым совершенно противоположный смысл". Ознакомившись с полным вариантом памфлета, можно убедиться: в опубликованном Стомахиным отрывке его смысл не только не изменен на "прямо противоположный", но и существенно смягчен - в первоначальном виде он гораздо более оскорбителен по отношению к православным. В ходе судебного следствия потерпевшая Лаврова скончалась, и душа ее предстала перед высшим судией. Слуги же кесаря продолжили свой неправедный суд, о котором сказано: "Место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда" (Екк., 3:16). Судебная система России никогда еще так рьяно не защищала от прессы Русскую православную церковь. А таких драконовских приговоров хулителям веры не выносилось со времен гонений на еретиков. Цензура как государственный институт появилась на Руси при Петре I именно как орудие борьбы с оппозиционным духовенством, сочинявшим и распространявшим рукописные сочинения против царя-Антихриста. Монахам возбранялось даже держать в кельях письменные принадлежности. Предварительная цензура духовных книг была учреждена прежде цензуры светской. И лишь в николаевские времена цензура стала, по слову Пушкина, "богомольной важной дурой". Цензорам было высочайше предписано следить не только за политической благонадежностью, но и за благочестием сочинителей. Натерпелся Пушкин от этой дуры изрядно. Из-за своего интереса к "афеизму" (о котором полиция узнала, вскрыв его частное письмо) сменил южную ссылку на северную. Следствие по делу о "Гавриилиаде" могло закончиться новой опалой. "Сказку о попе и о работнике его Балде" Пушкин даже не пытался напечатать - она вышла только после смерти автора в редакции Жуковского, переделавшего попа в купца: "Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию осиновый лоб". Но уж попасть в тюрьму из-за богохульных стихов Пушкин точно не боялся. Да, в последние годы царствования Николая I, так называемое "мрачное семилетие" (1848-1855), было дело петрашевцев, ссылали Салтыкова-Щедрина и славянофилов, месяц просидел под арестом по высочайшему повелению Тургенев, закрывались журналы, над литераторами учиняли гласный и негласный полицейский надзор - но отнюдь не за преступления против православной веры. Отлучение же Льва Толстого в 1901 году нанесло больший моральный ущерб самой церкви, нежели писателю, и никак не отразилось на его возможности публиковаться. И вот теперь государство вершит суд именем православной церкви. Обскурантизм возвращается в Россию. Неровен час в судах введут клятву на Библии. "Балду" уже пытаются запретить. И требуют введения духовной цензуры. Всему свое место. Пусть клирики распоряжаются в храме, как сподобил их Господь. Пусть врачуют духовные язвы народа словом Божьим. А бегать по судам пастырям, да и пастве ради защиты веры негоже. Суд над Борисом Стомахиным сделал больше для пропаганды его взглядов, чем он сам. Было время, когда православная церковь вершила судьбы отечества, перечила царям и заставляла их смиряться. И помнила завет Павла: "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол., 3: 11). Нынешний русский патриарх столько раз и с таким искренним сочувствием выступал в защиту православных на Балканах, в Святой Земле... Неужели же у него не нашлось ни слова в защиту единоверцев-грузин, которых гонят слуги кесаря? И после этого православные обвиняют других в том, что те сеют межнациональную рознь? Приходит в голову невеселый каламбур: положение риз обязывает. Владимир Абаринов 28.11.2006 15:47

BNE: Скромная мечта клерикала Сергей Черняховский. В России пора заново отделять церковь от государства Питерский казус, который в американских скандальных традициях можно было бы назвать процессом «православие против Дарвина», заставляет задуматься о границах, которые должна иметь естественная демократическая терпимость по отношению к религии. Как-то незаметно пришедшая на смену государственной атеистической политике линия на свободу совести и религиозная терпимость обернулась возрождением клерикализма, возведением тех или иных религиозных культов чуть ли не в ранг государственной идеологии. Установка на деликатное отношение к чувствам верующих сменилась нелепым карт-бланшем ряду культов, признанных «традиционными религиями», на уже свою вседозволенность, невмешательство государства в дела церкви обернулось претензией тех или иных клерикальных групп на влияние на государственную политику. Снятие запрета на религиозную пропаганду вылилось в запрет на пропаганду атеистическую. Клерикалы получили зеленую улицу для постоянного, публичного и агрессивного навязывания обществу своих взглядов, оценок и установок. Люди в рясах и чалмах становятся почетными гостями на официальных государственных мероприятиях, федеральном телевидении, общественных собраниях. С интенсивностью, которой могли бы позавидовать партийные агитаторы, они снуют с мероприятия на мероприятие, с канала на канал, освящают спортивные команды, боевые корабли, казармы, больницы и школы. Они всюду: и там, где ими интересуются, и там, где они никому не нужны, и там, где от них давно тошнит. Официально под эту навязчивую экспансию, наиболее характерную для представителей православия (буддисты, мусульмане и иудеи все же ведут себя скромнее), подводится три основных тезиса. Первый – конституционное право исповедовать любую религию. Правда, та же статья Конституции гарантирует и право не исповедовать никакой религии. Второй – утверждение о том, что три четверти населения страны является православными. Происхождение цифры неизвестно. В некоторых случаях из некорректного вопроса «православный ли вы?», что имеет не столько религиозный, сколько социокультурный смысл, в стране существует достаточно широкий круг т. н. православных атеистов, которые не верят в бога, но под «православностью» понимают принадлежность к русской культурной традиции. На деле на вопрос «верите ли вы в Бога?» обычно утвердительно отвечают порядка 40% населения, когда же речь заходит о самой минимальной степени воцерквленности, т. е. более или менее регулярном соблюдении религиозных обрядов и более или менее сознательном к ним отношении, эта цифра падает примерно до 5–7%. Третий тезис – утверждение о традиционно православном характере России, рождающем для церкви некую свободу рук в своей идеологической активности в обществе. То, что православная церковь, которая примерно до XVII века была действительно моральным лидером русского общества, уже к началу XVIII века эту роль утратила, а церковный служитель стал либо комическим, либо отрицательным героем народных сказок и анекдотов, что когда Временное правительство сделало в армии обряд причастия добровольным (вместо 90% пришедших к нему в 1916 г. лишь 16% пожелало его исполнить весной 1917-го), старательно замалчивается. Конституция действительно гарантирует каждому право на свободу совести. Но если часть общества имеет право верить и право на уважительное отношение к этому, то и другая часть общества имеет право как не верить ни в какого бога, так и на то, чтобы пользоваться уважительным отношением к своему выбору. Обе части общества имеют право на равное представительство своих взглядов в общественной жизни, в том числе на телевидении. Или во избежание взаимных обид должны воздерживаться от публичной полемики, оставляя ее для узконаправленных специальных изданий. Верующие имеют право иметь свои церкви, украшать их крестами или иными символами веры, иметь гарантию того, чтобы атеисты не сносили эти церкви, не выгоняли их с работы и не расклеивали плакаты-карикатуры на их святых. Но и неверующие имеют право на то, чтобы верующие не совали им под нос на каждом шагу свои иконы и реликвии, не устраивали свои молельные дома у каждого метро, не толклись на каждом телеканале. Если верующие не хотят, чтобы раньше или позже у их церкви вновь отобрали деньги и ценности, если они не хотят приближать время, когда их церкви вновь начнут взрывать или превращать в склады овощей, они должны вести себя скромнее. Религия должна не выставлять себя на всеобщее обозрение и суетливо стараться обратить на себя внимание всех и каждого, а быть там, где ей и положено быть, – в душах тех, кто данную систему верований разделяет, в своих таинствах и обрядах. Религия – не политическая идеология. Церковь – не партия. Их место не во власти, не в центре общественной жизни, не в политической борьбе. Главное, чего не хватает вновь разрешенным конфессиям, – это простой человеческой скромности. Пока вновь разрешенные церкви, и особенно РПЦ, никак не могут отойти от эйфории и опьянения собственной общественной реабилитации. Но тем самым они заставляют задуматься, стоят ли они ее. Сегодня РПЦ уже провозгласила, что власть вмешиваться в дела церкви не может, а церковь давать оценку власти вправе. Заявили бы они такое кому-нибудь из русских православных императоров – ясно, что услышали бы в ответ. Общество, в силу странных и чрезмерных комплексов уйдя от политики государственного атеизма в своей избыточной деликатности по отношению к религии, по сути, создало для нее атмосферу благожелательной вседозволенности. И эта вседозволенность, по сути, выявила одно – дремлющую в религии жажду монополизма, жажду духовного господства. Так можно получить и судебные иски против издательств, печатающих Вольтера, изгнание из школ учителей, дающих положительную оценку веку Просвещения или осуждающих инквизицию. В вузы откажутся принимать неверующих (в некоторых это сегодня уже происходит), при поступлении на работу станут требовать характеристику из прихода по месту жительства. Оправдывая свое повышенное присутствие в общественной жизни, церковь пытается явочно пересмотреть Конституцию, объявляя, что понятие «светское государство» не означает «атеистическое государство», а потому не исключает повышенной политической и публичной роли церкви в жизни общества. Однако понятие «светское государство», особенно в совокупности с принципом отделения церкви от государства, означает, что церковь не имеет права на участие в политической и государственной жизни, не может проявлять свою активность в армии и других силовых структурах, не имеет права участвовать в государственном образовательном процессе и т. д. и т. п. Это не означает, что граждане, исповедующие ту или иную религию, не имеют права занимать должности в этих учреждениях. Но руководствоваться в своей деятельности они должны гражданскими и служебными обязанностями, а не требованиями религии. Если эти требования расходятся, но для данного человека религиозные являются приоритетными, значит, он сам вполне сознательно не должен идти работать в такие структуры. Если религия запрещает человеку принимать теорию Дарвина, он не должен идти работать в систему государственного образования, во всяком случае, преподавать те предметы, которые противоречат его убеждениям. Если изучение теории Дарвина (а заодно Коперника, Галилея и Джордано Бруно) противоречит религиозным убеждениям ученика – пусть решит, будет ли он учиться по государственной программе в государственном учреждении или ограничится церковной школой. Религия и церковь могут иметь как точку зрения, противоречащую светским знаниями, так и точку зрения, принимающую научные данные, но определенным образом согласующие их с религиозными постулатами. Тогда они могут знакомить желающих с этой точкой зрения в своих церковных школах, которые будут содержаться за счет либо желающих ее изучать, либо за счет церкви. Но все это вне государственной светской школы. Церковь может искренне переживать за положение дел в армии и ее боеспособность. Но тогда она должна не просить, чтобы ей выделили должности и привилегии армейских священников, а поручать своим священникам и прихожанам идти в армию, что на рядовые, что на офицерские должности, и своей реальной государственной службой делать так, чтобы положение в армии изменилось. Если церковь волнует положение дел в стране и государстве, она должна не пытаться давать свои оценки власти и протискиваться в политические коридоры, а так воспитывать своих прихожан, чтобы, пойдя на государственную службу и в бизнес, они реальными поступками цивилизовали эти сферы. Пока же именно те, чья государственная и экономическая деятельность наносит обществу наибольший ущерб, более других могут быть замечены на торжественных церковных службах под объективами телекамер. Россия – светское государство. Церковь в ней отделена от государства. Значит, место церкви за пределами государственных структур и государственных учреждений. Церковь ничего не может получать от государства. Церковь ни на что не должна претендовать от государства. Церковь не имеет права требовать возврата себе национализированного имущества, особенно тогда, когда сегодня оно принадлежит учебным заведениям, больницам, учреждениям культуры. Церковь не имеет права получать от государства экономические и налоговые льготы. Церковь должна понять и осознать: все ее права дарованы ей светским государством в осуществление гарантий прав верующих. Но государство и общество не имеют обязанностей перед церковью. ВАШЕ МНЕНИЕ Представьтесь: Ваш e-mail: Ваше мнение: МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ Думаю, что автор статьи, во-первых, не представляет, что такое Христианство в целом, и в чем суть православия в частности.... Angela Статья написана в традициях советского государственного атеизма. Атеизма агрессивного, злобного и ревнивого, и все еще оказывающего... Андрей Верующие имеют право верить. На этом основании они не должны ущемляться в своих гражданских правах. Но они не вправе в рамках исполнения требований своей веры оскорблять как представителей своей веры, так и неверующих. То есть никакой верующий не имеет права выставлять напоказ свою религиозную принадлежность в общественных местах. Исполнение религиозных обрядов должно носить характер, не ведущий к разжиганию в обществе страстей по поводу отношения к религии. Исполнение обрядов не должно публично демонстрироваться федеральными телеканалами (что не мешает церкви иметь свой собственный). Религиозная литература может продаваться лишь в специально отведенных местах и лишь лицам, достигшим совершеннолетнего возраста. Религиозное образование несовершеннолетних может осуществляться лишь в семье или церковных учебных заведениях во время, не препятствующее получению основного образования. Места проведения религиозных мероприятий не могут находиться в непосредственной близости от государственных учреждений, учреждений образования и мест традиционного публичного скопления людей. Государственные чиновники и преподаватели не имеют права публично демонстрировать свою религиозную принадлежность и в своей деятельности обязаны руководствоваться требованиями светских норм. Собственно, это и есть в сжатом виде требования норм светского государства в отношениях с церковью и места церкви и религии в светском (но не атеистическом) обществе. То, что деятели церкви не понимают, что такое положение на деле значительно более выигрышно для церкви и ее будущего, что оно хотя и ничего не гарантирует в плане роста влияния, но оберегает от возникновения идиосинкразии на религию и дает шансы незримого завоевания умов, свидетельствует лишь об их ментальной незрелости для исполнения той роли, на которую они претендуют. Практика, при которой деятели церкви мелькают везде и всюду, демонстрируют свои религиозные символы, – это не светское, а религиозное государство. И в этом отношении это антиконституционная практика, которая требует соответствующей правовой оценки со стороны структур, ответственных за исполнение Конституции, и позволяет неверующей части общества давать ей свои публичные оценки и предпринимать действия, направленные на восстановление конституционного строя страны, в которой они живут. Автор-профессор Международного независимого эколого-политологического университета 18 ДЕКАБРЯ 2006 14:37

BNE: Открытое письмо Русского ботанического общества: «Существование Бога – это вопрос личной веры, который не имеет отношения к естествознанию» Члены Русского ботанического общества, одного из старейших натуралистических обществ России, основанного в декабре 1915 г. при Академии Наук, высказались решительно против введения «научного» креационизма в школьную программу по биологии: «Преподавание теории эволюции в школе не должно быть сопряжено ни с пропагандой атеизма, ни с религиозным миссионерством. Существование Бога – это вопрос личной веры, который не имеет отношения к естествознанию. Мы уважаем мировоззренческий выбор любого человека, но считаем, что научное знание не связано с этим выбором, а потому не может оскорблять ничьих религиозных чувств. Не случайно многие верующие люди (в том числе и среди нас) признают теорию эволюции и отвергают креационизм...» «Полит.ру» публикует полный текст открытого письма РБО, направленного в Министерство образования и науки Российской Федерации. Ранее мы уже публиковали текст открытого письма Санкт-Петербургского союза ученых, по этому же вопросу. 26 апреля 2007, 09:40


BNE: ПАСЕ приняла поправку к резолюции по безопасности журналистов ПАСЕ приняла поправку к резолюции по безопасности журналистов, утверждающую право СМИ на критику религиозных догм. Как сообщил корреспондент радиостанции "Эхо Москвы", за данную поправку проголосовали 98 парламентариев, против - 13. Теперь она стала законом для всех членов Совета Европы. По мнению секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова, "такая поправка очень уместна в сложившихся сегодня обстоятельствах". "Мы все помним карикатурный скандал и понимаем что такая история может повториться, - пояснил он в эфире "Эха Москвы". - Поэтому важно, чтобы цивилизованные страны заняли в этом вопросе абсолютно ясную позицию". По словам Федорова, "свобода мнений предполагает возможность любого критического высказывания по поводу религиозных догматов, но, в то же время, критика должна быть уместной, этичной и корректной, она не должна быть нацелена на оскорбление или осмеяние чувств верующих". По мнению главного раввина России Адольфа Шаевича, многие журналисты, которые пишут о религии, "совершенно в ней безграмотны". Он выразил пожелание, чтобы "журналисты, которые пишут о религии, что-то в ней понимали". Шаевич также добавил, что о религии следует писать "уважительно и со знанием предмета". "Издевательство над религией, высмеивание религиозных догм недопустимо, - заявил сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов. - Это приводит к разжиганию межнациональной и межконфессиональной напряженности". Вместе с тем, по словам Аширова, "если под критикой подразумевается свобода сомневаться в религиозных догмах, то такая свобода должна быть, так как отсутствие права сомневаться приведет к застою мышления". 25.01.2007 18:19

BNE: USA Today: МЫ МЕРТВЫ The Wall Street Journal: В СВЯЗИ С КОНЦОМ СВЕТА УПАЛ ИНДЕКС ДОУ ДЖОНСА National Enquirer: O.J. И НИКОЛЬ СНОВА ВМЕСТЕ Playboy: ДЕВОЧКИ АПОКАЛИПСИСА Microsoft Systems Journal: APPLE ТЕРЯЕТ ДОЛЮ РЫНКА Каталог Victoria's Secret: НАША ПОСЛЕДНЯЯ ПРОДАЖА Sports Illustrated: GAME OVER Wired: ПОСЛЕДНЯЯ НОВИНКА Rolling Stone: ГАСТРОЛИ "ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ СМЕРТИ" Readers Digest: ПОКА! Журнал Discover: КАК ВЫМИРАНИЕ ВСЕГО ЖИВОГО ОТРАЗИТСЯ НА НАШЕМ ВОСПРИЯТИИ КОСМОСА? TV Guide: СМЕРТЬ И ПРОКЛЯТИЕ: ВЫРОСЛИ РЕЙТИНГИ НИЛЬСОНА! Женский домашний журнал: ПОТЕРЯЙТЕ 10 ФУНТОВ К СУДНОМУ ДНЮ С ПОМОЩЬЮ НАШЕЙ НОВОЙ ДИЕТЫ "АРМАГЕДДОН"! America Online: SYSTEM TEMPORARILY DOWN. TRY CALLING BACK IN 15 MINUTES. Журнал Inc.: ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫТЬ ИЗ АПОКАЛИПСИСА Веб-сайт Microsoft: Если вы ещё не испытали экстаз, то скачайте специальный патч ЭКСТ777.EXE. Sun: УЖЕ ДОСТУПНО ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫДЕРЖИВАЮЩЕЕ АРМАГЕДДОН! Пресса Ватикана: "ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ" В.В.Путин : Он кончился (по аналогии с АПЛ "Курск"- Она утонула..) В.И.Новодворская: Это всё камуняки прклятые и гэбня А.Б.Чубайс: А я давно предупреждал о недастаточном государственном финансировании модернизации старых мощностей РАО ЕЭС

BNE: Боровский Диего Ривера вызвал недовольство местных властей Нора Фитцджеральд Российский художник-энтузиаст попытался разрисовать весь город, но натолкнулся на стену непонимания. Когда его работы приняли политическую окраску, рассерженные власти вооружились белилами В российском городе Боровск, насчитывающем 12 тысяч жителей, где небольшие домики расположились на поросших травой холмах, жизнь текла без особых событий. Но вот пять лет назад художником-любителем Владимиром Овчинниковым завладела идея – он решил, что город должен превратиться в сплошное живописное полотно. "Мне пришло в голову, что все местные художники должны перенести на стены зданий свои работы в увеличенном виде, – говорит 69-летний Овчинников, инженер-строитель на пенсии. – Все другие художники отказались: одни ссылались на то, что здоровье не позволяет, другие – на возраст, третьи говорили, что это не приносит денег. Тогда я сам пошел к нашему тогдашнему мэру и вызвался самостоятельно расписать стены". Мэр решил, что идея прекрасная. И неутомимый пенсионер заполнил стены общественных зданий, частных домов и заборы изображениями церквей, портретами исторических деятелей и натюрмортами. Всего получилось 100 работ. Смотреть эту выставку под открытым небом в Боровск, расположенный всего в 63 милях к югу от Москвы, приезжали любопытные и, разумеется, тратили в городе деньги, что весьма приветствовалось. Все шло замечательно, пока монументалист не решил сделаться политическим художником с сатирическим уклоном, этаким боровским Диего Риверой. Его изображение мученика за веру, а также политическая карикатура во всю стену были встречены неоднозначно. Власти быстро изменили отношение к нему: часть работ Овчинникова замазали. Сегодня Овчинников играет роль, которая в российском обществе окружена почтением, – инакомыслящего художника, жертвы мелочных бюрократов. "Если исходить из эстетических или нравственных принципов, я не написал ничего возмутительного, – протестует он. – Говорят, что людям мои росписи нравятся". Овчинников родился в 1938 году в Таджикистане, куда был сослан его отец. После смерти советского вождя Иосифа Сталина отца реабилитировали, и семья купила дом в Боровске. В советское время некоторых бывших "врагов народа" ближе к столице не подпускали. В свободное время Овчинников начал писать маслом на холсте. Сегодня его дом просто набит полотнами тех времен – множество рек, лошадей, цветов и женщин. Они ничем не выделяются среди заурядных картинок, которые можно найти на любом уличном рынке. Однако в Боровске все единогласно считают, что когда Овчинников впервые подошел с кистью к стене, произошло нечто волшебное. Он словно бы излил на Боровск свое новообретенное вдохновение. Сегодня фасады, разрисованные фигурами и сценами из прошлого, приглашают прохожих изучать историю прямо на тротуаре. Есть роспись с картой Боровска, где во всех деталях изображены городские достопримечательности и персонажи некоторых будущих фресок. Неподалеку изображен крестьянин-отходник – типичный боровский обитатель 100-летней давности – который держит громадный огурец. Над ним – лозунг в советском стиле: "Вот молодец наш огурец!" Наискосок от магазина, где торгуют мясом, мороженым и пивом, внимание прохожих привлекает масштабное изображение солдат царской армии на параде в 1911 году. На улице Ленина Наполеон скачет на коне перед боровской усадьбой, где он, по легендам, ночевал. Напротив мэрии Овчинников нарисовал кошек в настоящих окнах, а затем украсил фасады нарисованными окнами. Его жена, поэтесса, сочинила к некоторым фрескам стихотворные подписи и выписала их аккуратным почерком. "Мне очень нравятся эти росписи, – говорит пенсионерка Лариса Рудюк, живущая в Боровске. – Я по-настоящему рада, я думаю, что они очень много дают городу". Власти перестали благоволить Овчинникову, когда он изобразил мученика XVII века Аввакума, вождя религиозного течения, известного под названием "староверы", которое откололось от Русской Православной Церкви в знак протеста против изменения литургии. На картине Аввакум, как сочли зрители, сердито жестикулировал. Безусловно, тема была важная – когда-то Боровск был центром старообрядчества. Мученик Аввакум, которого, как и его сторонников, преследовали за убеждения, сидел тут в заточении. Сегодня в Боровске есть и старообрядцы, и сторонники "новой" веры, и просто неверующие. Сергей Зеленов, с 2005 года являющийся мэром Боровска, утверждает, что местные религиозные иерархи не одобрили изображение Аввакума и нашли его сердитый вид оскорбительным. "Ко мне пришел один верующий, – вспоминает он, – и сказал: "Я замазал эту картину", а я сказал: "Спасибо". Как жаль, сетует Зеленов, что художник не удовлетворился своим первоначальным замыслом. "Первоначально это было очень хорошо для популяризации Боровска, и Овчинников приложил массу усилий для привлечения в город туристов. Но затем начались очень негативные моменты, и он воспользовался своей славой. Он начал изображать исторических и религиозных деятелей и слегка ввязался в политику". Недовольные замазывали все новые росписи. Овчинников начал работать тайно, по ночам. Зеленов пригласил его к себе для беседы. "Он сказал: "Я художник и могу рисовать что хочу и где хочу", – вспоминает мэр. – Я сказал: "Если вы художник, вам нужен холст", а город имел власть отказать Овчинникову в "холсте". Власти всерьез взялись замазывать работы Овчинникова, когда тот изобразил московского мэра Юрия Лужкова перед возрожденным храмом Христа Спасителя в Москве со сверкающими куполами. Справа от Лужкова художник нарисовал губернатора Калужской области перед разрушенным собором староверов в Боровске и над его головой написал: "А вы так можете?" Овчинников говорит, что таким образом выразил свое негодование по поводу того, что собор лежит в руинах. Местная калужская газета заметила, что даже Микеланджело не давали такой свободы. Роспись полностью замазали. "Если вы послушаете Овчинникова, – говорит Зеленов, – то на каждую фреску, которую он рисует, я якобы замазываю две. Он понимает, что художник живет, лишь пока люди о нем говорят". После этого мэр приказал Овчинникову приносить на утверждение эскизы перед тем, как расписывать другие боровские здания. По словам Овчинникова, последние шесть эскизов, которые он послал мэру, так и застряли без одобрения. Многие из росписей пользуются единодушной поддержкой общественности и наверняка сохранятся – но некоторые начали блекнуть. По словам Овчинникова, он не заработал своей живописью ни гроша, а краски и кисти – "не самые лучшие и не самые дорогие" – покупал в основном на собственные деньги. На начальном этапе, на волне эйфории ему дали тысячу рублей (около 26 долларов) на краски; а недавно его оштрафовали на тысячу рублей за искажение облика административного здания. Овчинников, проявив свой боевой характер, отказался платить и подал жалобу. Теперь, как говорит Овчинников, он начал расписывать стены в других городах – например, в Севастополе и Обнинске. От своей мечты расписать весь Боровск он отказался. Здесь "чиновники делают, что хотят", говорит Овчинников, "и своей цели они добились – ограничили мою деятельность. Конечно, в Боровске росписи долго не продержатся, они выцветают, но уже хорошо, что мне удалось это сделать. Это была редкостная вещь, и люди всей душой приветствовали мою работу".



полная версия страницы