Форум » КУЛЬТУРА » ГРАНИ//РПЦ предлагает осудить коммунизм » Ответить

ГРАНИ//РПЦ предлагает осудить коммунизм

BNE: РПЦ предлагает осудить коммунизм Русская православная церковь предлагает осудить коммунистическую идеологию. Как передает "Эхо Москвы", об этом заявил и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых. "Настала пора, когда в обществе должна состояться более детальная дискуссия о советском наследии и преступлениях советской власти», — сказал Рябых. "Хотелось бы, чтобы в нашей жизни были отмечены плачевные, трагические события советского времени, чтобы мы помнили о жертвах сталинских репрессий, трагедии русской эмиграции", — подчеркнул священник. По его мнению, в "необходимый минимум" мер должны также войти возвращение улицам и городам их исконных исторических названий, отобранных советской властью, перемещение памятников советским вождям в менее людные места. При этом Рябых призвал "не впадать в те крайности, которые мы наблюдаем в некоторых странах Восточной Европы, где пытаются приравнять коммунизм к фашизму". "У России должна быть своя оценка коммунистической идеологии, несправедливо ставить коммунизм и фашизм на один уровень, ведь за этими явлениями стоит различный исторический опыт", — сказал он. 09.07.2008 15:16

Ответов - 5

BNE: И с ненавистью, и с любовью Американский ученый Ричард Пайпс, которому сегодня исполняется 85 лет, - самый известный историк России из ныне живущих. Можно соглашаться или не соглашаться с его взглядами, но нельзя не признать, что именно его будут помнить потомки, в то время как других (увы!) смоет волна Истории. И не потому что Пайпс написал больше книг, чем другие, и почти все они, переведенные на множество языков, широко известны в мире. А потому что идеи, которые он отстаивал на протяжении десятилетий, подтвердила сама История. А это встречается не так уж часто. С самой первой книги "Образование Советского Союза: коммунизм и национализм", изданной в 1954 году, он последовательно проводил мысль о нелегитимности коммунистической власти, об искусственности Советского Союза как унитарного государственного образования, созданного путем принуждения и насилия, о том, что его ждет та же судьба, что и Российскую империю в 1917-м. Так и произошло – в 1991 году СССР распался, а вместо него появилось 15 новых государств, в том числе и Россия. Крах СССР вознес Пайпса на вершину его карьеры, сделав мировой знаменитостью в полном смысле этого слова. Газеты разных стран наперебой печатали интервью с ним, не говоря уже о приглашениях выступить с лекциями. Триумф Пайпса заставил на некоторое время замолчать даже самых непримиримых его оппонентов. У нас в стране к Пайпсу в разные годы относились по-разному. В Советском Союзе он слыл едва ли главным "буржуазным фальсификатором". Когда он приезжал к нам, то даже те его коллеги, которые в той или иной мере разделяли его взгляды, опасались с ним общаться. "Помню, – говорит он, – в поездках по Советскому Союзу я всегда ужинал в одиночестве, а это американцам несвойственно". Неприятие Пайпса достигло апогея, когда он стал советником президента Рейгана по вопросам СССР и Восточной Европы. "Осторожно, Пайпс!" – так была озаглавлена статья в "Правде", появившаяся в связи с его назначением 18 февраля 1981 года. Признание пришло вместе с перестройкой. В конце 1980-х – начале 1990-х годов Пайпс был у нас исключительно популярен. Чего стоит один факт приглашения его – единственного иностранного специалиста – в качестве эксперта на Конституционный суд над КПСС летом 1992 года. Сегодня, когда Россия в очередной раз пересматривает свое прошлое – теперь с позиции великодержавия, – Пайпса снова обвиняют в русофобии, поверхностности и невежестве. В США историк тоже всегда стоял особняком. Левая профессура, задающая тон в американских университетах, все эти годы противостояла Пайпсу. Камнем преткновения была оценка Октября 1917-го: Пайпс видел в нем преступный заговор кучки авантюристов, захвативших государственную власть, а его оппоненты – социальную революцию. В отличие от Пайпса, они рассматривали и Советский Союз как стабильное государство, реализовавшее свой особый модернизационный проект, призывали к конвергенции, сближению с коммунистическим режимом и приветствовали разрядку. Поэтому распад СССР для них стал полной неожиданностью. "Пайпс ненавидит Россию" – это утверждение не раз приходилось слышать от американских коллег. Если же подойти непредвзято, то придется признать, что Пайпс – один из немногих специалистов по России с трезвым взглядом на ее прошлое и настоящее. Он всегда проводил различие между властью, оккупационной по своему характеру, и народом, приспособившимся жить в условиях, когда влиять на власть практически невозможно. Свое разное отношение к власти и простым людям он объяснял неоднократно, в том числе и в своей книге "Я жил. Мемуары непримкнувшего", ставшей в Америке бестселлером. Пайпс на стороне пострадавших от коммунистического режима – его "Русскую революцию" предваряет посвящение "Жертвам". Сегодня он вместе с теми, кто хотел бы видеть Россию процветающим европейским государством, не отгораживающимся от Запада, а сотрудничающим с ним. По своим политическим взглядам в отношении России Пайпс – либеральный консерватор, подобно своим предшественникам Константину Кавелину, Борису Чичерину и Петру Струве. (О последнем он написал двухтомную биографию, переведенную на русский язык.) Пайпс категорический противник революций. Он уверен, что будущее России только на пути создания правового государства и только в условиях интеграции с Западом. Он считает, что Россия должна отказаться от претензий на великодержавие и заняться прежде всего собственным обустройством. "Пока ГИБДД берет взятки, – говорит он, – России не быть великой державой.... Великая держава без правопорядка невозможна". В России, как говаривал в свое время граф Бенкендорф, "законы пишутся для подчиненных, а не для начальства" – практика, продолжающаяся и поныне. Только на пути создания правового государства, убежден Пайпс, возможно преодоление исторически сложившейся пропасти между властью и обществом. Попытки же воссоздания империи грозят очередным распадом страны, как учат уроки 1917 и 1991 годов. Пайпс – пример счастливого человека. Польский еврей по происхождению, он чудом спасся от Холокоста и оказался в Америке. "Здесь, – говорит он, – осуществились почти все мои желания, и здесь же я познал свободу выбора". А став в 1957 году профессором Гарварда, лучшего университета в мире, историк получил возможность заниматься любой темой по своему усмотрению, пользуясь возможностями великолепной университетской библиотеки. Счастлив он и в семейной жизни. Пайпса иногда критикуют за то, что он он почти не работал с архивными документами. Но в его случае это едва ли недостаток. Пайпс принадлежит к числу тех немногих, кто создает объясняющую историю, которая отвечает на вопросы "что это было?" и "почему произошло именно так?". Такой подход требует не только прекрасного знания предмета, иностранных языков, широкого и трезвого взгляда на мир, но и смелости в постановке неудобных проблем. Одной из них стала проблема собственности, которая, как убедительно показал Пайпс в своей книге "Собственность и свобода", неразрывно связана с феноменом свободы. Многие и на Западе не осознают этой связи, считая и то и другое само собой разумеющимся. Пайпс непримиримый противник постмодернизма, утверждающего, что нет и не может быть объективной истории, что все "факты" суть лишь версии и интерпретации. Он и против тех, кто настаивает на неприменимости нравственного критерия к оценке исторических событий. На деле такая позиция ведет к двойному стандарту. "Имея дело с нацизмом, – пишет Пайпс, – историки не колеблются проклинать его, и это правильно. Тогда почему они делают исключение для коммунизма, который потребовал даже больше человеческих жертв?". Несмотря на возраст, Ричард Пайпс по-прежнему активен: внимательно следит за событиями в России и мире, откликается на них статьями и интервью. На днях выходит из печати его книга "Русский консерватизм и его критики". В ней он объясняет, почему так укоренена в истории России традиция авторитаризма и почему так много выдающихся русских мыслителей поддерживали и обосновывали самодержавие. Ответ на вопрос, как включить общество в дела государства и тем самым обеспечить стабильное эволюционное развитие страны, предлагали либеральные консерваторы, которым симпатизирует автор. А в печать сдана еще одна книга – весьма неожиданная для коллег и читателей Пайпса – о русских художниках-передвижниках. В юности он хотел стать искусствоведом и даже, оказавшись в 1939 году в Италии, собирал материалы к книге о Джотто - и вот теперь осуществил свою мечту, написав книгу по истории искусства. А в работе монография о суде над Верой Засулич, в которой Пайпс выходит на самую что ни на есть актуальную для современной России проблему суда присяжных. Есть и другие планы. И это замечательно! Ирина Павлова 11.07.2008 12:29

BNE: У Микеланджело был скрытый замысел? Кэтрин Дрейк Во фресках знаменитого Микеланджело из Сикстинской капеллы зашифрованы "не только еврейские, каббалистические и языческие символы, но также оскорбления в адрес папы Юлия II, заказчика работы, и отсылки к его собственной сексуальной ориентации". Об этом со ссылкой на недавно переизданную книгу пишет сегодня The Wall Street Journal. Написанный ватиканским экскурсоводом Роем Долинером в соавторстве с раввином Бенджамином Блечем труд под названием "Сикстинские секреты: Запретные сообщения, которые Микеланджело оставил в самом сердце Ватикана" выдержал уже два итальянских издания и недавно впервые вышел на английском. Правоверный еврей Долинер уверяет, что в этой книге нет "ни выдумок, ни нападок на Католическую церковь, это скорее попытка вскрыть всеобъемлющие связи между христианством и иудаизмом". В росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, по его мнению, заложил "мистическое послание вселенской любви – мост взаимопонимания между двумя религиями", передает The Wall Street Journal. Долинер провел корреспондента этого издания по Сикстинской капелле и ответил на несколько его вопросов. Книга стала результатом шестилетнего исследования, к которому Долинера подтолкнули неожиданные находки, сделанные им в 1999 году, когда капелла открылась после реставрации. Два символа, которые раньше принимали за греческие "альфу" и "омегу", на поверку оказались буквами иврита, а в сцене Страшного суда, которую Микеланджело живописал за алтарем, он обнаружил фигуры двух евреев. Открещиваясь от приписываемого ему желания "нажиться на феномене "Кода Да Винчи", ватиканский гид поведал, что начал свое исследование задолго до того, как вышла книга Дэна Брауна, и на первых порах был "самым большим скептиком в мире". Однако постепенно "сам Микеланджело" начал убеждать его в том, что замеченные им совпадения вовсе не случайны, и "кусочки пазла сложились". Долинер отмечает "многослойность" произведений флорентийского мастера, которая роднит его гений с гением Талмуда. Микеланджело пять столетий тому назад "пытался напомнить Риму, что Христос был евреем... и что в основе христианства лежит иудаизм", в то время как Святой престол всеми силами старался "разделить две религии". Поскольку во Флоренции, по словам Долинера, господствовали прямо противоположные нравы, в позиции художника была и политическая составляющая. Более того, Долинер убежден, что заказ на роспись потолка капеллы стал для Микеланджело предложением, от которого невозможно было отказаться: более престижную роспись по стенам отдали на откуп другим художникам, и Микеланджело согласился лишь из страха перед папой Юлием II, которого прозвали "грозным". По словам ватиканского гида, боковые росписи испещрены скрытыми оскорблениями в адрес ненавистного понтифика. По словам Долинера, за все время своей продолжительной творческой жизни Микеланджело ни разу не воспользовался услугами модели женского пола, а женские фигуры никогда ему не удавались. Все это вкупе с изображением содомитов, которые вместе с Данте (к его неудовольствию) оказались на небесах на фреске Микеланджело, указывает на то, что Микеланджело был гомосексуалистом. Стараниями художника в самом сердце Католической церкви нашлось место и иудейским пророкам, и языческим сивиллам. Лишь при помощи изощренной казуистики и некоторых ухищрений Микеланджело удалось избежать папского гнева.

BNE: "Y": Когда читаешь книгу, складывается ощущение, что вы беспристрастны к Сталину. Б.С.: Трудно быть к нему беспристрастным. Сталин – фигура не только зловещая, но и злокачественная. Наша страна до сих пор барахтается в колее, проложенной Сталиным, - не может из нее выкарабкаться. Говорят, что благодаря Сталину мы разгромили гитлеровскую Германию. Но даже это случилось не благодаря Сталину, а несмотря на него. Если бы Сталин не объявил немецких социал-демократов "социал-предателями", в Германии не пришел бы к власти Гитлер, и никакой войны с Германией не было бы. И если бы не кровавый сталинский террор 30-х годов, не страшный урон, какой был нанесен этим террором стране и Красной Армии, весь ход войны (даже если бы она разразилась), был бы совершенно иным. Конечный итог деятельности Сталина ужасен. Он до сих пор по-настоящему еще не осознан нами. Сталин оставил после себя страну с неизлечимо больной, нежизнеспособной экономикой, что, в конечном счете, привело к распаду Советского Союза. Но самое страшное его наследство – это, как говорит Дракон в знаменитой пьесе Е. Шварца – "гнилые души, дырявые души, мертвые души" искалеченных деспотической властью Сталина наших сограждан. Даже тех, кто родился и рос годы спустя после его смерти. Но при этом я не могу слышать, когда про Ленина и Сталина говорят, что они бандиты, уголовники, жалкие ничтожные люди. Сталин был человеком довольно примитивного ума, прагматиком. Но он не был ничтожеством. Для него литература и искусство было такой же важной частью государственных забот, как и народное хозяйство, международные отношения, дипломатия. Поэтому его взаимоотношения с писателями были совсем непростыми. Я не скажу, что Сталин проявлял в своих отношениях с писателями какую-то гибкость, но во всяком случае он проявлял здравый смысл, разум. И потом Сталин читал книги. Он предложил дать премию Виктору Некрасову за книгу "В окопах Сталинграда" и Пановой за "Спутники", то есть у него были и какие-то свои литературные вкусы. Хотя, как правило, присуждая премию своего имени тому или иному писателю, он руководствовался не вкусовыми, а политическими соображениями

BNE: Каменные властелины Недавно в Мюнхене вышла пренеприятная история. Ночью взорвали у знаменитой пивной памятник Гитлеру. Ответственность взяла на себя какая-то "Зарейнская бригада". Совсем повалить памятник не удалось - пластита заложили слишком мало. У Гитлера оторван один сапог и пострадали брюки. Заведено уголовное дело, полиция ищет вандалов. Возможно, это те же лица, которые уже взрывали аналогичные памятники Гитлеру в Дрездене и Бонне. Ангела Меркель выделила 80 тысяч евро на реставрацию монумента. Вы мне поверили? Я думаю, что нет. Не поверили, что в Германии стоят памятники Гитлеру. Не поверили, что по случаю их ликвидации заведут уголовное дело. Не поверили, что Ангела Меркель расщедрится на ремонт гитлеровского монумента на такую крупную сумму. И вообще это было не в Мюнхене, а в Питере, и 8 млн рублей выделила Валентина Матвиенко. И взрывали не памятник Гитлеру, а памятник Ленину. Вот спасибо, что напомнили. А разница в чем? Россия - страна коллективного помешательства. Чем "преславная статуя" одного изверга и палача отличается от изображения другого такого же? Или Валентина Матвиенко и иже с ней верят, согласно пьесам Шатрова и суждениям полоумных старых большевиков, в какие-то гуманные "ленинские нормы" и "ленинскую законность", нарушенные супостатом Сталиным? А на чей мрачной совести гражданская война, ужасы ВЧК, жуткая резня в Крыму, красный террор, Соловки и посаженные на кол священники? Что, никто в Питере не читал "Архипелаг ГУЛАГ"? И Валентина Матвиенко не читала? Какой тогда из нее губернатор? Если бы она восстанавливала статую Путина, тогда все можно было бы объяснить сервильностью, страхом, холуяжем. Но Ленина-то на что? Надо было со вздохом облегчения оттащить на свалку или сдать в металлолом. Или в бюджете Петербурга появились лишние деньги? Тратиться на реставрацию памятников Гитлеру, Ленину, Сталину, Дзержинскому и т.д. просто неприлично. Чужое зло в коричневой рубашке со свастикой никак не сравняется в нашем убогом и ущербном представлении с родным злом, украшенным красным кумачом и серпом и молотом. Причем как в куриных мозгах представителей власти, так и в бедовых головах иных представителей оппозиции. Власть сторожит Мавзолей, то есть скотомогильник на Красной площади, упорно не желая (а Ельцин желал, но не посмел) похоронить наконец первоисточник каменных истуканов, наставленных с простертой дланью не только у Финляндского вокзала или на Октябрьской площади в Москве, но и по всей стране. "Оппозиция слева" в лице гг. Лимонова и Удальцова никак не откажется от серпа и молота, не понимая, что эти руны отчетливо указывают на ее намерения идти назад - то ли в брежневский застой, то ли к сталинщине, то ли ко временам красного террора и ВЧК. А то еще находятся интеллигенты в духе "гранд-кокет" и "гранд-наив" типа Бориса Вишневского, которые требуют, чтобы этих с серпами и молотами пустили на выборы и дали им повторить все с самого начала, с октября 1917 года. А иначе Демократический союз - не демократический. Дорогой Борис! "Демократический" и "идиотический" не синонимы. Я буду по мере сил мешать вам умереть в лимоновских или АКМовских застенках, потому что вы дитя малое и хотите непременно поиграть со спичками. И неужели вам непонятно, чем мы в ДС отличаемся от власти? Власть не хочет пускать на выборы Добро, а мы Зло не хотим пускать. Или надо еще объяснять, что есть Добро и Зло? В 2009 году? Объясняю: чем дальше от свастики и серпа с молотом, от Третьего рейха и СССР, от Кубы и Северной Кореи, чем ближе к западным ценностям, к ЕС и США, тем больше Добра и меньше Зла. А то еще великий сатирик Виктор Шендерович радуется, что некий Шенин из ГКЧП подписывается с ним под документами Национальной ассамблеи. Сохранить живым Виктора, эту нашу общую драгоценность, тем более мой долг, и я из кожи вылезу ради того, чтобы Шенин и еще 2/3 от общего состава Нац. ассамблеи (а это красно-коричневые организации) никогда не пришли к власти и не попали на выборы. Их место на помойке истории. Кстати, памятники Гитлеру из Германии повыкидывали вовсе не сами немцы. Им союзники помогли. Как западные демократии, так и сталинская диктатура, видевшая в 1945 году в Гитлере уже не союзника, а конкурента. Что делать, граждане? Нас ведь никто не собирается оккупировать, вон даже НАТО не жаждет. Так и сгнием рядом с Мавзолеем. У Леси Украинки есть пьеса "Каменный властелин". Вот и нами правая каменные властелины, клоны Владимира Ульянова. Про "массовидность террора" не забывайте и про то, что Ульянов думал о русской интеллигенции. Повторять неприлично. А почему к ульяновским истуканам не присоединились сталинские? Где статуи "второго сокола"? Может быть, озарение нашло на народ или хотя бы на власть в конце 50-х - начале 60-х годов XX века? Увы, нет. Сталинские уроды были сняты сообщником и подельником Сталина Никитой Хрущевым (такие у нас реформаторы), творцом первой оттепели. Вот захотел и снял, и у сталинистов из КПСС не спросился. И никто не восстал. По Галичу: "оказался наш отец не отцом, а сукою... и приказано статуй за ночь снять со станции". Решимости Хрущева Ельцину нашему любимому (без кавычек) поучиться бы. Если бы завтра Ленина закопали или продали за валюту, тоже беспорядков бы не было. Но Лениных Хрущев оставил, потому что ему надо было оттолкнуться от Сталина, потому что он полемизировал со Сталиным, а не с Лениным, потому что его волновала десталинизация как хрущевизация, а не как десоветизация. Он сам был большевик, и Ленин вполне его устраивал. Ленина не убрал отец перестройки Михаил Горбачев, не убрал его и реформатор Ельцин. Мы застряли в 1924 году, потому что сильный и злой мужик Никита Сергеевич Хрущев не увидел в Ленине конкурента. А увидел бы - и валяться бы Лениным рядом со Сталиными на свалке. Не можем мы даже такой малости без воли лидера КПСС. Поистине, в какой же жалкой, рабской, троглодитской стране мы живем. Члене "восьмерки". То есть "семерка" тоже хороша. Прогрессисты для себя, распивочно. Троглодиты навынос. Валерия Новодворская 10.04.2009 11:19

BNE: В Набережных Челнах после удара молнии сгорела недостроенная церковь. Примечательно, что культовое здание строилось десять лет, на него расходовались бюджетные деньги и "добровольно-принудительные" взносы с предпринимателей, всего более $2,5 млн. Местные жители вышли снимать пожар с пивом в руках, спасать церковь никто не рвался. Теперь горожан ждут новые расходы - на очередное культовое здание. Примечательно, что одна эта церковь стоила городу столько же, сколько два типовых детских садика, которых так не хватает в регионе.



полная версия страницы