Форум » КУЛЬТУРА » ГРАНИ//Христиане за Дарвина » Ответить

ГРАНИ//Христиане за Дарвина

BNE: Христианство и эволюция В минувшее воскресенье, накануне дня рождения "знакового" английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина, в США были организованы необычные проповеди - особые собрания христианских активистов, выступающих за "реабилитацию" эволюции. Дословно : Джеффри К. Макки антрополог Дебаты между "креационистами" и "эволюционистами" - предмет моего беспокойства как ученого, занимающегося проблемами эволюции. Дебаты имеют мало общего с наукой... Эти дебаты философские, религиозные и политические. Я уважаю креационистов и их взгляды, поскольку Соединенные Штаты Америки - свободная страна. Но я не хочу, чтобы креационисты обучали моих детей "науке"... которой нет. Религия и наука могут и должны сосуществовать. Для большинства людей это так. Но для меньшей части крикунов, известных как "креационисты", наука и религия имеют разногласия... Этим людям хочется, чтобы возраст Земли составлял только 10 000 лет. Не имеет никакого смысла это обсуждать, потому что факты не соответствуют такому предположению... The Religion of Creationism and the Science of Evolutionary Theory Автор теории естественного отбора, буквально перевернувшей представление человечества о себе самом, родился 12 февраля 1809 года. В нынешнем году празднества по поводу этой совершенно некруглой даты получили особое распространение среди атеистов всего мира, однако, как выясняется, и люди верующие не остаются в стороне. Теория Дарвина противопоставляется креационизму, то есть учению, утверждающему, что библейский рассказ о сотворении мира верен едва ли не в буквальном смысле этого слова. В настоящее время креационизм активно продвигается под маской "разумного плана" (intelligent design - ID), и в этом своем новом облике он даже навязывается преподавателям в школах (подобные тенденции коснулись и нашей страны). По уверениям сторонников ID, мир устроен настолько сложным образом, что в его создании обязательно должен был участвовать некий неназываемый "разумный проектировщик". Однако по мере роста числа сторонников "разумного плана" растет и число тех верующих, что считают свои убеждения вполне совместимыми с принятием теории эволюции. Количество участников движения Evolution Sunday ("Воскресная эволюция") в этом году возросло на 13 процентов (от 467 до 530 конгрегаций, которые сочли нужным таким образом почтить память Чарльза Дарвина). В прошлом году в рамках мероприятий Evolution Sunday выступил сам папа римский, который высказался в поддержку науки. Организаторы программы видят во всех этих сдвигах добрый знак, показывающий, что христианское вероучение все-таки способно адекватно реагировать на вызовы современности. Многим памятно и высказывание куратора Ватиканской коллекции метеоритов и сотрудника Ватиканской обсерватории в штате Аризона (Vatican Observatory, США) Гая Консольманьо (Guy J. Consolmagno), назвавшего креационизм "формой язычества". По его мнению, языческая природа креационизма проявляется в том, что Богу приписывают черты "природных божков", которые когда-то рассматривались в качестве первопричин природных явлений. Основателем движения Evolution Sunday считается Майкл Зиммерман (Michael Zimmerman) - декан Колледжа свободных искусств и наук Университета Батлера в Индианаполисе (College of Liberal Arts and Sciences at Butler University in Indianapolis), он считает общей целью всех здравомыслящих людей показать "тем, кто взял на себя смелость от имени христианства утверждать, что люди обязательно должны выбирать между религией и современной наукой", что вера и наука могут мирно уживаться в душе каждого конкретного человека. Зиммерман и его сторонники полагают, что библейский рассказ о создании мира является лишь аллегорией. "Креационисты боятся, что если вы поверите в эволюцию, то станете законченным атеистом", - говорит он. Однако, с точки зрения Зиммермана, попытки "подтвердить существование Бога" через "разумный план" демонстрируют лишь нехватку веры. "Если у вас в душе достаточно веры, вам не нужна наука для доказательства существования Бога - ведь наука в любом случае не может этого никак доказать". Эти слова Майкла Зиммермана приводит журнал New Scientist. Всемирное распространение получило так называемое Clergy Letter Project - послание 2004 года в поддержку эволюции (заключившее, что христианство и теория эволюции не имеют разногласий), его подписали 10,5 тысячи представителей христианских религиозных организаций США, Австралии, Великобритании, Канады, Нигерии и др. "Теория эволюции - одна из самых авторитетных во всей биологической науке. Это просто лучшее объяснение того, как жизнь развивалась, и она уже была многократно проверена", - уверяет Сандра Майкл (Sandra Michael), выступавшая на проповеди в Епископальной церкви Троицы в Бингемтоне (Trinity Memorial Episcopal Church in Binghamton), штат Нью-Йорк, в качестве приглашенного оратора. "Вопрос, на который отвечает священное писание, - это "почему?". Почему Бог создал мир и человека в нем? Как побороть грех, живя в этом мире? Какова роль и предназначение человека? Теория эволюции отвечает на другой вопрос: "как?". Как развивались поколение за поколением живых существ, и как они становятся тем, кем становятся," - поясняет преподобная Норин Саринер Noreen Suriner) из Епископальной церкви Троицы. Почему же люди верующие и даже священнослужители отказываются от учения, которое целиком и полностью вдохновлено Библией, в пользу научной теории, приносящей делу веры столь очевидный "вред"? Можно, конечно, списать все это на хваленую американскую практичность. Действительно, в своих повседневных делах, в производстве и бизнесе люди привыкли больше полагаться на науку и технологии - именно они позволяют достичь определенных и предсказуемых результатов. В этом смысле креационизм просто неконструктивен: он лишь констатирует бессилие человеческого разума перед тайнами природы, но не дает надежды овладеть всеми этими могучими силами. Любое - даже несовершенное - знание, позволяющее достичь каких-либо практически ценных результатов неизбежно заменит собой самое красноречивое доказательство невозможности оное знание получить. Однако, думается, не одними лишь "шкурными" интересами руководствуется человечество, когда выбирает свою дорогу в будущее. Многим из нас просто нравится считать честность лучшей политикой. И в этом смысле верующие и материалисты между собой не очень-то различаются. Мало кому нравится врать, кривить душой; еще опаснее лгать самому себе. Любой тактический выигрыш, полученный за счет откровенного вранья, в будущем может обратиться в серьезный стратегический просчет, приводящий к крушению всей сложившейся системы убеждений. А "убеждениям", питаемым очевидными заблуждениями, просто грош цена. Ложь - это самая большая ересь как в науке, так и в религии, ведь ложь - это излюбленное оружие дьявола, всегда вынужденного скрывать свою личину. Так, совершенно ясно, что все люди, которые сейчас вам с пеной у рта будут доказывать, что теория Дарвина "давно опровергнута", что против нее теперь выступает большинство биологов, просто нагло и откровенно лгут (заметьте, вне зависимости от того, какова истинная ценность и справедливость этой теории). Просто если вы примете за чистую монету утверждение о "научном перевороте" в биологии, то попадете впросак: предстанете в глазах окружающих настоящим "лохом", которому можно вешать лапшу на уши. Это в лучшем случае. А в худшем - если, например, решите воспользоваться вновь обретенным "знанием" на школьном экзамене - пострадаете вполне реально (получите "неуд" и отправитесь залечивать свои душевные раны куда-нибудь на Гаити). Вспомним, как старик Хоттабыч на экзамене вкладывал в уста отроку Вольке ответы на вопросы об устройстве мира: про землю, покоящуюся на трех китах и черепахе. Школьные учителя не оценили столь красочной речи. Если вы поймете, что "доброжелатели" лгут (или сами добросовестно заблуждаются, что реже) по поводу господствующей в настоящее время в науке картины мироздания (вероятно, они просто собираются поднять свой авторитет за ваш счет), то у вас, естественно, появятся вполне законные сомнения и в отношении других высказываемых этими людьми тезисов. Именно для того, чтобы основы вероучения не были таким образом скомпрометированы, необходимо быть честным в вещах второстепенных. Врать в этих делах не следует даже тогда, когда это "выгодно". Креационистам, по крайней мере стоило бы приучиться признавать, что подавляющее большинство современных ученых "пока" придерживается диаметрально противоположной версии происхождения мира и человека в нем. Собственно, все это касается и любых других псевдонаучных теорий, которых развелось в последние годы видимо-невидимо. Их апологеты по понятным причинам отказываются признавать свою маргинальность, предпочитают рядиться в одежды науки "официальной", делая вид, что их теория благополучно принята мировым сообществом и лишь отдельные "ретрограды" еще как-то ей противятся. Вспомним шального "воскресителя" Григория Грабового, имевшего, кажется, "корочки" на все случаи жизни: по его собственным словам, принятого как Академией наук, так и православной церковью. Защищаясь от лжи, исходящей от таких "адептов", люди науки и люди верующие могут даже оказать друг другу поддержку, как это показывает, например, недавняя история с письмом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона - православного иерарха, выступившего одновременно как в защиту веры, так и в защиту науки - против очевидного вранья (астрологии, суеверий, лженауки, оккультизма), пропаганда которого стала теперь столь популярна на государственных телеканалах. "Это просто невероятно! - пишет он. - XXI век на дворе, и я, архиерей Русской Православной Церкви, не раз ложно обвиняемой в противлении научному прогрессу, встаю на защиту науки и просвещения, и, конечно, ЗДОРОВОЙ ДУХОВНОСТИ, в то время как "прогрессивная элита" масс-медиа тиражирует на многомиллионную аудиторию лженаучные знания, средневековое мракобесие и суеверия". Надо думать, такими выступлениями "защитников противной стороны" движет вовсе не простая корысть, а обостренное чувство справедливости, стремление избавиться от паутины лжи, сплетаемой порой в поисках сиюминутной выгоды людьми мелкими и недалекими. Установка на сугубую честность предполагает, что и мы должны в конце этих заметок признать, что далеко не все иерархи и видные религиозные деятели согласны признать за наукой право беспристрастно вдаваться в "святая святых" - то есть историю сотворения этого мира. Ссылки: Christian faith in the other good book - New Scientist Church recognizes theory of evolution - News 10 Now К.Эрнсту об оккультизме на Первом канале - "Сектовед" Ваше слово, товарищ Дарвин! - "Комсомольская правда" РПЦ открыто объявила войну науке? - "Клуб научных журналистов" Следует ли православным верить в эволюцию - Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева Максим Борисов

Ответов - 5

BNE: Запоздалая контрреформация Пять англиканских епископов решили перейти в католичество 8 ноября пять англиканских епископов объявили о своем намерении перейти в католичество. По мнению иерархов, государственная Церковь Англии утратила связь с двухтысячелетней традицией христианской религии. В частности, епископы разошлись с церковным руководством в вопросе о месте в среде духовенства женщин и гомосексуалистов. Однако раскола в англиканской церкви в связи с этими событиями ждать, видимо, не стоит. Исторически Церковь Англии считает себя одновременно католической и реформированной. Несмотря на то, что в 1534 году англиканская церковь отделилась от римского католичества и продолжила формироваться под влиянием принципов протестантизма, идея единства с всемирной церковью всегда оставалась для англиканства одной из центральных. Постепенно Церковь Англии эволюционировала, со временем принимая все больше либеральных нововведений, однако среди духовенства и прихожан всегда существовало и консервативное крыло. Значительную часть вольностей - англиканскому клиру, например, не запрещается обзаводиться семьей - консерваторы давно принимают как должное. Однако всему есть предел, и когда священнослужителями в англиканской церкви разрешили становиться женщинам и гомосексуалистам, некоторая часть наиболее ревностных приверженцев традиционной морали начала роптать. В 2009 году дошло до того, что Генеральный синод, руководящий орган Церкви Англии, разрешил рукоположение женщин в сан епископа. Вскоре последовал ответ Ватикана: в надежде переманить недовольных англиканцев, папа Бенедикт XVI упростил для них процедуру перехода в католичество. В соответствии с провозглашенной 20 октября 2009 года Апостолической конституцией, перешедшим в лоно католической церкви даже позволяется сохранить часть обычаев англиканства - например, священникам, уже успевшим обзавестись семьей, не придется разводиться. Точно не известно, сколько прихожан и священнослужителей Церкви Англии разочаровались в своей вере настолько, чтобы воспользоваться предложением папы. Вообще, традиционализм среди англиканцев не особенно силен. "Вперед в вере", одна из самых известных организаций, объединяющих англо-католиков (часть англиканского духовенства, более приверженного католическим корням Церкви Англии), насчитывает немногим более 800 членов. В связи с этим предполагалось, что массового перехода в католичество не возникнет. Опубликованное 8 ноября совместное заявление англиканских епископов показало, что размеры бедствия несколько недооценили. Желание перейти в католичество одновременно изъявили сразу пять представителей высшего англиканского духовенства: трое действующих епископов и двое бывших. По их словам, в последние десятилетия Церковь Англии "слишком отдалилась от устоев и традиций церкви, установленных 2 тысяч лет назад Иисусом Христом". Как заявил один из разочаровавшихся в англиканстве иерархов, епископ Эббсфлита Эндрю Барнэм (Andrew Burnham), речь идет не только о неприятии идеи рукоположения женщин в сан епископа. "Вопрос в том, верна ли Церковь Англии заветам единой христианской церкви, или же она считает себя вправе придумывать собственные заветы по ходу дела". Ради перехода в более правильную, с их точки зрения, конфессию, англиканские епископы готовы многим пожертвовать. В католичестве ни один из них, скорее всего, не станет епископом, им придется довольствоваться должностями приходских священников. Вместе с саном они потеряют причитающееся им довольствие. Кроме того, их приходы, очевидно, будут формироваться исключительно из перешедших в католичество англиканцев. В связи с этим епископы призвали всех сочувствующих смело следовать их примеру. И все же маловероятно, что решение пятерых епископов спровоцирует всплеск перехода прихожан в католичество, и уж точно не вызовет раскола в Церкви Англии. Ни один из епископов, решившихся перейти в католичество, не стоял во главе епархии. Двое, как уже говорилось выше, в настоящее время отошли от дел, а трое действующих являются так называемыми заместительными епископами ("flying bishops"). Они исполняют епископские обязанности для прихожан-традиционалистов, которые отказались признать священников-женщин. Всего в Англии насчитывается чуть менее 13 тысяч приходов. В подавляющем большинстве из них верующие не имеют ничего против женщин-священников или женщин-епископов. По данным The Guardian, лишь 363 прихода (меньше трех процентов от общего числа) затребовали назначения заместительного епископа. В этой связи уход пятерых епископов из лона англиканской церкви не представляет для ее структур сколько-нибудь серьезной угрозы. Зато он может стать серьезным ударом по позициям консервативного крыла Церкви Англии. Трое из пяти - уже упоминавшийся Эндрю Бернем, а также епископ Фулхэма Джон Бродхерст (John Broadhurst) и бывший епископ Дэвид Силк - были яростными и активными сторонниками англо-католицизма. Теперь традиционалисты этих ценных кадров лишатся. Может быть, поэтому архиепископ Кентерберийский, духовный глава Церкви Англии, уже вечером 8 ноября с легким сердцем отпустил епископов на все четыре стороны. Принимая отречения, Роуэн Уильямс поблагодарил иерархов за многолетние труды и пожелал им всяческих успехов в новых начинаниях. Очевидно, архиепископ озабочен не проблемой массового отступничества, а чисто бытовым вопросом: к 1 января 2011 года ему надо найти трех новых заместительных епископов, чтобы обеспечить соблюдение прав верующих в 363 консервативных приходах. Константин Бенюмов

BNE: Томограф не распознал экстрасенсов 10 ЯНВАРЯ, 17:48 // Алексей Петров // fzd.de Гарвардские учёные попытались выяснить, как в мозгу проявляется информация, полученная сверхъествественным образом. Томография мозга показала, что эта информация не проявляется никак. СМОТРИ ТАКЖЕ Выйти из себя Учёные детально изучили ощущения людей, которые Психологи Гарвардского университета разработали новый метод изучения экстрасенсорного восприятия, который, по их заверениям, должен поставить точку в споре о существовании экстрасенсорной активности головного мозга человека. По словам учёных, им не только удалось создать новую методику для подобных исследований, но и самым убедительным на сегодняшний день способом доказать отсутствие у человека каких-либо «экстрасенсорных способностей». Исследованием руководил выпускник факультета искусств и наук Гарвардского университета Сэмьюэл Моултон под контролем профессоров психологии Стивена Косслина и Джона Линси. Результаты исследований опубликованы в январском выпуске журнала The Journal of Cognitive Neuroscience. Ученые использовали сканирование активности тканей головного мозга для выявления у людей знания, наличие которого не может быть объяснено с точки зрения научно признаваемых способов восприятия информации. Как отмечает сам Моултон, наличие у человека экстрасенсорных способностей должно определить различие в отклике на поступающую информацию в обычной и экстрасенсорной форме. Моултон посылал к подкорке испытуемых обычные сигналы и манипулировал сверхчувственным опытом, в обоих случаях отклик подопытных экстрасенсов был одинаков – даже при наличии различий в реакции на эмоционально окрашенные посылы и тонкую структуру откликов, связанную с особенностью тех или иных сигналов. Учёные отмечают, что в существование экстрасенсорных возможностей человеческого мозга верит едва ли не половина населения США. Судя по обилию телепрограмм, статей и рекламы на эту тему ситуация в нашей стране вряд ли отличается в лучшую сторону. Как правило, к экстрасенсорному восприятию относят три вида апперцепции: телепатию (прямое чтение мыслей постороннего человека), ясновидение (знание подробностей не наблюдаемых воочию событий), а также предвидение (знание будущего). Очень часто новоявленные ясновидцы обладают необъяснимыми знаниями, связанными с обстоятельствами чьей-либо смерти, или могут идентифицировать человека, вызывающего экстрасенса по телефону. Такие проявления сознания и относят к «паранормальной деятельности мозга». Правительство США потратило в свое время несколько десятков миллионов долларов на изучения феномена экстрасенсорного восприятия и даже пыталось в годы Холодной войны тренировать шпионов-телепатов и лазутчиков-ясновидцев, однако впоследствии свернуло все подобные программы, разочаровавшись в их результатах. Кроме того, изучение экстрасенсорной активности проводилось и известными научными центрами, в которых наиболее выдающимся является Корнельский университет и светило психологии Дэрил Бем. Исследования этого ученого на некоторое время заставили весь мир поверить в сверхчувственный опыт, однако так и не выявили механизма наблюдаемых явлений и уж совсем разочаровали общественность после ряда неудачных попыток воспроизведения результатов Бема независимыми научными группами. Тем не менее, упрямые народные массы продолжают верить гадалкам и предсказателям, что, по-видимому, и побудило Моултона на проведение решающего эксперимента по выявлению паранормальной активности головного мозга. Для этого авторы работы по-новому поставили эксперимент по прямой передаче информации в черепную коробку испытуемых. В основе работы специалистов из Гарварда лежит утверждение о том, что мозг, воспринимающий информацию, сохраняет её, даже если сознательно он не в состоянии вытащить её на свет и даже если он получил её каким-то сверхъестественным образом. Поэтому более надежным инструментом для изучения экстрасенсорной активности является изучение именно активности мозга, а не поведения людей или их рассказов. Комментируя свое исследование, сам Моултон говорит, что мозг человека реагирует менее интенсивно на стимулы (информацию), о которой уже был осведомлен, даже если эта информация подсознательная, то есть даже если человек не был преднамеренно осведомлен о том, что именно он наблюдал. Активность мозга и подавление воспоминаний Способность человеческого мозга подавлять тревожные или расстраивающие воспоминания помогает многим людям в их повседневной жизни, однако механизм этого подавления до сих пор был неясен. Новое исследование Кроме того, мозг Homo Sapiens проявляет повышенную активность в тех случаях, когда получает заранее ожидаемую информацию. Таким образом, возбуждение мозга в результате ожидания или получения информации, отслеженное посредством сканирования нейротканей, может достаточно точно раскрыть детали процесса познания. В качестве стимулов использовались различные изображения. Именно реакцию мозга в процессе обработки содержащейся в них информации и изучали гарвардские специалисты. Для изучения экстрасенсорной активности ученые предлагали испытуемым, мозг которых в ходе эксперимента сканировался, два типа визуальной информации – содержащей и не содержащей сверхчувственного подтекста. Внешне эти два типа объектов выглядели одинаково, однако к экстрасенсорным возбудителям мозговой активности ученые прикладывали телепатический, ясновидческий или предсказательный сигнал. Так, телепатический сигнал заключался в показе тех же фотографий близким испытуемых – их друзьям, супругам и даже однояйцовым близнецам. Способности к ясновидению проверялись с помощью демонстрации таких же изображений на экране удаленного компьютера. Предсказателей выявляли, демонстрируя им фотоснимки дважды – во время проведения эксперимента и уже после такового; если предсказательные способности действительно имели бы место, то во время сканирования мозга они бы «уже знали», что им будет показано. Никаких различий в реакции на два типа информации найти не удалось. Никаких аномалий, будучи подвергнутым потоку сверхчувственной информации, мозг испытуемых не проявил. Строго говоря, данное исследование не снимает всех вопросов о существовании экстрасенсорного восприятия. Как признает сам Моултон, отсутствие данных, подтверждающих наличие паранормальной активности мозга, не означает отсутствие таковой. Здесь экстрасенсорика разошлась с наукой и в методологии – если научные теории принципиально не верифицируемы, то у подобных верований имеются аналогичные проблемы с фальсифицируемостью. Однако трудно не согласиться с тем, что отрицательный результат, полученный им и его коллегами, имеет гораздо большую силу и достоверность, чем все отрицательные результаты, полученные до него. По всей видимости, это и есть главное достижение психологов из Гарварда. Теперь сторонникам существования паранормальной активности мозга человека будет куда сложнее спорить с результатами. Если, конечно, и логика их не окажется «паранормальной». http://www.gazeta.ru/science/2008/01/10_a_2535233.shtml

BNE: В Ватикане поставят памятник Галилею В садах Ватикана появится памятник Галилео Галилею, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на итальянские СМИ. Памятник ученому, жившему в XVII веке, будет установлен в 2009 году. Это стало возможным после реабилитации Галилея, последовавшей за историческим выступлением Иоанна Павла Второго в Папской академии наук в 1992 году. До недавнего времени Католическая церковь считала Галилея еретиком из-за признания им учения Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Памятник, представляющий ученого во весь рост, будет выполнен из мрамора и установлен недалеко от здания, в котором в 1633 году он содержался во время процесса над ним. На процессе Галилей отрекся от "ереси". В январе этого года папа римский Бенедикт XVI был вынужден отменить выступление в римском университете La Sapienza. Против визита выступала часть студентов и преподавателей университета, припомнившая понтифику его заявление о том, что "процесс над Галилеем был разумным и справедливым". По мнению экспертов, намерение поставить памятник Галилея в самом сердце Ватикана является попыткой Святого Престола примириться с научным сообществом. 10.03.2008 13:18 http://www.grani.ru/Society/Science/m.134383.html

BNE: Воображая бога Британский антрополог, профессор Морис Блок (Maurice Bloch) из Лондонской школы экономики (London School of Economics) решил обнародовать собственную гипотезу, объясняющую появление религиозных верований. В своих размышлениях он отталкивался от популярной теории, в соответствии с которой религия в человеческом обществе зародилась и окрепла благодаря своей способности объединять в одно целое отдельных индивидуумов. Блок считает, что религия на самом деле является всего лишь побочным продуктом человеческой фантазии, развившимся вслед за тем, как человеческий мозг приобрел свою особую архитектуру, позволяющую воображать себе предметы и живых существ, которые в природе не встречаются. Антрополог уверен в том, что люди - это единственные земные создания, которые обладают такой способностью. Воображение позволяет им, в частности, представлять себе, что умершие сородичи продолжают жить где-то рядом, а с небес на них взирают всемогущие боги. Между тем даже ближайшие "родственники" человека - человекообразные обезьяны - не в силах вообразить себе богов. Как только люди сумели "включить воображение", они обрели новую форму социального взаимодействия, недоступного никаким иным созданиям на этой планете. Это уникальное свойство Блок решил назвать "трансцендентной социальностью" ("transcendental social"). Трансцендентная социальность позволяет ощущать свое неразрывное единство самым различным группам - кланам и народам. Воображаемое единение возможно даже с реально не существующими группами, например, с умершими предками. Такое "существование" носит исключительно феноменологический характер и не нуждается в каждодневной эмпирической проверке опытом, довольствуясь лишь знанием о формальной принадлежности к общине, роду и своей воображаемой ролью среди себе подобных. Польза трансцендентной социальности состоит в том, что в ряде случаев она способствовует строгому соблюдению кодекса идеализированного поведения, обусловленного религиозными верованиями. "Трансцендентная социальность требует развития способности жить воображаемой жизнью, - пишет Блок. - Можно оставаться членом трансцендентной группы (или же племени) даже в том случае, когда контакт между членами этой группы (племени) совершенно исключен или утерян. Кроме того, подобные группы (начиная от небольших кланов и кончая целыми народами), могут с равным успехом включать в себя как живых, так и уже умерших собратьев". Мировые религии и по сей день активно эксплуатируют идею вневременной общности разных своих членов, объединяя в одну группу живых и мертвых. Блок считает, что наши предки развили в себе способность к воображению приблизительно 40-50 тысяч лет назад, и это время совпало с так называемой верхнепалеолитической революцией. Именно тогда примитивные орудия труда, практически не менявшиеся на протяжении полусотни тысяч лет, испытали вдруг внезапное взрывное развитие, тогда же появилось пещерное искусство, а в захоронения стали класть поделки, свидетельствующие о зарождении веры в загробную жизнь. По версии Блока, развилась также и "трансцендентная социальность", которая с тех пор уже никуда не пропадала. По его мнению, единая "трансцендентная сеть" может без проблем включать в себя как мертвых предков и богов, так и живых вождей и обычных членов племени. Предков и богов с высокопоставленным руководством и отсутствующими соплеменниками может объединять то, что все они одинаково таинственны и невидимы, иными словами, трансцендентны. "Явления типа религии - это неотъемлемая часть ключевой адаптации, которая породила людей современного антропологического типа. Нам просто присуща способность вмещать в себя другие миры", - говорит Блок. По его мнению, уникальная человеческая способность ощущать связь с несуществующими или отдаленными членами группы проявляется не только в религиозных переживаниях, но и во всех иных видах человеческой деятельности. "Адаптация, о которой я говорю - это подлинная основа современного человеческого общества", - заключает Блок. Несмотря на то, что Морис Блок, несомненно, знаком с научной методологией, его новая концепция носит явно спекулятивный характер, а работа опубликована в журнале, посвященном философской проблематике (соответствующая публикация - в Philosophical Transactions of the Royal Society B). Обоснование связи верхнепалеолитической революции с временем появления трансцендентной социальности может оказаться весьма шатким, ведь, согласно данным науки, наш вид - Homo sapiens - появился на планете (в Африке) почти 200 тысяч лет назад, а с тех пор его физиология существенным образом уже не менялась. Будет весьма непросто объяснить, почему на протяжении полутора сотен лет Homo sapiens никак не мог "включить" свою фантазию, а потом вдруг "архитектура его мозга" изменилась, и в разных частях света люди вдруг обрели эту важнейшую способность... Опять же данные науки говорят о том, что неандертальцы (совершенно иной, более древний вид Homo neanderthalensis) также обладали верой в загробную жизнь (об этом свидетельствуют их захоронения), и даже слоны, похоже, относятся к останкам своих сородичей с особым почтением... Утверждать, что обезьяны не наделены воображением - занятие тоже весьма рискованное. Во всяком случае, приматы, собаки, коты и даже крысы видят сны, в ходе которых они заново проживают дневные события. Таким образом, их мозг способен воспроизвести то, что уже формально отсутствует в реальности. Не исключено, что "фантазии" животных никогда не удастся на качественном уровне отделить от человеческого воображения. И, наконец, стремление объединяться в стаи (не важно, по какому принципу) присуще вовсе не одним лишь людям и не требует развитого воображения. Вообще, говорить о том, что религии принадлежит исключительно объединяющая роль, означает забыть о не менее важной ее функции, позволяющей людям выделиться из своего окружения, обособиться, ощутить себя "избранными" - пусть и путем раздувания какого-либо искусственного конфликта. С давних пор "религиозные войны" (порой даже не несущие собственно религиозного смысла) являются неотъемлемой частью человеческого существования. Участвовать в них предпочитают не прирожденные фантазеры, а те, кто как раз начисто "лишен" какого-либо воображения. Известно, что именно фанатиками, сражающимися за "чистоту" веры, были написаны самые мрачные страницы в человеческой истории. Споры о том, приносит ли религия пользу человеческому обществу (и приносила ли она эту пользу когда-либо), не утихают с тех самых пор, как появились первые атеисты. Часть социологов склоняется к мнению, что вне зависимости от "истинности" или "ложности" той или иной религии, в той или иной форме вера все-таки необходима человеческому сообществу, которое (в какой-то своей части) будет нуждаться в ней и впредь. Судя по всему, Морис Блок также присоединяется к этому мнению. В таком случае уместно задаться вопросом, какую пользу может принести новая концепция появления религиозных верований? Ведь кому-то положение о том, что всякая религия - это плод фантазии, покажется просто самоочевидным, а кому-то, напротив, - совершенно неприемлемым. Вместо того, чтобы примирить противоборствующие стороны, такие теории рискуют лишь вызвать новые "религиозные войны"... Источник: Religion a figment of human imagination - New Scientist http://www.newscientist.com/channel/being-human/dn13782-religion-a-figment-of-human-imagination.html Максим Борисов

12345: http://www.vz.ru/news/2010/8/11/424799.html Ученые: Новая форма жизни на Байкале может питаться метаном 11 августа 2010, 18::30 Экспедиция на озере Байкал отчиталась о первом этапе изучения новой формы органических соединений, обнаруженной ранее в районе подводного грязевого вулкана «Санкт-Петербург», сообщила пресс-служба Фонда содействия сохранению озера Байкал. «Директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев предположил, что это новая, ранее неизвестная форма жизни, представляющая собой колонию микробов, питающихся метаном», говорится в сообщении пресс-службы, передает «Интерфакс». В районе подводного грязевого вулкана «Санкт-Петербург» проводились также исследования геологической структуры района, полей газогидратов и биохимических особенностей донных осадков. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» в понедельник в районе грязевого вулкана «Санкт-Петербург» на озере Байкал обнаружили новую форму органических соединений, которую ученые пока не сумели классифицировать. Также ранее сообщалось, что на дне Средиземного моря были обнаружены живые организмы, которые получают энергию для жизнедеятельности из водорода. Эти организмы названы лорициферами и относятся к группе морских беспозвоночных. Они были обнаружены группой итальянских ученых в 200 км в западу от греческого острова Крит – в подводном соленом озере, находящемся на глубине 3,5 км. Глубина самого озера достигает 100 м. Концентрация соли в нем такова, что здесь нет места для кислорода. В качестве источника энергии живущие в этом районе лорициферы используют сероводород. В этом свете следует вспомнить находки с Титана. Испанские физики из университетов Гранады и Валенсии, опираясь на данные, полученные с зонда «Гюйгенс», установили, что в атмосфере самого большого спутника Сатурна – Титана, присутствует электрическая активность. Такая активность в атмосфере, отмечают ученые, способствует формированию предшественников жизни – органических молекул. Также они обнаружили озера и реки, предположительно из метана. Межпланетный аппарат «Кассини-Гюйгенс» стартовал к Сатурну в октябре 1997 года. Минизонд «Гюйгенс», который до отделения находился на борту «Кассини», опустился на Титан в середине января 2005 года и передал множество данных о его атмосфере и поверхности.



полная версия страницы