Форум » КУЛЬТУРА » КРОТОВ.org//В защиту искусства которое громили терминаторы о. А. Шаргунова в центре Сахарова » Ответить

КРОТОВ.org//В защиту искусства которое громили терминаторы о. А. Шаргунова в центре Сахарова

БорисЕ: Продолжение материалов ранее обсуждаемых в топике http://www.borda.ru/re.pl...al-00000149-005-0-0-0-0-0 ============================ Несколько слов в защиту современного искусства вообще и того, которое погромили терминаторы о. Александра Шаргунова в центре Сахарова. Во-первых, христиане не должны прибегать к светскому закону - даже, если закон запрещает оскорблять христианские чувства - и вообще мстить за обиды. Оскорбили мое христианское чувство - смиренно молчу. И не надо ссылаться на то, что ап. Павел взывал к закону - он позвал его на помощь один-единственный раз, и не чтобы наказали других, а чтобы спасти свою шкуру. За что и поплатился, потому что этот самый закон его и прикончил. Во-вторых, никто не должен подменять собой стражей закона - мол, милиция дремлет, тогда я сам наведу порядок. В-третьих, закон этот противоречит праву, потому что оперирует понятиями, не подлежащими правовому регулированию. Еще Вл. Соловьев издевался над попыткой законодательно оградить спокойствие чьих-либо чувств. В-четвертых, выставка отнюдь христианских чувств не оскорбляла ни вольно, ни невольно. Она оскорбляет лишь неразвитый художественый вкус. Но это наша проблема - надо изучать живопись, а не оскорбляться ею. Скорее уж изображение Христа в виде архиерея или Творца в виде Отца - кощунство, которое нас должно бы оскорблять. Ненависть труслива и лжива - она хотела бы разгромить весь мир, запретить и современное искусство, и Рафаэля, который "Христа Спаса пишет яко жидовина". Ей должна противостоять любовь, защищающая от нашей агрессивности даже то, что мы не понимаем или, как нам кажется, понимаем как греховное явление.

Ответов - 62, стр: 1 2 3 All

BorisE: Не очень понятно, почему именно Ваши предки заплатили больше моих? У моего прадеда (есаула царской армии) было 17 человек детей, а я остался последним мужчиной в роду. С чего Вы решили что у меня ОСНОВАНИЙ меньше. Вот претензий и криков меньше - это однозначно! CПАСИБО!

Л.А.: цитатаА мои предки заплатили за этот кусок глобуса, который я называю своей Родиной своим потом и кровью. - Это кто? Казаки, что-ли? цитатаЕсли я дам казнокрадам и демагогам окончательно развалить страну, разрушить общество - это будет моя вина и мой позор. - Какую страну? В каких границах? Какое ОБЩЕСТВО? Интересно, а как не дадите? Сколько детей имеете? И где служат? Или землю пашут в степи? И что в казну приносят? И кто казнокрады?

DoppelherZ: Отвечу сразу двоим, ибо правила сайта не позволят мне посылать одновременно слишком много сообщений - наверно не успевает переваривать. Низкий поклон предку BorisaЕ - человек был настоящий. К сожалению, все хорошее когда-то заканчивается. Различие между нами в том, что я, даже не имея столь заслуженных предков, продолжаю их дело - пытаюсь хранить нашу с ними общую Родину. Вы же устранились в свой пиджак, как улитка в раковину, теперь это на Ваша игра, так не надо и за руки хватать. Кстати, к СРН не имею ни малейшего отношения. Л.А. отвечаю по пунктам. Не казаки - простой народ потратил не меньше сил для сохранения страны. Страну - Россию. В границах Российской Федерации (хотя бы нынешних). Общество - меня больше интересует русская его часть, так как не считаю себя вправе учить татар или башкир как им жить. Для русской же части общества первоочередным считаю пробуждение национального самосознания, сплочения вокруг традиционных ценностей, отстаивание русских национальных интересов на всех уровнях. Ребенка имею одного - дочь. Нигде не служит по малолетству. Землю не пашет, в казну не носит по тем же причинам. Казнокрады - властная верхушка страны всех уровней, представители крупного бизнеса (олигархи). Спасибо.

BorisE: считаю пробуждение национального самосознания, сплочения вокруг традиционных ценностей, отстаивание русских национальных интересов на всех уровнях. > Отошли уже мы от понятия племен, само понятие русского достаточно сложно. Мы уже спорили на тему КРОВЬ или ПОЧВА и внятного объяснения я так и не получил. В мире с международным разделением труда идти по пути Монголии, когда даже японцы и французы (при всем их своеобразии) стремятся к интеграции - идти в пустоту и небытие. Надо осваивать мир во всей его сложности, а не самоизолироваться. Мой дед получил в свое время Ленинскую премию за Газли, которое сейчас в Узбекистане, сажал в свободное время каштаны в Грозном (о них даже в Грозненском нефтянике писали) - значит выпятив губу мне надо таить злобу на узбеков и чеченцев? Тупиковый путь! Мужество не в том, чтобы идти в тупик или делать сэппуку - мужество в отделении главного от второстепенного. И ОЧЦ по большому счету безальтернативны....;-)

Л.А.: цитатаОбщество - меня больше интересует русская его часть, так как не считаю себя вправе учить татар или башкир как им жить. Для русской же части общества первоочередным считаю пробуждение национального самосознания, сплочения вокруг традиционных ценностей, отстаивание русских национальных интересов на всех уровнях. - Но с одной дочерью и Вашим "отстаиванием на всех уровнях" - прогноз неблагоприятный

Л.А.: И рано кричите: "наши пришли"! цитатаформировать общественную мораль должно большинство Да... уж... Не лектор должен учить студентов, а студенты - его! И не фиг слушать пастыря, пусть он слушает и внимает пастве! А чё такое - общественная мораль? А?

BorisE: Еще Ламарк учил, что как правило верно именно меньшинство, но сама по себе идея задавить числом, а не умением, отобрать и поделить у соборнюков доминирует...

DoppelherZ: Какими государственными деяниями отмечен сей высокомудрый муж, не напомните? А то теоретиков-то хватает, язык без костей - оттого и болтается. Спасибо.

BorisE: Эйнштейн как-то метко заметил, что от большего числа "государственных мужей" было народам много больше вреда чем пользы. От Ламарка то вреда вролде как и не было. И суждение о справедливости гипотез о тех или иных механизмах никоим образом не требует статуса госчиновника. Вот Вы же и Ваши коллеги из СРН активно судите и не факт, что все уполномочены на все суждения каким-либо госведомством... ;-)) Cпасибо

DoppelherZ: Ну что Вы опять чужими словами-то? Ну кто такой Эйнштейн с точки зрения государственного мышления? Правильно - никто. Пусть болтает, что пожелает, кому он интересен в этом плане? Тем более, что от него вреда было побольше, чем от Ламарка. А о госчиновниках - вообще не понял. Это Ваша коллега пожелала подменить демократию элитократией. Так что позицию: "все козлы, я - белый лебедь" можно втайне лелеять. Но согласится ли большинство с этой оценкой? Спасибо.

BorisE: Значит Гитлера может судить только Гитлер, а Сталина только Сталин.... ;-(

DoppelherZ: Основной принцип демократического устройства общества - выборность всех органов власти снизу доверху. Я так понимаю, вы против того, чтобы доверить неученому быдлу решать его собственную судьбу - для этого есть специально натренированные либералы? Довольно характерное признание для ревнителя свобод - оказывается равенство это не для всех, а у тех, у кого размер лба не подкачал. Что же, расскажу Вам своими словами, что такое общественная мораль - предмет для Вас новый, возможно и малоинтересный, нечто вроде совести. Общественная мораль - система господствующих в обществе оценок человеческого поведения. Она вырабатывается в процессе межличностных взаимодействий и лежит в основе совместной деятельности людей. Она оформляется как свод неписанных законов человеческого поведения. Изменение моральных законов происходит постепенно, когда большинство пересматривает свои системы оценок тех или иных явлений общественной жизни. Люди поступающие аморально, вразрез с принятыми традициями и нормами поведения обществом отвергаются. Это вкратце. А насчет пастырей и овец (я даже догадываюсь к кому Вы себя относите), смею напомнить, что большинство пророков, стремящихся разрушить нравственные устои общества, вещали в пустынях, ибо в местах скопления электората их побивали камнями. Спасибо.

BorisE: Основной принцип демократического устройства общества - выборность всех органов власти снизу доверху. Я так понимаю, вы против того, чтобы доверить неученому быдлу решать его собственную судьбу - для этого есть специально натренированные либералы? Довольно характерное признание для ревнителя свобод - оказывается равенство это не для всех, а у тех, у кого размер лба не подкачал. > Странный силлогизм. Равенство в праве выбирать, а вот выбирать желательно не дураков или проходимцев. Или Вы предпочитаете вести селекцию не по принципу улучшения, а по принципу ухудшения? ;-)) ======================== Общественная мораль - система господствующих в обществе оценок человеческого поведения. Она вырабатывается в процессе межличностных взаимодействий и лежит в основе совместной деятельности людей. Она оформляется как свод неписанных законов человеческого поведения. Изменение моральных законов происходит постепенно, когда большинство пересматривает свои системы оценок тех или иных явлений общественной жизни. Люди поступающие аморально, вразрез с принятыми традициями и нормами поведения обществом отвергаются. Это вкратце. > Немного не так. К сожалению, мораль формируется малым числом людей и примеров, значительная часть общества лишь копирует ее образцы. А изменение следует ответам на внешнее давление. Восстание декабристов и его подавление, cексуальная революция, изменения соотношения заработков и прожиточного минимума, оккупация Чечни - все это производит огромные изменения в общественной морали. Странно что Вы пытаетесь абсолютизировать эволюционные изменения не замечая революционных. -------------- А насчет пастырей и овец (я даже догадываюсь к кому Вы себя относите), смею напомнить, что большинство пророков, стремящихся разрушить нравственные устои общества, вещали в пустынях, ибо в местах скопления электората их побивали камнями. > Вообще-то по числу постингов в RR от СРН и проповедованию всей России как сферы лично Ваших жизненных притязаний - на пастыри претендуют националисты (в какие шкурки анархистов они бы не пытались влезть). Не бойтесь. Либералы терпеливы - физических камней мы не используем, хотя Ваши проповеди временами напоминают больше на Христа, а Ирода. Спасибо.

DoppelherZ: Выбирать-то и впрямь желательно не дураков. Однако Вы уж либо предоставьте народу самостоятельно определять кого считать дураком, кого нет, а не подсовывайте безальтернативного кандидата, либо откажитесь от лозунга демократии, когда лучшими становятся самые крикливые и беспринципные. Формировать-то можно что угодно. Маркиз де Сад тоже созидал новую мораль. Однако не прижилась почему-то. А революции, конечно, случаются. Как правило, их устраивают те, кому их принципы дороже людей. Что же касается многочисленности постингов националистов - их больше, оттого там, где существует свободный обмен мнениями они представлены они шире. Либералов мало, от народа они далеки, оттого ограничиваются восхвалением друг друга в узком как дупло кругу. Спасибо.

Л.А.: Ещё культ личности вспомните. цитатаОднако Вы уж либо предоставьте народу самостоятельно определять кого считать дураком, кого нет, а не подсовывайте безальтернативного кандидата - "ВЫ" - это кто? Безальтернативность - мода не либеральная, а тоталитарная.

Л.А.: цитатаЧто же, расскажу Вам своими словами, что такое общественная мораль - предмет для Вас новый, возможно и малоинтересный, нечто вроде совести. - В таком ракурсе предлагаю не дискутировать. (т.е. мою совесть не надо задевать, а я Вашу не буду - о присутствующих не говорим, говорим о предмете дискуссии) цитатаОна оформляется как свод неписанных законов человеческого поведения. - Если "оформляется", то именно "писаным" образом. Если вообще ничего не написано, то у каждого сообщества своя мораль. И если не договариваться, то - война. В гос-ве (стране) законы написаны, соответствуют своду неписанных законов, т.е. общественной морали, и им надо следовать. цитатаЯ так понимаю, вы против того, чтобы доверить неученому быдлу решать его собственную судьбу - для этого есть специально натренированные либералы? Довольно характерное признание для ревнителя свобод Не согласна! 1. Вы за меня понимаете, что я против, потом делаете за меня признание, потом обзываете меня за это ревнителем свободы (в кавычках, разумеется, или с пренебрежительным оттенком). Так не годится! Вы не математик, не физик и не юрист, наверное. Поэтому допускаете такие исходные позиции для обличения. 2. По сути: - Выборность? Да. Пусть большинство выбирает правителя, начальника и пр. Но этот выбранный должен править так, чтобы ВСЕМ было хорошо и мирно. Иначе потом его не выберут (зачем нам войны, например). Или те, кому плохо, захотят жить отдельно (территориально или автономно) - "Неучёное быдло" непременно должно само решать свою судьбу - если имеете в виду индивидуальную судьбу конкретного субъекта, а не толпу. И толпа не должна решать судьбу конкретного человека. Тенм более, не должна решать судбу страны (цивилизованной, конечно) - "Божьи" люди с топорами - они вовсе не "быдло", и не свою судьбу решали, а выполняли задание, судьбу страны не решили, а вред нанесли.

Л.А.: цитатаВот ведь ситуация: закон есть, но неправовой, милиция дремлет, значит народ обязан безмолвствовать, заявление подавать нельзя по церковным законам, а действовать самому - по мирским. Заявление подавать можно! Батюшка благословляет на судебную тяжбу, а на нарушение Законов мирских - нет!!! У меня судятся истинно верующие, но за Правду. Есть юристы и в РПЦ - почему не судились? А потому, что лучше запугать всех силой "народной". А как это - "закон, но неправовой", и какой именно закон? Не было в центре Сахарова божьих людей c топорами. Это были спец...., - специалисты своего дела. И знали они, что ИХ мирской суд их не тронет. Когда Гельман православные иконы рубит - это искусство. Когда то же самое делают другие - это произвол. Погромщики - тоже художники, как Гельман? Здорово!

BorisE: Вначале на Арбате оаереточные казачки бесчинствовали, потом в Университете из театра вытеснили... Давно никто как следует по лапам не давал - охамели окончательно...

DoppelherZ: Вы уж определитесь - либо Гельман тоже погромщик, либо "православные налетчики" тоже устроили перформанс. Не надо двойных подходов. Я понимаю, что Вам, как юристу приходится часто играть с законом, однако все хорошо в меру. Объясните, в чем разница между уничтожением предметов старины, имеющих культурную и религиозную ценность и уничтожением упражнений в изобразительном искусстве безвестных рисовальщиков. Надеюсь, Вы им юридические статьи не по национальному признаку подбираете? Спасибо.

Л.А.: цитатаВы уж определитесь - либо Гельман тоже погромщик, либо "православные налетчики" тоже устроили перформанс. - Вот Вы и определитесь сами.

Л.А.: Начинайте новую

BNE: №9 за 2005 год (04.03.2005) МН-События Общество Последнее слово канарейки Суд над организаторами выставки «Осторожно, религия!» подходит к концу. Процесс уже доказал: название для выставки было выбрано точное Юрий Самодуров Юрий САМОДУРОВ директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Когда этот номер выйдет из печати, результаты суда над Юрием Самодуровым и его коллегами из Музея Сахарова еще не будут известны. Однако многолетняя история вокруг выставки «Осторожно, религия!» - погром, учиненный религиозными фанатиками, беспрецедентное для светского государства оправдание погромщиков и, наконец, инспирированный группой «патриотических» депутатов Госдумы уголовный процесс над руководителями музея, - принимает угрожающий оборот: гособвинение потребовало для Самодурова три года заключения. От приговора Таганского суда зависит очень многое - в том числе и в отношениях между светским государством и церковью, все в большей степени претендующую на звание «государственной». «МН» сочли возможным опубликовать фрагменты последнего слова Юрия САМОДУРОВА на суде по делу о выставке «Осторожно, религия!», не дожидаясь итогов процесса. * * * Ваша честь! Как обвинительный, так и оправдательный приговор по делу о выставке «Осторожно, религия!», организаторов которой прокуратура обвиняет в публичном оскорблении религиозного чувства православных верующих, вызовет возмущение у значительного числа людей. И можно с уверенностью сказать, что «точку» в этой истории Таганский суд, к сожалению, не поставит. Не стремясь предугадать решение суда, я буду говорить только о наиболее принципиальных и общественно значимых аспектах данного уголовного дела. Цель выставки «Осторожно, религия!», которая проходила в светском учреждении культуры, вдали от мест религиозного почитания, заключалась в том, чтобы дать художникам возможность свободно выразить их собственное отношение к религиозности, религии, церкви и т.п. сюжетам. Преобладал интерес к христианству, варьирующий от полного принятия РПЦ до весьма критического отношения к определенным аспектам ее деятельности. По замыслу и характеру работ это была выставка светского, а не религиозного искусства. Поскольку на выставке «Осторожно, религия!» не было ни одной работы, в которой вера в Бога представлена как что-то негативное, нелепое, несовременное, вредное, глупое и т.п. (за это в меру своего понимания я могу поручиться - хотя закон допускает демонстрацию вдали от мест религиозного почитания и таких произведений!), разгром выставки оказался для всех сотрудников музея и для всех ее участников полной неожиданностью. В последовавшей кампании против Музея Сахарова - цель выставки была представлена как издевательство музея, его директора и участников выставки над верой в Бога, что совершенно абсурдно... Когда в СССР церковь и верующие подвергались гонениям со стороны государства, сочувствие правозащитного сообщества и большинства граждан (мое собственное в том числе) конечно же было на стороне верующих. В то же время я не хочу жить в клерикальном государстве, в котором понятие религиозного греха и религиозно обоснованных норм и запретов стали бы частью законодательства. В обвинительном заключении и в материалах дела я не встретил ни одной ссылки ни на одну норму права, запрещающую или регламентирующую показ в стенах светского учреждения культуры художественных произведений, в которых религиозные символы представлены в ином контексте. Я считаю ошибкой музея - и своей как директора, - что на афише выставки не была помещена надпись: «Художники в своих работах свободно интерпретируют религиозные символы. Просим тех, кто не готов к этому, воздержаться от посещения выставки». Ошибкой, но не правонарушением. Впредь при необходимости мы всегда будем помещать такие надписи. Часть верующих, не говоря уже о православных священниках, вполне искренне воспринимает подобные выставки, спектакли, фильмы, книги и т.д. как оскорбительные для себя лично и даже как намеренно направленные на оскорбление чувств всех верующих... Ярким примером служит состоявшаяся в середине февраля с.г. в Екатеринбурге публичная акция православных священников и прихожан, требовавших запретить показ в городском театре балета «Распутин», так как его персонажи - Николай II и члены его семьи - причислены РПЦ к лику святых. По мнению священников, подобное оскорбление образов святых является уголовным преступлением (!). Уместно вспомнить, что во времена Пушкина духовная цензура официально не дозволяла поэтам печатать в стихах словосочетание «божественная ножка» и т.п., поскольку полагала, что термин «божественный» нельзя использовать в профанном контексте. Проблема использования в светском искусстве религиозных символов и аллюзий обладает всеми признаками общественно-политического конфликта. Я полагаю, что разрешение этого конфликта не может быть предметом уголовного разбирательства. Вероятно, единственный выход - хотя и сложный, и, к сожалению, тоже небесконфликтный - это знакомство российской общественности с произведениями современного искусства, в которых религиозные сюжеты и образы могут вызвать резкое неприятие у части зрителей. В том числе православных верующих. Если же представители церкви или часть граждан при этом сочтут, что какой-либо фильм, спектакль, выставка задевают их религиозные, национальные или иные чувства, они могут обратиться в суд с гражданским иском о компенсации им морального ущерба и/или запрете демонстрации фильма, постановки, выставки, продажи книги. Именно такие иски, а не обвинения в уголовном преступлении являются в европейских странах (к которым относит себя Россия) последним по резкости способом разрешения конфликтов в сфере культуры между религиозным и нерелигиозным сознанием. Хочу отметить, что прокуратура, к счастью, не осмелилась предъявить обвинение более чем тридцати художникам из числа участников выставки «Осторожно, религия!». Считаю целесообразным назвать несколько главных последствий как обвинительного, так и оправдательного приговора: 1) Обвинительный приговор противоречит статьям 13, 14, 28, 29, 44 Конституции РФ (постулаты: светское государство, свобода вероисповедания, мысли, слова, творчества. - Ред.) и ст. 6 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях. Оправдательный - соответствует этим нормам. 2) Обвинительный приговор противоречит ст.19 Всеобщей декларации прав человека (постулат свободы убеждений. - Ред.). Оправдательный - соответствует ей. 3) Обвинительный приговор означает, что российское государство и Московская Патриархия начинают строительство «религиозного забора» между Россией и остальной Европой в сфере свободы совести и права на свободное распространение и обмен информацией. Оправдательный - направлен на закрепление в России терпимости к инаковерующим и инакомыслящим. 4) Обвинительный приговор - серьезный шаг по превращению православия в государственную религию и по размыванию в нашей стране принципа отделения церкви от государства. Оправдательный приговор означает, что суд правомерно защитил светский характер российского государства. На суде, в печати и в частных разговорах говорили, что в Музее имени Сахарова выставке «Осторожно, религия!» не место и что Сахаров был бы против нее. Хочу привести слова самого Сахарова: «Я подхожу к религиозной свободе как части общей свободы убеждений. Если бы я жил в клерикальном государстве, я, наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков» («Воспоминания», т 1., стр. 471, М., 1996). В заключение приведу оценку профессора Уолтера Рейча, бывшего директора музея Холокоста в Вашингтоне. Он написал в Washington Post: «Подсудимые по делу о выставке «Осторожно, религия!» играют роль канарейки в шахтном стволе русской истории». Когда-то канареек помещали в шахтные выработки, и они оставались живыми и пели, пока концентрация рудничного газа не начинала угрожать жизни людей.

BNE: Религия в искусстве? Нет! Кэйти Янг Культурные войны из-за богохульных произведений искусства, таких как источающее мочу распятие Андреса Серрано или мадонна, украшенная слоновьим навозом, Криса Олифи, в последние годы периодически вспыхивают в США. Такой же конфликт разгорелся недавно в постсоветской России. Но там спор идет не о том, надо ли тратить деньги налогоплательщиков на выставки, оскорбляющие религиозные чувства некоторых людей. Речь о том, можно ли считать провокационную выставку в частном музее преступлением, которое влечет за собой суровое наказание для обвиняемых в богохульстве. Выставка «Осторожно, религия!» открылась в январе 2003 года в Музее и общественном центре Андрея Сахарова в Москве. Выставленные работы были вполне безобидными по сравнению со своими американскими аналогами. Один из экспонатов представлял собой образ Христа на логотипе «Кока-колы» с надписью «Coca-Cola. Это моя кровь» – можно сказать, что это критический комментарий по поводу коммерциализации религии, а не насмешки над верой. Триптих «В начале было слово» объединяет изображения человека, распятого на кресте, пятиконечной звезде и свастике, и цитаты из Евангелий, «Коммунистического манифеста» и «Майн кампф». Через несколько дней после открытия выставку разгромили несколько последователей ультраправого православного священника Александра Шаргунова. Экспонаты были разбиты и испорчены, на стенах с помощью аэрозоля написаны ругательства. Милиция задержала нападавших, но быстро отпустила и сняла с них все обвинения. Тем временем, в ответ на жалобу отца Шаргунова, российский парламент принял резолюцию, требующую завести уголовное дело против организаторов выставки. Таким образом, директор Музея Сахарова Юрий Самодуров, куратор выставки Людмила Василовская и художница Анна Михальчук оказались на скамье подсудимых за «разжигание этнической, расовой или религиозной розни». Суд закончился 7 марта, но решение будет оглашено лишь 28 марта. В деле, которому западная пресса уделила некоторое внимание, множество элементов фарса. Так, живописная работа, которую эксперты со стороны обвинения сочли криминальной, является сатирическим изображением русского писателя XIX века Федора Достоевского, защитника национализма и православия, ныне, похоже, причисленного к лику святых правительственным указом, хотя пока не канонизированного церковью. Работа, иллюстрирующая семь смертных грехов сценами из жизни обычной российской семьи (леность в виде сидения перед телевизором), была признана порочащей этнических русских. Все это было бы смешно, если бы возможные последствия не были такими серьезными. В заключительном слове прокурор Кира Гудим попросила три года колонии для Самодурова и по два года для других обвиняемых. Она попросила для всех обвиняемых пожизненного запрета заниматься административной работой и потребовала уничтожить оскорбительные произведения искусства. Стоит отметить, что российская конституция защищает свободу слова и совести. Российский закон запрещает выставки, оскорбляющие религиозные чувства, в непосредственной близости от культовых зданий, и это подразумевает, что в других местах они законны. Но гарантии российской конституции, возможно, становятся такими же бессмысленными, какими были в свое время гарантии советской конституции. Российские правозащитники – президент Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева и бывший председатель Комиссии по правам человека Сергей Ковалев – считают это дело опасным симптомом сползания России в авторитаризм. Они отмечают, что впервые после суда 1966 года над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем людям в России предъявляют уголовные обвинения исключительно за содержание их художественных произведений. Однако возможны и политические мотивы: в центре прошло множество выставок, направленных против войны в Чечне. В своем письме Шаргунов называет это еще одним доказательством пагубной сущности общественного центра. Елена Боннэр, вдова Сахарова и правозащитница, видит в последних событиях признак возникновения в России нового фашистского государства. Если обвиняемых осудят, спорить с ее пессимистичной оценкой будет трудно. Старое советское государство поносило и преследовало религию, новое превращает ее в полуофициальную идеологию. Неизменным остается враждебное отношение к подлинной свободе. Абсурдная охота на ведьм в России звучит предупреждением и для США. Помимо всего прочего, она должна показать нам, чего стоят заявления президента Владимира Путина о том, что Россия твердо встала на путь демократии. Она свидетельствует и о том, как опасны законы о высказываниях в духе ненависти, превращающие в преступление речи, задевающие чувства других людей и приравнивающие критику религии к фанатизму. С этими проблемами мы сталкиваемся и у себя. Переведено 22 марта 2005

BNE: Вацлав Гавел вступился за обвиняемых по делу о выставке «Осторожно, религия!» Бывший президент Чехии Вацлав Гавел выступил с заявлением в защиту организаторов выставки «Осторожно, религия!», которым 28 марта суд вынесет приговор. Их уголовное преследование по статье о разжигании религиозной розни Гавел назвал «прискорбным наступлением на свободу слова, одно из основных прав человека». В заявлении, поступившем в редакцию Граней.Ру, Гавел называет выставку «шокирующей», однако призывает общество «осмыслить эти работы, а не преследовать тех, кто стремится художественными средствами высказаться о нынешнем состоянии российского общества». Всемирная правозащитная организация «Международная Амнистия» проводит акцию срочной помощи обвиняемым по этому делу. Если директора Сахаровского центра Юрия Самодурова, его коллегу Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук приговорят к лишению свободы, они будут признаны узниками совести, говорится в обращении. «Международная Амнистия» допускает, что «выставка могла быть расценена некоторыми людьми как оскорбление», однако «не считает, что содержание какой-либо из работ, представленных на веб-сайте музея, равноценно призыву к насилию». Прокурор потребовал для Самодурова трех лет лишения свободы, для Михальчук и Веселовской - по два года. Между тем видные российские юристы обнародовали свое экспертное заключение по делу Самодурова. Независимый экспертно-правовой совет пришел к выводу, что обвинение юридически несостоятельно. 25.03.2005 23:14 дословно Вацлав Гавел Обвинения, выдвинутые против Юрия Самодурова, Людмилы Василовской и Анны Михальчук, - это прискорбное наступление на свободу слова, одно из основных прав человека. Выставка «Осторожно, религия!», которая проходила в январе 2003 года в Музее и центре им. Сахарова в Москве, конечно, была шокирующей. Общество, однако, должно осмыслить эти работы (представленные на выставке. - Ред.), а не преследовать тех, кто стремится художественными средствами высказаться о нынешнем состоянии российского общества. Прага, 25.03.2005

BNE: Крест на Конституции 28 марта в битком набитом зальчике Таганского райсуда г. Москвы федеральный судья Владимир Прощенко под жерлами 7 телекамер огласил приговор в отношении Юрия Самодурова, директора Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова, и сотрудника Музея Людмилы Василовской. Они были признаны виновными по пункту «б» части 2 статьи 282 УК РФ. За содействие в проведении в январе 2003 года выставки современного искусства «Осторожно, религия!» их признали преступной группой, разжигавшей национальную и религиозную вражду и унизившей православных христиан и русский народ. Приговор был полностью основан на показаниях погромщиков, разрушивших выставку 18 января 2003 года, и на комиссионной экспертизе, авторы которой честно зафиксировали свое полное неприятие современного искусства. Показания специалистов, приглашенных защитой, - искусствоведов, философов, историков, культурологов - были отметены как не учитывающие конституционную защиту прав верующих. В приговоре, который изобиловал самыми страшными и грязными обвинениями - в разрушении првославного архетипа, богохульстве и богоборчестве, упоминались также сатанизм, оккультизм и гомосексуализм. Признаками разжигания вражды оказались: сам погром, 11 томов стандартных доносов и черносотенные выходки в зале суда. Но поскольку подсудимые были признаны судьей правозащитниками и просветителями, то Самодуров и Василовская «отделались» стотысячным штрафами. Суд также не решился удовлетворить требования прокуратуры о запрете на профессию для обвиняемых и об уничтожении экспонатов выставки. С момента завершения этого судебного процесса наша страна более не светское государство (как ранее она перестала быть государством федеративным, социальным и демократическим). Ибо художественное высказывание на тему «Религия и общество» отныне приравнено к нападкам на церковь, т.е. на верующих, т.е. на русский народ. Юридически признано право Московской патриархии на монопольную интерпретацию «национальных» символов, а значит, легитимизирована и защищена законом от критики национально-религиозная доктрина, которая полтора столетия назад именовалась «казенной народностью» (православие-самодержавие-народность). Вернулась забытая как страшный сон церковная цензура. В своей очередной книге «Последнее оружие» лидер комитета «За нравственное возрождение Отечества», настоятель церкви св. Николая Мирликийского в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов намекнул, что лишь насильственные акции против «богохульников» - пощечина художнику Авдею Тер-Оганяну в 1998 году, погром выставки «Осторожно, религия!» в 2003 году – заставили государство начать их уголовное преследование. В конфликте православных ревнителей и «плюралистов» государство (в лице гособвинения и суда) всецело оказалось на стороне первых. Это развязывает руки «глубоко верующим» штурмовикам. Второй вывод. Отныне прокуратура стала арбитром не только в искусствоведческих, но и в богословских спорах, то есть превратилась в полноценную инквизицию. Оборонительно-наступательный союз целого ряда конфессий и прокуратуры нашел выражение в потоке синхронно направленных в Таганский суд обращений со стороны Отдела внешних церковных связей МП РПЦ (епископ Егорьевский Марк (Головков)), Евангелическо-лютеранской церкви (епископ Владимир Пудов), Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (раввин Зиновий Коган), Центрального духовного управления мусульман России (муфтий Фарид Салман (Хайдаров)) и Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (епископ Сергей Ряховский). Все эти обращения были насыщенны юридическим содержанием (преступный умысел и состав выводились с прокурорской тщательностью), но не содержали даже малейших богословских аргументов и уж тем более лицемерных просьб к светской власти о снисхождении к грешникам, которые были в ходу у инквизиции. Обвинительный приговор означает позорное идейное и моральное поражение церкви. Агрессивность «глубоко верующих» вернула в оборот образы «черносотенных погромщиков». Приговор суда оживил тень еще одного интеллигентского «ужастика» - клерикальное иго, костры ведовских процессов. Необходимо отметить, что защита постаралась превратить процесс из суда над «богохульниками» в процесс над клерикализмом. Церкви вспомнили все - инквизицию, крестовые походы, геноцид, казнь Джордано Бруно, издевательства над Галилеем... Досталось и официальному православию: преследования старообрядцев, поддержка советской власти, освящение милитаризма, коррупция. Надо сказать, что официальные представители РПЦ не обманули ожиданий, посетовав - в преддверии Пасхи! - на излишнюю мягкость приговора. Еще одним итогом «второго обезьяньего процесса» стало возрождение забытого было жанра идеологического доноса. И деятели науки и искусства, и церковные мужи изо всех сил старались оправдать высокое доверие государства, изощряясь в таких толкованиях произведений и высказываний подсудимых, которые подразумевают наибольшую крамолу. Искусствоведы, например, реализовали возможность руками государства свести счеты с теоретическими оппонентами. Из наблюдений за типажами, наполняющими зал, и пояснений свидетелей обвинения, показывающих, что на выставке он не были, но имеют о ней понятие из Интернета или со слов единомышленников, прорисовывается лицо российского православного фундаментализма. Его носители - это вовсе не фанатичные граждане преклонных годов, лишь недавно попавшие из патриархальных селений в большие города и травмированные зрелищем «Вавилона», и не истеричная малообразованная молодежь, подстрекаемая злобными проповедниками. Нет, это горожане, сыны мегаполисов, не чуждые гуманитарному образованию, завсегдатаи Интернета, это типическая «народная» интеллигенция. А сверху – интеллектуалы, разъяренные тем, что их эстетические предпочтения оказались на обочине постмодернистского мейнстрима, богословы-самоучки, искусствоведы, обреченные на тусклую преподавательскую работу, подвижники религиозного возрождения 70-х, сводящие счеты с советским госатеизмом. Этот суд - первый идеологический процесс в послеавгустовской России и первый за много лет судебный приговор за «чуждое» искусство. Политические преследования были и до этого: «шпионские» процессы, «дело ЮКОСа», суды над нацболами. Но этот процесс носит характер отчетливого столкновения идеологий – теократической и либеральной. Это показал весь ход судебного следствия, которое шло с начала ноября 2004 года по 14 февраля 2005 года. Свидетели обвинения: и погромщики и их болельщики из прихода церкви св. Николая Мирликийского в Пыжах, и эксперты, и церковные мужи, выступившие с нападками на подсудимых, наметили противостояние «врагов России и православия», сторонников «анархизма и безбожия» (выражение из пространного доноса казанского муфтия Фарида Салмана) и поборников «державно-православной» России и иных религиозно-националистических мифологем. Через зал Таганского райсуда прошел фронт холодной гражданской войны. Евгений Ихлов, движение ’За права человека’ 29.03.2005 версия для печати дословно Юрий Самодуров директор музея Сахарова Решил взять только лекарства, выписку из истории болезни и пару книжек. Так как прокурор потребовал лишения свободы, то не исключено, что судья вынесет такой приговор, а тогда по закону в зале суда люди, которым выносят приговор, связанный с лишением свободы, должны быть задержаны и ждать дальнейшего. «Эхо Москвы», 28.03.2005

BNE: Православные активисты возмущены зрелищем танцующего царя Перед зданием Театра Эстрады в среду вечером пройдет акция протеста православной общественности. Протестовать верующие будут против балета «Распутин», который представит Имперский русский театр Майи Плисецкой. В интервью «Эху Москвы» глава Союза «Христианское возрождение» Владимир Осипов рассказал, что в акции примут участие «Союз православных братств», «Союз православных хоругвеносцев» и другие православные организации Москвы, которые возмущены балетом «Распутин». По словам Осипова, в этом балете «в совершенно неприглядном полуобнаженном виде будут плясать и выкидывать всякие коленца канонизированные Русской православной церковью святые: царь-мученик Николай Второй и царская семья». Кроме того, по мнению Осипова, эта постановка также является «кощунством в адрес российской государственности». «Получается так, что в Театре Эстрады, которые находится напротив Кремля – сакрального центра русской государственности, наносится пощечина не только православию, не только русскому менталитету, русской идее, но и русскому государству», - подчеркнул Осипов. По словам Осипова, акция будет проходить в форме молитвенного стояния «или, в переводе на светский язык, пикета – люди будут стоять с иконами, хоругвями и с плакатами против этого балета». В то же время Русская православная церковь на официальном уровне не поддерживает организаторов пикета. Официальный представитель Московского патриархата отец Михаил Дудко заявил: «Действительно, есть сомнения в том, можно ли таким образом представлять дорогой для нас образ мученически погибшего последнего императора Николай Второго. Но мы думаем, что привлечение излишнего интереса к такого рода постановкам, которые мы не считаем высокохудожественными, служит на руку тем людям, которые ставят подобные скандальные постановки». 30.03.2005 15:03 дословно Геннадий Хазанов художественный руководитель Театра Эстрады Я на это смотрю (пикет-Ред.) абсолютно спокойно – в демократическом обществе каждый волен высказывать свою точку зрения. Запреты на пикеты такого рода были бы ущемлением прав тех, кто с этим не согласен. «Эхо Москвы», 30.03.2005

BNE: «Оскорбительное» искусство Редакция В январе 2003 года вандалы пришли на художественную выставку в Москве и использовали баллончики с краской, чтобы уничтожить ряд «оскорбительных» полотен. Это не первый подобный инцидент в истории современного искусства, но в данной истории есть несколько специфически российских поворотов. Выставочный зал находился в Музее Андрея Сахарова, открытом в 1994 году, чтобы сохранить наследие самого известного российского правозащитника. Выставка «Осторожно! Религия» была задумана, как объясняют хранители музея, чтобы заставить людей увидеть опасности религиозного фанатизма и предрассудков в стране, где только Православная Церковь имеет твердый правовой статус. Вандалы были прихожанами Православной Церкви. После короткого расследования с них сняли все обвинения на том основании, что выставка, действительно, была оскорбительной. Вместо них под суд отдали руководство музея. На прошлой неделе суд признал исполнительного директора музея Юрия Самодурова виновным в «разжигании ненависти», осудив также его коллегу и участницу выставки. Всех их оштрафовали. Прежде всего в этой истории тревожат отзвуки прошлого. Два важных события в истории советского диссидентского движения – закрытие Никитой Хрущевым выставки неофициального искусства в 1962 году и уничтожение бульдозерами аналогичной выставки в 1974-м – касались конфликта вокруг права художника на свободное самовыражение. Этот случай также показывает, до какой степени российская юстиция подчиняется прихотям властей. Конституция гарантирует свободу слова и вероисповедания и запрещает цензуру, но это не помешало прокурорам требовать для сотрудников музея наказаний за уголовное преступление. Беспокоят также намеки на то, что атака на руководство Музея Сахарова вообще не имела отношения к искусству, а была связана с его выступлениями против войны в Чечне. В письме на имя президента России Владимира Путина православный священник, чьи прихожане учинили акт вандализма, обвинил музей в попытках подорвать «нравственность российского общества и российской армии» путем антивоенной деятельности. Возможно, здесь брошен вызов политической оппозиции в России. Мы надеемся, что президент Буш, неоднократно называвший президента Путина своим другом, внимательно следит за развитием событий. Переведено 08 апреля 2005

BNE: Церковь бьет российских художников по рукам Натали Нугайред Художественному фестивалю «Террор Инкогнито-2», организованному в середине апреля в Архангельске одной из молодежных организаций, пришлось снять расклеенные афиши. Мэрия этого северного российского города приняла такое решение под давлением епископа Тихона. По мнению этого представителя Православной церкви, афиши содержали «кощунственные инсинуации относительно символа распятия Господа Иисуса Христа». На логотипе фестиваля буква «о» в слове «террор» служит рамкой для изображения силуэта человека, раскинувшего руки, как на распятии. Чуть пониже серп и арбалет, скрещенные наподобие серпа и молота советской эпохи, а также подпись: «Церковь святого коммунизма». Ниже видны буквы ЛСД – аббревиатура названия ассоциации музыкантов и художников, организовавших фестиваль – «Левостороннее движение». Епископ Тихон обратился с письмами к мэру Архангельска, к губернатору области, в ФСБ и генеральную прокуратуру, потребовав удалить плакаты с улиц и возбудить уголовное дело по факту пропаганды наркотиков. Он также потребовал, чтобы художнику Артему Сметанину, автору «Террора», было запрещено использовать религиозную символику. Об этом скандале российская газета «Известия» сообщила в статье под заголовком «Православная церковь запретила фестиваль молодежи». На вопрос газеты о причинах, по которым местные власти не только сняли афиши, но и пригрозили запретить сам фестиваль, мэр Архангельска Александр Донской смущенно ответил: «Так епископ Тихон считает их сатанистами...» Эта цензура привлекает внимание: впервые Православная церковь опирается на недавно принятое судебное решение, которое, видимо, уже стало правовым прецедентом. Так, 28 марта один из московских судов приговорил директора Центра имени Сахарова Юрия Самодурова и его помощницу к штрафу в 100 тысяч рублей за «разжигание религиозной и межнациональной розни». Этот вердикт стал первым в постсоветской России. Суд вменил в вину руководителям Центра имени Сахарова организацию в январе 2004 года художественной экспозиции под названием «Осторожно, религия!». На ней были выставлены работы, в которых обыгрывались изображения икон, Христа и распятия. На одной из картин Иисус был изображен перед логотипом «Кока-колы» с надписью: «Сие есть кровь моя». Экспозиция была разгромлена группой православных радикалов из движения «За нравственное возрождение Отечества». Прокуратура возбудила уголовное дело по запросу группы националистически настроенных депутатов Думы из партии «Родина». Прокурор требовал для организаторов выставки наказания в виде трех лет лишения свободы. Еще двадцать лет назад горбачевская гласность раскрепостила живопись, кино, музыку, положив конец длительному коммунистическому периоду, в течение которого люди творчества были вынуждены выражать себя подпольно – на частных квартирах или на пустырях. Уж не возрождается ли в России цензура? Вопрос не праздный, так как аналогичных примеров становится все больше. Парадокс в том, что атмосфера цензуры устанавливается в стране в тот момент, когда художественная жизнь в России характеризуется безумной открытостью. Так, в январе публике на первой Московской биеннале современного искусства впервые были показаны произведения русского «андеграунда» коммунистических лет. Давление на художников исходит не от идеологии правящей партии, а от Православной церкви, которая претендует на активную роль в обществе. Ее в этом поддерживают сочувствующие ей органы юстиции и националистические круги, приобретающие в стране все большее влияние. 24 марта перед зданием Большого театра в Москве молодые активисты пропутинской организации «Идущие вместе», созданной по инициативе некоторых членов президентской администрации, охотно позировали перед журналистами. Они держали в руках плакаты, осуждавшие за «порнографию» оперу «Дети Розенталя» на либретто писателя Владимира Сорокина, премьера которой должна была состояться в тот день в театре. Рядом с активистами находились и националистические депутаты. Не имеющая ничего общего с порнографией, опера представляла собой фантасмагорический рассказ о группе композиторов – Моцарте, Вагнере, Верди, Чайковском и Мусоргском, – помешенных в российские реалии 90-х годов. Однако Сорокин, писатель, который имеет в России репутацию провокатора, уже имел неприятности с молодыми «путинцами» в 2002 году. Начиная кампанию в поддержку «патриотической» литературы, они организовали в центре Москвы акцию, во время которой книги Сорокина выкидывались в макет туалета и поливались водой. В день премьеры «Детей Розенталя» рядом с молодыми «путинцами» были и члены военизированной фашиствующей организации в армейских ботинках и черных куртках с эмблемами в виде имперского двуглавого орла и православного креста. 31 марта в Москве сильное недовольство традиционалистских православных кругов вызвал балет. Держа плакаты с надписями «Руки прочь от русских святых» и «Анафема богохульному балету», члены Союза православных хоругвеносцев протестовали против балета «Распутин», в котором знаменитый старец танцевал рядом с Николаем II. Мысль о том, что последний царь, в 1998 году причисленный Православной церковью к лику святых, может совершать па в балетном трико, возмутила этих радикалов. Иерархи Православной церкви занимают в отношении подобных манифестаций двойственную позицию. Они не осудили балет «Распутин», но и не попытались помешать действиям традиционалистов. Отец Всеволод Чаплин заявил, что изображение Николая II в художественных произведениях «возможно, но важно, чтобы эти произведения не носили кощунственного характера». Зато вердикт в отношении директора Центра имени Сахарова православные иерархи приветствовали. В стране, где после десятилетий «социалистического реализма» понятие «современное искусство» остается относительно новым и где получил развитие известный религиозный конформизм, связанный с растущим влиянием Церкви, организованная Центром Сахарова экспозиция «Осторожно, религия!» шокировала не только представителей националистических кругов. «Для меня икона – это святое, это то, то нельзя использовать в целях провокации», – говорит молодая москвичка, которая считает себя демократкой и осуждает авторитарные тенденции российского режима. «Хочу подчеркнуть, что выставка называлась «Осторожно, религия!», а не «Осторожно, ислам!» – заметила ведущая радиостанции «Эхо Москвы», возмущенная инициативой организаторов. По ее мнению, они просто попытались привлечь к себе внимание «для получения грантов». Переведено 26 апреля 2005

Boris1: ГРАНИ Православные активисты будут следить за противодействием РПЦ Активисты православных движений намерены отслеживать факты противодействия миссионерской деятельности Московского патриархата и нападок на церковь. Об этом было заявлено в воскресенье в Москве на VI съезде движения "За веру и Отечество", передает "Эхо Москвы" со ссылкой на Интерфакс. В первую очередь под контроль будет взята ситуация с введением в программу средних школ "Основ православной культуры", что до сих пор встречает неприятие ряда чиновников разных уровней, заявил представитель Союза православных граждан в движении "За веру и Отечество" Кирилл Фролов. В частности движение "За веру и Отечество" будет добиваться отставки министра образования Андрея Фурсенко и главы московского Департамента образования Любови Кезиной. "С помощью пикетов и кампании в СМИ мы будем добиваться отставки этих людей и введения православного предмета в школах", - сказал Фролов. Кроме того, по его словам, под особый контроль будут взяты ситуации в Ульяновске, где, как отметил Фролов, "сорвано возрождение православного кафедрального собора", в московском микрорайоне Отрадное, где "пытаются сорвать строительство храма в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", и в Петрозаводске, где ряд организаций мешают возведению православных храмов в спальных районах города. Русская православная церковь не собирается как-то поддерживать эти инициативы, однако считает их правильными - в частности, введение "Основ православной культуры" как обязательного предмета. Об этом "Эху Москвы" заявил заместитель председателя отдела внешних связей Московской патриархии отец Всеволод Чаплин. Положение католических миссий в России такие начинания, по мнению Чаплина, испортить не могут, так как "православная сторона никогда не была агрессором в отношениях с католиками". 29.05.2005 19:21 дословно Кирилл Фролов представитель ''Союза православных граждан'' в движении ''За веру и Отечество'' В отличие от заявлений православной общественности прошлых лет, которые зачастую так и оставались декларациями, новое движение совместно с Союзом православных граждан намерено не только отслеживать, но и доводить до победы каждый случай противодействия Русской православной церкви на всей ее канонической территории. Интерфакс, 29.05.2005

bne6: Гельман считает, что на него напали националистические бойцы-профи В центре Москвы было свершено нападение на арт-галерею известного в России и на Украине куратора и политтехнолога, активного участника кампании по выборам в Верховную раду 2002 года Марата Гельмана. С десяток молодых людей, одетых в черные вязаные шапки, черные куртки и высокие черные ботинки армейского типа поставили сотрудников галереи лицом к стене, отобрали у них мобильные телефоны и разбили их. Они срывали со стен и топтали выставленные в галерее работы грузинского художника Александра Джикия. Самого галериста повалили на пол и били ногами. Врачи зафиксировали у Марата Гельмана сотрясение головного мозга, перелом носа, а также множественные ссадины на лице и теле. Как рассказал «Коммерсанту» Марат Гельман, погромщики действовали «без истерии» и выглядели не как «хулиганы или фанатики», а как «профи, бойцы». По основной версии следствия, нападение совершили националисты. На акцию их могли подтолкнуть не только картины грузинского художника, но и произведение, изображающее Осаму Бен Ладена, Джорджа Буша и Владимира Путина, которое Гельман продал английскому галеристу Мэтью Боуну и которое было задержано на таможне в минувшую пятницу. Сам Марат Гельман не связывает погром с национальностью грузинского художника, поскольку его выставка ранее спокойно прошла в галерее Artplay. Не связывает он нападение и напрямую с задержанием английского галериста. «Скорее всего, этот неожиданно возникший сюжет подтолкнул националистов осуществить давно задуманное», – предполагает господин Гельман. «Мне кажется, это была команда боевиков какой-нибудь националистической организации», – сказал он изданию «Газета». Гельман отмечает, что в последнее время в его адрес регулярно поступали угрозы и это началось после того, как в начале этого года он выиграл суд. В январе 2005 года Гельман организовал в ЦДХ выставку «Новейшее искусство постсоветского пространства», на которой, в частности, было представлено фото мертвой шахидки у памятника Сталину и диптих, изображающий распятого Христа в пламени. Ряд граждан обратились с исками к галерее и ЦДХ, утверждая, что эти работы разжигают межнациональную рознь и оскорбляют их религиозные чувства. Моральный ущерб они оценили в 5 млн рублей. Однако в феврале этого года Замоскворецкий суд Москвы отклонил иск и, более того, обязал истцов возместить расходы ЦДХ на услуги адвоката в объеме 9 тысяч рублей. «После этого мне стали звонить незнакомцы и говорить: «Лучше бы вы проиграли суд, теперь мы будет разбираться с вами по-другому», – сказал Гельман. 23 октября 2006, 09:55



полная версия страницы