Форум » АРМИЯ и СЕПАРАТИЗМ » WSJ//Знаменательная веха в сфере противоракетной обороны » Ответить

WSJ//Знаменательная веха в сфере противоракетной обороны

BNE: Знаменательная веха в сфере противоракетной обороны Редакция На своей совместной пресс-конференции в черноморском городе Сочи в это воскресенье президент Буш и Владимир Путин не противоречили друг другу, высказываясь о планах США обеспечить противоракетную оборону Европы и американо-российском сотрудничестве, хотя и признавали разногласия. Ранее на той же неделе НАТО поддержало идею противоракетного щита. Наверно, сейчас Гиппер (прозвище Рейгана) довольно улыбается, витая где-то в потусторонних сферах. Спустя 25 лет после речи о "звездных войнах" концепция щита, отражающего баллистические ракеты, которую выдвинул Рональд Рейган, стремительно воплощается в жизнь. США уже разместили систему ПРО начального уровня для защиты своей территории и теперь предлагают укрыть щитом и Европу, создав "третий позиционный район", предполагающий размещение радара в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше. Но главная метаморфоза произошла в умах. Больше никто не обсуждает вопрос, исходит ли от государств-изгоев угроза запусков баллистических ракет или возможно ли осуществление ПРО в техническом плане. Эти тезисы рассматриваются как данность. В американо-российской декларации сказано: "Обе стороны выразили заинтересованность в создании системы реагирования на возможные ракетные угрозы". В коммюнике НАТО упоминается о "растущей угрозе силам, территории и населению союзных держав". По данным Агентства США по противоракетной обороне, баллистическими ракетами располагают около 30 стран. На континенте величайшая угроза исходит от Ирана, который стремится стать ядерной державой и уже располагает ракетами, способными поразить большинство столиц европейских государств. Соединенные Штаты вызвались поделиться с Россией технической информацией о своем европейском позиционном районе. Детали еще предстоит проработать, но фраза в воскресной декларации "Данные меры будут важными и полезными с точки зрения смягчения российских озабоченностей" – это негласное признание Москвой того факта, что позиционный район будет создан. В Вашингтоне ход политической битвы вокруг ПРО также изменился в положительном направлении. Демократы до сих пор возражают против разработок систем космической обороны, хотя Китай без предупреждения испытывает антиспутниковое оружие. Однако, если оборона необходима, трудно понять, отчего она должна сводиться к наземным системам, хотя дальнейший прогресс наверняка потребует расширенного присутствия в космосе. Иногда политики атакуют и проект лазера воздушного базирования. Этот лазер, призванный сбивать ракеты на этапе разгона, до выброса "обманок", которые осложняют работу радаров, иногда называют утопической затеей. Но на данный момент осуществлен целый ряд удачных испытаний лазера, и в целом технология ПРО доказывает свою успешность, так что доверие к критикам падает. Между тем одобрительное заявление НАТО должно заставить замолчать демократов, которые уверяли, что из-за третьего позиционного района возник "раскол" между нашими европейскими союзниками. На Тихом океане соглашение по ПРО с Японией, Австралией и Южной Кореей – один из элементов концепции глобальной системы противоракетной обороны, предложенной администрацией Буша. Страны в некотором смысле выстраиваются в очередь, чтобы укрыться под американским противоракетным "зонтом". Этот прогресс был бы совершенно невозможен, если бы США до сих пор выполняли Договор по ПРО от 1972 года. Демократы взвыли, когда в декабре 2001 Буш объявил, что США воспользуются своим правом на выход из этого договора. Будь президентом Гор или Керри, он бы до сих пор твердил мантру президента Клинтона: мол, этот договор – "краеугольный камень стратегической стабильности". Выход из Договора по ПРО и инвестиции в противоракетную оборону – невоспетый успех президентства Буша. Благодаря этим шагам безопасность США и их союзников повысилась. НАТО и президент Путин это понимают, и было бы приятно услышать, как демократы, со своей стороны, наконец-то сделают сходное признание.

Ответов - 10

BNE: Польша возьмет на вооружение ЗРК США "Патриот" Американские зенитные ракетные комплексы "Патриот" будут поставлены Польше. Такое заявление сделал президент США Джордж Буш по итогам переговоров с польским премьером Дональдом Туском, сообщает РИА "Новости". Таким образом США реализуют свое обещание принять участие в модернизации вооруженных сил Польши. Польский премьер-министр дал понять, что Варшава рассматривает установку "Патриота" как часть программы размещения элементов ПРО США на своей территории, в одном пакете с американской помощью в перевооружении армии и флота. Джордж Буш на это ответил, что "эти вопросы не связаны друг с другом". По его словам, США помогают Польше "как и любому другому союзнику", вне зависимости от планов размещения ПРО в Европе. Комментарий : Стремление Варшавы модернизировать свою армию "в одном пакете" с планами Вашингтона по размещению 10 ракет-перехватчиков на территории Польши понятно. В этом случае обновление вооруженных сил, в том числе и приобретение ЗРК "Патриот", обойдется значительно дешевле. Не исключено, что поляки своего добьются - хотя бы в отношении средств ПВО. В этой партии у них на руках все козыри, большинство из которых подброшено Москвой. Помимо намеков на перенацеливание российских ракетных систем на Польшу в случае появления там ракет ПРО США, есть вполне конкретные планы размещения ракетного комплекса "Искандер" в Калининградской области и Белоруссии. "Искандер" – уже не разговоры, хотя систему еще и доводят до ума. Это реальная возможность применить по территории Польши как баллистические, так и крылатые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Дальность, по итогам последних испытаний, в пределах 500 километров. Однако специалисты не исключают, что ракеты "Искандера" могут преподнести сюрприз и существенно превысить свой официальный радиус действия. Это про наземную составляющую, а есть еще и воздушная, и морская. Словом, береженого бог бережет. И Польша в связи с открывающимися рисками может запрашивать с Вашингтона по максимуму. Причем ЗРК "Патриот" - это только начало. Слова Буша о готовности поставить в Польшу "Патриоты" – окончательный, хотя и очевидный ответ на одну из мирных кремлевских инициатив. Полгода назад, вслед за предложением совместно использовать Габалинскую РЛС, Москва также предложила совместно с европейцами и США использовать зенитно-ракетный комплекс С-400 ("Триумф"). "Триумф" превосходит "Патриота" по целому ряду показателей, уступая только в компонентах вычислительного комплекса. Но выбор поляков предопределен не устаревшими базами "Эльбруса", а партнерскими перспективами. Какие могут быть доверительные отношения в военной области со страной, которая в любой момент может разжаловать тебя из закадычного друга в смертельного врага? Уход Польши под крыло американских "Патриотов" - естественный ответ на ту самую внешнюю политику, которая так кружит голову патриотам российским. Между тем нет ничего более враждебного национальным интересам россиян, чем политика запугивания соседей. Вон уже к потенциальным "целям" и Украину подверстали. Еще немного усилий - позлее оскал, погромче рычание, - и американскими "Патриотами" заинтересуется Киев. И не только "Патриотами". Владимир Темный

BNE: «Предприятия ВПК напоминают собаку Павлова» Интервью с советником главы концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаилом Подвязниковым Летом прошлого года крупнейший оборонно-промышленный холдинг, концерн ПВО «Алмаз-Антей» приступил к первому этапу проекта по объединению большинства своих предприятий в три технопарка, где сосредоточится разработка и производство средств противовоздушной обороны нового поколения. Пилотом стало создание технопарка в Санкт-Петербурге на базе Обуховского завода. О том, с какими проблемами пришлось столкнуться «Алмаз-Антею», а также всей российской оборонно-промышленной отрасли, корреспонденту РБК daily МАРИИ СИМОНОВОЙ рассказывает советник главы «Алмаз-Антей», гендиректор двух заводов концерна МИХАИЛ ПОДВЯЗНИКОВ. — Существует мнение, что предприятия оборонно-промышленного комплекса от нестабильности пострадали гораздо меньше, чем компании других отраслей, потому что в первую очередь находятся на финансировании бюджета. Это так? — Не возьмусь сравнивать, приводя примеры, но думаю, что на нашей отрасли кризис отразился не меньше, чем на других. Если не больше. У нас доступ к финансовым ресурсам практически отсутствует. Банки предоставляют настолько дорогие кредиты, что предприятиям ВПК никогда их не вернуть. Нужно понимать, что в нашем секторе не существует рыночных отношений в полном объеме. Уровень рентабельности регулируется государством в процессе формирования стоимости государственного оборонного заказа. То есть если руководство завода попытается заложить в своем предложении норму прибыли выше, чем определенный чиновниками максимальный показатель, оно никогда не получит заказ. А этот уровень рентабельности гораздо ниже, чем уровень кредитных ставок, которые сегодня предлагают банки. Кроме того, большинство банков сегодня предоставляют предприятиям ВПК кредиты только в валюте. А как можно взять валютный кредит под гособоронзаказ, если рубль ведет себя непредсказуемо? Нам же оплатят продукцию в рублях. — Когда вы говорите о нормах рентабельности, какие цифры имеете в виду? — Они для каждого предприятия свои, я бы не хотел раскрывать эти цифры. Могу сказать, что кредиты по ставкам 12—13% мы могли возвращать. При увеличении стоимости денег до 18% и выше финансовые ресурсы становятся для нас нереальными. — А одно из ваших предприятий ОАО «ГОЗ Обуховский завод» получило в январе кредит в банке «Санкт-Петербург» на сумму 20 млн долл. Пошли на нереальные условия? — Не было выбора. Мы работаем над экспортным контрактом, срок поставок по которому истекает в конце текущего года. Деньги нужно было найти. Банк «Санкт-Петербург» много лет является нашим партнером и в этом случае пошел нам навстречу. Это, кстати, почти единственная финансовая организация, по крайней мере в Петербурге, кредитующая реальный сектор экономики, а не скупающая валюту на средства господдержки, как те банки, что ее получили. — Правительство в рамках поддержки предприятий ВПК разрабатывает механизмы предоставления контракта на госзаказ в качестве гарантии для банка при кредитовании. На ваш взгляд, облегчит эта мера взаимоотношения с потенциальными кредиторами? — Когда мне задают подобные вопросы, я привожу такую аналогию. Предприятия ВПК сейчас напоминают собаку Павлова. Помните, как проводился опыт? Звучал звонок, и в миску животного падала еда. Потом еду подавать перестали, а звонок включали, что все равно вызывало у собаки усиленное слюноотделение. Так же и с нами. Говорят: «Мы направим деньги на предприятия ВПК, нашли способ предоставления гарантий в банки и так далее». И ждут, что мы продолжим выпускать продукцию. А условный рефлекс уже не срабатывает. — В конце января заместитель министра обороны генерал-полковник Владимир Поповкин обещал Обуховскому заводу ускоренное финансирование гособоронзаказа на 2009 год. Думаете, опять звонок без еды? — Нет, не думаю. Владимир Александрович не обещал того, что он не сможет сделать, в отличие от многих других чиновников. Он недавно был на нашем заводе и сказал, что работы ведутся в интересах стратегических сил страны, никаких сокращений объемов госзаказа не будет и, возможно, уже в феврале мы получим авансом большую часть средств (около 1 млрд руб.) из стоимости заказанной продукции. Это будет существенным облегчением. Сами представьте, если у вас кредит в банке под 20% годовых, вам выплачивают 1 млрд руб. в начале года, а не в конце, то можно сэкономить 200 млн руб. — Осенью 2007 года концерн ПВО «Алмаз-Антей» начал проект по реструктуризации активов. В рамках его реализации планировалось перевести заводы в три технопарка в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Кирове. Ваш — Северо-Западный региональный центр — пилотный. На какой стадии сейчас находится строительство? — Проект создания Северо-Западного регионального центра предусматривает строительство на базе Обуховского завода в Петербурге машиностроительного технопарка, в котором будут разрабатываться и производиться компоненты средств противовоздушной обороны нового поколения. На площадку завода из центра города мы планируем перевести остальные свои петербургские активы: три научно-исследовательских института и одно промышленное предприятие. Общий объем инвестиций составит около 500 млн долл. В июне прошлого года мы запустили первый этап проекта. Начали готовить площадку для строительства и остановились на стадии проектирования — возникли сложности с привлечением финансирования. По нашему замыслу, часть средств должна была поступить от продажи высвобождающихся участков общей площадью больше 40 га. Это очень хорошие участки. Но инвесторы не спешат проявлять активное внимание. Видимо, выжидают, пока успокоятся колебания на валютном рынке, появятся какие-либо твердые ценовые ориентиры или другие признаки снижения рисков. — Если бы кризис начался на год раньше, вы бы отложили этот проект? — Маловероятно. Обратите внимание, некоторые традиционные покупатели российского вооружения начинают присматриваться к другим поставщикам. Одни просят оснащать нашу технику израильской электроникой, другие заключают контракты на американские истребители. Ни для кого не секрет, что российское производство в технологическом плане сильно отстает от конкурентов. Чтобы сокращать разрыв, нужно заниматься модернизацией производства. У нас один из заводов расположен в зданиях казарм Николаевского училища. Цинично и смешно ставить там современные станки и пытаться производить новейшее оборудование. В дополнение к модернизации нужна реструктуризация активов. Почти все оборонные предприятия строились таким образом, чтобы в случае военных действий на их площадях можно было бы выпускать всю продукцию в технологической цепочке. Но война 1941—1945 годов — это не современная война. Сейчас такие средства поражения, которые делают прежние масштабы и концентрацию ресурсов в одном месте утопичными. — Вы сказали, что остановились на стадии проектирования. Что сможете сделать самостоятельно, без господдержки? — Пока пытаемся привлечь финансирование. Дело в том, что земельные участки мы освобождаем не сразу. Проект организован таким образом, чтобы не прекращалось выполнение работ по экспортным контрактам и гособоронзаказу. Поэтому инвестору придется ждать. А кто захочет вкладывать средства в участок, который он получит через три года? И где гарантии, что за это время мы достроим нужные площадки и перенесем производство? Чтобы инвесторы решились вкладываться в наш проект, нам нужна государственная поддержка. Хотя бы в виде госгарантий. В конце концов, если страна хочет иметь сильную армию — нужна мощная промышленность. Мы же не развлекательный центр строим! — Правительство обещает направить 1 трлн руб. в текущем году на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса… — Вы сейчас о чем говорите? — На сайте правительства РФ размещено сообщение, что только в 2009 году в рамках гособоронзаказа предусмотрено выделение 1 трлн руб., а на период до 2011 года эта сумма составит около 4 трлн руб. Это не гарантия господдержки для инвесторов? — Я могу на это рассказать только историю про собаку Павлова. А если говорить серьезно, скажите, за чей счет будет финансироваться гособоронзаказ? — За счет госбюджета. — Насколько я понимаю, бюджет России в основном формируется за счет торговли минерально-сырьевыми ресурсами. В сегодняшней ситуации на рынке нефти, газа, металлов как могут финансироваться такие обещания? — То есть денег не будет? — Я думаю, что того объема государственного оборонного заказа, о котором говорили в июле—августе прошлого года, тоже не будет. В кулуарах некоторые чиновники это признают. Предприятия живут ожиданиями, а лучше бы им сказали правду, и тогда иллюзии исчезнут. Надо будет засучив рукава работать — искать, рисковать, а не ждать у моря погоды. — Скажите, если возможностей для снижения издержек очень мало, доступа к финансовым ресурсам нет, как будет развиваться оборонно-промышленная отрасль в среднесрочной перспективе? — По сути, большинство предприятий на грани банкротства. Их имущественный комплекс заложен, но банки с таким залогом ничего сделать не могут, потому что его сложно реализовать. Поэтому выдавать новые кредиты не будут. Те предприятия, руководство которых не успело провести реструктуризацию, погибнут. — Большой процент выживет? — Я не возьмусь дать на этот вопрос однозначный ответ. Все будет зависеть от того, появится ли у правительства понятие «промышленная политика» или нет. Все это время ее не было. Мы с огромным трудом приподняли наши предприятия ВПК с колен, но не сделали главного — не провели их реструктуризацию, исходя из современных потребностей государства. Это огромная работа, но ведь и время было благоприятное. Нужно мощное министерство, которому бы в плане установленных правил игры подчинялись все, а не в зависимости от аппаратных возможностей. Нельзя тупо переносить зарубежную действительность на наши реалии. России от СССР досталось беспокойное хозяйство, и должен быть переходный период, когда заработают вертикально интегрированные структуры и установятся рыночные отношения. 18.02.2009

BNE: Откровения "невыездного"(Истинные реалии российской оборонки) По понятным причинам не назовем его имени, все что он считает возможным к публичности он изложит сам.ЧТОБЫ СРАЗУ было понятно - он конструктор. Усталый и издерганный идиотскими нелепостями нынешнего времени, но этой усталости противопоставляет упрямый стоицизм человека, раз и навсегда сделавшего выбор. Его выбор - Россия, оборонная промышленность, преодоление громадных, навалившихся на Родину угроз. У нас есть технические люди, у нас компания техническая. Мы делаем газовые турбины. У нас больше ста кандидатов и докторов технических наук, большая служба инженеров. У нас в компании работает 18000 человек, и 6000 из них - это технические конструкторы. Они испытывают двигатели. Плюс у нас есть дочерние компании, это еще 5000 и 9000 человек, и есть завод-партнер - это еще 20000, итого около 50000 человек. О чем мои непрерывные заботы и думы? Я считаю, что мы проигрываем конкурентное соревнование с Западом. Это происходит в самолетных и ракетных системах, в ПВО, наступательных и защитных вооружениях. И, к сожалению, выхода пока из этого не видно. Мы, заводские люди, делаем все, что в наших силах, все, что зависит от нас. Тратим все накопленные ресурсы, вкладываем последние деньги, потому что прекрасно понимаем: деньги государство в конце концов даст на военный заказ, но время будет утрачено. Страна не может найти ответ на самый главный вопрос: "Что делать"? Кто виноват - это понятно, об этом лучше не говорить, а вот - "Что делать"? Сегодняшнее время, естественно, отличается от того, что было 10 лет назад. Но ведь каждый последующий год равен по значению пяти предыдущим. Это пропорция, которую вывел Билл Гейтс. И с этой пропорцией мы отстаем. Многие вещи лежат на поверхности. Нужно признаться, что сделано много ошибок, что сегодняшняя государственная стратегия не предусматривает активную промышленную политику. Власть поняла, что есть деньги, и думает, что все остальное само собой приложится. Не приложится! Потому что кроме денег, чтобы решать сложные технические вопросы, нужно в одном месте и в одно время собрать тысячи и тысячи квалифицированных людей, нужно их мотивировать, сделать так, чтобы они работали на единую цель. Так было во время великих советских проектов: атомного, целинного, космического. Во многих местах практически все стерто. Есть музеи, флаги, фирмы. Туполев, Ильюшин, Микоян. А самолетов делать не можем. Была такая фирма - МиГ, и ей подобная Локхид - Мартин. Американцы остались, а МиГа нет. Название есть, а продукции нет. И вранье о преуспевании идет по всем уровням. Власть не знает истину, или знает ее, но умудряется не признавать. Она может не признавать вслух, но она обязана что-то делать. Для всех, кто имеет доступ к информации, ясно - у нас осталось считанное время, перед тем как все окончательно загнется и свернется. Через 5-10 лет мы настолько отстанем от Европы, что у нас всех останутся пороховые ружья, а у них - современные снайперские винтовки с лазерными прицелами. Россия будет отброшена в каменный век. Это касается всего - ракет, крейсеров, подводных лодок, самолетов, двигателей. Почему об этом говорю? Потому что мы делаем двигатели для крылатых ракет, самолетов Сухого, для китайских и индийских самолетов. Мы делали двигатели даже тогда, когда развалилась вся страна. Длительное время страна делала очень серьезные ошибки. Она не заказывала ни оружия, ни новейших технологий под лозунгом того, что военно-промышленный комплекс разорил Советский Союз. И он перестал существовать. Эти 15 лет уничтожены почти все возможности страны. Их возродить, или хотя бы остановить их гибель на красной черте, очень сложно. Если ответ на это не будет дан в кратчайшие сроки, то мировые державы просто придут и заберут все, что у нас сегодня есть. Мы останемся в границах Тверского княжества: без Сибири, Дальнего Востока, Урала. Эту огромную территорию нам нечем защитить, все наши богатства, запасы природных ископаемых остались без защиты. У нас очень мало людей и нет современных технологий. Последние войны, которые провела Америка, - Афганистан, Югославия, два, Ирака. Американская пехота решает около 5 % боевых задач. 80 % решает авиация, то есть крылатые ракеты и самолеты, 15 % - это информационное поле, то есть спутники и управление войсками. И только 5% - это полицейские силы. С учетом нашей территории, наших границ, нашей демографии нам нужно защищаться при помощи безлюдных, абсолютно новых видов вооружений. Это современные танки, это современные самолеты, это современные высокоточные ракеты. Все чего достигли американцы в Югославии и на других войнах, - все это они сделали без людей. Потери американцев ничтожны. Потому что средняя дальность сверхточных ракет - это 2000-3000 км. Все что у нас есть, это остатки от Советского Союза, которые догнивают. Что такое ракета, которая пролежала 25 лет в хранилище? А это средний возраст нашей крылатой ракеты. Все ракеты находятся в ампулах. Топливо залито уже в двигатель. Пуск, начинает работать пороховой заряд, потом двигатель, и она полетела. В ампуле есть резинки, которые сгнили. Там образовались пузырьки воздуха, из-за которых уже произошла разгерметизация. Двигатель запускается, пузырек попадет в топливо, попадает в камеру сгорания, и двигатель глохнет, ракета падает там, где ее запустили. Страна не заказывает ни ракет, ни самолетов. Мы видели, на чем мы сейчас воевали в Абхазии, Грузии и Осетии. Это самолеты возрастом 40-50 лет. Какое же это "оружие победы", если летчик летит вслепую? У него нет ни картографии, ни современной "решетки". Такой самолет очень мало может находиться в воздухе, поскольку потребляет чудовищное количество топлива. Чтобы летать по карте, привязанной к GPS, летчик идет в магазин, покупает GPS, приматывает его себе на коленку скотчем, летит и бомбит по этому заморскому GPS. Это позор. Я общаюсь и с руководителями ВВС страны, и с верхушкой Минобороны, и с людьми из Генштаба. И я вижу трагедию. Вместо того, чтобы заниматься делом, сутью процессов, которые происходят в Армии, они занимаются политикой. Как повернутся перед Президентом, что закажут из Кремля, кто на кого как посмотрел. Военные возможности резко сокращаются. По телевидению нам вещают одно, а на самом деле - все совсем иначе. Сейчас я не говорю про престиж военного человека, налеты летчиков, их боевую подготовку. Это не моя компетенция. Имеется огромное количество самолетов. Все они вроде бы боеспособны. Но взлететь не могут. Сегодня бюджет увеличили, залили керосин, но тут же закончились ресурсы двигателей. Все! Деньги-то дали, но на керосин. А починить двигатели - это уже совсем другие суммы. И если Президент приедет в какой-нибудь полк, в Заполярье, например, или еще куда-то, то все это увидит. Только не в Липецкий центр, где сидят не летчики, а акробаты. Они умеют показывать трюки в воздухе. Это представление - что мы видим на авиасалонах. А на войне акробаты не нужны, там противники находятся за сотни километров друг от друга. Они не видят друг друга, видят радар, "решетку". Нужно просто хорошее количество летчиков, нормальное количество ракет и бомб, приведенную в нормальное состояние технику. Больше ничего. Я ОБЩАЮСЬ И С ТЕМИ, кто делает ракеты, и с теми, кто делает бомбы. Мы идем к катастрофе. У нас в стране замазывается и замалчивается практически все. Любое стремление к истине, раскрытие истин воспринимается как демарш. И главный вопрос "Что делать"? Придется начинать с ВУЗов, со школ, с ПТУ. Сегодня, например, на ту минимальную программу по созданию военных и гражданских самолетов не хватает десятков тысяч сборщиков. Их взять негде. Сегодня также происходят те объективные процессы, которые наша власть не учитывает. У нас больше 50 % военно-промышленного комплекса было сосредоточено в Москве и Московской области. Там сегодня невозможно работать, потому что зарплата московского рабочего или рядового инженера равна зарплате командующего ВВС. Где взять такие деньги? Дальше. Сегодня весь мир имеет сумасшедшие объемы производства. Все выпускается тысячами. Масштаб производства определяет себестоимость, уровень технологий, уровень компетенции, объем финансирования и прочее. Сегодня мы делаем двигатели 5-го поколения. Его же делают и американцы. Сразу около 5000. 3500 купит правительство США, около 2000 купят те страны, которые в этом участвуют. Я, как человек имеющий все формы допусков и отвечающий за двигатель, не могу сказать сколько у нас армия купит. Мы знаем, сколько штук надо сделать для опытных образцов, а сколько купят серий, никто не знает. Сегодня практически полностью упало политехническое образование. У нас огромное количество выпускников из МАИ. Я спрашиваю институт: "Почему вы так плохо готовите двигателистов?" А те смеются: "А зачем? Лучшие специалисты уезжают либо в Америку, либо в Израиль, а остальные 80% по специальности не работают. Им нужен только диплом МАИ, как некий бренд". И вот одно к одному, все приводит к распаду. Как только обнаружат, что мы не в состоянии ответить на технические вызовы, нас тотчас сотрут с лица земли. Сегодня техническое направление - решить вопрос скорости ракеты и самолета, быстроты старта. Если в Белом доме принимается решение нанести по какой-то местности удар с воздуха, то в течение двух часов эта команда Президента должна быть исполнена. Что это значит? Это значит, создается платформа, т. е. это самолет, который должен лететь со скоростью 4-6 скоростей звука, и ракета, которая летит 7-9 скоростей звука. Противостоять этой скорости, т.е. засечь, поймать и уничтожить ее практически невозможно. Обыкновенная, неядерная, сверхточная боеголовка решает все вопросы, ядерное оружие уже не нужно. Создать системы ПВО против этого оружия невозможно, потому что затраты на создание этих систем в тысячи и миллионы раз будут больше, чем затраты на создание собственно этих систем. Чтобы поймать ракету, которая летит со скоростью 8 махов, необходимо иметь ракету которая летит со скоростью 12 махов, плюс ещё необходимо иметь супервычислители, которые должны следить за объектами, огромные системы слежения. В чем слабость нашей страны? Мы игнорируем все тенденции, которые существуют в мире. Идем каким-то своим самобытным путем, который никому не известен. Мы наступаем на грабли ни два, ни три раза, а денно и нощно - ежедневно. Я считаю, будучи в здравом уме, что война будет. И война будет очень серьезная. Она случится гораздо быстрее, чем кто-либо думает. Но страна к ней не готовится. Не страшно, если нас выкинут из "восьмерки", но страшно, если нам объявят технологическую блокаду. У нас нет станков, нет огромного количества современных материалов, нет элементной базы, даже нет инструмента. Если прекратить поставку инструмента из Швеции, Японии, США, Израиля, то нам нечем будет обрабатывать металл, который необходим для самолетов. Работают комиссии. Например, хотели воссоздать советскую Военно-промышленную комиссию. В результате получилась насмешка над тем органом, который в советское время мог решить любой вопрос в стране, любые самые сложные задачи. Сегодняшний орган просто ничего решить не может, и работает неизвестно зачем. Тот, кто задает при обсуждении вопросы, - тот смутьян, в следующий раз его можно просто не звать. Все говорят, что наше оружие стало очень дорогое. А почему? Закупается оно в ничтожных количествах, а чтобы содержать заводы, рассчитанные на всю технологическую цепочку, нужно иметь механообработку, сварку, нужно иметь нанесение защитных покрытий, все сборочные производства, испытательные полигоны, стенды и боксы. То количество, которое заказывается, заведомо убыточное. Заводы спецметаллургии, которые обеспечивают производство высокотемпературных жаропрочных сплавов на основе титана, хрома, никеля, вольфрама, они загружены на 8-10 % от мощностей, а мощности приходится держать все. В том мире, который является крупнейшим потребителем, нас не ждут и туда не пустят. Китай по всем показателям мощностей в год вводит больше, чем у нас есть вообще. Мы серьезные карлики или нановеликаны. Мы шарахаемся от крайности к крайности. То мы должны во всем советоваться с Западом, подружиться с ним, и все от него получить - лицензии, технологии, и прочее, прочее, прочее. То мы должны развиваться абсолютно автономно, мы хотим сразу же иметь композитные самолеты, полукомпозитные двигатели. Мы все хотим, но при этом не понимаем, что для того чтобы построить завод по производству композитных материалов для самолетов нужно иметь огромные объемы сбыта. А наши заказы никогда не окупят эти затраты. Государство объясняет, почему не дает денег. "Украдут все". Даже системам контроля за деньгами государство не верит. И правильно, что не верит! Тут возникает замкнутый круг, и никакого света в конце туннеля нет, и быть не может. Создания всевозможных компаний заканчиваются крахом, и не с кого спросить. Но, тем не менее, у нас есть колоссальное преимущество. У нас еще не умерли и не совсем состарились люди, которые участвовали в крупных проектах Советского Союза, которые получили классическое образование и у которых есть та идеология, которую они могут передать. Которые знают, что нужно делать технически. Но между людьми, которые обладают техническими знаниями, и теми, которые распоряжаются денежными средствами, - колоссальная стена. Между творцами и властью, по странным стечениям обстоятельств, оказались люди, которые не несут ответственности ни за что. Они ставят себе задачу любой ценой держаться за свое привилегированное положение, несмотря ни на что. Такая ситуация приводит к краху. Начинаешь думать, что страну из краха могут вытащить только те средства, которым так умело пользовался Иосиф Виссарионович. Другого не будет. Мы скатимся к очень серьезным репрессиям. Скажут: "Мы вам деньги давали? Давали. А где же они? Почему пятнадцать лет строили подводную лодку, построили ее, а ракет к ней и в помине нет?!". И так в каждой отрасли. ПРЕЗИДЕНТ СТАЛ знакомиться с комплексом Искандер, там ракеты мы посылаем за тысячи километров, там стоят наши движки. Президент разговаривал с разработчиком комплекса 3 часа, мы все ожидаем принятия решения о постройке заводов, потому что Искандер надо делать на конвейере. В результате всё заканчивается ничем. И так везде. У нас есть очень хороший самолет Су-34. Это штурмовик, единственный современный самолет, на котором стоит постановщик помех, и он может совершенно спокойно преодолеть ПВО и пустить ракету. Но, к сожалению, завод, на котором они делаются, может их в год делать единицы. Зарплата на заводе мала, сам он находится в крупном городе Новосибирске, где эта зарплата ничего не решает, и человек, имеющий нормальную квалификацию инженера, техника, технолога, может прийти на другой завод, и заработать там ровно в 2-3-4 раза больше. Но мы имеем то, что имеем, и из этого необходимо выбираться. Только вот как?.. Существует правительственная задача: к 2015 году в 4 раза повысить производительность труда. Как это сделать, если, например, средняя скорость обработки детали у нас в России - 2,5 тысячи оборотов в минуту. В США сегодня обработка от 30 до 50 тысяч. Высокоскоростная обработка - 300-400 000 оборотов в минуту, я имею в виду жаропрочные сплавы. То есть даже на таком простом примера видна разница в 15-20 раз. Все наши декларативные заявления под собой не имеют никакой основы, никаких объективных предпосылок. Единственная предпосылка - у нас очень много умных людей - генетически и по образованию. Как раз от Китая мы отличаемся по интеллекту. В принципе, у нас "точка невозврата" уже пройдена. Нам не догнать мир, и нужно бежать наперерез, перехватывать за счет высокого интеллекта, воли и ресурсов. У нас, к сожалению, нет ни одного примера, где бы мы собрали все эти три фактора вместе. То у нас нет Берий, то Королевых, то Курчатовых. Всем почему-то кажется, что достаточно Президенту сказать Премьеру, Премьеру - Вице-премьеру, Вице-премьеру - министру, и все будет. У нас Президент знает в лицо всех нефтяников, газовиков и металлургов. Но чтобы глава КБ "Сухой" мог к нему попасть, позвонить или даже встретиться - это исключено. К Иосифу Виссарионовичу они могли попасть, когда хотели. Да, он их вызывал, но и они могли прийти к нему всегда по любому вопросу - по самолетам, двигателям, ракетам, бомбам... Этого нет ничего! У нас, бензиновой страны, в конце концов, и бензин, и полиметаллы, и руду отберут. Оставят разве что торговые точки, билдинги и казино. Те задачи, которые нам нужно решить в отведенное время, требуют очень серьезных ресурсов. И нам их, естественно, не хватает. С этим заводом мы решаем не задачи завода, а задачи государственные. Мы - "государствообразующее" предприятие. Государство при этом находится в стороне и денег не дает. Но за нашими денежными операциями ревниво следит. Например, некая страна нам дает 600 000 000 долларов на покупку различного оборудования. Мы привозим этого оборудования на 100 миллионов, потому что все сразу привезти невозможно. Нас тут же спрашивают про остальные 500: "Куда дели? Может быть, своровали?". То, на что мы замахнулись, то, к чему мы стали готовы, требует совершенно иного понимания государства. Причем не на уровне министерских клерков. Мы ведем разъяснительную работу, выпускаем книжки, пишем статьи, проводим семинары, привозим сюда все эти комитеты Государственной думы, и так далее. Но это касается не только нас. Помимо нашего завода, в стране есть еще 5-6 центров, где происходит то же самое. Эти центры должны быть подняты на совершенно иной уровень отношений с государством. Что такое Siemens для Германии? Все. Это сама Германия. И так можно перечислять бренды различных мировых держав - это столпы, на которых держится современная цивилизация. А наши бренды? Газ, нефть.... Хотя мы всего 10% нефти поставляем на мировой рынок. Дальше по списку - автомат Калашникова. Но сейчас уже далеко не все армии перешли бы на него - устарел. Когда приезжает Буш, за его спиной экономика и военная мощь США. Когда приезжает Путин, всё замечательно, но за его спиной ничего нет. Поставлять в другие страны мы тоже скоро ничего не сможем. Индии мы станем вот-вот не нужны. Мы исчерпали всю советскую новизну, а дальше нам ей предложить нечего. Блеф лопнет через пару лет или гораздо быстрее. И вот почему: мы на глазах потеряем большую часть обрабатывающей промышленности. Тарифы, равные мировым, погубят промышленность. Вот сейчас прошла реформа энергетики; я не хочу туда лезть, потому что у нас в руках находится единственная русская газовая турбина, и мы получили 54% прямого КПД. Со следующего года тарифы по регионам вырастают на электрическую энергию от 50 до 100 % за год. Газ вырастает на 25%. Для заводов это удавка. Дальше. У бюджетников повышается зарплата, рынок труда меняется, но при этом производительность труда не повышается. Все малые заводы, которые ничего не экспортируют, которые не играют большой роли, - все они умрут. И так умрет вся обрабатывающая промышленность. Она развалится на глазах. Раньше Министерство авиационной промышленности состояло из полутора тысяч отборных людей. А сегодня это 60 человек. У нас была академическая и отраслевая наука, и были производственные силы, которые могли делать все. Сейчас этого нет. Первое, что нам нужно, - это честно осознать, кто мы и где мы находимся. Осознать истинную угрозу. Это первое. Второе. Нужно заменить людей, которые стоят на ключевых местах. Руководителям нужно предоставить все необходимое: деньги, дачу, охрану. Но при этом надо все время с них спрашивать, надо сделать так, чтобы они взяли на себя ответственность, приняли ее. Если нет, то репрессии. Здесь иного выхода нет. Надо дать свое, президентское, указание, чтобы за три года заменили способ сжигания топлива. Мир сегодня сжигает 40-45%, у нас же - 18-20%. Мир стремится выйти на 60% КПД, а мы идем только на 22%. То есть 1 к 3. Давайте перейдем на другое оборудование. Газ в прямом цикле можно просто запретить. Мы должны убрать все мазутные котельные. Ко мне приходит глава сельского района и просит мазутную котельную перевести на газовую, а для этого нужно 20 миллионов, мне не дают. А на дотацию мазутной котельной дают 100 миллионов. Это же безумие! А если будет запрещающий закон на мазут, то все будет в порядке. Нужны целые законы, которые не позволяли бы поднимать тарифы при низком КПД. Политическая задача должна подкрепляться техническим действием. Все хотят жить хорошо, но никто не хочет работать. У Чубайса сегодня личная трагедия. Она состоит в том, что покупатели раздробленного РАО ЕЭС откажутся от ввода новых мощностей. И когда все это вскроется - у Чубайса будет личная трагедия. ЦЕНА, КОТОРУЮ ЗАПЛАТИТ народ, будет предельна. Это произойдет уже при нашей жизни. Весь мир сейчас за нами наблюдает, он готов в любую минуту вторгнуться и использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. Над этим работают тысячи талантливых людей. Готовятся организационно. Неужели мы этого не осознаем? Мы разучились делать самолеты. Например, чтобы делать магистральный самолет, у нас авионики нет, "борта" нет, композита нет для крыльев, как же мы будем делать? Ну хорошо. Дали деньги - 150 миллиардов. А где человек, который за всё это ответит? Фамилии нет. Сухой - фамилия, Туполев - фамилия, Ильюшин - фамилия. И так дальше. Есть политическая, идеологическая машина, а есть техническая машина, которая выполняет те же функции, что и политическая. Только про нее знают меньше. Она не декларирует своих намерений, за нее это делают политики. Но она определяет все реальные возможности страны. Если сегодня Б-2 может прилететь в Югославию из Америки, отбомбить и вернуться обратно, это одна ситуация. Сегодня можно не строить авианосец, у которого 5000 солдат и офицеров бегают по трюмам, а можно сделать такой корабль, где открываются люки и стартуют 5000 крылатых ракет одновременно. И транспортер подает их, как раньше на крейсере подавали снаряды, так он подает крылатые ракеты, и может так одновременно подавать 2,5 тысячи штук. И так один военный корабль, на котором 300-400 человек, может уничтожить одно среднее европейское государство. Причем половина этих ракет сверхзвуковые, а половина - дозвуковые. А мы ни одной ракеты не положили на хранение, мы только поддерживаем наше наследство от СССР. Нужен ли нам Президент - военный технократ? Я думаю, что нет. Он может быть любой профессии - писатель, юрист, экономист. Но вокруг него должны быть собраны достойные и знающие люди - настоящая элита, аристократия. И в этой аристократии должны быть технократы. Они должны быть всё время рядом с президентом. А мы упускаем время. Все наши столоначальники так столоначальниками и родились. Они не были ни в каких проектах, они ничем не руководили, они реально ничего не знают. Это бесполезные люди. Не может чекист быть председателем военно-промышленной комиссии. Государство должно быть другим. Оно должно быть сильным во многих отношениях. Оно должно быть инфраструктурно сильным. Прилетаешь в Шереметьево, а там помойка. Государство должно быть здоровым. Я говорю о физическом здоровье людей. Россия для иностранцев - это страна с убывающим населением очень низкого качества. Страна декларирует, что мы будем развивать то, другое, а это все блеф! У нас на заводе есть ядерная площадка. Там делали системы транспортировки боеголовок, дезактивацию подводных лодок, системы ядерного кассетного минирования. Сейчас там этого всего нет, сейчас мы там делаем элементы для наших газовых турбин. Внутри находится производство высокоточной арматуры ядерных контуров. Мы предлагаем государству сделать заказы на эти контуры для "Ядерного проекта-2", как называет его Кириенко. Заказ сделать отказываются, а предлагают купить все цеха, на которых мы это производим. То есть уровень коррупции в стране такой, что он уже затрагивает основы государства. В Газпром невозможно поставить ни одной газовой турбины, не заплатив комиссионные непонятно кому, которые имеют неприличный размер, это намного больше чем 20%. Получается что поставщики платят два раза НДС: вначале государству 18%, а потом комиссионные сборы - 20%. Компенсации никакой, только 38% НДС. Это полный аут. Государство должно быть сильным, здоровым, образованным. Оно должно решить проблемы преодоления демографической ямы. Возможно преодоление не совсем традиционным способом. Хоть бы и тотальное осеменение, и клонирование, и еще что-то. Я считаю, что можно поступиться моральными принципами ради сохранения этноса. Нужно собрать людей знающих и оценить все плюсы и минусы. У нас не хватает рабочих, инженеров. У нас не хватает вообще ничего, чтобы удерживать эту территорию. Необходимо 400 000 000 советских людей. А мы к тому же не советские. Значит, нас должно быть еще больше. Мы к тому же идиотски распределяем людей. Зачем люди нужны в Москве? Там их избыток, а Сибирь задыхается без людей. Идеологии государства нет. Никто ничего не хочет делать для страны, только деньги давай. Из всех выпускников, с которыми мы сотрудничаем, только из 15% мы можем вырастить элиту. 50% - болото. Они не были ни октябрятами, ни пионерами. Все остальное - вообще отстой. Иногда мне кажется, что я не работаю, а служу. Поставили, и стою, несмотря ни на что. Служу в том месте, на которое меня судьба поставила, и все. Я не один, у нас очень много людей, несколько десятков думают так же, как и я. Они разные люди. Кому-то 75, кому-то 60, кому-то 40, а есть те, кому только 30 исполнилось. Что нам делать? Уехать в США, что ли? Просто бросить все? Если быть уверенным в том, что после нас придут новые люди, при которых всё расцветёт? Но таких людей нет. Я думаю, что так долго продолжаться не может. Наверное, чтобы всё изменилось, нужен толчок извне. Вполне возможно, что это военный конфликт, который будет гораздо серьезнее, чем Чечня или Осетия. Или вдруг отставка правительства, или переворот в стране. Не знаю. Знаю только то, что должны быть очень серьезные изменения. Где-нибудь на параде упадет самолет Ту-160 на голову вождей. Ведь это действительно очень опасно. Это старье летает. Я, видя, как разрушаются все заводы, понял, что мы можем оказаться горлышком в бутылке, когда к нам придут и скажут: ребята, дадим всё, что захотите, - только помогите. ВООБЩЕ, в русской истории случается чудо, которое является движущим моментом. Русское чудо, которое вытаскивает из страшных безвыходных ситуаций. Чудо - это война, явление Пресвятой Богородицы, Сталин, даже появление раннего Путина в начале 2000-х годов. Эти вещи были непредсказуемы, они не предопределялись ходом предшествующих событий. И сейчас возникнет исторический экспромт, который сломает всю ситуацию. Вероятность этого экспромта колоссальна. Если этого не произойдет - значит, не будет страны. Но найдутся силы, которые это чудо произведут. Это становится понятным все большему количеству людей. Только все по-разному относятся к этому знанию. Кто-то пытается для себя выудить наживу, кто-то относится индифферентно, кто-то со вниманием, и именно этот кто-то начнет вскоре действовать, помогать своей стране. Лично я вижу свою функцию в удержании технологических возможностей страны. Одна из крупнейших мировых компаний финансирует нас по техническому перевооружению. Перед тем, как начались эти поставки, завод был вынужден подписать массу документов, огромное количество ограничений - что на этом оборудовании мы не будем делать ни биологическое, ни химическое оружие, ни ракеты. Там внутри есть серьезный компьютер, накопитель информации, и когда ремонтники из этой компании приезжают, то они видят, что мы делаем - по скорости, по напряжению, какой металл обрабатываем. Однажды один ремонтник выпил, отвел меня и говорит: "Что, ты думаешь, мы не знаем, что вы там делаете на наших станках? Все видим и знаем. Просто мы молчим, мы помогаем России, чтобы мир не остался вообще однополярным. У вас осталась возможность хоть что-то делать против этого". Это представитель очень серьезной компании, один из мировых столпов по поставкам. Они нам поставили сотню станков, и на них мы можем наравне с Европой делать все, что захотим. Вот если бы нам наше же государство вот так подыграло? Свои своим? Ан нет. Это станки, на которых можно обрабатывать металл на молекулярном уровне, - это электрохимическая обработка. Это сумасшедшая точность и качество. Поэтому КПД растет, падают расходы топлива, растут все важные показатели. У завода очень сложные отношения с властью. Не буду углубляться, объясню поверхностно. У нас есть доля государства. Когда мы делали двигатели для Ту-154 или Ил-76, мы никому не были нужны. За десять лет мы купили одно КБ, присоединили 10 заводов, где доля государства была 2%. Мы получили крылатые ракеты, двигатели для истребителей, двигатели для учебно-тренировочных самолетов. Нам говорят: давайте обратно завод. Как только я отдам завод, тут же я буду сидеть в приемной у какого-нибудь чиновника, которого у себя я бы даже мастером не поставил. Я не хочу работать с теми людьми, которые представляют государство. У них ущербная психология. Например, люди хотят воды. Кто-то из источника продает воду. Психология такая - зачем покупать воду, надо просто отнять источник. Та же психология у сегодняшнего государства. Подняли в воздух Су-35. В следующем году поднимается самолет пятого поколения. На наших двигателях, между прочим. Очень красивый самолет. Мы заканчиваем испытания новой крылатой ракеты. Мы нашими двигателями увеличили дальность её полета в 2 раза. Универсальные ракеты для всех родов войск. Раньше у каждого рода войск были свои ракеты. Это же идиотизм! В войсках 80 типов двигателей. Основные преимущества нового самолета: невидимость, сверхзвуковая форсажная скорость, оружие внутри фюзеляжа. Для того, чтобы строить то, что нужно стране, нужно строить новые города, новые производства, рожать и воспитывать новых людей. Мы должны вернуться к тому опыту, что был у Советского Союза. Надо развивать малые городки, вкладывать в них деньги. Так будет развиваться производство. Все дети ученых из закрытых городов очень развиты интеллектуально. Они все уезжают учиться в Москву, а то и еще дальше, и ни один не возвращается. А зачем им возвращаться в нищету? Все ПТУ готовят либо автомехаников, либо секретарей, либо парикмахеров. Мне рабочий после этих ПТУ не нужен, он на современных станках работать не умеет. Мне их заново переучивать надо. Министр образования должен быть вот с такой головой, с кулачищами и железной волей. Фурсенко не такой человек. Иноземцев, экономист, сказал, что развитие невозможно в России потому, что элита страны получает средства на свое существование от бензиновой экономики, а не от инновационной. Мы могли бы весь газ продать Китаю. Китай бы купил. Но мы не определились, кто мы и с кем мы. Под столом - счета в западных банках, недвижимость в Лондоне, а народу говорят про "твердую позицию относительно Запада". Мы ждем, когда начнется финансирование военных НИОКРов. А вместо этого принято решение о сокращении вооружений. ВВС должны сократиться с 88 000 человек до 35 000. Это подписал Сердюков. Флот - с 300 до 72 надводных кораблей. Кто после этого Сердюков? Иванов - пустой пассажир, он даже невпопад говорит. Хотя бы на одном заводе был протокол его встречи или заседания? Ведь приезжает министр, вице-премьер, задаются вопросы, для видимости пишется протокол. Потом в результате остается одна телевизионная картинка. На наш завод он приезжал 2 раза с перерывом в 3 года. Ни одного вопроса он не решил, ни одного решения не принял. Как это может быть? Нужно поставить сверхцель для страны. Нужно изменить очень много законов. Например, нужно законодательно запретить вступать на какие-либо посты, если человек не служил в армии. Также законодательно запретить иметь недвижимость в других странах, если ты занимаешь государственный пост. Человек, который служит, должен полностью декларировать свои доходы. Невозможно управлять государством, и при этом наполнять свои карманы. При Петре Первом человек, который за что-то отвечал, был от царя на расстоянии вытянутой руки. А сейчас между Президентом и этим самым ответственным человеком огромное количество никчемных людей. Путин был у нас на заводе. За два дня к нам приехали и сказали: "Бога ради, ничего не говорите, мы все решим". Это был июнь 2000 года. Но и поныне наша проблема так и не была решена. Вот таких вещей - тьма. Касьянов, Степашин, Миронов, Михайлов, главком ВМФ - у нас все были, но никто слушать не хочет. У нас в России двигателей для крылатых ракет не делали. Их делали на Украине. Поэтому была дискуссия. Как поступить? Вступать в стратегическую зависимость от Украины? Вдруг Путин поворачивается и говорит: "Адреса, явки, будем мочить". Директор сказал, что решить проблему мешают военные. В итоге мы построили спецпроизводство, построили испытательную базу, и сегодня мы полностью решили эту проблему. За три года мы все построили. Решение было принято до Путина, но не было спокойствия, и денег не давали. После Путина всё пошло как по маслу. Американцы сейчас вложили огромные деньги в создание двигателя из минимального количества деталей: 2 моноколеса, турбина, двигатель, и полетели. Наша ракета сейчас стоит миллион долларов, у американцев - 200 000 долларов. Это фантастическая вещь. И под эти разработанные двигатели в Америке создаются новые технологии, обучаются люди - и получается огромный выигрыш. Потом они снимут пилотов со своих самолетов. Люди будут сидеть за компьютером, и каждый компьютерщик будет вести 2-3 самолета. Что такое летчик? Это кресло, парашют, катапульта... Риск! Затем надо сжечь миллионы топлива на обучение этих летчиков. А потом возрастной фактор - в 20 лет начал, в 40 - завершил карьеру, ждет пенсия. Нам бы тоже заняться разработкой и производством самолетов без летчиков. Но нужны воля и ответственность. У них однодвигательный самолет, у нас двухдвигательный. Таким образом, наш самолет заранее становится дороже. Вскоре мы вообще лишимся какого-либо ценового преимущества. Все заседания высоколобых комиссий проводятся ради обеспечения первого вылета, то есть ради телевизионной картинки. Все остальное никому не нужно. На выкатку, на пуск приедут все. Совести-то нет ни у кого. Но достигнет ли той цели цхинвальская встряска, которую можно было бы получить? Позитив в том, что хотя бы приняли решение ударить. Ударили не бездарно. Война была проведена концептуально. Но где Гори, а где Белград? Американцами были уничтожены электростанции, телевидение, мосты, МВД, министерство обороны и ЦК СПРЮ без людских потерь. Если бы имели возможность, то надо было сделать то же самое. Если Украина вступит в НАТО, то первым делом они прикажут Ющенко послать в Ирак 2-3 дивизии. Вы что думаете, не пошлёт? Пошлёт. Для того, чтобы сделать независимыми республиками Аджарию, Крым, надо готовиться. Большинство выпускников МГИМО в разведку отказываются идти - 75% отказов. Им не нравится долгая и пыльная карьера. Сердюков продал центр подготовки нелегалов на Рублёвке. А теперь где их готовить? Теперь о Путине и Медведеве. Я думаю, что Президент такой страны не может думать о себе и о своей семье. Если Президент думает о благополучии страны через призму своего личного благополучия, то эта страна обречена. Невозможно отвечать за 140 миллионов человек, за эту огромную страну и при этом думать о собственной безопасности. Похоже, они и не думают. Реалии российской оборонки http://zhurnal.lib.ru/a/ali_s/oboronka.shtml

BNE: Иванов: Объем оборонзаказа составит 1,3 триллиона рублей В 2008 году российская армия получила 17 межконтинентальных баллистических ракет, четыре пусковые установки оперативно-тактических комплексов "Искандер", 34 зенитные ракеты для новых комплексов ПВО С-400, 62 танка Т-90, 210 бронетранспортеров БТР-80, 41 боевую машину пехоты БМП-3, 152 орудия и миномета, а также 4500 автомобилей. Кроме того, были отремонтированы и модернизированы шесть стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, 82 других самолета, 31 вертолет и 270 танков. Об этом в ходе встречи с премьер-министром Владимиром Путиным заявил вице-премьер Сергей Иванов, сообщает Прайм-ТАСС. При этом Иванов особо подчеркнул, что на 100 процентов выполнен госзаказ на обеспечение спецтехникой и вооружением спецслужб – ФСО, ФСБ и СВР. Он также огласил план военных закупок на текущий год: общий объем оборонзаказа составит 1,3 триллиона рублей. Из них 322 миллиарда рублей пойдут на закупку техники и вооружений для Минобороны. По словам вице-премьера, в первом квартале текущего года по сравнению с первым кварталом прошлого года объем продукции предприятий ВПК вырос на 2,1 процента. Но из-за кризиса произошли структурные изменения – упал спрос на их гражданскую продукцию, добавил Иванов. 08.05.2009 10:25

BNE: Лодка на все руки В 2011 году у ВМФ появится универсальная субмарина, которая заменит подводные корабли сразу нескольких проектов 24 июля 2009, 19:34 В Северодвинске на предприятии «Севмаш» состоялась торжественная церемония закладки многоцелевой атомной субмарины с крылатыми ракетами (МПЛАТРК) «Казань», относящейся к усовершенствованному проекту «Ясень-М». Руководство «Севмаша» признает, что в проект внесены значительные изменения, но их род и характер подробно не раскрываются: это один из самых засекреченных проектов российского кораблестроения. В канун Дня Военно-морского флота на предприятии «Севмаш» в Северодвинске состоялась торжественная церемония закладки нового корабля – многоцелевой атомной субмарины с крылатыми ракетами (МПЛАТРК) «Казань», относящейся к усовершенствованному проекту «Ясень-М». Как считают эксперты, лодки этого проекта, относящиеся к четвертому поколению, как минимум не уступают аналогичным кораблям США классов Seawolf и Virginia, однако отличаются от них большей универсальностью. «Согласно некоторым источникам, второй корпус был заложен в прошлом веке, в 1996 году» Напомним, головная лодка проекта 855 «Ясень», получившая имя «Северодвинск», как ожидается, будет передана флоту в 2011 году. Корабль, отличающийся новизной и сложностью, был заложен в 1993 году, однако сроки сдачи постоянно корректировались – сначала из-за недостатка финансирования, позднее из-за проблем предприятия, испытывавшего отток квалифицированной рабочей силы. Согласно некоторым источникам, второй корпус был заложен в прошлом веке, в 1996 году. Однако за время постройки проект претерпел значительные изменения и фактически является новым кораблем, усовершенствованным по сравнению с «Северодвинском». Руководство «Севмаша» признает, что в проект внесены значительные изменения, но их род и характер не раскрываются. Единственную подробность руководитель пресс-службы предприятия Анастасия Никитинская сообщила 20 июля в интервью РИА «Новости»: «Улучшения связаны с заменой элементной базы комплексов радиоэлектронного вооружения, а также с переходом на оборудование и материалы полностью российского производства, исключая поставщиков из бывших республик СССР». Кстати, под «улучшенным комплексом радиоэлектронного вооружения» понимается, скорее всего, боевая информационно-управляющая система, без которой сегодня не обходится ни один корабль. Между тем, по сведениям газеты ВЗГЛЯД, изменения, направленные, прежде всего, на снижение шумности, коснулись также силовой и движительной установок корабля. Проект 855 «Ясень» разрабатывается с конца 1970-х годов, когда появилась очевидная потребность в атомной подводной лодке, способной решать максимально широкий круг задач: от охоты за авианосными группами и себе подобными ПЛ до нанесения ударов по береговым объектам с помощью высокоточных ракет в неядерном (как правило) снаряжении. К этому времени в Советском Союзе подобные задачи возлагались в основном на специализированные корабли: истребители подводных лодок проекта 705(К) «Лира», противоавианосные проекта 949А «Антей», ударные многоцелевые проекта 971 «Акула». Разнотипность проектов и узкая специализация многих лодок всегда были отличительной чертой нашего флота: одновременно на вооружении могли стоять более двадцати проектов (включая устаревшие и неатомные корабли) «подводных истребителей» – от скоростных охотников за субмаринами до таинственных «глубоководных атомных станций», об истинном назначении которых мало что известно, хотя создатели регулярно удостаиваются высоких правительственных наград. Заметим, в странах Запада после войны на вооружении практически никогда не стояло больше 3–5 проектов ПЛ одновременно. Проект «Ясень» должен был сменить все три упомянутых выше проекта и, став одним из самых массовых кораблей нашего подводного флота (всего к постройке планировалось 30 лодок), снизить разнотипицу корабельного состава. Однако распад СССР и последовавшие за этим события надолго поставили крест на этих планах. Но, вероятно, нет худа без добра: в США тоже решили ограничиться постройкой лишь трех сверхдорогих ПЛ «Сивульф» вместо 30, предпочитая им более дешевые корабли «Виржиния», уступающие советским/российским лодкам третьего поколения практически по всем параметрам, кроме боекомплекта. В настоящий момент построено и передано ВМС США пять кораблей, и еще семь находятся в разных стадиях постройки. Американские военные, так же как и наши, считают эти корабли важным элементом неядерного стратегического сдерживания. Действительно, теоретически такие лодки способны наносить обезоруживающие удары по коммуникациям, инфраструктуре и командным пунктам противника с помощью крылатых ракет большой дальности, оставаясь при этом относительно малоуязвимыми. Правда, пока на их вооружении лишь дозвуковые КР «Томагавк», но не очень высокие по сегодняшним меркам характеристики этих ракет могут быть компенсированы большим их количеством в залпе. А в локальных конфликтах и конфликтах малой интенсивности, особенно с противником, таких кораблей не имеющим, МПЛАТРК и вовсе являются едва ли не идеальным оружием, способным не только нанести неприемлемый ущерб его войскам и промышленности, но и полностью воспретить судоходство. Безусловно, российская сторона желает компенсировать отставание в этом классе вооружений. Как сообщают информационные агентства, сегодня в нашей стране планируется к постройке пять (по другим данным – семь) кораблей этого проекта. Важность, придаваемая «Ясеням», подчеркивается секретностью, поддерживаемой в отношении этого проекта, едва ли не большей, чем в отношении стратегических подводных крейсеров: последние попадают под действие системы договоров по СНВ, тогда как МПЛАТРК остаются «белыми слонами». «Маруся» захватывает мир Книга рекордов Гиннеса интересуется «Войной» Достоверно известно, что корабли данного проекта полуторакорпусные по конструкции, одновальные, снабжены малошумными винтами в ограждении и водометными движителями. При этом для скрытного хода используется только ходовой электромотор (вероятно, приводящий в действие водомет), а главная турбина подключается к валу только для резкого увеличения скорости хода. Реактор новой конструкции будет работать без перезагрузки более 20 лет, практически весь жизненный цикл лодки, что, в свою очередь, снижает его стоимость. Главным вооружением служит ракетный комплекс П-800 «Оникс» (Индекс УРАВ ВМФ – 3М55, экспортное обозначение – «Яхонт»). Отличительными особенностями ракеты «Оникс» являются загоризонтная дальность стрельбы, полная автономность боевого применения («выстрелил-забыл»); набор гибких («низкая», «высокая – низкая») траекторий, высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета, полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок), незаметность для современных РЛС. Кстати, роccийско-индийская ракета PJ-10 Bramos является модификацией «Яхонта». ПЛ способна нести 24 таких ракеты в 8 пусковых установках. Пока не совсем понятно, какими типами крылатых ракет «корабль-земля» будут оснащены эти корабли. В разных источниках говорится о ракете Х-101 увеличенной дальности либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». Вероятно, об этом станет известно позднее.

BNE: Российские ракеты "дотянутся" до США с помощью Уго Чавеса -------------------------------------------------------------------------------- 12.09 07:40 MIGnews.com Венесуэла покупает у России партию ракет большой дальности. Об этом после визита в Москву объявил президент Уго Чавес. В соответствии с его заявлением, на которое ссылается в субботу агентство Reuters, речь идет о баллистических ракетах с радиусом действия в 300 километров. Как заверил лидер Венесуэлы, это лишь часть двусторонних соглашений в военной сфере, которые удалось заключить с Россией. Сумма сделки и другие детали контракта пока не раскрываются. Наличие российских баллистических ракет в непосредственной близости от территории Соединенных Штатов делает более чем законным размещение элементов американских ПРО в Европе, против чего так активно выступает Москва

BNE: Приехали за флотом Россия заключила контракт с Вьетнамом на поставку шести подлодок проекта 636 на сумму не менее чем в $2 млрд и другой военной техники Алексей Никольский Ведомости 16.12.2009, 238 (2508) В ходе начавшегося сегодня визита премьера Вьетнама Нгуен Тан Зунга в Россию он встретился с президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным. Как отметил на встрече с гостем из Вьетнама Медведев, несмотря на кризис, российско-вьетнамский товарооборот вырос за девять месяцев 2009 г. на 4,1% до $1,16 млрд. После переговоров с Путиным вьетнамский премьер заявил, что подписаны контракты на поставку из России подводных лодок, самолетов и другой военной техники. Как сообщил источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», речь идет о подписании между госпосредником и минобороны Вьетнама контрактов на поставку шести подводных лодок проекта 636 на сумму не менее $2 млрд и 12 истребителей Су-20МК2 на сумму не менее $600 млн. Предварительно ожидается, что контракты на строительство всех шести подлодок выполнят петербургские «Адмиралтейские верфи», говорит менеджер одного из предприятий ОПК, но нельзя исключать, что часть лодок поручат построить северодвинскому «Севмашу», как это было с китайским контрактом 2002 г., когда две лодки из восьми построили в Северодвинске. Самолеты Су-30МК2 построит авиазавод в Комсомольске-на-Амуре, говорит источник в ОАК. Но сданы заказчику они будут после 2010 г.: в будущем году будет выполняться контракт на постройку восьми истребителей этого типа, заключенный в начале года. Официальный представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев воздержался. Вьетнам создает фактически новый род своего флота: ранее у страны не было подлодок, поэтому если учесть стоимость создания береговой инфраструктуры, узла связи, подготовки экипажей, то общая стоимость сделки только по подлодкам составит до $3 млрд, а сам контракт станет самым крупным у «Рособоронэкспорта» за последние три года, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Тем самым Россия оказалась в ряду крупнейших мировых экспортеров подлодок.

BNE: «МиГ» снова нужен Заключен контракт с Мьянмой на поставку в эту страну 20 истребителей МиГ-29 на сумму около 400 млн евро Алексей Никольский Ведомости 23.12.2009, 243 (2513) Несколько недель назад был заключен контракт на поставку для военно-воздушных сил Мьянмы (Бирма) 20 истребителей МиГ-29 на сумму около 400 млн евро, сообщил источник, близкий к «Рособоронэкспорту». Эту же информацию подтвердил «Ведомостям» источник на одном из предприятий, входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Представители «Рособоронэкспорта» и РСК «МиГ» от комментариев отказались. Это уже не первая поставка истребителей МиГ-29 в Мьянму — в 2001 г. в эту страну было поставлено 12 истребителей МиГ-29. Но одновременно это крупнейший контракт на поставку этих истребителей после разрыва в 2007 г. сделки на поставку в Алжир 34 истребителей МиГ-29СМТ/УБТ, которые в этом году начали выкупать ВВС России. С момента разрыва алжирского контракта сделка на поставку шести истребителей этого типа была заключена только с Шри-Ланкой в 2008 г. Кроме того, в прошлом году министр обороны Анатолий Сердюков заявил о безвозмездной поставке 10 МиГ-29 для Ливана из наличия ВВС России. Эти самолеты еще не поставлены, но подготовка к этому уже началась. По словам источника, близкого к «Рособоронэкспорту», российское предложение победило в Бирме в конкуренции с китайским — КНР предлагала купить свои новейшие истребители J-10 и FC-1 на весьма льготных условиях. При этом в 90-е гг. армия Мьянмы в основном была перевооружена китайским оружием на сумму примерно в $2 млрд, говорит собеседник «Ведомостей». В Мьянме правит военный режим, для руководителей которого критерий стоимость/эффективность имеет важное значение, а это означает, что российский МиГ-29 по-прежнему конкурентоспособнее, чем новейшие китайские истребители, говорит член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. Кроме того, мьянманские военные в условиях многолетнего давления на страну со стороны США рассматривают Россию как политически не ангажированного региональными проблемами и надежного поставщика, что также могло сыграть свою роль в выборе российских истребителей, считает Коротченко.

BNE: Россия выделит Шри-Ланке кредит в $300 млн на закупку вооружения GZT.RU 0 Россия предоставит Шри-Ланке кредитную линию в размере $300 млн для закупки отечественного вооружения и продукции двойного назначения. Об этом сообщил посол РФ в стране Владимир Михайлов. Подписание соответствующего соглашения запланировано на время рабочего визита президента Шри-Ланки Махинды Раджапаксы в Москву 6-8 февраля. Минфин России подтвердил информацию о кредите. «Да, такое соглашение готовится к подписанию», – сообщил РИА Новости заместитель министра Дмитрий Панкин.

BNE: МиГ идет на взлет Помощь государства и крупные экспортные контракты позволили РСК «МиГ» резко снизить долговую нагрузку и даже задуматься о крупносерийном производстве «МиГ-29» Алексей Никольский Алиса Фиалко Ведомости 14.04.2010, 66 (2584) Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» урегулировала долг перед Альфа-банком, сообщил «Ведомостям» чиновник Минобороны. Это подтвердил и представитель РСК «МиГ». По словам банкира из банка — кредитора корпорации, речь идет о долге примерно в 2 млрд руб., РСК «МиГ» погасила тело долга в начале 2010 г. Общую сумму долга в МиГе не раскрывают, осенью 2008 г., на пике финансовых проблем корпорации, он составлял 44,6 млрд руб. По словам представителя МиГа, сейчас задолженность удалось снизить вдвое. МиГ остался должен по большей части поставщикам, говорит чиновник Минобороны, а также Сбербанку и частным банкам. В то же время портфель заказов МиГа достиг $6,8 млрд. Директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-банка Заали Цанава сообщил, что МиГ действительно погасил долг, но неурегулированным остается вопрос о $11 млн штрафа. Погашенный кредит, рассказал Цанава, был выдан несколько лет назад и неоднократно реструктурировался — в последний раз в залог банк взял облигации МиГа на 3 млрд руб. с хорошим дисконтом. Цанава назвал отношения с МиГом комфортными и сообщил, что Альфа-банк готовится вновь кредитовать предприятие. По словам менеджера предприятия авиапрома, близкого к руководству МиГа, кредит был выдан до заключения в 2006 г. контракта с Алжиром — в ожидании роста экспортной выручки, но Алжир отказался от «МиГов». Погашение кредита Альфа-банку должно было произойти в конце 2009 г., говорит банкир из банка — кредитора МиГа. Договоренность с МиГом позволила Альфа-банку решить вопрос и о долге «Фазотрона» — разработчика и производителя радаров, ключевой для истребителей «МиГ» системы. Как сообщил представитель «Фазотрона», при помощи МиГа и «Ростехнологий» согласован график погашения долга «Фазотрона» примерно на $10 млн. Договоренность о погашении части долга «Фазотрона» есть, подтверждает Цанава, но банк в случае ее невыполнения будет настаивать на исполнительных мерах вплоть до банкротства. МиГ стал в 2009 г. одним из главных получателей государственной антикризисной помощи. Бюджет выделил, по данным вице-премьера Сергея Иванова, 25 млрд руб. на 34 МиГ-29 для ВВС: 15 самолетов были возвращены из Алжира, остальные собраны в России. Кроме того, в уставный капитал корпорации было влито два транша по 15 млрд руб. Портфель на $6,8 млрд содержит несколько полученных корпорацией за последние полгода контрактов: на 20 МиГ-29 для ВВС Бирмы (400 млн евро), 29 корабельных МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии ($1,4 млрд), а также контракт почти на $1 млрд на модернизацию 63 индийских МиГ-29, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По словам офицера Минобороны, в этом году ожидается заключение контракта на поставку морской авиации ВМФ России 26 МиГ-29К — они составят авиагруппу единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». В 2012 г. авианосец поставят на капремонт, после завершения которого начнется поставка самолетов. С учетом перспективного заказа ВМС Индии еще на 20 МиГ-29К общее число новых МиГ-29, которые предстоит произвести МиГу, достигнет почти 100 штук, а это уже диктует необходимость возобновления крупносерийного производства, говорит Макиенко. С советских времен крупносерийного производства истребителей не велось. Корабельные «МиГи» для Индии собирались вручную, а остальные брались из так называемого технологического задела — из числа частично или полностью собранных машин и агрегатов по отмененным заказам ВВС СССР, Ирака и других стран, говорит топ-менеджер одного из предприятий ОАК. Задел иссяк и без восстановления производства, базой для которого станет нижегородский завод «Сокол», не обойтись, соглашается менеджер МиГа. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/14/231289



полная версия страницы