Форум » Либерализм и частная жизнь » www.fakel.org/Либерализм и феминизм. » Ответить

www.fakel.org/Либерализм и феминизм.

jorika: Феминистское движение нельзя прямо отнести к течениям либерального толка, поскольку зародилось оно среди левых течений. Но феминизм трансформировался со временем и представители ( точнее, представительницы ;) внесли немалый вклад в ряд либеральных теорий и концепций. В частности, про равенство дамами писано и переписано немало. Нашла словарик начинающей феминистки :) http://www.tvergenderstudies.ru/fl00000r.htm Но ряд статей уравнивает феминизм с явлениями такого порядка, как демократия либерализм и педерастия (видимо, есть там какая-то укорененная связь:) Павел Шнейдерман --------------------- На сайте www.gender.ru приведена подборка статистических фактов из жизни женщин нашей страны. Факты ужасающие: среди депутатов Госдумы женщин только 11%, в среднем зарплата женщин составляет 56% от зарплаты мужчин, мужчины занимаются домашним хозяйством 3 часа в день, а женщины - 8 часов, в каждой пятой семье с детьми до 18 лет нет отца... Весь пафос съедается последним фактом: продолжительность жизни у российских мужчин в среднем на 12 лет меньше, чем у женщин.  Что такое феминизм? Словарь говорит нам о "женском движении, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами". Движение это зародилось еще в конце XVIII века, когда француженка Олимпия де Гурж опубликовала свою "Декларацию прав женщины и гражданки", за что и была казнена. Несмотря на такое печальное начало, феминистское движение росло. В первой половине XIX века женщины начали резко менять стиль одежды и поведения: появились короткие прически, удобные и лишенные изысков платья, кроме того, некоторые женщины даже осмеливались курить. Родственным феминизму было движение суфражисток, выступавших за предоставление женщинам избирательных прав. К концу XIX века это требование стало главным требованием феминисток. При этом женщины уже не утверждали, что имеют равные с мужчинами свойства, а наоборот, подчеркивали различия.  Самый большой размах движение приняло в старой доброй Англии. Именно там в позапрошлом веке зародился экстремистский феминизм - женщины, голоса которых не желали слышать, заставили мужчин обратить на себя внимание. Голодовки, демонстрации и скандирование лозунгов на предвыборных собраниях сменились стычками с полицией, метанием камней в окна государственных учреждений и магазинов, поджогами почтовых ящиков и домов, перерезанием телеграфных проводов. Женщины объявили мужчинам войну.  Неизвестно, чем бы закончилось дело, но началась первая мировая. Мужчины ушли на фронт, и Англии срочно потребовались рабочие руки для производства оружия и боеприпасов. Женщины встали к станкам. В 1917-м в России происходит революция, женщины в стране Советов получают равные с мужчинами права. Испугавшиеся волнений англичане идут на уступки, предоставляют женщинам право голоса (правда, с некоторыми ограничениями). Из Великобритании феминистическая волна покатилась по всему западному миру. Особенно большой отклик был получен в скандинавских странах и в США, которые вскоре отняли у Англии пальму первенства в вопросах феминизма.  В шестидесятых годах прошлого века центр европейского феминизма переместился во Францию. Революционные студенты во время событий 68-го года отстаивали среди прочего и лозунг равенства мужчин и женщин. Отстаивать было что - неравенство сохранялось. Еще в тридцатые годы в Канаде женщины не могли быть избраны в сенат, в США до шестидесятых годов элитные университеты были закрыты для женщин, а в демократической Швейцарии всеобщее избирательное право было установлено лишь в 1990 году!  Американский феминизм Кто-то из европейцев сказал: "Если хочешь довести идею до абсурда - предложи ее американцам". Поселившись в Америке, феминизм принялся расти, и за последние сорок лет вырос в настоящего монстра. Сегодня пользование губной помадой и украшениями, выщипывание бровей и эпиляция расцениваются американскими феминистками как предательство своего пола в угоду "шовинистическим мужским свиньям". Американки протестовали и протестуют против мельчайших нарушений собственной свободы, борются за право ходить в общественных местах "без верха" (на демонстрациях можно было заметить как полуобнаженных женщин, так и облаченных в бюстгальтеры мужчин, сочувствующих женщинам), за упрощение процедуры разводов и за запрещение конкурсов красоты. Демонстрации и судебные иски сделали то, чего не могли сделать булыжники в Англии - женщин признали равными. Не знаю, довольны ли они, но успехи впечатляют.  Так, чтобы избежать сексуального насилия во время свидания (появился даже специальный термин - Rape date - изнасилование во время свидания), некоторые университеты ввели специальные правила поведения во время интимного времяпрепровождения. Вот выдержка из правил сексуального поведения для учащихся колледжа Антиох: "Необходимо получать согласие на сексуальное действие вне зависимости от того, кто его инициирует. Недостаточно спросить: "Хочешь ли ты заняться со мной сексом?" Предварительное согласие необходимо получать на каждое действие". Другими словами, хочешь ли ты погладить свою подругу по коленке, расстегнуть ей лифчик, или поцеловать в шею, перед этим ты обязан спросить: "Можно ли мне погладить тебя по коленке (далее по тексту)". Можете не верить, но заслуживающие доверия источники сообщают, что система вовсю работает: гарвардская студентка требовала у моего знакомого согласия на все, что она с ним вытворяла.  Как же удалось добиться такого уровня дрессировки, заставляющей взрослых людей играть наедине в подобные игры? Очень просто. Потребовалось лишь залезть к людям в мозги.  Лучший способ внедрить идею в общественное сознание - это создать миф. В Америке за мифы отвечает Голливуд. Для того чтобы провести возродившуюся из пепла, и очевидно, абсурдную идею о равных психофизических возможностях мужчин и женщин, было снято множество фильмов. Самый, наверное, известный из них - это "Солдат Джейн", с Деми Мур, сыгравшей спецназовку. Или спецназовца, выбирайте на свой вкус. История о девушке, поступившей в элитную военную школу, имеет реальную основу. Для умеренных феминисток-домохозяек есть сериал, шедший у нас под названием "Доктор Куин, женщина-врач", в котором прогрессивная докторша лечит (во всех смыслах) целый город на Диком Западе, а для мужчин снято множество фильмов категории "Б", в которых накачанные девушки размазывают "мужских шовинистических свиней" по стенкам.  Кроме голливудской артподготовки, в дело пошла и более тонкая техника - работа с понятиями. В полном соответствии с антиутопией Оруэлла "1984", в Америке был изобретен новояз - специальный язык, борющийся с заложенной в старом, классическом языке дискриминацией, которая, как выяснилось, там повсюду. Слово "человек" - мужского рода, а слово "женщина" - woman, имеет "мужской" корень. Многие профессии в английском языке, как выяснилось, имеют "сексистские" окончания. Да что там: ведь сам Б-г - он ведь, по традиции, тоже в некотором роде мужчина. На недавней демонстрации в Нью-Йорке можно было заметить женщин с плакатами "Молитесь Б-гу - она поможет!". Что уж говорить об остальных словах: "председатель" стал "председающей личностью", стюардесс сменили "летные помощники", а почтальонов - "личности, разносящие почту". Это еще не все. Одна из феминисток усмотрела в слове history (история) мужской корень his, и предложила ввести альтернативное слово herstory (ее история), и использовать оба слова в зависимости от обстоятельств.  Что делать с феминизмом На самом деле, феминизм - понятие неоднородное, разные женские организации имеют прямо противоположные мнения по одним и тем же вопросам (таким, как аборты, например); кроме того, взгляды феминисток меняются со временем. Если в начале прошлого века пришедший на смену тесному корсету бюстгальтер был вызовом буржуазному обществу и символом свободы, то в шестидесятые годы, согласно легенде, американские феминистки сжигали свои лифчики, протестуя против неравенства (мужчины ведь их не носят). Тем не менее главная цель феминизма - устранение дискриминации женщин - продолжает объединять умеренных феминисток с лесбиянками-экстремистками.  Проблема феминизма - это проблема всего западного общества, ведь феминизм - это дочка либерализма и демократии, экономической и политической теорий, практикующихся на Западе. Сегодня мы верим, что "все люди созданы равными", а также считаем, что "женщина - тоже человек". Если так, это автоматически приводит нас к мысли о том, что женщины равны мужчинам. А раз так, это нужно воплотить в жизнь. На наших глазах разворачивается потрясающий по красоте эксперимент: на пустых в общем-то словах была построена работающая (пока) система. Феминистки пренебрегли "порядком вещей", сломали ролевые стереотипы для мужчин и женщин. Они смогли добиться того, о чем их бабушки могли только мечтать. Не учли они только одного - природы человека не изменить. Система, выстроенная по иллюзорным правилам, идет вразнос, гайки летят во все стороны. То, что во Франции, добившейся свободы для женщин, неожиданно высокий процент импотенции, а дети жалуются на эмоциональную холодность матерей, то, что в Германии в детское время по общенациональному телеканалу можно посмотреть передачу про пирсинг полового члена, то, что в Америке абсолютное большинство населения городов сидит на прозаке и прочих таблетках радости, пока их дети расстреливают друг друга в школах, - лишь начальная цена за нарушение реально существующих законов жизни. http://www.fakel.org/prin...rint.php?id=23&art_id=328

Ответов - 20

БорисЕ: Движение женщин за равные права с мужчинами называют феминизмом. Его сторонники доказывают, что женщина может делать все, что делает мужчина. Ничуть не хуже. И даже лучше... Указание на естественное различие полов феминистки воспринимают как оскорбление и посягательство на их права. Поэтому движение выступает против образа женщины как сексуального объекта, против мужских гетеросексуальных аппетитов. Вот путь типичной феминистки, скажем, некой американской Джейн. С университетской юности она настроена скептически ко всем так называемым патриархальным семейным ценностям. Поэтому Джейн устремлена получить хорошо оплачиваемую престижную профессию, чтобы обрести независимое положение в обществе. Обычная женщина довольствуется скромной ролью в своей скромной жизни, феминистка составляет себе план победы. После долгих лет овладения опытом, завоевания авторитета, когда Джейн уже имеет приличный доход, она приходит к выводу, что ей следует все-таки попробовать организовать для себя необременительную и безопасную семью. Сочетается с каким-нибудь Майклом. Обыкновенным! ведь Майклу не надо ничего доказывать, он просто живет и работает. Появляются дети, чаще всего один, чтобы не испортить карьеру. Выйдя замуж, Джейн бдительно охраняет свои права, ища равенства во всем, даже в мелочах, понимая под этим... а впрочем, она сама не вполне понимает, что же ей нужно. Ее стремление к равенству оборачивается постоянным выяснением отношений, а уступки мужа лишь вызывают у нее презрение, ибо в этом она видит проявление слабоволия. У Джейн накапливается раздражение. В конце концов она успешно убеждает себя в том, что ее муж – это совершенно чуждый ей человек. Он просто не вписывается в ее мир! Джейн принимает решение развестись и вернуть себе свободу. И поскольку она материально обеспечена, она смело смотрит вперед... * * * Доступный развод – важный инструмент феминисток в борьбе за свободу жить так, как им хочется. Развод, полагают они, несет освобождение, дает возможность начать новую счастливую жизнь. II Женщины, противящиеся власти мужа, несут опасность для стабильности общества. Разрушая семью, они разрушают общество. Часто они питают ненависть к своему бывшему мужу, которую переносят на весь мужской род. Для них мужчины – либо злобные и неумные тупицы, грязные насильники, либо безвольные и неосновательные, беспомощные существа. Таковое отношение к мужчинам они закладывают в своих дочерей,[1] что отражается на их будущей семейной жизни. Другими словами, в воспитательную программу встроена установка на разрушение семьи. Любой спор с будущим супругом дочь, воспитанная такой матерью, воспринимает как сигнал к разрыву отношений. Не спорим, оценка женщинами своих мужей часто бывает справедливой. Иной россиянин вместо того, чтобы взять на себя ответственность в принятии решений, довольствуется тем, что предлагает жене ситуативные варианты, оставляя последнее слово за ней... Но о чем это говорит? О том, что ввиду известных исторических причин в нашем обществе предостаточно безответственных и слабовольных представителей мужского пола. * * * Почему не нашлось того, кто взял бы меня в жены? – говорит женщина, обращаясь к миру и небу. – Я была вынуждена родить ребенка вне брака... Не выйдя замуж по тем или иным причинам, женщина решается родить ребенка вне брака. Ей хочется ребенка, и это главный аргумент. Часто она ссылается на врачей, которые посоветовали ей родить для укрепления здоровья. Следует заметить, что такому материнству всегда сопутствует психологическая травма, которая дает о себе знать при встрече с полноценными семьями. Подруги этой женщины, имеющие законных детей, становятся для нее вызовом. Их дети – законнорожденные, а ее ребенок – нет. http://calvin.tvcom.ru/6/18.htm#id01

jorika: Феминистки в США вносят множество любопытных предложений – например, заменить слово history – история – на слово herstory, чтобы в нем не было слога his – "его". Эмансипацию они предлагают заменить на эфемсипацию, а Христа – назвать Кристой, Божьей дочерью, называя все это "позитивным языком". Самой значительной победой "позитивного языка" следует признать решение редколлегии одного юридического журнала использовать во всех случаях местоимения женского рода, допуская лишь одно исключение. Знаете, о ком в журнале всегда пишут в мужском роде, независимо от их пола? О подсудимых! http://teen.fio.ru/news.php?n=19234&c=783

БорисЕ: Мужчина сел в тюрьму за изнасилование собственной жены РСН. 10:40:59 В Еврейской автономной области за изнасилование жены осужден местный житель. В прокуратуре сообщили, что мужчина часто избивал свою жену, но когда он изнасиловал ее, женщина обратилась в правоохранительные органы. Суд приговорил его к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. От более длительного срока мужчину спасло наличие у него малолетних детей.


jorika: Такие прецеденты полезны. Русским мужчинам надо учиться быть обходительными с дамами. И понимать, что не все берется силой. Удивляет терпение женщин...

БорисЕ: не было противоположных процессов... Ни одну даму за изнасилование мужа не посадили... ;-) Кстати, в Персидских письмах у Монтескье тема поднимается..

jorika: Если жена изнасиловала Вас, то кто мешает Вам подать в суд?

БорисЕ: С такой частотой употреблять понижающую аргументацию к личности может только политик... Уверяю Вас, что если проблемы с насилием надо мной кем-либо возникнут в милицию не обращусь - разберусь сам. А вот агитирующим за феминизм недурно бы задуматься и о равноправии полов. На западе прецеденты по понуждению к сожительству со стороны начальниц были предметами процессов. Сама по себе идея, что люба дама подарок для мужчины мне не кажется сильно правильной... ;-)

jorika: Что Вы, никакой понижающей аргументации. Просто Вы сокрушались, что нет прецедентов. Но я еще не встречала мужчин, готовых решать такие проблемы через суд и тем самым признать свою несостоятельность...

БорисЕ : о мужчинах и жизни... Нежелание секса без чувства как несостоятельность? Ну-ну...

jorika: Речь шла не о сексе и чувствах. А о том, что мужчины считают себя сильным полом. И поэтому ОБРАЩЕНИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ С ЖАЛОБОЙЦ НА ИЗНАСИЛОВАНИЕ ИХ ЖЕНЩИНОЙ ОНИ СЧИТАЮТ унизительным, ДЕМЕНСТРИРУЮЩИМ ИХ НЕСПОСОБНОСТЬ СПРАВИТЬСЯ С ЖЕНЩИНОЙ. БЫТЬ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗДЕСЬ = показать слабость перед женщиной. И заявить публично, что "ОНА МЕНЯ ИЗНАСИЛОВАЛА". Почтенный БорисЕ, Вы смешны до банальности. Чуть что, мужчина сразу хватается за достоинство и начинает кричать, что его оскорбили - эти спекуляции надоели всем дамам по самое немогу. И я нахожу не менее смешным то, что мужчина заявляющий "я сам разберусь со всеми, кто попытается меня изнасиловать безо всякой милиции" [(с) БорисЕ] тут же строчкой ниже пишет о том, что надо прекращать дискриминацию мужчин и ввести их равноправие с женщинами в деле о защите от изнасилований. Рекламация принадлежности к СИЛЬНОМУ полу и одновременная жалоба - что ж, это вполне по-мужски ;-(

БорисЕ : про суд Санчо Пансы. Законы - одно, практика их применения - другого. Закон задает НОРМУ и она должна быть одинаковой для обеих полов, а вот обращаться к ней по жизни или нет - проблема каждого. А суд Санчо Пансы во вставной новелле также кое-что на сей счет разъясняет. Кстати, случаи группового изнасилования мужчин и даже со смертельным исходом имели место на практике и неоднократно. Так что до проповедывания и обращения к эмоциям недурно бы немного знать и о предмете...

jorika: Разве законодательство устанавливает ограничения для мужчин, которые хотят обратитиься с жалобой на изнасилование? Я не спец в уголовном праве, но ДАЖЕ ЕСЛИ в законе ЧЕТКО ОБОЗНАЧЕН пол возможного пострадавшего (то есть гипотеза и диспозиция исключают возможность того. что это мужчина - MHO маловероятно), то изнасилованные мужчины попадают под защиту Конституции РФ, которая защищает неприкосновенность личности и является АКТОМ ПРЯМОГО действия. То бишь дополнительные законы не обязательны. Я не юрист, но вроде было что-то вроде теории государства и права в школе... Вы к Людмиле обратитесь, она Вас профессионально проконсультирует :-) Но равноправие есть, другое дело, что реализовывать его и создавать прецеденты никого не тянет. А ведь Вы могли бы войти в историю, став первым изнасилованным мужчиной России, который признался в этом публичнго, добился , чтобы виновницу покарали, создал прецедент (что важно) и тем самым помог многим мужчинам, которые терпят насилие от женщин, защитить свои права и восстановить справедливость :-))))

БорисЕ: Ваше стремление помочь мне оставить след в истории с Вашей помощью удивляет своим упорством. Что могу для истории делаю в своей профессиональной области и участием в общественной деятельности.

jorika: Пия душистый сок цветочка, Пчела дает нам мед взамен ;-)) Вот и славно ;-))

БорисЕ: "Хоть лоб твой и пустая бочка, Но ты отнюдь не Диоген" Будем считать, что попытка оскорбить якобы непросвещенного до Вашего уровня оппонента Вам зачтена... Можете считать, что и остроумно и круто и лучший аргумент (раз уж иные отсутствуют).. ;-)) А на большее в принципе не способны? ;-))

jorika: Быть феминисткой совсем не означает в свободное время заниматься поджогом магазинов по продаже губной помады или бюстгальтеров, или же в обществе себе подобных мечтать об "идеальном мире без мужчин". Единственная цель, которую ставят перед собой феминистические движения Запада - равенство. Равенство мужчин и женщин во всем. И еще - широкое общественное обсуждение проблемы этого самого равенства. "Извращенки, лесбиянки, мужененавистники", - именно такие ассоциации, как свидетельствуют социологические исследования, прежде всего возникают у мужчин, когда они слышат слово " феминистки ". А иногда феминисток и их идеологию (хотя скорее - жизненную позицию) даже сравнивают с неонацизмом. Но феминизм сам по себе просто бросил вызов мужскому "так исторически, традиционно и общественно сложилось". И действительно, сформированный в головах мужчин образ феминистки подобен амазонке, готовой "дать в морду" и не намеренной потакать прихотям сильного пола. При этом стоит заметить, что сам термин " феминистка " и все его ассоциативные значения - тоже изобретение исключительно мужское. В женских же прогрессивных кругах слово " феминистка " воспринимается не иначе как ругательство. И целиком резонно, стоит заметить. Особенно с появлением в конце 1980-х - начале 1990-х широких движений " феминисток "-мужчин - в США, Канаде, Франции и Швеции. Сами феминистки считают, что "феминизм" - это не движение за права женщин, а движение за равноправие полов, поэтому его, резонно, можно было бы одновременно называть и "маскулинизмом". Феминистки не хотят борьбы, они стремятся только к равенству: в семье, в обществе, на работе, в воспитании детей, ведении домашнего хозяйства. Хотя, с другой стороны, стремясь к подобному равенству, они борются с природой, которая физиологически отвела мужчинам и женщинам разные физиологические роли и, соответственно, общественные. Хотя, природа ведь не определяла, что именно женщина должна каждый вечер готовить своему мужу сытный ужин или полностью взваливать на свои плечи ведение домашнего хозяйства? Или почему современные девушки продолжают расти со стереотипами, что без мужчины рядом они не могут состояться как личности, что их главная физическая ценность - красота и длинна ног? Или природой определено, что женщина не может вкрутить лампочку или прибить гвоздь? Да, в повседневной жизни мужчинам кажется, что мужчины и женщины равны во всем, а в чем-то даже и завидуют представительницам прекрасного пола. Но это только кажется. Если бы была возможность для мужчин хотя бы на 2-3 дня обменяться с женщинами телами, они сразу же почувствовали бы разницу. И до конца дней своих понимали бы, как тяжело женщине в современном мире: мире, созданном мужчинами и для мужчин. Да, то, что мы имеем сейчас - это уже не то состояние равенства, которое было в 1930-х или даже 1980-х. Ничто не стоит на месте. Но сможем ли мы когда-нибудь достигнуть тотального равенства между мужчинами и женщинами? Наверное да, правда, мужчинам придется научится рожать... Хотя, чем черт не шутит? http://media.ping-ua.com/...ety/2002/02/25/60090.html

БорисЕ: Другим примером бессознательных категорий мышления, организующих одновременно систему образования и восприятие ее индивидами, могут служить все противопоставления, которые отсылаются в замаскированной форме к противопоставлению «мужской/женский». Я уже упоминал об оппозиции «количественный/качественный» (например, говорят о «количественной социологии» или о «математической экономике»). Так вот, одна американская феминистка показала, что это противопоставление под видом твердый/мягкий («hard/soft») имеет нечто общее с противопоставлением мужского женскому. (Впрочем, феминизм вывел на уровень сознания массу следов в мышлении,— в склонностях, в профессиональном выборе, в манере интеллектуальной работы, содержащих оппозицию «мужской/женский»; я мог бы продемонстрировать, что оппозиция анализа синтезу имеет нечто общее с «мужской/женский» или с «дедукция/индукция». Когда студенты, пишут дипломные работы на эти сюжеты, очевидно, они над этим не задумываются.)

jorika: Вплоть до 90-х годов в научной социальной литературе (именно в основном там рассматривалась тема феминизма) это явление подавалось как разновидность буржуазной идеологии, чуждое нашему образу жизни. Поэтому в массовом сознании образ женщины- феминистки был весьма негативным, что можно объяснить в целом не только негативным настроем к нему в пропаганде социалистического периода, но и незнанием сущности феминизма, особенностей его разных течений. В качестве методологии исследования мною был выбран качественный подход, основанный на феноменологической традиции, направленной на лучшее понимание сущности и глубины исследуемого предмета. Вплоть до 90-х годов в научной социальной литературе (именно в основном там рассматривалась тема феминизма) это явление подавалось как разновидность буржуазной идеологии, чуждое нашему образу жизни. Поэтому в массовом сознании образ женщины- феминистки был весьма негативным, что можно объяснить в целом не только негативным настроем к нему в пропаганде социалистического периода, но и незнанием сущности феминизма, особенностей его разных течений. Все это вместе взятое формировало отрицательное отношение на уровне негативных стереотипов к движению и мировоззрению феминизма. Действительно, феминизм был нам чужд и не приживался, так как феминизм - это прежде всего осознание женщинами самих себя, своих способностей, требований, прав и возможностей выбора, а у нас при социализме равенство мужчин и женщин .было провозглашено, спущено "сверху". О феминизме у нас в России заговорили "более громко" лишь в начале 90-х годов, когда стало появляться больше публикаций на эту тему не только в научных журналах, но и в популярных изданиях. Программы на телевидении также перестали обходить стороной эту тему (например, программа "Я сама"). Тем не менее и сегодня в дискуссиях по поводу феминизма отмечается, что в обыденном сознании все еще существуют негативные стереотипы относительно женщины- феминистки . Собственно вышеизложенные факты и послужили основой для стимулирования моего исследовательского интереса как социолога в плане изучения представлений об образе женщины- феминистки в обыденном сознании: каков он сегодня и насколько привлекателен или непривлекателен? В качестве методологии исследования мною был выбран качественный подход, основанный на феноменологической традиции, направленной на лучшее понимание сущности и глубины исследуемого предмета. Этим был обусловлен и выбор метода - свободное экспресс-интервью, - позволяющий реализовать обозначенный подход. Серия интервью проводилась в городе Томске. Респондентам предлагалось нарисовать словесный образ (портрет) женщины- феминистки . В результате было опрошено около 200 человек (об их демографических характеристиках я скажу чуть позже). Исследование носило разведывательный (зондажный) характер, а основная гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: на представления и содержание образа о женщине- феминистке влияют прежде всего факторы пола и возраста. В соответствии с этой гипотезой было опрошено 4 основные группы респондентов: 1-я группа - молодые женщины до 30 лет, 2-я группа - женщины в возрасте от 30 до 50 лет, 3-я группа - молодые мужчины до 30 лет, 4-я группа - мужчины в возрасте от 30 до 50 лет. По количеству опрошенных это были приблизительно равные группы. На основе анализа представлений респондентов из этих групп и были прослежены различия в образе. Что же показало исследование? Первое, что структура образа состоит из 3-х основных элементов, выделенных автором на основе анализа высказываний: представления о внешности, о характере и о поведении. Второе, что образ имеет оценочный характер для самих респондентов: негативный или позитивный. Причем если отношение у респондента было негативное. то оно окрашивало в целом все компоненты образа и наоборот. Каковы же были результаты этого исследования? Наиболее значительные различия в представлениях относительно образа женщины- феминистки наблюдаются в группе молодых женщин до 30 лет по сравнению с другими группами: у этой группы существует образ наиболее положительный и привлекательный. Среди опрошенных мужчин не выявилось особых различий относительно образа женщины- феминистки в связи с возрастом, причем для них вся структура образа имела негативную оценку. С помощью характеристик внешности, данных мужчинами, вырисовывается такой портрет: "некрасивая", "непривлекательная" , "неженственная", "раньше ходили в пенсне, а теперь в линзах", "курит", "с короткой стрижкой", "грубая". Среди черт личности наиболее часто встречаются такие характеристики как "неудачница", "покинутая женщина", "несчастная". А теперь я предлагаю более детально проанализировать наиболее типичные высказывания респондентов и попытаться определить, что же кроется за ними. Прежде всего, мужчины характеризовали женщину- феминистку как отклонение от нормы, от истинной женственности, под которой подразумевается, в первую очередь, "естественное предназначение женщины", т.е. дом, семья, дети: "она забыла о доме и детях", "не способна выполнить женский долг, родить ребенка", "карьера для нее выше семьи", "карьеристка", "это отклонение от нормы, я бы не хотел иметь с ними никаких дел", "не знает своего места, наверное муж бросил". Одновременно образ женщины- феминистки предстает, с точки зрения мужчин, как образ женщины-монстра с негативной оценкой: "ограниченная женщина", "стерва", "кошмарная баба, никого, кроме себя, не любит", "дура, но строит из себя жутко умную", "холодная, не сексуальная", "глупая и крикливая", "плохая любовница, но хорошая жена". Причем в высказываниях мужчин сквозит неприкрытый страх перед такими женщинами. Почему? Да потому, что феминистки , по мнению опрошенных мужчин, "плюют на мужчин", "это мужененавистницы", "лесбиянки", "это не женщина, в которую можно влюбиться, которую хочется оберегать и носить на руках", а "оголтелое существо, с пеной у рта отстаивающая женские права, презирающая мужчин, скорее всего занимается политикой". Анализируя высказывания мужчин, можно найти и ряд причин, объясняющие как страх перед женщиной- феминисткой , так и негативное отношение к ней. Смысл причин такого страха и отношения сводятся к тому, что мужчины видят в таких женщинах угрозу своему положению и относятся к ним как к конкуренткам в социальном плане: "любой мужчина рядом с ней чувствует себя очень маленьким и ненужным", "она стремится занять место мужчин", "этой женщине нужны только власть и деньги". (Интересно, что подобное объяснение страха мужчин перед феминизмом можно найти в работе "Мыслить социологически" известного социолога Зигмунда Баумана: "Вторжение женщины на территорию некогда "мужского заповедника" поставило под сомнение считавшиеся доселе непререкаемые правила, тем самым привнеся в ранее однозначно воспринимавшуюся ситуацию элементы замешательства и негодования. Феминистские требования равных прав вызывают у мужчин чувство опасности, высвобождающие злобу и агрессию" (с. 57). А что же думают опрошенные респондентки относительно женщины- феминистки , каков им видится ее образ? Выше я уже отмечала, что существуют различия в представлениях у женщин-респонденток в связи с возрастом. Женщины старшего возраста (30-50 лет) имеют более негативный образ, а их мнения позволяют сделать вывод о том, что они боятся быть похожими на них, так как в этом случае, по мнению опрошенных, они рискуют потерять свою женственность. Почему? Да потому, что "такие не выходят замуж", "чаще это одинокие женщины, так как мужчины не любят "железных леди". Интересно, что молодые женщины до 30 лет имеют в целом более положительное отношение к образу женщины- феминистки , он для них обладает значительной привлекательностью. Об этом можно судить по таким высказываниям как: "незаурядная личность, привлекает внимание как женщина", "умеет работать на все 100%", "счастлива, так как делает и имеет то, что хочет", "имеет хорошее чувство юмора", "ее уважает начальство", "ценит себя за то, что она - это она", "не собирается оставаться и греться в лучах доблести и блеска мужчины". В целом можно сказать, что для респонденток из этой группы характерен в большей мере, чем для других групп, пересмотр традиционного образа женственности, а женщина- феминистка ассоциируется в первую очередь с образом деловой женщины. Такая женщина находится "не при мужчине, а наравне с ним в сфере общественно-деловой". Ее внешность описывается как "яркая", "красивая", "экстравагантная". Среди черт характера и поведения наиболее часто встречаются следующие: "образованная", "волевая", "уверенная", "активная". "решительная", "способная себя обеспечить", "умная", "добьется чего хочет", "уважает себя", "свободна от давления стереотипов", "предприимчивая". Причем образ женщины- феминистки воспринимается как норма - "это порядочная женщина, она ничем не отличается от обычной женщины". Итак, проведенное исследование показало, что на содержание образа о женщине- феминистке влияют факторы пола и возраста. Действительно, молодые женщины "рисуют" более позитивный образ женщины- феминистки . Для них, в первую очередь, этот образ ассоциируется с образом деловой женщины. Вполне вероятно, что такой образ формируется у молодых женщин под влиянием средств массовой информации последних лет: журналов, теле- и радиопрограмм, которые обсуждают проблемы равенства мужчин и женщин и сущность феминизма. А зная суть феминизма, его прошлое и настоящее, особенности его направлений (так как существует много "феминизмов"), будет легче ответить на вопрос, перефразируя известную поговорку "А так ля страшен феминизм, как его "малюют"?" Анализируя высказывания мужчин, можно найти и ряд причин, объясняющих как страх перед женщиной- феминисткой , так и негативное отношение к ней. Смысл причин такого страха и отношения сводятся к тому, что мужчины видят в таких женщинах угрозу своему положению и относятся к ним как к конкуренткам в социальном плане. Молодые женщины "рисуют" более позитивный образ женщины- феминистки . Причем он воспринимается как норма - "это порядочная женщина, она ничем не отличается от обычной женщины". http://anketa.ru/foris/mo...News&file=article&sid=660

БорисЕ: Бизнес-вумен - одно Лесбиянки - другое Функционерки как феминистки (типа Лаховой и Маши) - третье С совершенно разными ценностями и даже гормональной регуляцией. А термин ФЕМИНИСТКА все это перемешивает В этом смысле даже МАЧО более определен и точно идентифицируем.

jorika: С 1 августа в Германии вступил в силу новый закон, практически уравнивающий в правовом и социальном отношении гомо- и гетеросексуальные браки. В этот день в стране были заключены десятки однополых браков, символизируя победу в более чем десятилетней борьбе сексуальных меньшинств не только за свои права, но и за то, чтобы Германия в законодательном отношении последовала примеру Дании, Франции, Швеции и Голландии, легализовавших для однополых пар право создавать семью. "Мы сделали первый шаг на неизвестной земле", - написал в приветствии парам, заключавшим в этот день браки в Берлине, мэр столицы Германии Клаус Воверайт - который еще в июне, накануне вступления на этот пост, первым из ведущих политиков страны объявил о том, что он гомосексуал. Критики и противники принятия закона из партий Христианский Социальный Союз и Христианский Демократический Союз утверждают, что он нарушает традиционное конституциональное представление о браке и семье. Представители сексуальных меньшинств, отмечая, что новый закон - серьезный шаг вперед, но все-таки имеет ограничения, заявили о том, что и дальше намерены бороться за полное равенство с гетеросексуальными парами. Сейчас я передаю микрофон Джованни Бенси, который ведет дискуссию о новом законе Германии, в соответствии с которым однополые браки и их участники уравниваются в социальном и правовом отношении с разнополыми. Напомню, что этот закон вступил в силу с 1 августа. Кстати, берлинские чиновники ожидают, что в течение ближайшего месяца в столице заключат брак около 300 геев и лесбиянок. Итак - Джованни Бенси: Джованни Бенси: В среду на прошлой неделе, 1-го августа, в Германии вступил в силу чрезвычайно спорный закон об официальной регистрации однополых партнерств. Это значит, что отныне гомосексуалы и лесбиянки смогут придать своим отношениям санкционированный государством статус. Закон вызвал много споров и нареканий, потому что он, несомненно, идет вразрез с тысячелетиями установившейся культурной, религиозной, общественной и правовой традицией, которая усматривает в гомосексуализме нечто порочное, даже преступное. В древности разные цивилизации относились к однополым отношениям по-разному: от абсолютной нетерпимости библейской традиции до относительной толерантности греко-римской. Христианство переняло в основном библейскую мораль и, возможно, ее дальше ужесточило. Католические богословы называли гомосексуализм "peccatum impurum contra naturam", то есть, дословно, "плотским грехом против природы": это, мол, противоестественный грех. В традиционном катехизисе Католической церкви он занимал второе место в списке четырех грехов "вопиющих о мщении перед лицом Господа". Первое место в этом списке занимало, заметьте, "умышленное убийство". Теперь отношение Католической церкви к однополой любви частично изменилось, но не существенно. В официальном катехизисе, опубликованном в Ватикане в 1992-м году по благословению Папы Иоанна Павла Второго, повторяется тезис о моральной порочности гомосексуализма, потому что он "лишает половой акт его функции дарования жизни". Тем не менее, продолжает ватиканский документ, к людям этой ориентации "нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью". Практический выход, однако, только один. Цитирую из катехизиса: "Люди, склонные к гомосексуализму, призваны к целомудрию", то есть, должны воздерживаться от любой половой жизни. Позиция Русской православной церкви, возможно, еще более жесткая. В "Основах социальной концепции", принятых на Юбилейном архиерейском соборе в августе прошлого года, гомосексуализм назван "греховным повреждением человеческой природы". Православная церковь рекомендует бороться с ним с помощью аскетизма и чтения Священного Писания. Во всяком случае, обе церкви категорически против официального санкционирования гомосексуальных партнерств. Вот эту сложную и спорную тематику мы и обсудим в сегодняшней беседе Радио Свобода, в которой участвуют: из Берлина обозреватель телевизионного канала "Зендер Фрайес Берлин" Ашот Амирджанян. Из Москвы - Марк Смирнов, руководитель Исследовательского центра "Религия и общество" в странах СНГ и Балтии, а также заведующий религиозной информацией Интернет-сайта НТВ.RU. А в Праге - наш коллега, ведущий программы "Liberty Live" Дмитрий Волчек. Я приветствую наших гостей. Итак, Ашот Амирджанян, Берлин. В чем суть вступившего в силу в среду закона? В нем говориться не о гомосексуальных браках, а о "Lebenspartnerschaften", "партнерствах на жизнь". Вроде, это бракоподобные сочетания, но не браки. В чем разница? Ашот Амирджанян: Название нового закона говорит как о намерениях законодателей, так и о состоянии общества в этом вопросе: "Закон об отмене, или, лучше, - прекращении дискриминации однополых союзов". Хотя правовая дискриминация гомосексуализма была отменена еще 30 лет назад - в 1969-м году, практически, косвенно, она продолжала существовать вот до совсем недавних пор. Один пример: один из однополых партнеров попал в больницу, скажем, друг или подруга не могут посетить больного, так, как они не родственники. Или другой пример: один работает, а другой нет. Так вот, последний не может пользоваться социальной или медицинской страховкой партнера, так, как это принято в нормальном браке. Словом, новый закон уравнивает обычный брак и так называемое однополое партнерство во всех гражданских и социальных правах - право на общую фамилию, обязанность содержать друг друга, экономические обязательства, имущественные и наследственные отношения, жилищные вопросы и так далее. Однако, налоговых преимуществ, как в обычном браке, однополое партнерство пока что не имеет, и такие вопросы, как усыновление детей, также еще не решены - это будет обсуждаться, наверное, позже. И браком это партнерство назвать нельзя, потому что Конституция Германии предусматривает в шестом параграфе особый, привилегированный статус брака и семьи. Поэтому этот закон будет проверять Конституционный суд Германии на соответствие с основным законом - ХДС/ХСС - оппозиция в Бундестаге - подали в суд, и решение Конституционного суда ожидается осенью этого года. Джованни Бенси: Дмитрий Волчек, Прага. Согласно "Иллюстрированному энциклопедическому словарю" общее число гомосексуалов составляет от 2-х до 4-х процентов населения. Согласны ли вы с этой оценкой? Дмитрий Волчек: Данные очень противоречивые. Существует несколько серьезных исследований, на которые можно опираться, и они дают совершенно разные цифры. Дело в том, что очень многие респонденты опасаются отвечать откровенно на вопросы, связанные с их сексуальной ориентацией, поэтому многие считают, что цифры исследований существенно занижены. В частности, классическое исследование Института Альфреда Кинзи, проведенное в 1947-м году, дает совершенно другую цифру - 10 процентов - "Исследование полового поведения мужчин". Ну, много это или мало? Если мы возьмем пример России - чтобы было нагляднее для наших слушателей - даже самая низкая цифра, 4 процента, дает почти 6 миллионов человек. Я думаю, что следует как-то прислушаться к нуждам этих людей, тем более, что это не просто 6 миллионов абстрактных единиц, а 6 миллионов личных трагедий, трагедий людей, которые не могут устроить свою личную жизнь. Есть другие данные, которые я видел в печати, и они очень впечатляют, я не уверен, можно ли им стопроцентно доверять: дело в том, что в Дании, где закон об однополых партнерствах принят уже достаточно давно, по крайней мере, в первые годы каждый девятый брак, если это называть браком, был однополый. В общем, это довольно существенная цифра. Джованни Бенси: Дмитрий, как обстоит дело с защитой прав человека в отношении гомосексуалов в России? Можно ли себе представить в России закон об однополых квази-браках? Дмитрий Волчек: Я думаю, что рано или поздно Россия к этому придет, несомненно. Но сейчас, конечно, дела обстоят не лучшим образом, поскольку никаких серьезных правозащитных организаций, которые занимались бы специфически этой темой нет. В начале 90-х, когда впер @!#$ ыло снято табу с этой проблематики, несколько групп такого рода возникло. Потом они прекратили свое существование, добившись, собственно говоря, довольно многого - это декриминализация гомосексуальности. Ведь в советском и затем российском уголовном кодексах существовала 121-я статья, согласно которой однополые связи приравнивались к уголовным преступлениям. Но прошло не так уж много - всего 10 лет. Поэтому нельзя ожидать, что в России будет то же самое, что и на Западе, где организации, которые занимаются исключительно борьбой за права сексуальных меньшинств, существуют уже, по меньшей мере, несколько десятков лет. Джованни Бенси: Марк Смирнов, Москва. Мы знаем, что церкви говорят в своей доктрине, но в практической жизни, есть ли в Русской православной церкви какие-то признаки смягчения, понимания, что в феномене гомосексуальности есть много других компонентов, кроме чисто религиозно-нравственного? Каково отношение общественности к этому явлению? Марк Смирнов: На сегодняшний день РПЦ все так же придерживается своих достаточно ретроградных взглядов на природу человека. И поэтому предполагать, что даже, скажем, и "Основы социального учения", которые сейчас, уже почти год назад, как были объявлены, смогут внести какие-то достаточно ясные коррективы, не приходится. Дело в том, что церковь почему-то рассматривает именно людей, которые склонны к гомосексуализму, грешниками, прежде всего. И вот не случайно Дмитрий Волчек сказал о трагедиях, личной трагедии подобных людей. Вот с этой точки зрения - что это трагедия человека, и вероятно конфликт самой природы, заложенный в человеке... Не зря вы, Джованни, тоже отметили, что в разных культурах и религиях, в разные эпохи, но мы, тем не менее, постоянно слышим и знаем, что гомосексуальные отношения между людьми, и не только мужчинами, но и женщинами, существуют. Все это говорит о том, что надо, конечно, более милосердно относиться к людям. Я приведу только такой пример. В некоторых приходах, где священники либерально были настроены и хотели проводить какие-то молебны, где могли бы собраться больные СПИДом или зараженные ВИЧ-инфекцией, для того, чтобы как-то их поддержать и утешить - это, к сожалению, не нашло отклика у священноначалия РПЦ. А некоторые настоятели приходов категорически заявили, что они против того, чтобы эти "грешники", и люди еще и больные, опасные для общества, собирались в храмах. Я думаю, что это достаточно ясный пример, которые иллюстрирует отношение собственно религиозного, православного сообщества в России, и до некоторой степени это показывает, что и общество в целом, секулярное общество настроено крайне негативно к этому явлению. Поэтому, вероятно, для правозащитников и представителей сексуальных меньшинств существует еще очень большое поле для деятельности, борьбы за свои права. Джованни Бенси: Ашот Амирджанян, Берлин. Новый мэр Берлина, социал-демократ Воверайт закончил свое программное выступление чистосердечным признанием: "Ich bin schwul, und es ist gut so!" - "Я голубой и это меня вполне устраивает!" - дословный перевод. Вот эта фраза - "Еs ist gut so!" стала теперь крылатой в Германии. Как относится немецкая общественность к политикам-гомосексуалам? И вообще, играют ли они какую-то роль в политической жизни? Ашот Амирджанян: "Gut so", я бы перевел как "и это очень даже хорошо". Интересно, что после этого признания на партийном съезде социал-демократов ныне правящего бургомистра Берлина Воверайта, в одной из передач по телевидению его спросили: "А почему? Вот вы признались, что вы гомосексуалист? (Кстати, в немецком понятие, слово "schwul" можно перевести как "голубой" или "гомик", и это уже принятое почти официальное название, что также свидетельствует об отношении, раскрепощенном отношении к этому явлению в обществе). И вот, по телевидению его спросили: "А почему вы, собственно, после того, как вы признали свою принадлежность к этой группе, сказали, что это очень даже хорошо"? Он не смог ответить на этот вопрос. Ему показалось, что просто сказать и признаться: "Да, я голубой", - что этого было бы недостаточно. Что нужно еще раз как-то и подтвердить, что ничего плохого, во всяком случае, в этом нет. И комментатор отметил, и я думаю, что в этом своя символика и масса информации о состоянии общества в этом вопросе - он отметил, что "да, видимо, еще не дошли мы до того, чтобы говорить о таких вещах без таких вот предложений дополнительных, что это не плохо, или что это хорошо, и так далее..." В Германии двоякая ситуация. С одной стороны, это уже совершенно нормальное явление и, как я уже сказал, раскрепощенное отношение - политики, вот правящий бургомистр, признаются в этом. Шеф партии свободных демократов - хотя он публично на съезде об этом не говорил, но он и не скрывает этого. В общем, в политике число гомосексуалистов довольно большое, и люди перестали скрывать это, и перестали бояться этого. То есть, вся эта проблема выходит из тени, в которой она находилась в течение вот последних 30 лет, после того, как в 1969-м году в уголовном кодексе была отменена соответствующая статья, наказывающая гомосексуализм. Такое развитие сейчас в этом обществе. Джованни Бенси: Дмитрий Волчек, Прага. Стало быть, за последние годы гомосексуалы перестали стыдиться и начали говорить о "gay pride", о "гордости гомосексуалов". Периодически организовываются шествия, парады, под этим лозунгом. Представляете ли вы себе что-то такое в Москве? Это могло бы случиться? Это случилось даже в Риме во время католического юбилея двухтысячелетия христианства, несмотря на протесты Папы Римского. В Москве - было бы это возможно? Дмитрий Волчек: Более того, Джованни, вы знаете, что в этом году совсем недавно группа инициативная подала заявку на проведение в Москве так называемого "парада любви", это не совсем "гей прайд", не совсем парад гомосексуалистов, но имеет довольно серьезную связь с организациями сексуальных меньшинств. Такие парады проводятся по всей Европе. Самый крупный как раз в Берлине. Московская мэрия ответила на это запретом, сказав, что этот парад как раз вот будет пропагандировать половую распущенность сексуальных меньшинств. На самом деле, это просто такой музыкальный праздник, рейв-концерт для молодежи. Ну вот, это было запрещено. Насколько я знаю, небольшая демонстрация вроде гей-прайда была проведена в этом году в Петербурге, были попытки и в других странах СНГ, в Минске, в частности, тоже без особого успеха. Ну, тенденция ясна. Если такие заявки появляются, и есть люди, которые не боятся и готовы выйти на такие парады - рано или поздно они состоятся. Джованни Бенси: Еще вопрос: кстати, многие замечали, что участники этих "парадов" часто переступают грани хорошего вкуса. Почему они это делают? Пожалуйста, Дмитрий Волчек? Дмитрий Волчек: Я думаю, что, в первую очередь, грань хорошего вкуса переступают гонители сексуальных меньшинств. Эту грань хорошего вкуса переступал Гитлер, который уничтожал гомосексуалистов в концлагерях, переступали советские вожди, которые пытались перевоспитывать гомосексуалистов без всякого успеха в ГУЛАГе, переступал Фидель Кастро, который высылал гомосексуалистов из страны, и сейчас переступают талибы, которые просто закапывают гомосексуалистов заживо в землю. Поэтому я думаю, что то, что делают представители сексуальных меньшинств на этих парадах, в общем-то -довольно скромный эпатаж по сравнению с тем, что делали их гонители. Джованни Бенси: Надеюсь, талибы никому не указ... А теперь еще Марк Смирнов, Москва. Вы знаете, в церковных кругах иногда, полушутя, называют гомосексуализм "peccatum clericale", "клерикальным грехом", потому что он нередко встречается именно среди духовных лиц. Гомосексуализм среди духовенства осудил уже Третий Латеранский собор в 1179-м году. Как обстоит эта проблема сегодня, в мире и, в частности, в Русской церкви? Марк Смирнов: Если мы обратимся даже к такому памятнику итальянской литературы, как Боккаччо... То же самое можно найти и, например, в известной книге протоиерея Смирнова "Русский духовник", который описывает, конечно же, грехи, которые были в XVI-XVII веках на Руси, и, кстати говоря, как ни странно, это своего рода получалось пособие, когда духовник расспрашивал, не делал ли ты того то или того-то, человек именно через исповедь узнавал, что такое бывает. Но все это, конечно, говорит о том, что религиозные сообщества отнюдь не изолированы от таких явлений, которые мы называем сегодня или "сексуальными перверсиями", или, по крайней мере, "социальными явлениями". И русское духовенство - оно тоже, увы, от этого не избавлено. По крайней мере, можно точно сказать, что в синодальном периоде - начиная с Петра Первого и до 1917-го года, в русских монастырях очень часто встречались такие явления как гомосексуальные союзы. Что касается сегодняшнего периода - самый разительный пример - события двухгодичной давности, когда архиепископ Екатеринбургский Никон Миронов был все-таки под давлением и своей паствы, и духовенства, которое крайне резко его критиковало; все это вылилось в печать, на страницах печати очень подробно описывались его некоторые, прямо скажем, интимные пристрастия; он был вынужден оставить свою кафедру, и Патриарх все-таки уступил этому давлению и практически сослал этого епископа в монастырь.



полная версия страницы