Форум » Либерализм и частная жизнь » РБК//Россия создает «железный занавес» для граждан и нелегалов » Ответить

РБК//Россия создает «железный занавес» для граждан и нелегалов

BNE: Россия создает «железный занавес» Разумному привлечению новой рабочей силы российские власти предпочитают облавы на нелегалов и коррупцию паспортно-визовых служб В среду Госдума отклонила несколько законопроектов, которые могли бы упростить соотечественникам из стран бывшего СССР принятие российского гражданства. Впрочем, эксперты полагают, что эти поправки в любом случае не облегчили бы процедуру принятия гражданства: они не затрагивали основных моментов, делающих принятие гражданства непосильным для большинства приезжих. Более того, законотворчество в этой сфере вообще работает вхолостую: паспортные столы и ОВИРы, особенно в регионах, до сих пор «не слышали» даже о принятых в прошлом году президентских поправках к закону о гражданстве. Таким образом, несмотря на низкую рождаемость, Россия не способна стать нормальным «импортером» рабочей силы. Более того, наша страна продолжает быть ее «поставщиком» не только на Запад, но и в страны СНГ, обгоняющие Россию по темпам экономического роста. И вместо того, чтобы перенять опыт разумной миграционной политики ближайших соседей – например, Казахстана, – Россия продолжает окружать себя новым «железным занавесом». Авторы одной из поправок хотели распространить право на «упрощенное» получение российского гражданства на тех, кто получил гражданство стран бывшего СССР, а также на родившихся на территории РСФСР, но проживающих на территории соседних стран. Согласно Закону «О гражданстве РФ», право на получение гражданства в упрощенном порядке (без пятилетнего срока проживания в России и получения вида на жительство) имели только те жители стран бывшего СССР, которые не приняли гражданство новых государств и все эти годы оставались лицами без гражданства. Лица, родившиеся на территории РСФСР, могут получить гражданство России только после проживания в стране в течение одного года. Как отмечали авторы поправки, такие правила лишали сотни тысяч соотечественников возможности получить гражданство России. С одной стороны, жить в странах СНГ без принятия местного гражданства было затруднительно, с другой стороны – немногие жители СНГ могут позволить себе приехать в Россию и жить год до подачи заявления о получении гражданства. Наконец, другая группа поправок предлагала упрощенный порядок приобретения гражданства России всеми лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и их потомками по прямой нисходящей линии, не заявившими о своем желании состоять в гражданстве других государств. Главное отличие альтернативных проектов в том, что в одном из них предлагается ввести институт признания гражданами РФ представителей национальностей, не имеющих иных национально-территориальных образований, кроме находящихся на территории России. Все эти изменения были признаны «нецелесообразными», в том числе представителем президента, и отклонены палатой. Впрочем, по мнению президента Международной правозащитной ассамблеи, руководителя Центра по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев Михаила Арутюнова, эти поправки в любом случае с самого начала были «пустым делом». «Гражданство могут получить только те, кто зарегистрирован по месту жительства, – сказал г-н Арутюнов RBC daily. – В старой терминологии это означает постоянную прописку». О том, как легко и просто получить такую прописку где бы то ни было, легенды ходят еще с советских времен. Большинство же граждан СНГ имеют регистрацию лишь по месту пребывания (обычно на три месяца), а зачастую у них нет и этого. Впрочем, эффективность законодательства в миграционной сфере вообще вызывает большие сомнения. «Главная проблема даже не в законе, а в подзаконных актах, – сказала RBC daily президент Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская. – От двух вице-губернаторов, которые отвечают за прием населения по социальным вопросам, мне приходилось слышать заявления, что они сами ничего не понимают». Действительно, какими бы благими намерениями ни руководствовался президент, инициировав в прошлом году принятие поправок к закону о гражданстве, реализация этих новаций все равно зависит от «нормотворчества» ведомств – в первую очередь МВД. Так, в одном из паспортных столов Химкинского района корреспондент RBC daily лично видел перечень документов, требовавшихся для получения гражданства по «упрощенной» схеме. Во всех вариантах этого перечня, в нарушение самой концепции упрощенной процедуры, обязательно числился вид на жительство. «Несколько недель назад в одном из региональных ОВИРов заявили: «Мы не слышали ни о каких поправках к закону о гражданстве», – соглашается Михаил Арутюнов. – Работники ОВИРов всегда говорят: «Мы работаем не по закону, а по инструкциям»». В результате такого подхода со стороны государства официальная миграция из стран СНГ в Россию, как отмечает Жанна Зайончковская, практически прекратилась. По данным переписи с 1989 по 2002 г. население России выросло за счет стран СНГ примерно на 5 млн человек. Причем большинство из них (порядка четырех пятых), говорит г-жа Зайончковская, составляют представители «титульных наций» России – этнические русские, татары, башкиры и т.д. «Мы могли бы получить больше, если бы с самого начала не создавали проблем, – полагает она. – А сейчас коллеги из Средней Азии, Казахстана, Узбекистана констатируют снижение миграционного потока в Россию, многие трудовые мигранты вернулись домой, особенно после того как стали жертвами облав в России». Между тем представители власти продолжают говорить о необходимости пополнять рабочую силу России не только за счет стран СНГ, но и дальнего зарубежья. На практике же Россия продолжает быть донором «мозгов» и «рук», причем не только для Запада (что уже стало традицией), но уже и для ближайших соседей. «Многие россияне продолжают выезжать в западные страны, в том числе по туристическим визам, причем не только ученые, а простые работяги с семьями, – говорит Михаил Арутюнов. – И их там с удовольствием принимают, в первую очередь Испания, Франция, Германия – те страны, у которых не очень хорошая демографическая ситуация». В последнее время гибкую миграционную политику – которой есть смысл поучиться и России – начинают проводить и страны СНГ. «Растет абсорбирующая роль Казахстана. До сих пор он был донором, но в минувшем году получил чистый приток миграции, – говорит Жанна Зайончковская. – Это связано и с ужесточением миграционного законодательства в России, и с тем, что Казахстан показывает более высокие темпы экономического роста, чем Россия». По ее сведениям, с 1990 г. Казахстан потерял 4 млн человек (то есть около трети населения), которые осели либо в России, либо в Германии. «Теперь там ведется политика по возвращению людей, привлечению специалистов из России, причем безо всяких проволочек: от них не требуют ни регистрации, ни гражданства, – говорит г-жа Зайончковская. – Надо просто решить, что нужно стране – налоги с произведенной продукции или штампы?» Отдел политики Антон Попов, 18.03.2004

Ответов - 1

BNE: КУДА ЧЕКИСТУ БЕЗ РАН Денежные потоки Академии наук не дают ФСБ покоя Уголовные дела и судебные процессы против российских ученых Игоря Сутягина, Валентина Данилова, Владимира Сойфера, Владимира Щурова и других — дутые и созданы при участии ФСБ. То, что все они инициированы спецслужбами, — нет сомнения. Секретное ведомство стремится сесть на финансовые потоки в науке. В научном сообществе все чаще говорят о том, что спецслужбы не имеют претензий, если им от сотрудничества с иностранцами отчисляют довольно приличные суммы (то есть откат). Каждый уровень копирует то, что творится наверху. Иными словами — работает схема «по понятиям»: если, допустим, берут «Юганскнефтегаз», то получают миллиарды долларов, а с ученых — сотни тысяч. Для эфэсбэшников это тоже деньги. Общее у всех так называемых «шпионских дел» то, что учеными не были раскрыты секреты, не была разглашена гостайна, потому что все, с чем они работали, было опубликовано в открытой печати, а информация была получена из открытых источников. Например, сотрудник Института США и Канады Игорь Сутягин (обвинен в шпионаже, осужден на 15 лет) ни допуска, ни доступа к секретной информации вообще не имел. У красноярского физика Валентина Данилова допуск раньше был, но спутниковые технологии, которыми он занимался, задолго до его ареста перестали быть секретными! Просто в российском космическом ведомстве это изъято из перечня секретной информации, а в перечне Министерства высшего образования кто-то забыл вычеркнуть — и Данилова привлекли к ответственности (осужден на 14 лет, обвинен по статье «измена родине в форме шпионажа») на основании ведомственных, а не общегосударственных секретных списков. Именно это противоречие, когда одна и та же информация в одном ведомстве тайна, а в другом — нет, часто используют спецслужбы в своих интересах. А должен быть единый список. Научная проблема, из-за которой осудили физика Валентина Данилова, уже давно решена во всем мире! Задолго до ареста ученого ее вывели даже из программ научных конференций. Данилова признали виновным фактически на основании технического задания на будущую работу, которая еще и не начиналась. Там написано примерно следующее: «сделать такую-то вакуумную камеру, пучок электронов такой-то энергии и источник ультрафиолета…». Следователи основывались на заключении экспертов. Но каких?! Оказалось, что резюме «по Данилову» делали профессора, которые ранее работали по делу профессора Бабкина. Там речь шла о скоростной подводной торпеде «Шквал». Но там же специфика абсолютно иная — гидродинамика. И именно эти люди взялись за экспертизу по космосу в деле физика Данилова. Полное отсутствие независимых экспертиз и открытых обсуждений в делах Данилова, Сутягина, Кайбышева и других до тех пор будет серьезной проблемой, пока мы не определим, какие эксперты дают тайные заключения следственным органам ФСБ. Во всех известных «шпионских» делах давали заключения «темные лошадки», а когда привлекались настоящие специалисты, то суд отклонял их экспертизы. Это очень опасная тенденция. По делу Валентина Данилова к экспертизе не привлекли ни одного из восьми академиков — ведущих специалистов в стране по проблеме, которой занимался красноярский физик. Последствия преследования ученых в России весьма печальны. Прежде всего для науки и общества. Если сегодня приходят за выдающимися учеными, юристами, бизнесменами, которые хотя бы могут нанять адвоката, то завтра могут прийти за рядовым гражданином, и он не сможет себя защитить. Общество могло бы что-то сделать, но в России его пока не видно: такое впечатление, что есть лишь совокупность физических лиц. Потому и возможен этот правовой беспредел. Власть и нынешнее телевидение очень много делают, чтобы дебилизировать общество, а не мобилизовать его. Но есть такая наука — синергетика, весьма полезная и для общества. Согласно ей, за счет слабого взаимодействия между объектами начинается их самоорганизация. То же самое может происходить и в обществе. Вспышки самоорганизации по милицейскому произволу и закону о льготах — тому пример. Для построения гражданского общества важно, чтобы взаимодействие слабо связанных групп не развалилось. Юрий РЫЖОВ, академик РАН, президент Международного инженерного университета 25.04.2005



полная версия страницы