Форум » Терроризм, коррупция » РБК//В Москве взорвана автобусная остановка , напротив отдела УВД » Ответить

РБК//В Москве взорвана автобусная остановка , напротив отдела УВД

BNE: В Москве взорвана автобусная остановка В Москве взорвана автобусная остановка. По разным данным, пострадали либо три человека, либо четыре человека. Взрыв прогремел в 19:43 мск на Каширском шоссе около дома 30, напротив отдела внутренних дел Южного административного округа. По словам источника РБК в столичном ГУВД, взрывное устройство находилось за остановкой общественного транспорта, а не у основания мачты городского освещения, как сообщалось ранее. Мощность бомбы составляла 150-200 гр. в тротиловом эквиваленте. По данным ГУВД, в результате взрыва один мужчина получил ранение кистей рук, еще один мужчина - ранение ног, а также незначительные ранения получила женщина, проезжавшая в момент взрыва мимо остановки на автомобиле. У нее рваная рана лица. Между тем, радиостанция «Эхо Москвы» сообщает, что пострадавших четверо. Все они госпитализированы. Трое пострадавших сейчас находятся в 7-й городской больнице и еще один - 21-летний молодой человек - был доставлен с места происшествия в НИИ Скорой помощи им. Склифосовского. При этом двое из пострадавших находятся в тяжелом состоянии и переведены в реанимационную палату. В милиции, по данным радиостанции, не исключают версию теракта. В пользу нее говорит тот факт, что взрывное устройство было снабжено осколочным наполнителем. Сейчас на месте происшествия находятся руководители московских оперативных служб. Место взрыва оцеплено в радиусе 50 метров. Сотрудники оперативных служб приступили к проверке прилегающей к месту взрыва территории. В ГУВД столицы сообщили о том, что в городе проводится комплекс мероприятий по установлению и задержанию лиц, причастных к происшствию на Каширском шоссе. По некоторым данным, в розыск объявлена машина ВАЗ-21099 белого цвета из Дагестана. Движение по Каширскому шоссе в сторону области частично ограничено. Во всей столице усилены меры безопасности. 24.08.2004

Ответов - 16

BNE: В России разбились два пассажирских самолета В небе России накануне произошла двойная авиакатастрофа. Погибли 88 человек, считая авиапассажиров и членов экипажей. По данным МЧС, выживших в результате катастроф нет. В Ростовской области разбился самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший из Москвы в Сочи. Номер рейса - C7 1047. На борту этого самолета находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа. Как сообщили РБК в МЧС РФ, в 8:14 мск спасателям в 9 км от населенного пункта Глубокий Каменск-Шахтинского района Ростовской области удалось обнаружить фрагменты самолета и останки тел. Также был найден один из бортовых самописцев самолета. В настоящее время ведется поиск второго «черного ящика». Самолет эксплуатировался с 1982 года, общий налет 30751 час при назначенном ресурсе 37000 часов, последний капремонт проводился в августе 1993 года, налет после капитального ремонта составил 14876 часов при назначенном межремонтном ресурсе 15000 часов. Авиакомпания «Сибирь», открыла «горячую линию» по телефону 8-800-200-00-07 для тех, кто хочет получить информацию об этом рейсе. Ранее источник в авиационных кругах сообщил РБК, что Ту-154 мог быть захвачен. По информации источника, на самолете сработала сигнализация, которая включается при захвате лайнера. Через некоторое время с авиалайнером была потеряна связь. Второй авиалайнер разбился накануне в Тульской области. Это пассажирский самолет - Ту-134, совершавший рейс из Москвы в Волгоград. Номер рейса ЖИ 1303. Он принадлежал авиакомпании Волга-Авиаэкспресс. На борту авиалайнера «Ту-134» находились 8 членов экипажа и 34 пассажира. Связь с ним пропала в 22:56 по московскому времени. Самолет потерпел катастрофу в Тульской области, упав в деревне Владимировка Кимовского района Тульской области. Как сообщили РБК в пресс-службе ГО и ЧС Тульской области, никто из жителей населенного пункта не пострадал. Спасатели, прибывшие на место катастрофы, обнаружили обломки лайнера. В настоящее время продолжаются поисково-спасательные работы. Уже известно, что фюзеляжа Ту-134 разбросаны на большом расстоянии. Радиостанция «Маяк» со ссылкой на службу авиадиспетчеров сообщает, что сообщений экипажа о внештатной ситуации на борту не поступало. Как сообщает телеканал «Россия» со ссылкой на диспетчерскую службу Волгоградского аэропорта, самолет находился в эксплуатации с сентября 1977 года. Последний ремонт проходил на Минском авиаремонтном заводе 407 в феврале 1996 года. Авиакомпания «Волга-Авиа-Экспресс» открыла горячую линию для родственников пассажиров, летевших на Ту-134 рейсом 1303 Москва-Волгоград. Телефоны: 8(8442)31-75-65 и 8(8442)31-70-53. Телефон горячей линии по обоим самолетам - (095) 504-02-99. По фактам падения обоих самолетов были возбуждены уголовные дела, по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц, сообщила РБК представитель Генпрокуратуры. На места падений лайнеров выехали заместители генпрокурора РФ Сергей Фридинский и Николай Савченков. Президент России Владимир Путин был немедленно проинформирован об инцидентах в небе России, сообщает радиостанция «Маяк». Глава государства дал поручение ФСБ РФ начать расследование. Одновременно во всех аэропортах России были повышены меры безопасности полетов, сообщает телеканал «Россия». За последние несколько лет произошло несколько страшных авиакатастроф с участием самолетов марки «Туполев». 2 июля 2002 года в небе над Германией ошибка диспетчера швейцарской компании Skyguide привела к столкновению российского лайнера с грузовым самолетом Boeing. Тогда погибли 57 летевших в Испанию российских подростков и 12 членов экипажа «Башкирских авиалиний». Виновный в аварии диспетчер П. Нильсен позже был убит на пороге собственного дома. 4 октября 2001 года самолет «Ту-154» был сбит украинской ракетой над Черным морем. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Украинская сторона позже признала свою вину и обязалсь выплатить компенсации семьям жертв катастрофы. 3 июля 2001 года произошла самая кровавая катастрофа самолета «Ту-154» в 21-м веке. Ошибка пилота привела к гибели под Иркутском 145 человек и членов экипажа. За весь 2003 год в результате крушений самолетов в России погибли 29 человек. В 2002 году - 114. 25.08.2004

Феодора: Путин не способен обеспечить безопасность Михаэль Шмидт - Господин Хальбах, что вы думаете о том, что российская ФСБ спустя несколько часов после падения самолетов видит причину в «нарушении правил гражданского воздушного сообщения»? - Это в самом деле странно, потому что обычно ФСБ почти каждое чрезвычайное происшествие в России приписывает чеченской стороне. Теперь же говорят об ошибке пилота или плохом качестве бензина. - Что говорит о состоянии гражданской авиации тот факт, что такая возможность вообще рассматривается? - Систему безопасности полетов в России никак нельзя сравнить с германским и европейским стандартом. Кроме того, даже западные системы не в состоянии полностью исключить вероятность теракта в авиации. К тому же под якобы сильной рукой Путина Россия в целом не способна организовать и гарантировать внутреннюю безопасность. Достаточно посмотреть на факты насилия, как, например, захват заложников в московском театре, когда чеченские бойцы с русскими паспортами смогли проехать через всю Россию. - Поэтому страх перед террористической подоплекой настолько велик? - Возможно, падения самолетов действительно являются несчастными случаями. Однако возможно и то, что Путин просто не хочет, чтобы оказывалось давление на выборы в Чечне в воскресенье. Политике Путина и его попыткам переложить борьбу с чеченскими повстанцами на чеченские плечи оказывается значительное сопротивление. - Связано ли это сопротивление с ситуацией в Чечне? - Ситуацию там невообразимая. Безработица составляет 70-80 процентов. Обещания России возместить ущерб людям, которые в ходе войны потеряли жилье, выполнено лишь на малую толику. Инфраструктура разрушена. Ситуация с безопасностью настолько сложная, что беженцы боятся возвращаться на родину. - Почему так трудно найти решение? - Во второй чеченской войне произошла страшная эскалация насилия. Действия российской стороны породили сильное желание мстить. Многое, чего раньше не было, например теракты с участием женщин-камикадзе, связаны с этим. К тому же уже трудно различать фронты. Есть разные категории тех, кто творит насилие. Некоторые, например бойцы под командование Масхадова, выступают против атак на невоенные цели. Другие, под руководством полевого командира Басаева, который является олицетворением радикального и террористического крыла, уже совершали теракты в поездах и на концертах. Принести мир в регион, выстроить власть, не говоря уже о правовом государстве, очень трудно. - Существует ли кооперация с повстанцами из других регионов? - Определенная интернационализация есть. Есть также определенная исламизация борьбы за независимость. Но в принципе речь идет о конфликте между Россией и мятежной республикой. - Подразумевает ли исламизация, в частности, близость к «Аль-Каиде»? - Россия постоянно на это намекает. Я особых связей тут не вижу. Однако мы имеем ситуацию, в которой исламистский интернационал, коим является «Аль-Каида», вмешивается повсюду, где идут конфликты: в Кашмире, в Палестине, в Индонезии. Чечня не является исключением

BNE: «Аль-Кайеда» взяла на себя ответственность за катастрофы ТУ Дополнительные фотографии Одна из исламских группировок взяла на себя ответственность за авиакатастрофы в России. Соответствующее заявление группировки было размещено на одном из исламистских интернет-сайтов. Заявление, в котором российские власти обвинялись в массовых убийствах мусульман в Чечне, было подписано группировкой, называющей себя Islambouli Brigades «Аль-Кайеды», передает AP. Ранее эта группировка уже брала на себя ответственность за совершение террористических актов. По словам представителей группировки, захват самолетов совершили «герои движения» и, несмотря на возникшие проблемы, «им удалось довести дело до успешного конца». Кроме того, группировка уверяет, что за данным терактом последуют и другие до «прекращения убийства наших братьев-мусульман в Чечне». Напомним, что Ту-154 и Ту-134 потерпели катастрофу 24 августа. По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), они исчезли с радаров с разницей в одну минуту. Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял пассажирский рейс по маршруту Домодедово-Сочи. На его борту находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа. Обломки самолета были обнаружены в Ростовской области. Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» летел из Домодедово в Волгоград. В нем было 35 пассажиров и 9 членов экипажа. Обломки лайнера были найдены на территории Тульской области. Всего в обеих авиакатастрофах погибли 90 человек. Сегодня газета «Газета», ссылаясь на предварительные выводы экспертов, расследующих причины гибели авиалайнеров, сообщила, что за мгновение до катастроф кнопки тревоги успели нажать пилоты обоих самолетов. Причем экипаж Ту-134 успел передать в эфир: «Нападение на самолет». Кроме того, при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван, что называется, с мясом. Эксперты заявляют, что это свидетельствует о небольшом локальном взрыве, в результате которого хвост оторвало, после чего самолет вошел в штопор, развалившись на части. А «Коммерсант» сообщает, что ФСБ и МФД расследуют чеченский след в этих катастрофах. По данным газеты, на борту обоих самолетов были женщины-чеченки, чьей судьбой, в отличие от родственников других пассажиров, никто до сих пор не заинтересовался. В «Сибири» «Коммерсанту» сообщили, что подозреваемая в совершении теракта женщина сидела на месте 19F – ближе к концу второго салона, за девять рядов до хвоста самолета, где находятся двигатели и туалет. Как считают специалисты, это наиболее удобное место для сборки взрывного устройства и взрыва. 27.08.2004


BNE: ФСБ: На обломках Ту-154 обнаружены следы гексогена Экспертиза обломков самолета, разбившегося 24 августа в Ростовской областях, показала наличие на них гексогена. Об этом РБК сообщили в Центре общественных связей ФСБ РФ. Еще 25 августа с.г. Федеральная служба безопасности России заявляла, что согласно предварительному выводу оперативно-следственных групп, работающих на местах падения самолетов, следов теракта либо взрывов не найдено. Тогда в ФСБ заявили, что оперативно-следственные группы продолжат экспертизу обломков самолетов. 27.08.2004

BNE: У чеченки, летевшей в Ту-134, был мотив взорвать самолет Вчера стало известно, что крушение двух российских лайнеров не роковая случайность, а хорошо спланированная террористическая акция. Есть уже и первые подозреваемые – две женщины, обе уроженки Чечни. Первая – С. Джебирханова – летела на борту Ту-154, разбившегося в Ростовской области, вторая - Аминат Нагаева – на борту Ту-134, упавшего на территории Тульской области. Внимание следователей привлек тот факт, что, в отличие от других пассажиров, судьбой этих женщин никто не заинтересовался. Кроме того, обе чеченки оказались в эпицентре взрывов. Корреспонденту «Известий» удалось выяснить, что у одной из них к тому же был мотив. 27-летняя девушка могла мстить за брата. В администрации поселка, в котором родилась Аминат Нагаева, газете рассказали, что один из ее братьев ранее подозревался в терроризме. Три года назад спецслужбы забрали его из дома, и с тех пор о нем ничего не было слышно. «Известия» отмечают, что практически все женщины-смертницы, взрывавшие себя в Москве и на Кавказе, были женами боевиков, погибших в боях с федералами, или потеряли близких родственников, причастных к действиям боевиков. О второй предполагаемой террористке пока известно только то, что она из Шалинского района Чечни. По данным «Известий», сейчас проверкой Нагаевой и Джебирхановой занимаются Министерство внутренних дел Чечни и местное управление Федеральной службы безопасности. Однако как заявили газете в МВД республики, ощутимых результатов пока нет. Напомним, что Ту-154 и Ту-134 потерпели катастрофу 24 августа. По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), они исчезли с радаров с разницей в одну минуту. Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял пассажирский рейс по маршруту Домодедово-Сочи. На его борту находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа. Обломки самолета были обнаружены в Ростовской области. Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» летел из Домодедово в Волгоград. В нем было 35 пассажиров и 9 членов экипажа. Обломки лайнера были найдены на территории Тульской области. Всего в обеих авиакатастрофах погибли 90 человек. 28.08.2004

BNE: С ненавистью к Кремлю Маркус Венер Самолет, в котором летела Аманта Нагаева, взлетел с опозданием на три четверти часа. Но ей не пришлось больше долго ждать. Спустя двадцать минут надпись «Пристегнуть ремни» погасла, и молодая женщина направилась в туалет. Там она привела в действие взрывчатку. В 22:56 самолет разрушился в воздухе. Чеченка унесла с собой жизни 43 человек. Спустя всего лишь три минуты вторая чеченка на втором самолете тоже выполнила свою смертельную миссию. Вместе с ней погибли 45 человек, летевшие в Сочи, чтобы насладиться солнцем, пляжем и ночной жизнью. Ни один русский не должен чувствовать себя в безопасности. Как уже часто было в прошлом, сотни россиян теперь оплакивают своих родственников. Камикадзе – самое эффективное оружие сепаратистов. Они несут террор на военные базы, автобусные остановки и поезда на Северном Кавказе, на рок-фестивали и в метро – в Москве. А теперь они даже взрывают самолеты. Почти все камикадзе – женщины. Что заставляет их убивать невинных? Версия, которую распространяют российские спецслужбы, звучит так: террористок похищают, оказывают на них давление, накачивают наркотиками и исламской идеологией, пока они не превратятся в безвольное оружие в руках террористов. Другая версия: эти женщины потеряли своих мужей, братьев и сыновей в войне и «зачистках», они в отчаянии, жаждут мести и добровольно идут на смерть, полагая, что на небе воссоединятся со своими любимыми. У Аманты Нагаевой тоже был такой мотив. Три года назад русские увели одного из ее четырех братьев. Он так и не вернулся. Президент Путин под давлением В преддверии выборов президент Путин, ФСБ и армия находились под давлением. Им не удается предотвратить теракты и гарантировать безопасность граждан. Россия – это единственная страна, в которой после 11 сентября удался теракт в воздухе, критикует власти российская пресса. Однако двойной подрыв самолетов – это лишь последний «успех» сепаратистов. Неделю назад 300 боевиков захватили два района Грозного. Телевидение замалчивало это происшествие, в результате которого погибли 80, а быть может и больше, человек. Месяц назад боевики устроили кровавую бойню в соседней Ингушетии – 90 убитых. Серьезным кандидатам пришлось снять кандидатуры С тех пор как 9 мая был убит Ахмад Кадыров, Кремль находится в обороне. Путин лично выбрал Кадырова своим человеком в республике. Чтобы он смог стать президентом, в октябре прошлого года Кремль вынудил всех серьезных кандидатов снять свои кандидатуры. Путин не хотел рисковать. Сделав бывшего муфтия главой Чечни, он хотел показать исламскому миру, что его война на Кавказе – это не крестовый поход против ислама. Кремль не смог заполнить вакуум власти, возникший после смерти Кадырова. Теперь возник культ Кадырова. На прошлой неделе Путин на два часа прилетал в Чечню, чтобы в день рождения покойного возложить ему на могилу красные гвоздики. В Грозном улицу Ленина переименовал в улицу Кадырова, в Гудермесе открыли его музей. Родители, дети которых родились в день рождения покойного, получили по 170 долларов. А если новорожденного называли Ахмадом, то сумма удваивалась. «Путин уже выбрал за нас» Теперь опасную работу будет выполнять 47-летний Алханов. Делая карьеру на милицейском поприще, он никогда не был заодно с повстанцами и уже в начале 1990-х состоял в оппозиции Джохару Дудаеву. По чеченскому телевидению кандидат Кремля получает большую часть эфирного времени, его плакаты висят по всему Грозному. Кремль дает прямые указания предвыборному штабу Алханова. Перспективные кандидаты, такие как «лотерейный король» Малик Сайдулаев, не были допущены до выборов. Остальные – лишь статисты. Официально зарегистрировано 580 тыс. избирателей, однако никто не верит в эту цифру. После десяти лет войн треть могут составлять мертвые души. Говорят, местные власти получили указание обеспечить минимум 60 процентов голосов за Алханова. «Путин уже выбрал за нас», – говорят люди в Грозном. Кто заправляет в Чечне, еще предстоит увидеть. Ведь у Алханова нет своей вотчины. Настоящей силой обладает Рамзан Кадыров, сын убитого президента. 28-летний фанат спорта сам еще слишком молод для президентства. Зато он командует войском из 5000 «кадыровцев» – главным образом бывших повстанцев, перешедших на сторону противника. Российская пресса возлагает на них вину за многочисленные исчезновения людей и пытки. В Чечне каждый месяц по-прежнему пропадают десятки людей. При этом более половины похищений, по данным чеченской прокуратуры, совершается «федералами». Деньги из Москвы продолжают исчезать В Грозном продолжается выживание среди руин. Несколько домов отремонтировали, построили пару показательных объектов, здания администрации и университета, даже фонтан. Однако серость развалин продолжает доминировать. 70% домов в Грозном повреждены, треть – уничтожены. В мае во время краткосрочного визита в Чечню Путин заметил, что с вертолета Грозный выглядит ужасно. Неужели он забыл, что это русские четыре года назад сровняли город с землей? Чтобы подсластить выборы, разрешили пользоваться мобильными телефонами. Ранее они были запрещены из-за возможности использования при совершении терактов. А российское телевидение в эти дни празднует попадание футбольного клуба «Терек» (Грозный) в следующий круг Кубка УЕФА как доказательство возрождения республики под покровительством Москвы. Тем временем большая часть денег из Москвы продолжает исчезать. Выплата компенсаций за разрушенное жилье происходит медленнее, чем обещано. Безработица составляет более 70 процентов. Хотя в Грозном снова появились газ и электричество, однако питьевую воду приходится покупать. Многие чеченцы уезжают в другие регионы России, однако там их недолюбливают. Кто может, пытается покинуть Россию. По данным ООН, за 12 месяцев 37 тыс. россиян попросили убежища за границей, большинство из них – чеченцы. В Германии они составляют вторую по численности группу тех, кто просит убежища. Тот факт, что в Германии живут, в числе прочих, предводители повстанцев, которых Путин некогда собирался «мочить в сортире», по-прежнему не является официальной темой германо-российских переговоров. Со своей чеченской политикой Путин попал в тупик. Он использовал террористический «бонус» после 11 сентября, чтобы заставить замолчать международную критику по поводу своих действий в Чечне. Однако ненависть и жажда мести отравили климат. Путинская тактика, как бумеранг, ударяет по россиянам. Исламисты и сепаратисты несут террор в сердце России. В Чечне еще живут сотни таких женщин, как Аманта Нагаева*

Феодора: 27.08.2004 -------------------------------------------------- ------------------------------ Российские самолеты погубила «тьма египетская» Ответственность за авиакатастрофы взяла на себя ближневосточная террористическая группировка В деле двойной авиакатастрофы в России появился «египетский след». Группировка «Бригады Исламбули» взяла на себя ответственность за падение российских «Туполевых» и гибель 89 человек. В заявлении, помещенном на одном из экстремистских сайтов, говорится о «героях», которые-де уничтожили самолеты в отместку за «убийства братьев-мусульман в Чечне». Западные информагентства, распространившие резюме этого заявления, добавляют, что указанная группировка входит в сеть «Аль-Каиды». Тем самым версия, которая зазвучала на Западе в первые же часы после трагедий в Ростовской и Тульской областях (о взаимосвязи этих событий с захватом «боингов» 3 года назад) обрела второе дыхание. «Бригады Исламбули», точнее – «Бригада Халеда Исламбули», была создана в конце 80-х гг. в Египте и названа в честь старшего лейтенанта 333-й артиллерийской бригады армии Египта, вместе с соратниками, организовавшими убийство президента Анвара Садата (6 октября 1981 г., покушение было осуществлено в отместку за подписание «предательского» мирного соглашения с Израилем). Участники этой группировки несколько раз «засветились» террористическими вылазками, и по имеющейся информации, ее руководитель шейх Тахер Махмуд аль-Муршиди организовывал в 1999 г. отправку боевиков из Египта и Ливана в Чечню. Больше о «бригаде» ничего не известно, хотя связь ее с более крупными международными организациями, в частности «Аль-Каидой», предполагалась. Глава ЦОС ФСБ полковник Сергей Игнатченко отказался комментировать заявление «бригады», сославшись на то, что подлинность его не установлена. Однако сообщил другую важную информацию: в обломках одного из упавших самолетов (Ту-154) обнаружены следы взрывчатого вещества, «предположительно гексогена». Еще днем ранее ФСБ никаких следов ВВ в остатках лайнеров не находила, что можно было объяснить стремлением не нагнетать страсти, а можно – техническими трудностями с обнаружением останков взрывчатки (использовались, предположительно, очень небольшие объемы ВВ) в обломках. Таким образом, заявление «бригады», с одной стороны, подтверждено – катастрофа все-таки была терактом. С другой – осталось все-таки непонятным, причастны ли к происшедшему «египтяне», или они только приписали себе чьи-то кровавые заслуги. К тому же заявление очень туманно, и такое впечатление, что составившие его или не знают деталей катастрофы, или не хотят все раскрывать – даже прямо не говорится, произошел сначала взрыв или захват воздушных судов, и кто провел этот захват (судя по всему, не арабы). Соответственно, не говорится, как взрывчатка попала на борт самолетов. Впрочем, последнее – технически не столь уж сложное дело. Хотя управляющая аэропортом «Домодедово» компания «Ист Лайн» и потратила на модернизацию систем безопасности этого комплекса 5 млн долл. за два последних года, как рассказала RBC-daily руководитель пресс-службы компании Юлия Мазанова, инвестиции ушли в телевизионный контроль и установку новых металлодетекторов. То есть электронных «нюхательных» систем, подобных тем, которые появились после сентября 2001 г. в аэропортах США (реагирующих на мельчайшие частицы ВВ), нет. Поскольку, по словам г-жи Мазановой, их установка российским законодательством и правилами не предусмотрена. Не предусмотрен этими правилами, по ее словам, и «жесткий» регистрационный контроль в аэропортах на внутренних рейсах. В частности, в билете не обязательно должно быть проставлено полное имя пассажира (сегодня появились сообщения, что следствие не может выяснить имени одной из погибших, предположительно «шахидки», из-за отсутствия такового в регистрационной базе авиакомпании «Сибирь). На вопрос RBC daily, возможно ли было проникновение на борт самолета террористов под видом сотрудников авиакомпаний или технического персонала аэропорта (и установки бомбы, о такой опасности для США в мае предупреждала местная Администрация транспортной безопасности), г-жа Мазанова ответила: “Наша система безопасности соответствует всем существующим требованиям. Мы, в частности, первыми стали внедрять систему биометрического контроля для сотрудников”. Тем не менее вероятность проникновения террористов – под видом ли пассажира, или кого-то еще – на борт российских самолетов никто исключить не может. Даже в Америке, где крупные аэропорты и компании – с правительственной помощью – раскошелились на «безопасность» на сотни миллионов долларов (и не только на новейшую технику, но и на охранников – в том числе в самих самолетах), к этой безопасности постоянно предъявляются претензии. СМИ утверждают, что контроль все равно проводится «халтурно» – как из-за большого потока пассажиров, так и из-за низкой квалификации и окладов сотрудников аэропортов (то ли дело, говорят, в Германии). Все надежды на биометрическую систему контроля и компьютерную систему, которая отсеивает «ненадежных» (в частности, ранее не летавших местными маршрутами) пассажиров и заставляет подвергать их особо тщательной био- и телеметрии и т.д. (считается, что террорист нервничает и страдает повышенным тепло- и потоотделением). Паспортный контроль с учетом биометрических характеристик – само собой. Эксперты утверждают, что трагедии «Туполевых» ускорят введение «биометрических» вкладышей в российские паспорта (ранее запланированных на 2008 г.). Хотя эта мера поможет только точнее идентифицировать тех, кто ранее был замечен в терроризме. «Черные вдовы» же, как правило, вербуются из ранее чистых перед законом. Какие меры помогут предотвратить пронос на борт взрывчатых веществ (того же гексогена, который не имеет запаха и которого нужно всего несколько сотен грамм) – это вопрос к специалистам, если не техникам, то кинологам. Что касается вопросов к «бригаде Исламбули», то их должны задавать совсем другие люди. И не только в России. Отдел политики Алексей Виноградов

BNE: Что будет означать признание версии теракта для Путина? Обзор прессы Daily Telegraph «Тень терроризма вокруг двойной авиакатастрофы», Джулиус Стросс Если причиной авиакатастроф будет признан терроризм, то Путину грозит новый удар по его репутации, в то время как он пытается провести непопулярные экономические реформы. «Если это действительно был террористический акт, тогда общественное мнение немедленно свяжет его с Чечней. Это не улучшит имидж Путина. Но люди уже боялись и до этого. Было так много взрывов – так много атак», – заявил Юрий Коргунюк из московского исследовательского института ИНДЕМ. Марк Урнов, председатель аналитической группы «Экспертиза», полагает: «Если будет доказано, что это был террористический акт, это будет означать, что терроризм вышел за пределы Чечни и начинает наносить удары по всей стране». Наблюдатели отмечали, что в обеих катастрофах у экипажей не было времени на отправку чрезвычайного радиосигнала и что хвосты самолетов откололись от корпуса еще в воздухе, до того как машины упали на землю. Wall Street Journal Россия рассматривает террор как фактор в катастрофах самолетов, Гай Чейзан Эксперты по безопасности авиаперевозок, проанализировав ситуацию, утверждают, что терроризм – это единственное правдоподобное объяснение катастроф российских самолетов. Первоначальное замешательство вокруг причин катастроф отражает сложное положение Путина: его действия – особенно приказ ФСБ, наследнице советского КГБ, начать расследование инцидента – заставляют предположить, что вероятной причиной считается террор, однако открытое признание версии терроризма может продемонстрировать то, что Путин бессилен остановить радикальных чеченских сепаратистов. Свидетельства в пользу террористической атаки прозвучат набатным колоколом для российской гражданской авиационной индустрии, которая издавна считала Домодедово, московский аэропорт, из которого вылетели оба самолета, одним из самых безопасных и современных в России. В последние годы, после того как он прошел тщательные проверки безопасности, сюда перенесли свою деятельность British Airways и Swiss International Airlines. Однако события вторника могут привести к переоценке. «Как они смогли пронести бомбы на самолет?» – задумывается сотрудник одной из западных авиакомпаний: :Если власти признают инциденты терроризмом, то вина, скорее всего, будет возложена на чеченских сепаратистов, которые сражаются с российскими силами в республике Чечня на протяжении большей части последних 10 лет. Чеченцы стояли за многими террористическими актами в России, такими как захват заложников в московском театре в 2002 году и серия терактов-самоубийств в столице, в результате которых погибли десятки людей. Использование одновременных угонов самолетов в стиле «Аль-Каиды» стало бы новым направлением для боевиков. В последние годы они прибегали к нему лишь однажды, в 2001 году, когда три чеченца, которые призывали к окончанию войны, угнали российский авиалайнер из Турции в Медину в Саудовской Аравии. Когда саудовские силы безопасности штурмом взяли самолет, погибли трое: угонщик, стюардесса и турецкий пассажир

BNE: Ответственность за теракт взяли «Бригады Исламбули» Организация «Бригады Исламбули» взяла на себя ответственность за теракт в Москве. Соответствующее заявление появилось на одном из исламистских сайтов в Интернете, сообщает Reuters. В нем говорится буквально следующее: «Мы, «Бригады Исламбули», берем ответственность за эту операцию. Она совершена в поддержку мусульман Чечни». Боевики не стали публиковать какие-либо подробности, но пообещали совершить новые атаки в России против «неверных». Ранее эта террористическая группировка взяла на себя ответственность за катастрофы самолетов Ту-134 и Ту-154. По словам представителей организации, захват самолетов совершили «герои движения» и, несмотря на возникшие проблемы, «им удалось довести дело до успешного конца». Тогда группировка заявляла, что за взрывами самолетов последуют и другие теракты - до «прекращения убийства наших братьев-мусульман в Чечне». До терактов в России «Бригады Исламбули», названные в честь арабского офицера, совершившего покушение на президента Египта, были известны лишь попыткой организации теракта на территории Пакистана. Пока невозможно утверждать, действительно ли «Бригады Исламбули» организовали теракты в России. Не исключен факт, что эта организация специально берет на себя ответственность за атаки, дабы создать себе «рекламу» в экстремистских кругах.

BNE: Двойной позор российских спецслужб Александр КРАЙЧЕК, 01 сентября, 03:30 Мы как-то даже и не заметили, что стали самой горячей точкой планеты. Вчерашним вечером новости информационных агентств о взрыве рядом со станцией метро «Рижская» венчали столбец с сообщениями о погибших в израильских автобусах и о казненных в Ираке террористами 12 непальцах. Россия по справедливости оказалась в компании Израиля и Ирака – из этих трех стран новости о терактах приходят чаще, чем откуда-то еще. Даже если не считать регулярных эксцессов в самой Чечне, то и взорванных поездов метро, захваченных концертных залов, падающих самолетов – вполне хватит для того, чтобы стать центром террора. И оттого, что он у нас сегодня международный – о чем иногда с гордостью рапортуют власти – всем вместе и каждому отдельно уютнее не становится. Взрыв на Рижской площади вряд ли кого удивил. Как-никак, несколько дней пресса только и говорила, что у предполагаемых шахидок со злополучных самолетов, взорванных в Ростовской и Тульской областях, были еще две подельницы, следы которых затерялись в Москве. Потому вряд ли уже сегодня или завтра кто-то удивится, что одна них и есть та женщина, что унесла вместе с собой жизни по крайней мере 10 человек, имевших неосторожность быть тем вечером в районе Рижской. Раньше все боялись только не пойманных маньяков. Сегодня маньяки, с их субъективистскими заморочками, выглядят почти смешно: тысячи людей, способные вычесть из четырех три, станут бояться пользоваться метро, автобусами, метро. Бояться жить. Бояться за себя и своих детей. Патриотично призывать их этого не делать – но разве менее патриотично было бы остановить хотя бы одного из тех, кто фанатично пытается оборвать жизнь невинных людей? Эксперт ФСБ, с которым нам удалось поговорить этой ночью, обратил внимание на некоторые странности представленной властями версии произошедшего. По словам мэра столицы Юрия Лужкова, женщина шла к входу в вестибюль метро, однако, обнаружив близ него нескольких милиционеров, развернулась, подошла к платной стоянке универмага «Крестовский» и взорвалась. Трудно поверить, что принявшая окончательное решение взорвать себя женщина почему-то испугалась милиции: взрыв у вестибюля метро, с точки зрения террористки, должен был быть более результативным, что подрыв на не очень оживленном в этот час пятачке близ универмага. Скорее всего, предполагает наш эксперт, в последний момент она запаниковала или даже передумала взрывать себя, однако взрыв все же произошел: возможно даже, что бомба была приведена в действие дистанционно соучастником теракта. Впрочем, техническая сторона террора сама по себе становится все менее интересной. Не имеет также значения, в связи с чем нас взрывают. Мы с трудом понимаем, почему ответственность за крушение наших авиалайнеров и гибель прохожих у московской станции метро берет на себя экзотическая ближневосточная группировка, названная в честь одного из убийц президента Египта Анвара Садата. И если завтра скажут, что нас взрывают в метро и близ него только потому, что власти долго не соглашались фотографировать на паспорт гражданок исламского вероисповедания в головном платке, – разве мы этому удивимся после того, что в эти часы переживает Франция? Террор становится не только наднациональным. В стадии глобализации он становится еще и абсурдным, не привязанным к действительности или ссылающимся на второстепенные причины. В этом смысле ситуация в Чечне – лишь повод. Однако есть и другой смысл – страшный смысл, создающий «живые бомбы», засылаемые на улицы крупных городов, в метро, на авиалайнеры. Среди смертниц нет арабских наемников, нет ваххабитов, нет адептов бен Ладена. Сомнительно, что о последнем они знают больше, чем смогли услышать на российских телеканалах в последние дни своей жизни. Эти «живые бомбы» – те, кого принято считать гражданами России. И даже с поддельными паспортами за ними числится право выбирать и быть избранными. Европейских журналистов показательно казнят восточные варвары, каждым своим появлениям на «Аль-Джазире» демонстрирующие пропасть между цивилизациями. Наши граждане убивают других наших граждан, и это – при всех бен ладенах, басаевых, масхадовых и удуговых – позор для страны, ибо и те, и другие – граждане России. Двойной позор – что ни разу нашим правоохранительным органам не удалось остановить террористов, расстроить их планы. Много лет они твердят обществу: дайте нам спокойно работать, не «травите», не передавайте в эфир, не мешайте своими журналистскими расследованиями. Каков итог, мы видим. Мальчики в милицейской форме, возможно, и отпугнули террористку, которая не вошла в метро. Но, глядя на десять трупов, кто скажет, что это успех спецслужб? Мы иронизируем над Америкой, присваивающей все цвета радуги «уровням опасности» террористической угрозы. Лучше казаться смешным, чем быть слабым. Четыре года назад страна, одуревшая от слабой власти, бросилась в объятия тех, кто своей биографией олицетворял силу и торжество закона. Но сегодня с каждым взрывом Россия предстает миру все более слабой, ее правоохранительные органы – все более неэффективными, ее аппарат управления – все более некомпетентным. Рядовому человеку плевать на сложности спецслужб – его самого ведь не спрашивали, когда решали удваивать ВВП или отменять льготы. Гражданину нужна безопасность. Он в ее счет исправно платит деньги. И пока есть ощущение, что они не доходят.

BNE: С.Иванов: Теракт на Рижской - «не первый и не последний» Министр обороны РФ Сергей Иванов в беседе с журналистами осудил теракт, совершенный накануне в Москве на площади у станции метро «Рижская». «Это не первый и не последний теракт», - отметил министр. «По существу нам объявлена война, где нет видимого противника и нет линии фронта», - добавил С.Иванов. По его словам, с этой проблемой сталкивается не только Россия, о чем говорит и тот факт, что накануне в Израиле террористы также подорвали 2 автобуса. «Мир вплотную столкнулся с этой угрозой, с ней очень тяжело бороться, но мы будем бороться всеми имеющимися способами», - подчеркнул глава Минобороны РФ. «Как это ни банально, одной из эффективных форм борьбы с терроризмом является бдительность населения», - заметил С.Иванов. Только правоохранительным органам решить эту проблему очень трудно, указал министр, добавив, что «все силовые структуры ориентированы на борьбу с этой угрозой». О том, что серия терактов может быть продолжена, заявил и член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. «Я боюсь, что мы имеем дело с каким-то очень коварным замыслом, который состоит из серии террористических актов», - заявил Г.Гудков в интервью телеканалу НТВ. «Взрыв на Каширском шоссе, я думаю, прозвучал не случайно. Затем два взрыва на самолетах, где мог быть установлен часовой механизм», - отметил он. Террористы хорошо подготовились, и сейчас самое главное, чтобы серия терактов не продолжилась, заявил Г.Гудков. 01.09.2004

BNE: Басаев взял на себя ответственность за все последние теракты Шамиль Басаев взял на себя ответственность за все последние по времени теракты - взрывы на Каширском шоссе и у метро «Рижская», взрывы двух пассажирских самолетов и захват заложников в Беслане. Как сообщает сайт «Кавказ-Центр», «операцию «Норд-Вест» в городе Беслан осуществил второй батальон шахидов под командованием полковника Орстхоева». «В «Норд-Весте» участвовали 33 моджахеда. Из них две женщины. Готовили четырех, но двух я отправил 24.08.04 г. в Москву. Там их посадили на два взорвавшихся самолета, - заявил Басаев. - В группе было 12 чеченцев, 2 чеченки, 9 ингушей, 3 русских, 2 араба, 2 осетина, 1 татарин, 1 кабардинец и 1 гуран. Гураны - это народ, живущий в Забайкалье и практически обрусевший». В послании Басаева также подробно говорится об условиях, выдвинутых захватчиками школы: первым и главнейшим из них было требование немедленно остановить войну в Чечне и начать вывод войск: «Если Путин издает приказ немедленно остановить войну, все войска в казармы и начать вывод войск - мы даем всем воду. Если начинается реальный вывод войск - мы даём всем еду. Как только выводятся войска с горных районов, мы отпускаем детей до 10лет. Остальных - после полного вывода войск. Если Путин подаст в отставку - мы отпускаем всех детей и с остальными уходим в Чечню». В заявлении Басаева также говорится о том, что его личное послание Путину было передано через Аушева и Дзасохова. Также в письме террориста содержится требование «публичного расследования Беслановских событий от ООН, Европейского Союза и от всех тех, кто выступал с односторонним осуждением наших действий», а также выражается готовность «оказать всяческое содействие в расследовании данного события и предоставить практически любую информацию». Кроме того, в заявлении сообщается в какую сумму обошлись теракты. «Взрывы самолетов обошлись мне в четыре тысячи долларов, на Каширской и у метро в семь тысяч долларов, а операция «Норд-Вест» в восемь тысяч евро. Оружие трофейное, машина трофейная, взрывчатка трофейная,- все расходы только на питание и экипировку. И до Москвы действительно денег не хватило», - заявил Басаев. Также Басаев сообщил, что с Осамой бен Ладеном он не знаком и денег от него не получает: «В этом году от иностранцев я получил всего десять тысяч долларов и пять с половиной тысяч евро. Воюю исключительно за счет отчислений из бюджета России». Говоря о Нур-Паши Кулаеве, которого спецслужбам удалось взять живым, Басаев заявил следующее: «Все, что говорит человек, клянущийся Аллахом, что он очень хочет жить - несущественно. Братьев Кулаевых и двух их односельчан я набрал в группу в последний момент для количества в половине пятого вечера 31 августа, а в восемь вечера отправил на операцию. Из них я знал лично только Хан-Пашу у которого полностью отсутствовала правая рука. Ему я дал пистолет и одну гранату, остальным автоматы и по два-три рожка к ним, сказав им, что их обязанность - стоять на посту». Заявление Басаева «не стало неожиданностью для командования Объединенной группировки войск на Северном Кавказе», - заявил представитель штаба Илья Шабалкин. Он же заявил, что Аслан Масхадов, даже если не был непосредственным организатором последних терактов, знал о подготовке к ним: «Масхадов якобы «добренький», и дистанцируется от терактов, а ответственность за него берет Басаев». В cвою очередь в Центре общественных связей ФСБ «Эхо Москвы» (данные на 10.00 утра мск)заявили, что у них нет информации о письме Шамиля Басаева. Напомним, информация о заявлении Басаева была распространена в Интернете как минимум за полтора часа до звонка корреспондента радиостанции в ЦОС ФСБ. Представитель пресс-службы генпрокуратуры также заявил, что у них нет никаких подобных данных. 17.09.2004 08:23

Антипутин: «Какой мерой мерите, такой же и вам будет отмерено» Самолеты падают, автомобили взрываются, школы захватываются... Традиционно веселый в России август плавно перетек в обещающий быть не менее веселым сентябрь... Никто, конечно, не сомневается, что Путин - это кровавый палач, садист и упырь, ради своей власти способный с легкостью пожертвовать жизнями десятков людей, как в упавших самолетах, сотен, как во взорванных домах на Гурьянова и Каширке, и даже сотен тысяч, как в подвергаемой уже 5 лет кровавому русскому геноциду Ичкерии. Но все же ни расхожая в России версия о том, что оба самолета были взорваны, ни дополняющее ее мнение чеченских журналистов из рядов Сопротивления о том, что эти захваченные самолеты Путин приказал сбить, не представляются убедительными. Скорее уж вспоминаются сталинские времена: каждая авария на производстве из-за халатности рабочих, каждый сошедший с рельсов поезд тут же объявляются «диверсией» и «вредительством», после чего срочно арестованные «троцкистско-бухаринские шпионы и диверсанты» из числа инженеров и работяг расстреливаются пачками. С тех времен пропаганда НКВД-КГБ-ФСБ не стала ни умнее, ни тоньше, ни разнообразнее. Именно железобетонная, примитивность и тупость, рассчитанная на быдло, выдает зачастую замыслы и планы Лубянки. Словосочетание «следы гексогена», кажется, невозможно уже слышать без горького смеха с осени 1999 года, особенно со дня ареста красильщика-ингуша Дакхильгова - и тем не менее весь пропагандистский набор желтых СМИ тут же оказался налицо: и «следы гексогена», и «шахидки-смертницы», которых никто не видел, но все про них откуда-то знают; и все прочее, знакомое по недавнему, но так хорошо памятному прошлому... Сообщения же, пришедшие буквально через пару дней - о том, что якобы два автомобиля у метро «Рижская» в Москве тоже взорвала «шахидка-смертница», причем не простая, а сестре одной из «самолетных» «шахидок», - вызывают уже просто гомерический хохот до слез. И это притом, что о двух взорвавшихся автомобилях в первые полчаса-час после взрыва СМИ говорили точно, четко, без тени сомнения - и при том, что мировая практика не знает случая, когда бы оставленные где-то машины, начиненные взрывчаткой, нуждались бы в прохождении рядом с ними каких угодно «шахидок» и вообще кого бы то ни было... Впрочем, есть и кое-что новенькое в их пропаганде: некая никому не известная доселе «исламистская» организация, НЕ ЧЕЧЕНСКАЯ, но взявшая на себя и упавшие самолеты, и взрыв у «Рижской». Но нельзя не заметить, что и тут фантазия лубянских пропагандистов несколько выдохлась, раньше они придумывали куда забористей и круче. Например, когда после 11.9.2001. «обнаружили» в чеченских горных пещерах руководство по управлению «Боингом» на чеченском языке... По количеству бессмысленных жертв среди прохожих, по тотчас же зазвучавшим со всех сторон воплям о «шахидке-смертнице», которую опять же никто не видел, - можно смело предположить, что взрыв у метро «Рижская» организован самой же Лубянкой, или, говоря шире, - самим же путинским режимом. Такие вещи этот режим совершал уже не раз - начиная опять же с тех самых взрывов осени 1999 года на Гурьянова и Каширке, из которых и вырос этот режим. Самый яркий из последующих примеров такого рода - взрыв в вагоне метро 6 марта 2004 года, по которому, кстати, похоже, давно уже заглохло и следствие, и какая-либо информация в прессе, и вообще какой бы то ни было общественный интерес. Закопали погибших, поплакали - и забыли, и шумные поначалу реляции следствия как-то сами собой сходят на нет, потому что если копать активно - сами понимаете, можно ведь очень серьезно нарваться... А что до самолетов - при общеизвестной тотальной технической изношенности всего и вся в России они вполне могли упасть и сами, без всяких взрывов, а путинская пропаганда тут же использовала этот случай на манер сталинской, против своих главных врагов. Или же, как предположил один из журналистов «Кавказ-центра», поскольку оба самолета вылетели из одного аэропорта, «Домодедово», - видимо, пилоты перед вылетом бухали вместе... «Уж сколько раз твердили миру», что построенный на крови и провокациях режим, к тому же ни на йоту не улучшающий жизнь народа, может держаться и длить свое существование только кровью и провокациями. И от того, что на недавнем «трехстороннем саммите в верхах», как сообщали российские СМИ, Ширак и Шредер «фактически признали итоги выборов в Чечне», возмездие кровавым палачам чеченского народа не становится менее неотвратимым. И эту нависшую над ними угрозу эти палачи, между прочим, прекрасно осознают. И собственный народ им тоже приходится держать в покорности, страхе и в надлежащем градусе античеченской, ксенофобской и шовинистической истерии, время от времени разжигая эту истерию новыми взрывами, новыми жертвами и новыми разговорами о «чеченских шахидках», вошедших в моду у путинско-шабалкинской пропаганды после «Норд-Оста». Чем больше увязает Россия в ставшей для нее роковой кавказской колониальной войне - тем чаще и тем с большей жестокостью необходимо Путину запугивать и взвинчивать собственное население, - чтобы отвлекать внимание, чтобы, упаси Бог, не вышло из-под контроля, чтобы не падал слишком уж низко рейтинг. Такова с 1999 года разгадка таинственных взрывов по всей России с многочисленными жертвами под аккомпанемент телевизионной болтовни о неуловимых «шахидках-смертницах». Впрочем, чего еще ждать от органов, которые в 1941-м переодевались в немецкую форму и жгли советские деревни - только для того, чтобы вызвать у населения ненависть к немцам... А вот со школой в Беслане, похоже, и впрямь произошло что-то серьезное - хотя бы потому, что там русская пресса совсем не говорит о «шахидках». Кто конкретно захватил школу - из сообщений этой самой прессы понять пока невозможно, о жертвах тоже не сообщается, за исключением двух погибших в самом начале. Словом, остается только еще раз сформулировать общий принцип - нечто вроде рубрики «Как надо понимать» в НБП-шной газете «Лимонка». Итак, как же надо понимать захват кем-то - предположительно, партизанами одного из национально-освободительных движений Кавказа - школы с детьми в Беслане? Понимать надо так, что своими кровавыми преступлениями, своей агрессорской политикой, своей изуверской жестокостью Россия подставляет под удар не только своих взрослых граждан, но и своих детей. Сколько бы ни было захвачено детей в этой школе, сколько бы их ни погибло завтра или послезавтра в неизбежной «освободительной» спецназовской операции а la «Норд-Ост» - все равно это будет неизмеримо, непредставимо меньше тех 42-х тысяч чеченских детей школьного возраста, убитых русскими оккупантами, про которых уже сказал в своем заявлении Генеральный представитель Президента ЧРИ Умар Ханбиев. И детей, и взрослых; и вообще - зверское убийство оккупантами 250 с лишком тысяч чеченских мирных граждан вопиет к небу об отмщении, и кто бы ни оказались, в конце концов, эти «террористы» в Беслане - их действия есть результат путинской политики на Кавказе и ответ на терроризм и преступления кремлевской камарильи, продолжающей ежедневно убивать детей, заливать кровью Кавказ и отравлять весь мир смертоносными бациллами русизма. «Какой мерой мерите, такой же и вам будет отмерено». Веселый месяц сентябрь в России еще только начался… Борис Стомахин, для «Кавказ-Центра»

BNE: Москва бессильна перед терроризмом Московские власти грозятся внести в Госдуму собственные предложения по усилению мер безопасности, однако, судя по всему, никаких эффективных наработок в этой области у столичных экспертов просто нет На состоявшейся в пятницу пресс-конференции с многообещающим названием «Законодательная база для ужесточения паспортного режима в Москве и усиления контроля за приезжими» председатель Мосгордумы Владимир Платонов так долго и нудно говорил ни о чем, что стало совершенно очевидно: столичные власти либо вообще не собираются предпринимать никаких дополнительных мер безопасности в связи с недавними терактами, либо собираются преподнести москвичам нечто столь сенсационное, что даже боятся говорить об этом заранее. «Скорее уж первое», –прокомментировал предположение RBC daily источник в Мосгордуме. «Необходимо активизировать работу милиции», «повышать социальную ответственность населения», «увеличивать административную ответственность органов», старательно повторял г-н Платонов. Ситуация с обеспечением безопасности в Москве – городе, наиболее подверженным террактам, действительно выглядит удручающе. Введенные столичными властями меры, в частности система регистрации иногородних, практически не работают, принося «дивиденды» лишь сотрудникам правоохранительных органов. Повлиять же на ситуацию с милицией Москва не может. Как справедливо отметил Владимир Платонов, «за последние годы было сделано все, чтобы городские власти никак не могли ее контролировать». Радикальные же инициативы некоторых московских депутатов (в частности, Юрия Попова, предлагавшего использовать в столице биометрические характеристики для регистрации мигрантов) встречают ярые нападки со стороны федерального центра. Похоже, что городским властям ничего не остается делать, как пускаться в пространные рассуждения. «Некоторые законопроекты могут пугать журналистов и граждан», – заявил в начале своего выступления Владимир Платонов. Судя по его дальнейшей пространной речи, столичные власти сейчас готовят свои предложения по усилению мер безопасности в городе, которые собираются представить федеральному центру в ближайшее время. «Предложений много, и озвучить их я сейчас не могу», – сразу же пресек дальнейшие вопросы председатель столичной Думы, после чего все его заявления звучали исключительно в контексте «не исключено, что…». Так, в частности, городские правители собираются и в дальнейшем развивать системы видеонаблюдения в подъездах и дворах, несмотря на активную критику таких мер со стороны ряда международных организаций. «Системы видеонаблюдения не ущемляют право граждан на личную жизнь, если только граждане не будут заниматься личной жизнью в общественных местах», – считает г-н Платонов. Впрочем, внедрение таких систем – достаточно дорогостоящее удовольствие, поэтому возможно, что гражданам будет предложено самим заплатить за установку в подъезде их дома «всевидящего ока». Не исключено, что вернутся в столице и к практике эвакуации «забытых» машин. «К сожалению, получилось так, что этим правом воспользовались не совсем порядочные люди, – посетовал Владимир Платонов, заметив, однако, что «проблема бесхозных машин в городе по-прежнему существует». Впрочем, как пообещал председатель Мосгордумы, автомобилисты обязательно будут предупреждены о возможных последствиях специальными табличками: «Если вы оставите здесь свою машину, она будет эвакуирована». По сути, на этом конструктивный рассказ о предложениях столичных чиновников Владимир Платонов закончил и перешел к критике «законопроекта одного депутата Мосгордумы». Не трудно догадаться, что речь идет о предложениях Юрия Попова, который разработал законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»». В частности, в проекте было предложено использовать биометрические характеристики для регистрации мигрантов (отпечатки пальцев), а также временно ограничить права граждан страны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Основанием для этого могут быть официальные данные социальной и криминальной статистики, результаты переписи населения, а также другие этнодемографические и этносоциальные исследования. Проект был отклонен и подвергся резкой критике со стороны различных силовых ведомств. По мнению же г-на Платонова, «этот проект идейно некорректен, к тому же это грубое нарушение конституции». Столь резкое отношение председателя Мосгордумы к радикальным предложениям коллеги вполне понятно. Москва и так постоянно подвергается резкой критике центра за своевольность и постоянное желание «закрыться». Радикальные предложения г-на Попова – прекрасный повод для очередных нападок. Однако что касается действующего в столице регистрационного режима приезжих, который также многие эксперты и международные организации считают антиконституционным, с такой позицией Владимир Платонов не согласен. На вопрос одного из журналистов о том, не нарушают ли столичные власти закон, имея в виду ряд решений КС на эту тему и неоднократные заявления международных организаций, г-н Платонов ответил резким: «Никогда не говорите, что московские власти нарушают закон, потому что этого нет». Действующую же систему регистрации он считает крайне полезной, более того – помогающей мигрантам получать социальную помощь и даже повышать себе заработную плату. «Законы пишутся не против людей, а для людей, нужно только уметь это видеть», – напутствовал Владимир Платонов. Впрочем, такая позиция городских властей, по мнению экспертов, вполне понятна. Ситуация с обеспечением безопасности в городе действительно непростая. В новом бюджетном кодексе отменена статья «за выполнение столичных функций», запрещается субъектам федераций также иметь отдельные расходы «на безопасность». Даже существующие в столице меры по регистрации иногородних решают лишь проблему обогащения милиции. Поднять же заработную плату сотрудникам ГУВД город не может (это не входит в его полномочия), а федеральный центр не хочет. «В принципе федеральные власти правы: сколько ни поднимай зарплату милиционерам, они все равно будут брать взятки, – сказал RBC daily сотрудник ГУВД. – Поэтому в условиях, когда не работают уже принятые меры безопасности, принимать новые, по меньшей мере, малоэффективно». Радикальные же нововведения столичных чиновников встречают яростные нападки со стороны силовиков и федерального центра. «Такая реакция вполне понятна, – продолжает сотрудник ГУВД. – Например, системы видеонаблюдения ведь не только регистрируют преступников, но и показывают, как вела себя милиция, как быстро приехала, что делала». Обострять же до предела отношения с центром Москве, конечно, невыгодно. Похоже, единственное, что остается столичным чиновникам, – это поучиться у Владимира Платонова искусству говорить много, не говоря ничего. Отдел политики Наталья Бендина, 13.09.2004

BNE: Россия может платить жизнями за взятки Ким Мерфи Две молодые женщины появились у авиакассы, не забронировав места заранее, но в России подобное препятствие не является непреодолимым. Они сунули около 175 долларов билетному спекулянту. Он передал 30 долларов сотруднику авиакомпании, курировавшему рейс, вылетавший в 9:35 вечера в Сочи, чтобы Сацита Джебирханова могла попасть на борт. Ее подруге, Аманте Нагаевой, повезло меньше. Самолет, на который она надеялась попасть, чтобы добраться до Волгограда, улетел в 9:20 вечера. Она начала нервничать, кричать и требовать, чтобы ее посадили на следующий рейс, неважно, в каком направлении. Спекулянт сказал, что ей не о чем волноваться, если она хочет в Волгоград, она полетит в Волгоград. Нагаева, вместе с взрывным устройством, которое, видимо, было при ней, села на самолет, вылетавший в 22:20. Оба самолета взорвались с интервалом в девять секунд в 22:53 24 августа. При этом погибли все 90 человек, находившихся на борту. В России сесть в полный самолет стоит не на много дороже, чем в самолет, где места есть. Превысив скорость на Садовом кольце в Москве, с транспортной милицией можно договориться за 35 долларов. Отменить налоговую проверку в своей компании или напустить ее на конкурентов стоит 30 тыс. долларов. Проезд через блокпост в Чечне стоит 2 доллара. Коррупция в России стала обычным явлением, но ее уже не относят к разряду преступлений, где не бывает жертв. Подозрения, что коррупция в правоохранительных органах сыграла свою роль в недавних терактах, включая захват школы в Беслане 1 сентября, где, по словам очевидцев, вооруженные до зубов террористы прошли милицейский блокпост, породили новый взгляд на взаимосвязь между подкупом и насилием в сегодняшней России. «Проблема борьбы с коррупцией вышла в нашей стране на новый уровень, – заявила Елена Панфилова, глава российского отделения Transparency International, ведущей мониторинг коррупции во всем мире. – После событий августа и сентября коррупция стала проблемой выживания для каждого отдельного человека, каждый день». Президент России Владимир Путин на следующий день после трагедии в Беслане высветил проблему, подчеркнув слабость страны, из-за которой стал возможным захват школы, унесший жизни 340 человек. «Мы позволили коррупции подорвать нашу судебную и правоохранительную систему», – заявил он. По словам бывших заложников в Северной Осетии, захватчики говорили им, что легко добрались до школы, подкупая милицию по пути. «Террористы сказали: «Имейте в виду, ваши власти лживы и продажны, мы купили их на корню», – вспоминает бывшая заложница Людмила Боева. Захватчики говорили, что первоначально планировали взять заложников в крупном городе, Владикавказе, но «у них не хватило денег». «Все дело было в деньгах, – сказала Светлана Череповская, редактор еженедельной газеты в Беслане, потерявшая в результате теракта 14-летнюю дочь. – Как можно объяснить тот факт, что террористы днем прошли через блокпост? Говорят, что их сопровождал милиционер, который показывал им дорогу. Люди позже видели его в отделении милиции, с ранением лица. Он был под арестом». На прошлой неделе прокуратура предъявила обвинения в преступной халатности трем заместителям милицейских начальников в Северной Осетии в связи с захватом школы. Ожидается, что аналогичные обвинения будут предъявлены еще двум офицерам. Также предъявлены обвинения трем сотрудникам милиции в соседней республике Ингушетия, где готовился теракт. Но следователи отметили, что не нашли никаких доказательств подкупа. «Я категорически отвергаю обвинения в том, что боевики прошли через зону ответственности милицейского блокпоста за деньги», – заявил в интервью пресс-секретарь министерства внутренних дел Северной Осетии Исмель Шаов. «Даже самый закоренелый взяточник не стал бы набивать свои карманы за счет жизней сотен людей, – сказал он. – Одно дело, когда милиционер за деньги пропускает через блокпост грузовик с водкой. Но совсем другое дело пропустить группу вооруженных людей в город, где живут твои родственники». Бывшему начальнику бесланской милиции Мирославу Айдарову, уволенному вскоре после захвата школы, тоже грозит уголовное расследование в связи с преступной халатностью. Айдаров, находящийся в больнице во Владикавказе из-за высокого давления, заявил в интервью, что милиция сделала все, что могла, исходя из имеющихся ресурсов. «Я нормальный милиционер. Я не пограничник, – сказал он. – Так как же я мог охранять административную границу Северной Осетии с другой республикой? Установить колючую проволоку, устроить минные поля по всему периметру, чтобы не допустить незаконного проникновения?» По поводу взяток он заявил: «Я могу допустить, что некоторые сотрудники берут взятки. Но не до такой степени, никто не стал бы подвергать опасности жизни своих близких за пачку рублей». В случае с двумя смертницами, взорвавшими самолеты, вылетевшие августовским вечером из аэропорта Домодедово, власти предъявили обвинения не только спекулянту и агенту авиакомпании, но и главе антитеррористической службы аэропорта. Генеральная прокуратура заявила, что Джербиханова и Нагаева вызвали подозрения, прибыв в аэропорт рейсом из Дагестана. Но офицер пропустил их к билетной кассе, не проверив их багаж. В данном случае обвинения во взяточничестве не предъявлены. По словам офицера, он пропустил женщин, так как их паспорта были в порядке. Но россиян все сильнее беспокоит то, что эндемический характер коррупции в милиции представляет все большую опасность для общества. Многие задаются вопросом, можно ли допустить, что человек, получающий 200 долларов в месяц, не отвернется, когда террорист-смертник попытается войти на станцию метро, сесть в поезд дальнего следования, миновать металлоискатель у входа в театр? «О чем ему беспокоиться, если он получил деньги и знает, что его семья в безопасности? Станет ли он думать о несчастных, севших в самолет, куда он только что пустил террориста? Конечно, нет – с глаз долой, из сердца вон. Люди улетят, и он никогда больше их не увидит», – заявил на условиях анонимности высокопоставленный офицер московской милиции. «Многие думают: родина мне не платит, ей безразлично, как я живу, она не станет заботиться о моей семье, когда меня убьют. Так почему я должен ее защищать?» Георгий Сатаров из фонда INDEM, который недавно завершил работу над докладом о коррупции в России, заявил, что коррупция в правоохранительных органах отражает неэффективность работы правительства. «Коррупция в правоохранительных структурах – это только часть феномена, сигнализирующего об общей неэффективности государственной власти и управления», – заявил Сатаров. Граждане России привыкли пользоваться удобствами коррупции, «и люди не перестают думать о том, что их коррупция может стоить кому-то жизни», добавил Алексей Макаркин, аналитик московского Центра политических технологий. «Может быть, кто-то из кассиров Домодедово внезапно ужаснется тому, к каким последствиям привела коррупция. «Посмотрите, что мы наделали», – скажет этот кассир. Но это чувство продлится недолго, – добавил он. – Через пару недель все пойдет как раньше, и билеты снова начнут продавать из-под полы». По словам Череповской, мало кто из жителей Беслана думает, что власти сообщат правду о результатах расследования захвата школы и назовут имена виновных. «Я знаю в милиции людей, берущих взятки, и после трагедии ничего не изменилось. Они сидят там же и берут так же, – заявила она. – Всю правду мы узнаем только через пять-десять лет

bne1: Отбросы общества нас не защитят Петр ГРИНЕВ, 27 октября, 02:44 Вчера в Геленджике открылась I международная конференция "Терроризм и электронные СМИ". Это мероприятие, вероятно, было приурочено к трехлетию со дня проведения операции по освобождению заложников из театрального центра на Дубровке. Во всяком случае, начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин построил свой доклад, в основном, на анализе тех событий. Он заявил, что "операция на Дубровке была проведена не просто оптимально, а идеально", однако полному ее успеху помешали "действия отдельных журналистов". Выступив с подобным заявлением в Геленджике, а не в Москве, где в это же время перед зданием театра собрались люди, пережившие трагедию трехлетней давности, а также родственники и друзья погибших, Пронин поступил довольно благоразумно. Вряд ли среди собравшихся на панихиду по жертвам "Норд-Оста" нашелся бы второй Виталий Калоев, но никто не возьмется предугадать, что могли бы сделать оскорбленные люди, услышав про "идеальные" действия по освобождению заложников, в результате которых, по официальным данным, погибли 128 или 130 человек, причем большинство заложников погибло в результате отсутствия своевременной квалифицированной помощи после применения отравляющего газа. Между тем, в Геленджике Пронин объяснил, в чем провинились журналисты. Он рассказал следующую историю: "Мы были готовы начать операцию уже спустя несколько часов после захвата театрального центра на Дубровке. Группа "Альфа" должна была пойти наземным и подземным маршрутами. Однако журналисты, неизвестно как оказавшиеся на крыше одного из зданий, увидели движение групп и передали в прямой эфир: "Спецназ пошел. Началась операция". Как следствие, два альфовца получили тяжелые ранения, и мы вынуждены были прервать операцию". Из-за того, что "пауза растянулась на трое суток, у заложников развилось обезвоживание "и это стало причиной смерти большинства заложников от применения газа". Этот пассаж милицейского генерала заслуживает специального комментария. Во-первых, прежде чем начинать операцию, следовало бы выставить оцепление и выдворить всех посторонних из зоны оперативных действий. Во-вторых, если причина смерти людей кроется в том, что газ нельзя было применять в помещении, где находятся люди, страдающие от обезвоживания, значит, применять его не следовало. В-третьих, ранее руководители операции говорили о вине врачей, которые не объяснили спасателям, как надо выносить и транспортировать потерявших сознание людей. В свою очередь, врачи жаловались, что им не сообщили состав применявшейся газовой смеси и не снабдили антидотами, которые могли бы спасти заложников. В-четвертых, неплохо было бы объяснить, как боевики смогли добраться до Москвы, подготовить операцию по захвату театрального центра, с оружием и взрывчаткой оказаться в зрительном зале и захватить заложников. Очевидно, что все перечисленные вопросы находятся в зоне ответственности правоохранительных органов, а никак не журналистов. Тем более что журналисты освещали в прямом эфире из Москвы только трагедию на Дубровке, тогда как, по сообщению Пронина, "с 1999 по 2004 г. в Москве произошло 13 терактов, в результате которых погибли 354 человека и 647 пострадали. Особенно остро проблема терроризма в Московском регионе проявилась в 1999 г., когда было совершено пять терактов, в результате которых погибли 147, пострадали 289 человек". Между тем, основной идеей доклада Пронина было как раз утверждение, что электронные СМИ, сообщая детали спецоперации, играют на руку террористам. Поэтому они должны "информировать общество о ходе расследования терактов только в пределах предоставляемой следственными органами информации". Глава московской милиции заявил, что "СМИ и власть, в том числе силовые структуры, должны найти точки соприкосновения и продуктивно работать". Слова Пронина означают, что граждане должны получать только дозированную информацию, которую сочтет нужным сообщить нам начальство. А все, что выходит за рамки официальной версии, вообще не должно предаваться гласности. Если следовать рекомендациям Пронина, мы будем слышать только победные реляции про то, как замечательно сработали спецслужбы на Дубровке, в Беслане или в Нальчике. И никогда не получим объективной информации о реальном положении дел на фронте борьбы с терроризмом. Ну а генерал милиции Пронин все рассказывал о достижениях своего ведомства, к числу которых он отнес и планы по значительному увеличению заработной платы рядовых сотрудников органов. "Пока мы не будем платить заработную плату сотрудникам адекватно риску, мы будем получать отбросы общества", – заявил начальник столичного ГУВД... Не хочется думать, что до сих пор борьбой с террором и защитой граждан от боевиков занимались люди, которых даже их руководители называют "отбросами общества". А может, Пронину виднее? Что



полная версия страницы