Форум » Терроризм, коррупция » Новые Известия//По линии родства. Госдума намерена расширить число антикоррупционных мер » Ответить

Новые Известия//По линии родства. Госдума намерена расширить число антикоррупционных мер

BNE: 29 января 2008 г. По линии родства. Госдума намерена расширить число антикоррупционных мер АНДРЕЙ ДОЛГИХ За коттедж, записанный на жену, чиновнику тоже придется отчитаться. Вчера первый заместитель парламентского комитета по безопасности Михаил Гришанков сообщил, что в скором времени в Думу может быть внесен новый проект закона «О противодействии коррупции». Среди нововведений он выделил обязательное декларирование имущества членов семей госчиновников. Но, по мнению независимых экспертов, полезный по своей сути закон вряд ли будет эффективным при нашей системе правоприменения. По словам Михаила Гришанкова, «антикоррупционный пакет» был подготовлен межведомственной рабочей группой, поскольку России необходимо ввести в законодательство положения двух международных документов, которые страна уже подписала: Конвенции ООН против коррупции 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Как сообщил депутат, новый проект закона содержит комплекс мер, направленных на минимизацию коррупции, искоренение порождающих ее причин, «на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения чиновников». В частности, в нем содержится норма об обязательном декларировании должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи. Обязательный контроль «по линии родства» предполагается установить также над сделками и финансовыми операциями. А требование о декларировании имущества разработчики считают необходимым распространить на работников правоохранительных органов и спецслужб и их семьи. «Я думаю, что законопроект достаточно легко будет принят в ходе весенней сессии парламента, – сказал «НИ» зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. – В целом нельзя не поддерживать положения закона, касающиеся обязательного декларирования имущества членов семей должностных лиц, работников правоохранительных органов и спецслужб. Разумеется, будут некоторые исключения. Раскрывать информацию о секретных агентах или внештатных сотрудниках спецслужб было бы глупо». По мнению независимых специалистов, на бумаге закон неплох, но проблемы отечественной системы правоприменения могут свести его на нет. «Нормы законопроекта соответствуют требованиям международных конвенций, и, опираясь на опыт западных стран, можно констатировать, что предусмотренные меры являются одними из наиболее действенных антикоррупционных инструментов, – рассказала «НИ» директор Центра антикоррупционных исследований Transparency International – Россия Елена Панфилова. – Другой вопрос – заработает ли закон в наших реалиях. Необходимо выстроить прямую взаимосвязь: при обнаружении правонарушений должны автоматически применяться соответствующие санкции. Но в условиях существующей системы правоприменения найдется 1001 путь, когда закон пойдет не во благо, а во вред». Действительно, возникают серьезные опасения, что выявляемые факты взяточничества тех или иных госчиновников, либо работников правоохранительных органов будут использоваться не во имя торжества правосудия, а останутся внутри проверяющих структур и превратятся в еще одно орудие давления на противника в войнах силовиков. «Чтобы снизить риск подобного развития событий, разумно выглядит создание отдельного антикоррупционного органа, независимого от других силовых структур», – считает г-жа Панфилова. Однако, по мнению Геннадия Гудкова, необходимости в такой структуре нет. «Информация о доходах должностных лиц должна быть в открытом доступе, тогда чиновников будут контролировать не только органы надзора, а все общество. Для нормальной реализации закона достаточно создания общероссийского координационного центра, который бы продвигал государственную антикоррупционную политику», – говорит парламентарий. Что же до нынешнего положения дел, то эксперты полагают, что борьба с коррупцией в России, если и ведется, то хаотично. «Если смотреть правде в глаза, то уже долгое время положительных подвижек нет. Отсутствует системный прорыв. Есть лишь точечные удары, вроде нескольких громких арестов. Причем всплески активности совпадают с предвыборными периодами», – отмечает г-жа Панфилова. К перспективе принятия закона она относится позитивно. «Большое достижение, что он начнет называть вещи своими именами, определит понятие «коррупция». Ведь у нас во многих случаях даже откаты не считаются взяткой. Так что эта ясность может служить неким плацдармом для решения проблем», – говорит эксперт. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ Кроме Уголовного кодекса, напрямую запрещающего чиновникам воровать, брать взятки и злоупотреблять служебным положением, в российском законодательстве уже есть и другие нормативные акты, исполнение которых могло бы решить проблему. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27.07.2004) запрещает госслужащим выполнять иную оплачиваемую работу без предварительного уведомления об этом своего нанимателя, а также если эта дополнительная работа влечет за собой конфликт интересов с должностными обязанностями чиновника (ст. 14). Чиновники обязаны ежегодно предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (ст. 15). Закон запрещает участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать ценные бумаги, оставлять себе подарки дороже 5 МРОТ (500 руб.), получать денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Если владение госслужащим ценными бумагами может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему акции в доверительное управление специализированным организациям. Даже после увольнения с госслужбы бывший чиновник не может в течение двух лет занимать должности (или работать по договору) в организациях, которые он курировал, находясь на госслужбе (ст. 17). Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (№3132–1 от 26.06.1992) и федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (№ 3-ФЗ от 8.05.1994) накладывают похожие ограничения на судей и парламентариев. Взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами регламентируют федеральные законы «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 94-ФЗ от 21.07.2005), «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (№ 134-ФЗ от 08.08.2001), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№ 128-ФЗ от 08.08.2001), «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (№ 129-ФЗ от 08.08.2001), «О бухгалтерском учете» (№129-ФЗ от 21.11.1996), «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 07.08.2001), «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ от 24.07.2007).

Ответов - 7

BNE: Куда девяностым МВД: Растет влияние криминала на легальный сектор экономики В России растет влияние организованной преступности на легальный сектор экономики. Как пишет "Газета" GZT.Ru, такой вывод содержится в докладе главы МВД Рашида Нургалиева, подготовленном к заседанию коллегии МВД по итогам работы органов внутренних дел в 2007 году. Заседание пройдет в Москве в среду, ожидается присутствие президента. В результате активной интеграции, происходящей, по мнению авторов доклада, в криминальном мире, выделились крупные организованные преступные формирования, оказывающие значительное негативное влияние на состояние криминальной, социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионах и федеральных округах России. Представителями организованного криминалитета либо непосредственно создаются хозяйствующие субъекты, либо материальные и финансовые средства, добытые преступным путем, инвестируются в легальный сектор экономики. При этом под их криминальный контроль попадают не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и крупные промышленные предприятия. В материалах МВД констатируется высокий уровень коррупционной пораженности государственного аппарата, особенно структур, осуществляющих полномочия по распределению разрешений и квот на использование земли, природных ресурсов, наделению правом осуществления наиболее рентабельных видов хозяйственной деятельности, а также выполняющих контрольно-надзорные функции. Этот фактор, по мнению авторов доклада, резко замедляет развитие экономики. Ущерб интересам государства и частного бизнеса наносит и деятельность коррупционеров в сфере распределения бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов. Как отмечается в докладе, под эгидой департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом МВД недавно сформировано особое оперативно-розыскное бюро #10 МВД России. Оно будет специализироваться в первую очередь на борьбе с коррупцией. Кроме того, руководство МВД вынуждено признать, что профессионализм сотрудников ведомства снижается. В 2008 году МВД ожидает волны социальной напряженности, гасить которую в первую очередь придется милиционерам. "Учитывая продолжающийся рост инфляции в стране, неразрешенность социальных проблем в обществе, не исключены протестные выступления населения практически во всех регионах страны", - прогнозируют авторы доклада министра. 06.02.2008 09:42

BNE: Д.Медведев подписал закон об антикоррупционной экспертизе Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", сообщила пресс-служба главы Российского государства. Этот документ был принят Государственной думой 3 июля 2009г. и одобрен Советом Федерации 7 июля 2009г. Закон создает правовой механизм организации и проведения антикоррупционной экспертизы документов. Вводится понятие "коррупционные факторы" - положения нормативных правовых актов или проектов таких актов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего порядка, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для коррупции. Устанавливается, что прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании. Также в этот перечень входит законодательство, регулирующее деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией. Федеральные органы исполнительной власти в области юстиции проводят антикоррупционную экспертизу законопроектов, проектов указов президента РФ и постановлений правительства РФ, проектов концепций и технических заданий на разработку законопроектов, проектов официальных отзывов и заключений на законопроекты при проведении их правовой экспертизы, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, других госорганов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности, устанавливающих правовой статус организаций. Коррупционные факторы, выявленные в ходе правовой экспертизы, в ходе рассмотрения этих документов при госрегистрации, а также в ходе мониторинга применения нормативных правовых актов, отражаются в заключении. Заключение имеет рекомендательный характер. Рекомендации заключения учитываются на стадии доработки проекта нормативного правового акта или путем изменения принятого нормативного правового акта. Предусмотрена также возможность проведения институтами гражданского общества и отдельными гражданами независимой антикоррупционной экспертизы. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Это требование должно учитываться в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией. 20 июля 2009г.

BNE: Сочи. Справедливая Россия предлагает всем гражданам декларироватьсвои расходы www.k2kapital.com 10.08.2009 Председатель партии "Справедливая Россия" предложил ввести декларирование крупных расходов для всех россиян, об этом он заявил на встрече президента России с лидерами парламентских фракций в Сочи. По словам Миронова, необходимо на законодательном уровне установить, что любая покупка стоимостью больше 200 тысяч рублей должна фиксироваться. Он уточнил, что декларировать доходы должны все россияне, а не только чиновники. Дмитрий Медведев отметил, что в случае с декларированием расходов чиновниками все более-менее ясно, вместе с тем, вопрос о введении контроля за крупными расходами граждан страны требует тщательной проработки. "Вопрос о расходах требует скрупулезного анализа", - подчеркнул Медведев.

BNE: Москва. Чиновники из правительства Москвы подозреваются в получении взяток на 8 млрд руб. www.k2kapital.com 18.08.2009 В Москве возбуждено уголовное дело в отношении группы сотрудников департамента городского заказа капитального строительства комплекса городского строительства правительства Москвы, как сообщили в департаменте экономической безопасности МВД РФ, чиновники вымогали у предпринимателей около 8 млрд руб. По данным следствия, преступники вымогали и получали взятки от представителей коммерческих структур, принимавших участие в конкурсах по размещению госзаказа. Так, в период с мая 2008 года по май 2009 года они успели получить и обналичить около 8 млрд руб. «Лидер группы задержан с поличным при передаче ему незаконного денежного вознаграждения в размере 2 млн руб.», — отметили в МВД. В отношении членов преступной группы возбуждено уголовное дело по ст.159 УК РФ (мошенничество).

BNE: В России средний размер взятки в сфере образования - 20 тыс. руб. В России средний размер взятки в сфере образования составляет около 20 тыс. руб. Как сообщил сегодня журналистам заместитель начальника департамента экономической безопасности МВД РФ Алексей Шишко, в рамках оперативной профилактической всероссийской операции "Образование - 2009" с мая по сентябрь 2009г. было выявлено 3 тыс. 177 преступлений. В частности, выявлено 1 тыс. 46 фактов получения взятки, 97 фактов дачи взятки. Общая сумма выявленных взяток составила 22,6 млн руб. По словам А.Шишкова, наиболее коррумпированными оказались учреждения образования в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Чувашии и Тамбовской области. За теми регионами, где было выявлено самое большое число взяток, в следующем учебном году будет установлен особый контроль, отметил он. Заместитель начальника оперативно-розыскного бюро N3 МВД РФ Александр Хазин отметил, что формат сдачи единого госэкзамена в настоящее время не позволяет преступникам сформировать новые коррупционные схемы. В то же время в МВД считают, что делать выводы о влиянии ЕГЭ на ситуацию с коррупцией в учебных заведениях пока рано. В рамках операции "Образование - 2009", в частности, в Архангельской области было возбуждено уголовное дело по ст.293 УК РФ (халатность) в отношения заместителя начальника управления образования г.Северодвинска, подозреваемого в нецелевом расходовании бюджетных средств на сумму 9 млн руб. Кроме того, в отношении главы администрации г.Пущино Московской области возбуждено уголовное дело по ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) по факту хищения бюджетных средств в размере 4 млн руб., выделенных на ремонт детской спортивной школы. Ранее МВД сообщало, что с введением единого госэкзамена (ЕГЭ) в российских вузах стали все чаще отмечаться факты мошенничества в отношении абитуриентов с невысокими баллами. Сотрудники вузов берут деньги с таких абитуриентов в качестве взяток за гарантированное поступление. По словам замначальника департамента экономической безопасности МВД РФ Алексея Шишко, бывают случаи, когда абитуриенты с высокими баллами подают документы в несколько вузов, проходят по конкурсу и потом выбирают какой-то один. На не занятые ими места зачисляются "очередники" с более низкими баллами. Мошенники же утверждают, что это их заслуга. Весьма показательными можно назвать и результаты опроса, проведенного летом прошлого года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно его результатам, только треть россиян (33%) считают, что для поступления в институт нужны знания. Еще 14%, что ключевым фактором являются связи. Ну а подавляющее большинство, 49%, убеждены, что для поступления в вуз необходимы деньги. 15 октября 2009г

BNE: Взятка за трудоустройство на место автоинспектора составляет 300 000 рублей Командир взвода ПДПС УВД по г. Ростову-на-Дону подозревается в попытке мошенничества на сумму 300 тыс. рублей. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры Ростовской области. Согласно сообщению, в октябре 2009 г. подозреваемый получил от жителя Ростовской области 300 тыс. руб. за оказание ему помощи в трудоустройстве в одно из подразделений полка ДПС ГИБДД УВД по Ростову. // Преступные действия милиционера были пресечены сотрудниками УСБ ГУВД по Ростовской области. В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество). Сообщается также, что расследование дела взяла на контроль прокуратура области. www.autonews.ru

bneMUMBAI: Российский рынок коррупции оценили в 300 миллиардов долларов Международная организация Transparency International оценила рынок российской коррупции в 300 миллиардов долларов. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте TI. По индексу восприятия коррупции (ИВК) Россия занимает в мире 146 место из 180 возможных. РФ, имея рейтинг 2,2, делит 146 место с Украиной, Сьерра-Леоне, Кенией, Эквадором и Камеруном. Чуть выше расположились Белоруссия, Бангладеш, Нигерия и Уганда. Рейтинг составляется Transparency International на основе опросов экспертов и представителей деловых кругов 180 стран мира. 10 баллов выставляется странам с наименьшим уровнем коррупции. По сравнению с прошлым годом положение России в общемировой таблице практически не изменилось. Рейтинг страны по ИВК за год поднялся на 0,1 балла. Как отмечается в пресс-релизе, за последние два года рынок коррупции в России значительно увеличился. Так, в 2008 году средняя бытовая взятка составляла 8 тысяч рублей, тогда как сейчас ее размер подскочил до 27 тысяч. Наименее коррумпированными с точки зрения Transparency International оказались Новая Зеландия (9,4 балла), Дания (9,3) и Сингапур (9,2). США с рейтингом 7,5 расположились на 19-м месте. Лучший результат среди стран бывшего СССР продемонстрировала Эстония (6,6 балла, 27-е место). Наихудшие показатели - у Узбекистана (1,7 балла, 174 место). На самых низких ступенях рейтинга расположились Мьянма, Афганистан и Сомали. Последняя набрала всего 1,1 балла.



полная версия страницы