Форум » Олигархи и власть » Financial Times//Gunvor, Путин и я: правда о российском нефтяном трейдере » Ответить

Financial Times//Gunvor, Путин и я: правда о российском нефтяном трейдере

BNE: Financial Times//Gunvor, Путин и я: правда о российском нефтяном трейдере - новое! Gunvor, Путин и я: правда о российском нефтяном трейдере Письмо от Геннадия Тимченко Сэр, автор Вашей статьи "Наступательность" (Analysis, от 15 мая) претендовал на объяснение взлета нефтяного трейдера Gunvor, однако в этом материале содержалось много неточностей и ложных заявлений. Буду справедлив: ваш репортер отчасти стремился к равновесию и позволил нашему председателю совета директоров оспорить некоторые из неверных утверждений. Мне хотелось бы оспорить некоторые из тех утверждений, которые остались без опровержения. В статье мне как одному из основателей Gunvor было уделено большое место. Вы ложно утверждаете, будто за успехом Gunvor стоят мои особые отношения с экс-президентом России Владимиром Путиным. В действительности сообщения в прессе о масштабе каких-либо связей между мной и Путиным – это преувеличение. Взять, к примеру, компанию 1990-х годов Golden Gates, которая в статье названа "единственной обнаруженной FT компанией, в которой участвовали и Тимченко, и Путин". Термин "участвовать" употреблен тут в амбивалентном, вводящем в заблуждение смысле, поэтому позвольте мне заявить четко: к Golden Gates я имел настолько мало отношения, что можно даже сказать, что вообще не был с ней связан. В описываемый период я был государственным служащим, работая в учреждении под названием "Киришинефтехимэкспорт". Эта государственная компания получила долю в компании Golden Gates наряду с мэрией Санкт-Петербурга, где в то время работал Путин. Я не имел отношения к этой договоренности. Мое самое тесное участие состояло в том, что однажды меня попросили провести брифинг для группы сотрудников мэрии, в которую входил и Путин, о том, какие типы продукции возможно будет обрабатывать на модернизированном нефтеперерабатывающем заводе, если проект будет осуществлен. В вашей статье упоминается, что я якобы владел компанией, которая, как вы пишете, извлекла выгоду из крупной квоты на экспорт в рамках овеянной скандальным ореолом программы обмена нефти на продовольствие, организованной Путиным. И вновь то был не я. Компанией, которая получила квоту, было все то же государственное предприятие "Киришинефтехимэкспорт", а я был всего лишь его наемным сотрудником. Я не имел отношения к этой схеме. Я не помню никаких скандалов. Насколько я помню, компания осуществила поставки продовольствия, сдержав свои обещания. В Вашей статье утверждается, что Путин и я "настолько сблизились", что вместе основали клуб дзюдо. И вновь неточность. Верно, что я и еще три бизнесмена были спонсорами клуба дзюдо, почетным президентом которого стал Путин. Больше ничего – однако пресса вновь и вновь делает из этого безосновательное заключение, будто связи через клуб дзюдо означают, что Путин и я "близки", и на этой основе строятся теории заговора. В Вашей статье также содержатся неоправданные утверждения, будто мой успех в нефтяном бизнесе каким-то образом зиждется на фаворитизме. К примеру, вы упоминаете Hermitage Fund и его доклад, где сказано, что с 1999 по 2003 год "Сургут" продавал нефть фирме Kinex (долей в которой я действительно владел) по 35 долларов за тонну, то есть по цене ниже рыночной. Такого никогда не было. Продажи нефти с такой или подобной скидкой не имели места. Расчеты происходили по справедливой цене. Я подозреваю, что в докладе Hermitage Fund перепутаны цена, выплачивавшаяся за нефть на нефтеперерабатывающем заводе, и цена, которая выплачивалась на терминале. Разумеется, первая из них ниже второй, так как в нее не включены расходы на транспортировку и другие издержки. Примечательно, что стоимость доставки нефти с нефтеперерабатывающего завода "Сургута" (в отдалении от Санкт-Петербурга) на терминал в Эстонию составляла примерно 28 долларов с тонны, а расходы на перевалку на терминале равнялись еще 7 долларам. Смысл и общее впечатление, создаваемое Вашей статьей, не отвечают действительности. Моя карьера в течение более 20 лет в нефтяной отрасли не строилась на фаворитизме или политических связях. Более того, Gunvor – именно такая компания, какой она выглядит со стороны: это эффективный нефтяной трейдер, развившийся за 10 лет на базе превосходства в сферах логистики, транспортировки, надежности и цен. Когда заходит вопрос о ценах, спросите наших конкурентов и изучите наш послужной список на открытых тендерах. Правда тут, и это может увидеть каждый. Геннадий Тимченко, Gunvor, Женева, Швейцария. http://www.inopressa.ru/ft/2008/05/22/11:29:46/timchenko

Ответов - 3

Гмммм: В декларациях Тимченко нет миллиардов Каково состояние основателя Gunvor Геннадия Тимченко — тайна за семью печатями. Но теперь хотя бы известно, сколько налогов бизнесмен заплатил в 1999-2002 гг., будучи резидентом Финляндии, — 2,9 млн евро Елена Мазнева Анастасия Корня Ведомости 01.02.2011, 16 (2782) Вчера копии налоговых деклараций Тимченко получил Замоскворецкий суд Москвы — их представил адвокат Вадим Прохоров, представляющий интересы Бориса Немцова (копии документов есть и у «Ведомостей»). 17 декабря Тимченко подал в суд на Немцова и Владимира Милова, требуя опровергнуть ряд сведений в докладе «Путин. Итоги. 10 лет». Бизнесмена возмутило то, что его отнесли к «старым друзьям Путина», которые после прихода последнего к власти «превратились в долларовых миллионеров». Аргументы ответчиков: в 1999 г. доходы Тимченко составили около 326 000 евро, а уже в 2008 г. общее состояние бизнесмена достигало $2,5 млрд (оценка Forbes). Такой рост трудно объясним без учета дружеских связей с руководством страны, считает Прохоров. В декларациях миллиардов не видно. В 1999 г. доход Тимченко от заработка составил 326 929 евро, следует из документов (здесь и далее — доход, облагаемый налогом). Доходы от капитала были в тот год 1514 евро, а общие налоги и платежи — 163 892 евро. Пик доходов и выплат пришелся на 2001 г.: доходы от заработка — свыше 2,3 млн евро, от капитала — почти 2,6 млн евро, всего налоги и платежи — 1,97 млн евро. В сумме налоги за четыре года — 2,93 млн евро (см. подробнее www.vedomosti.ru). А более поздних налоговых деклараций нет, отмечает Прохоров: Тимченко переехал в Швейцарию, оттуда документы получить сложнее. Представитель Тимченко отказался от комментариев. Самый денежный актив Тимченко, о котором известно, — нефтетрейдер Gunvor. Впервые его обороты стали известны лишь в 2007 г., их раскрыл партнер Тимченко по Gunvor — Торбьорн Торнквист. Он сообщил Reuters, что в 2006 г. выручка Gunvor составила $30 млрд, а план на 2007 г. — $43 млрд (самые поздние данные — за 2009 г.: $53 млрд). «Прибыли исчисляются сотнями миллионов долларов, а не миллиардами», — уточнил Торнквист позднее, подтвердив заодно многолетние слухи о том, что Тимченко — один из основателей и основной владелец нефтетрейдера. А затем уже и сам Тимченко стал официально раскрывать активы в России: сначала пакет в «Новатэке» (сейчас — 23,49%, $8 млрд по вчерашним котировкам на LSE), потом почти 80% «Стройтрансгаза» и проч. В 2008 г. Forbes впервые оценил состояние Тимченко — в $2,5 млрд; оценка за 2009 г. — $400 млн, за 2010 г. — $1,9 млрд. Впрочем, какими были обороты Gunvor в 1999-2002 гг., неизвестно. Хотя компания работает на рынке с конца 1990-х. Тогда Тимченко был совладельцем Gunvor Energy с Британских Виргинских островов (вместе с партнерами по «Кинэксу»); компания торговала нефтью и нефтепродуктами «Сургутнефтегаза», отмечалось в недавнем решении Высокого суда Лондона по иску «Совкомфлота». Сам «Сургут» сообщал о контрактах с ЗАО «Кинэкс СПб», отмечая, что дает трейдеру «большую часть выручки». Но «Кинэкс СПб» была комиссионером: конкретно от «Сургута» в 1999-2001 гг. она получила $43 млн, следует из отчетов «Сургута». Покупала ли Gunvor все сырье у «Кинэкса» и были ли у нее миллиардные обороты уже в 1999 г., не ясно. Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/254179/v_deklaraciyah_timchenko_net_milliardov#ixzz1ChPcWbFp

Гмммм: Лондонский суд о Геннадии Тимченко Тайна рождения Gunvor, дрязги с партнерами, яхта для Путина Михаил Козырев | 23 декабря 2010 19:37 Как возникла Gunvor Геннадия Тимченко — Как Тимченко угрожал местью своему бывшему партнеру — «Яхта Путина» Яхта «Олимпия» в порту города Сочи Увеличить иллюстрацию Как возник бизнес Геннадия Тимченко, одного из крупнейших российских нефтетрейдеров? Теперь на этот вопрос есть ответ в документах британского правосудия. В решении Лондонского суда по иску «Совкомфлота» к его бывшему генеральному директору Дмитрию Скарге и предпринимателю Юрию Никитину со слов обвиняемых описаны обстоятельства возникновения компаний Геннадия Тимченко и его отношения с партнерами. А заодно упомянута яхта, которую Владимир Путин, по словам одного из обвиняемых, получил в подарок. Еще в 2005 году «Совкомфлот» подал несколько исков к своему бывшему генеральному директору Дмитрию Скарге и предпринимателю Юрию Никитину. Скаргу и Никитина обвинили в создании схемы, в рамках которой суда «Совкомфлота» сдавались в аренду и продавались по заниженным ценам. В начале декабря 2010 года судья Эндрю Смит вынес решение по делу. Претензии «Совкомфлота» удовлетворены лишь частично. Из $500 млн декларируемого компанией ущерба признаны $60 млн. Теперь Юрий Никитин должен их компенсировать судоходной компании. Интересно другое. В течение долгого времени Юрий Никитин вел совместный бизнес с Геннадием Тимченко, владельцем компании Gunvor и одним из крупнейших экспортеров российской нефти. Обстоятельно описав дело Юрия Никитина, судья Эндрю Смит в своем решении подробно процитировал рассказ о зарождении и развитии бизнеса Тимченко. Это первое «официальное» изложение истории бизнеса «человека, знакомого с Путиным» (как называет себя Тимченко): оно базируется на показаниях свидетелей, данных под присягой в ходе независимого судебного разбирательства. Forbes приводит с необходимыми комментариями пункты судебного решения, где речь идет о Геннадии Тимченко, его компании Gunvor и его отношениях с Владимиром Путиным. Как возникла Gunvor Геннадия Тимченко 183. Г-н Никитин родился в Санкт-Петербурге. Учился в Ленинградском кораблестроительном институте. … В 1982-1987 годах учился и работал в Москве. Тогда, будучи аспирантом в области внешней торговли, познакомился с г-ном [Андреем] Маловым, а через него с г-ном [Евгением] Катковым и г-ном [Геннадием] Тимченко. 184. В 1987 году Адольф Смирнов, на тот момент заместитель генерального директора «Киришинефтеоргсинтеза» (известного как «Кинеф»), крупнейшего российского нефтеперерабатывающего завода, подразделения «Сургутнефтегаза», отвечал за организацию продаж продукции «Кинефа». Он создал структуру под названием «Киришинефтехимэкспорт», также известную как Kinex. Г-н Малов был назначен заместителем генерального директора Kinex. Kinex отвечала за продажи нефтепродуктов «Кинефа» и закупки за рубежом необходимых материалов и оборудования. В конце 1980-х годов г-н Тимченко, а затем и г-н Катков также поступили на работу в Kinex. Согласно показаниям г-на Никитина, примерно в то время Тимченко установил хорошие отношения с Владимиром Путиным, который занимал пост вице-мэра Санкт-Петербурга … Заместителем г-на Путина в то время являлся Игорь Сечин ... 185. Вскоре Kinex был преобразован в отдельную от «Кинефа» компанию и в 1991 году переехал в собственный офис. Управляли Kinex г-н Смирнов, г-н Тимченко, г-н Катков и г-н Малов (здесь и далее в судебном решении эта группа лиц названа «Kinex partners». — Forbes). В период перестройки деятельность Kinex приносила большую прибыль, особенно после того как компания занялась нефтетрейдингом. Г-н Тимченко, базируясь в Хельсинки, работал на Urals Group (одна из первых частных структур в СССР, получившая право экспорта нефти. — Forbes). Затем, действуя в интересах «Kinex partners», установил контроль над бизнесом Urals Group в Скандинавии… 186. В 1994 году Kinex была преобразована в акционерное общество. В 1995-1996 годах «Кинеф», «Сургутнефтегаз» и Kinex были приватизированы. «Кинеф» стала частью «Сургутнефтегаза», однако Kinex сохранила независимость. В 1995 году, когда был приватизирован 51% акций Kinex, акции были переданы сотрудникам предприятия, включая топ-менеджеров г-на Малова, г-на Каткова, г-на Тимченко и г-на Смирнова. Свои пакеты акций они увеличили в 1996 году, когда были приватизированы оставшиеся 49% акций Kinex. …В 1998 году, вскоре после финансового кризиса, компания была признана банкротом и была замещена новой компанией, которая получила название Kinex Group, единственными акционерами которой являлись «Kinex partners». 187. В 1989 году г-н Никитин и его тесть, бывший капитан корабля, создали в Санкт-Петербурге консалтинговую компанию. Бизнес был очень успешный. В 1992 году г-н Никитин заработал свой первый миллион долларов. В 1992 году г-н Малов в интересах «Kinex partners» предложил г-ну Никитину развивать совместный с Kinex шипинговый бизнес. Г-н Никитину было предложено создать компанию, которая бы перевозила грузы Kinex. Прибыль от ее деятельности предполагалось делить пополам между г-ном Никитиным и «Kinex partners». Таким образом, в 1992 году учреждена компания Kirishi Shipping. В 1998 году этот бизнес был поглощен компанией Premium Nafta Products ltd (PNP) зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Ее офис располагался в Санкт-Петербурге, бенефициарами компании были г-н Никитин, г-н Малов, г-н Катков и г-н Тимченко, который распоряжался долей г-н Смирнова как своей собственной (Адольф Смирнов умер в 2004 году. — Forbes). Поскольку Kinex в 1990-е годы процветала, бизнес Kirishi Shipping, а затем и PNP быстро рос. К концу 1990-х компания переваливала в месяц около 1 млн т груза, фрахтовала около 200 судов за год. Суда фрахтовались на спотовом рынке. Однако примерно в 2000 году г-н Никитин пришел к выводу, что PNP необходимо начать брать суда в долгосрочную аренду. Эта возможность обсуждалась с «Kinex partners». 189. Г-н Никитин стал также партнером в железнодорожном бизнесе Kinex, который позже был передан под управление офшорной компании Nikolas Invest Corporation. Прибыль от бизнеса делилась между г-ном Никитиным, «Kinex partners» и г-ном Ааду Лукасом, который имел долю в проекте и частично контролировал нефтеперевалку эстонской компании «Пактерминал» (Таллин). В 1999 году Kinex начала торговать сырой нефтью, получаемой от компании «Сургутнефгегаз» (продолжая операции с нефтепродуктами с Киришского НПЗ), поставки шли через зарегистрированную на Британских Виргинских островах компанию Gunvor Energy. Сырая нефть поставлялась по трубопроводу на завод в Киришах, затем железнодорожным транспортом перевозилась в порты на Балтийском море. В этом бизнесе были задействованы и PNB (шипинговая компания. — Forbes), и железнодорожная компания, в которой участвовал г-н Никитин. Бенефициарами Gunvor Energy были г-н Никитин, г-н Тимченко, г-н Катков, г-н Малов, г-н Лукас, а также Торнбьорн Торнквист, друг г-на Тимченко. Как Тимченко угрожал местью своему бывшему партнеру 190. Весной или летом 2003 года отношения г-на Тимченко с г-ном Маловым и г-ном Катковым ухудшились . «Kinex partners» решили прекратить свои совместные предприятия и действовать самостоятельно. Г-н Никитин приписывает это, как минимум отчасти, уверенности г-на Тимченко в том, что, поскольку у него были хорошие отношения с президентом Путиным, он мог не включать г-на Малова и г-на Каткова в свои новые предприятия, в том числе в Gunvor International, которую он основал в 2002 году. Кроме того, г-н Малов и г-н Катков были возмущены тем, что г-н Торнквист, которого г-н Тимченко ввел в бизнес, по их мнению, превышал свои полномочия. Как бы то ни было, отношения партнеров по Kinex испортились. Г-н Малов и г-н Катков планировали ослабить бизнес г-на Тимченко, получив контроль над компаниями, которые управляли железнодорожными перевозками в Эстонию с Киришского НПЗ, где акции в равных долях принадлежали г-ну Тимченко, г-ну Малову, г-ну Каткову и г-ну Никитину. Г-н Тимченко, узнав об этом плане, попытался выкупить акции г-на Никитина. Однако тот предпочел продать их г-ну Малову и г-ну Каткову и взамен приобрел их доли в шипинговом бизнесе. Г-н Никитин засвидетельствовал, что г-н Тимченко угрожал ему местью, и я [судья Эндрю Смит] согласен с тем, что факт угроз в адрес г-на Никитина имел место. 191. По итогам раздела бизнеса в 2003 году г-н Никитин получил контроль над PNP и приобрел доли, принадлежавшие г-ну Малову, г-ну Каткову, г-ну Тимченко и г-ну Смирнову. PNP продолжала управляться из офиса в Санкт-Петербурга приблизительно десятью сотрудниками … 205. Г-н Никитин заявил, что [после того как «Совкомфлот» подал иски против компании Никитина Fiona] он слышал от источников, «которых я не могу назвать в целях их безопасности», что г-н Тимченко вместе с г-ном Франком и г-ном Сечиным «стоял за криминальными и административным действиями, направленными против меня». Он и г-н Скарга утверждали, что [иски «Совкомфлота» против компаний Никитина и к Дмитрию Скарге], также как и криминальные действия против них, были вызваны разногласиями г-на Никитина и г-на Тимченко, а также разногласиями г-на Скарги и г-на Франка. Никитин и Скарга дали показания о том, что действия, призванные подорвать и скомпрометировать их позиции, были предприняты еще до того, как г-н Скарга покинул «Совкомфлот». Согласно показаниям Никитина и Скарги, 22 июля 2004 года полиция совершила вооруженные рейды в офисы Henriot (эта компания участвовала в шипинговом бизнесе Никитина. — Forbes) в Санкт-Петербурге, «Совкомфлота» в Москве и «Новошипа» в Новороссийске. Г-н Скарга засвидетельствовал, что несколько дней спустя, когда он говорил с г-ном Франком о рейдах, г-н Франк о них знал. Утверждается, что г-н Катков и г-н Малов не были целью преследований, несмотря на то что они участвовали в некоторых из транзакций, на которые подали жалобы истцы. Причина в том, что г-н Франк состоит в дружеских отношениях с ними и г-ном Тимченко. 206. Это утверждение и свидетельство, на которых основывались ответчики, были оспорены истцами (представителями «Совкомфлота». — Forbes). Г-н Франк отрицал тесные отношения с г-ном Катковым, г-ном Маловым и г-ном Тимченко. Он сказал, что с 2000 года встречал г-на Каткова лишь 5-6 раз; что г-на Тимченко он впервые встретил в декабре 2004 года; что он не уверен, встречал ли он г-на Малова до 2005 года. Надежных свидетельств обратного нет, поэтому я склонен согласиться [с показаниями Франка]. «Яхта Путина» Один из эпизодов дела связан с продажей судов «Совкомфлота». Компания Norstar Кристофера Бонехилла, осуществлявшая посредничество при продаже, по мнению «Совкомфлота», получила слишком выгодные условия, а Бонехилл часть своей комиссии перевел на счета компаний, подконтрольных Скарге и Никитину. «Совкомфлот» утверждает, что Скарга, будучи главой компании и продавая суда на невыгодных для нее условиях, получил за это откат. Скарга все обвинения отверг. Однако в его показаниях по этому эпизоду всплыла неожиданная тема. Бывший директор «Совкомфлота» упомянул яхту, подаренную Путину. Судья Смит счел необходимым включить эти слова в текст решения по делу. 581. Г-н Скарга также сказал, что не знал ничего о договоренностях Бонехилла и г-на Никитина. И не был вовлечен в переговоры, предметом которых было участие Norstar в бизнесе «Совкомфлота». Он встретил мистера Бонехилла лишь однажды, зимой 2002-2003 года, когда обсуждал в Женеве, в кафе Lipp Breaserrie, яхту, которая была подарена г-ну Путину и управлялась компанией Unicom. Unicom Management Services — зарегистрированная на Кипре компания, которая управляет судами «Совкомфлота». Деятельность Unicom подробно описана в судебном решении. Однако о яхте Путина, за исключением приведенной выше цитаты, нет ни слова. Forbes обратился к Дмитрию Скарге с просьбой уточнить, что за яхту он имел в виду. «Публичная информация расположена по этой ссылке», — ответил Скарга и прислал по электронной почте адрес материала «Новой газеты», где речь шла о яхте «Олимпия», якобы подаренной Романом Абрамовичем Владимиру Путину в начале 2000-х годов. Официальной реакции на публикацию «Новой газеты» тогда не последовало. По данным charterworld.com, яхта «Олимпия» по-прежнему приписана к одному из российских портов. «Наши противники в ходе судебного слушания попытались политизировать процесс», — говорит Владимир Медников, заместитель генерального директора «Совкомфлота». По словам Медникова, «Совкомфлот» не стал тратить время и ресурсы на то, чтобы опровергнуть показания Скарги и Никитина по пунктам, не имеющим отношения к сути дела — компенсации ущерба, нанесенного судоходной компании. http://www.forbes.ru/ekonomika/lyudi/61453-londonskii-sud-obnarodoval-pokazaniya-o-gennadii-timchenko

БНЕ_Eilat: Тимченко оказался владельцем еще и аэропорта «Ведомости» обнаружили еще один авиационный актив в империи совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко. Вместе с совладельцем банка «Россия» Николаем Шамаловым он приобрел простаивающий терминал «Пулково-2» и намерен переделать его под терминал бизнес-авиации Екатерина Соболь Роман Шлейнов Милана Челпанова Vedomosti.ru 10.05.2012 В апреле компания «Авиа групп норд» приобрела центральное здание терминала «Пулково-2», сообщал сайт Ato.ru со ссылкой на представителя «Авиа групп норд» Юлию Рогинскую. В нем разместится терминал бизнес-авиации. Он будет введен в эксплуатацию в ноябре 2012 г. «Авиа групп норд» контролируется структурами совладельца Gunvоr Геннадия Тимченко, сообщил «Ведомостям» бывший топ-менеджер аэропорта. «Пулково-2» превратится в терминал бизнес-авиации, говорит он. Представитель Тимченко подтвердил, что нефтетрейдер владеет 70% «Авиа групп норд» через кипрскую ЗUnidream Holdings. Это не первый авиационный актив бизнесмена. В «Шереметьево» он тоже контролирует терминал бизнес-авиации. Там ему принадлежит 74%, добавил представитель Тимченко. Партнер Тимченко по питерскому авиапроекту — другой старый знакомый премьер-министра Владимира Путина — Николай Шамалов. Он — единственный владелец ООО «Ногата». Ей, в свою очередь, согласно СПАРК принадлежит 30% «Авиа групп норд». Шамалов известен по истории со строительством «дворца для Путина» под Геленджиком стоимостью около $1 млрд. Стоимость строительства бизнес-терминала в «Шереметьево» составила 500 млн руб. (12,5 млн евро), говорили сотрудники аэропорта. Петербургский проект обойдется Тимченко и Шамалову дороже — не менее чем в 30 млн евро, посчитал топ-менеджер аэропорта. Но инвестиции «Авиа групп норд» этим не ограничиваются. Кроме терминала владельцы уже вложились в ангарные помещения и техцентр, которые приобрели у базового перевозчика «Пулково» — авиакомпании «Россия». «Авиа групп норд» строит еще и новый ангар, говорит бывший топ-менеджер «Пулково» и подтверждает Рогинская. Кроме бизнес-терминалов у Тимченко есть еще один авиационный бизнес-актив — финская авиакомпания Airfix Aviation, напоминает бывший топ-менеджер «Пулково». Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/companies/news/1721352/timchenko_vzyalsya_za_biznesaviaciyu#ixzz1uS3Cf5xo



полная версия страницы