Форум » Экономика » К вопросу о причинах системного банковского кризиса в Российской Федерации: » Ответить

К вопросу о причинах системного банковского кризиса в Российской Федерации:

Guest: К вопросу о причинах системного банковского кризиса в Российской Федерации: Михаил Делягин: Сегодняшние проблемы банковской системы являются кризисом не банков, но их регулятора - Центробанка. Наглядная беспомощность ЦБ, неумение его руководителей сотрудничать с силовыми структурами и видимое нежелание последних защищать общественные интересы произвели шоковое впечатление на банковское сообщество. Банковская система России имеет массу проблем: достаточно указать хотя бы на незащищенность собственности, превращающую кредитование реального сектора в «русскую рулетку», чреватый финансовой катастрофой спекулятивный пузырь московской недвижимости и чрезмерно жесткую финансовую политику государства, вернувшегося к самоубийственному снижению инфляции за счет торможения экономики, характерному для середины 90-х годов. Достаточно указать на сжатие денежной базы в первой половине 2004 года. Однако при сверхдорогой нефти все это проблемы завтрашнего дня. Сегодняшние проблемы банковской системы являются кризисом не банков, но их регулятора - Центробанка. Приняв абсолютно разумное решение о ликвидации значительного количества банков, специализировавшихся на отмыве денег, руководство Центробанка оказалось не в состоянии справиться с первым же из них (вероятно, банкиры, отмывая деньги для взяток чиновникам, просто не могли поверить в то, что их действительно могут закрыть). В результате «оборона Содбизнесбанка» продолжалась две недели и так же наглядно показала слабость путинского режима, как сто лет назад «Обуховская оборона» показала слабость тогдашнего царизма. Наглядная беспомощность Центробанка, неумение его руководителей сотрудничать с силовыми структурами и видимое нежелание последних защищать общественные интересы произвели шоковое впечатление на банковское сообщество. После кошмарного заявления главы финансовой разведки Зубкова о наличии «черного списка» банков этот чиновник вылетел бы из госаппарата впереди собственного визга в любой стране с уважающим себя и свой народ руководством. В России Зубков остался безнаказанным, и «черные списки» действительно появились. По-видимому, как минимум часть из них составлялась заведомо недобросовестными людьми, просто вымогавшими деньги у банкиров за исключение их банков из этих списков (примерно так же, как это происходит в ГИБДД со списком угнанных автомобилей). Естественным результатом стало нарастание паники, причем руководство Центробанка и пальцем о палец не ударило, чтобы остановить ее. Более того: периодически оно еще и подливало масла в огонь вполне безответственными заявлениями, в результате чего в банковской среде появилась характерная шутка о человеке «с недвусмысленной фамилией Козлов». Крах рынка межбанковских кредитов в условиях июньских налоговых платежей и нехватки ликвидности из-за чрезмерно жесткой финансовой политики Центробанка (депозиты банков в Центробанке упали за март-май в 5,6 раза - со 189,8 до 34,0 млрд.руб.), поставил банки в весьма сложную ситуацию. Паника была усугублена неэффективностью Центробанка, новое руководство которого, по-видимому, провело «чистку», избавившись от многих профессиональных людей. В результате качество инструкций Центроанка упало до такого уровня, что банкиры просто лишились возможности трактовать их однозначно. Введение в действие Закона о валютном регулировании с 18 июня и вовсе застало Центробанк врасплох: он зарегистрировал в Минюсте часть критически значимых инструкций лишь 17 июня вечером. В результате чего в банки они поступили лишь 19 июня, и 18 июня вся российская банковская система была принуждена регулятором рынка к нарушению действующего законодательства. При этом этих инструкций все равно было недостаточно для выполнения требований нового закона, и Центробанк был вынужден официально заявить, что до 1 сентября (пока он не сможет разработать все документы, необходимые для выполнения закона) он не будет наказывать банки за нарушение этого закона! Беспомощность Центробанка и нежелание его как-либо вмешиваться в ситуацию подстегивало панику, приведшую в итоге к прямой нехватке ликвидности у банков, часть которых оказалась не в состоянии справиться со своими обязательствами перед вкладчиками. При этом в «зоне риска» оказались прежде всего не банки, проводившие неоправданно рискованную политику, и не «помойки», созданные для отмыва денег, а банки со значительной долей частных вкладов в пассивах. В результате с серьезными проблемами выплату денег вкладчикам столкнулся даже один из иностранных банков. Руководство Центробанка зашевелилось лишь после прямой угрозы президента «принять организационные меры». Однако внесенный в Госдуму и уже принятый ею (хотя и не подписанный президентом) закон о гарантиях вкладов в банках, не входящих в систему страхования вкладов, вступит в силу лишь после запуска этой системы и касается лишь небольших вкладов - до 100 тыс.руб.. Двукратное снижение обязательных резервов действительно поможет банкам, однако в условиях прекращения межбанковского кредитования основная помощь достанется тем, у кого и так все в порядке. Например, при общем приросте ликвидности в 120 млрд.руб. более 55 млрд.руб. придется на долю одного лишь Сбербанка. Терпящим бедствие эти средства не достанутся, а их собственные ресурсы ограничены. Так, «Альфа-банк», едва ли не единственный частный банк, выполнявший свои обязательства в дефолт 1998 года, выплатил вкладчикам 200 млн.долл.. Видя перспективы выплаты 700 млн., он похоронил свою репутацию, введя комиссию за снятие денег со счета сначала в 5%, а потом и в 10% и заявив, что так он делится со своими клиентами. Но сегодня главная опасность, которую, похоже, не видит руководство Центробанка (в той степени, в которой оно вообще способно что-либо видеть), исходит от рынка московской недвижимости. Она перестала дорожать уже в июне, а на прошлой неделе банки продавали ее со скидкой до 30% и только за наличные. Сохранение этой тенденции приведет к «проколу» спекулятивного пузыря московской недвижимости, обвальному падению цен и краху значительного числа банков, кредитовавших строителей под их залог (по оценкам, кредиты и иные операции с недвижимостью составляют около 10% активов банковской системы России). Характерно, что либеральные фундаменталисты, правящие Центробанком, категорически не хотят выдавать жизненно необходимые банковской системе стабилизационные кредиты. Похоже, они даже не подозревают о возможности контроля за их использованием (без которого они, конечно же, вредны, как и любая бесцельная раздача денег). Однако при этом Центробанк с охотой кредитует передел собственности, причем в пользу государства, что прямо противоречит не только здравому смыслу, но и официальным документам - как его собственным, так и правительства. При этом передел собственности в пользу государства - ничто на фоне передела в его пользу финансовых потоков: обезумевшие вкладчики и корпорации в массовом порядке переводят свои средства в госбанки. Заявления Центробанка создают устойчивое впечатление, что под видом укрупнения банков он будет наносить удар по жизнеспособным и успешным малым и средним банкам: их могут начать искусственно загонять в собственность более крупных либо просто преследовать, не умея отличить от пунктов отмыва денег. На этом фоне особенно умиляют официальные лица и представители «Единой России», все более громко заявляющие, что во всем виноваты вкладчики, «раскачавшие белоснежный лайнер нашей банковской системы». И в самом деле: какое право имеют эти людишки тревожиться о сохранности своих денег? Как смеют они не доверять государству, превратившую всю свою политику в череду обманов? Понимают ли они, что, тривиально заботясь о собственном кармане, они ставят под сомнение эффективность самого президента Путина? Уроки этой истории подводить рано - она еще в самом разгаре. Ясно одно: необходимо введение «запрета на профессии», при котором лица, причастные к организации финансовых катастроф, навсегда теряют возможность повторить свои достижения. Нынешний банковский кризис возник «на ровном месте» просто потому, что государство и общество простили организаторов дефолта 1998 года. Либеральные фундаменталисты отогрелись, пришли в себя, вернулись на командные посты в экономике и вновь занялись любимым делом - организацией кризисов.

Ответов - 3

Guest: “Bольво” уже не катит Депутаты Мосгордумы пересядут на супер- дорогие “Ауди” Рисунок Алексея Меринова “Москвич”, работающий в столичном такси, списывается через три года. “Волга” — через пять... Видно, депутаты Мосгордумы эксплуатируют свои служебные авто в хвост и в гриву, раз списывают их каждые два года. Как стало известно “МК”, в скором времени их служебные “Volvo-S80” поменяют на еще более крутые “Audi-А6”. Благосостояние слуг народа растет с каждым годом. Сначала у них были “Москвичи”, затонированные не только снаружи, но и изнутри. (“Чтобы перестроиться в другой ряд, приходилось высовываться из окошка”, — пожаловался нам один депутат.) Гордума прошлого созыва ездила на “Волгах”. Потом депутаты (деланно возмущаясь) пересели на “Volvo-S80”. Ну а о нынешней смене парка служебных авто пока знают даже не все слуги народа. Так решило финансово-хозяйственное управление (ФХУ) мэрии, которое уже закупило депутатам новые машины: такие же, как у членов правительства Москвы. Представительство компании “Audi” в России подтвердило факт покупки энного количества машин. Как пояснили “МК” в одном автотехцентре, в отличие от автомобиля представительского класса “Volvo-S80”, “Audi-А6” относится к автомобилям класса премиум (и стоит уже не 50, а от 80 до 102 тысяч долларов в зависимости от объема двигателя - - от 3 до 4,2). Если у “Volvo-S80” кузов старый (1998 года), то “Audi-А6” 2005 модельного года начали продавать лишь в июне. Это более спортивная и изысканная машина, с кучей технических наворотов типа подсветки дверной ручки, подогрева задних сидений и четырехдиапазонного климат-контроля (с возможностью изменять температуру даже на полградуса и возможностью обеспечивать комфорт для каждого в отдельности пассажира ). Есть даже такая прикольная вещица, как открывание бардачка кнопкой с руля. К тому же “Audi” можно эксплуатировать на большей скорости и в любых погодных условиях, потому что машина полноприводная. Один депутат Мосгордумы уже испытал на себе все эти прелести: он устроил двухдневный тест-драйв своей будущей машины. Говорит, было сухо и комфортно. Но надолго ли хватит депутатам “премиальных” машин, неясно. Сейчас у многих из них авто “пашут” в три смены: видно, даже по ночам слуги народа спешат к избирателям. Ну или к отдельным их представителям... Московский Комсомолец от 16.07.2004 Екатерина ПИЧУГИНА, Дмитрий ШАВЫРИН.

Guest: «НАС ОЖИДАЕТ ВТОРАЯ ВОЛНА БАНКОВСКОГО КРИЗИСА» Ее жертвами станут корпоративные клиенты Кризис частных вкладов в российских банках заканчивается. Но во второй половине августа, когда станут известны финансовые отчеты банков, эксперты ожидают нового кризиса. Корпоративные клиенты будут спешно покидать «проблемные» банки, которые вряд ли выдержат этот удар. Произойдет массовое перераспределение крупных клиентов. По мнению экспертов, наибольшие шансы получить новых клиентов - у российских «дочек» иностранных банков и у государственных кредитных учреждений. «Достаточно вероятно, что во второй половине августа - начале сентября нас ожидает вторая волна банковского кризиса, - предполагает вице-президент аудиторской компании ФБК Алексей Терехов, - волна, которая затронет интересы корпоративных клиентов». Причиной ее станет «публикация данных финансовых отчетов российских банков, в которых найдут свое отражение итоги нынешних неурядиц». К этому же времени Центральный банк сможет получить и проанализировать сведения, представленные ему коммерческими банками для участия в системе страхования депозитов. Мелкие частные вкладчики могут спать спокойно - принятый Госдумой закон гарантирует им возврат 100 тыс. рублей. Пришло время волноваться корпоративным клиентам российских банков. «В отличие от частных лиц, на них не распространяется система обязательного страхования, и им придется принимать решение исключительно на свой страх и риск», - напоминает Ирина Пенкина, банковский аналитик агентства Standard&Poor’s. Новый поток негативной информации, по мнению Алексея Терехова, запустит механизм перераспределения рынка корпоративных клиентов - отток из «проблемных» банков и приток в крупные и более надежные. «Последствия этого перетока будут видны не сразу, но могут быть весьма ощутимы, поскольку объем ресурсов российских банков зависит прежде всего от того объема средств, которые поддерживаются корпоративными клиентами», - говорит Ирина Пенкина. Правда, сами банкиры с этим не согласны. Так, руководитель одного из государственных российских банков в ответ на прямой вопрос «Известий» усомнился в том, что рынок ожидает «вторая волна» кризиса. «Говорить можно что угодно, но никаких макроэкономических предпосылок к тому, что корпоративные клиенты начнут менять свои банки, пока нет», - заявил он. «В новых условиях корпоративные клиенты станут еще более избирательно и требовательно подходить к выбору обслуживающих банков», - предполагает Ирина Пенкина. И это, безусловно, повлияет на всю банковскую систему России. По мнению экспертов, в перспективе мы увидим усиление специализации кредитной системы. В итоге, например, появится группа банков, специализирующаяся на обслуживании самого трудного сектора - малых и средних предприятий, которые пока еще существуют в кредитном вакууме. Главный «клиентский приз», как и в случае с частными вкладчиками, скорее всего достанется «крупняку» и российским «дочкам» иностранных банков. «Наша клиентская база очень активно расширяется за счет предприятий среднего бизнеса, - признает председатель правления Райффайзенбанк Австрия Мишель Перирен, - и таким образом становится все более и более диверсифицированной». Но Перирен осторожен. «Я не уверен, что все иностранные банки в свете текущих событий окажутся в выгодном положении. Скорее всего, одни - да, а другие - нет. Это будет зависеть от их возможностей принять дополнительных клиентов и удовлетворить спрос должным образом», - говорит банкир. А такая возможность в большей степени, чем у других, есть только у крупных государственных банков. Обсудить в форуме • АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ

BNE: «Новые Известия»: В новом «черном» списке ЦБ уже 253 банка. Эксперты финансового рынка и банкиры убеждены: Центробанк взял «курс на укрупнение». Мелкие банки, особенно региональные, скоро окажутся перед незавидным выбором: разориться или присоединиться к мощным финансовым структурам. Недавнее слияние ГУТА-банка и Внешторгбанка показало, что программа ЦБ воплощается в жизнь. И это только начало.По данным Банка России, на 5 июля 2004 года в России существовало 253 кредитно-финансовых учреждения, у которых лицензия уже отозвана, а решение о ликвидации или банкротстве еще не принято. Больше всего таковых в Москве - 112, на втором месте - Дагестан с 51 проблемным банком. Далее следуют Краснодарский край (8), Якутия (7), Калмыкия (5). Причины, из-за которых банковский сектор попал в кризис, не раз назывались - необдуманные высказывания госчиновников, огромный удельный вес непрофильных активов, участие банков в незаконных операциях и т.д. Скоро «черный список» может пополниться десятками малых и средних банков по причине, которая пока редко попадала в поле зрения СМИ. Речь идет об инструкции Банка России «Об обязательных нормативах банков».Дело в том, что межбанковский кризис доверия пока мало затронул регионы. По мнению президента Ассоциации региональных банков России Александра Мурычева, история с вбрасыванием «черных списков» вообще была направлена против некоторых московских банков. Зато упомянутая инструкция, вступившая в силу 1 апреля, уже доставила региональным банкам множество проблем. В ней есть такая строчка: «В расчет норматива «Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков» (Н6) по банкам-корреспондентам включаются средства на корреспондентских счетах в указанных банках». Кроме того, банк не может держать на корсчетах в других банках сумму, превышающую 25% от собственного капитала. Что это означает?Представьте себе, что вы руководите небольшим банком с собственным капиталом, скажем, в 100 млн. руб. Допустим, один из ваших клиентов - это фирма, только что продавшая за границу цистерну с нефтью. По нынешним ценам она запросто может выручить за нее 25 млн. руб., а то и больше. Прежде чем попасть к вам, эти миллионы попадают на ваш корсчет в другом банке. Таким образом, на корсчете оказывается сумма, превышающая 25 млн. В вашем случае это более 25% капитала банка. Получается, что норматив ЦБ вами злостно нарушен.Что остается делать в данной ситуации маленькому банку? Лишь просить перечислять деньги порциями. Во-первых, это неудобно. Во-вторых, это может вызвать отток клиентов в крупные банки, а в перспективе вымирание малых и средних банков в регионах либо их поглощение более крупными - коммерческими московскими, иностранными или государственными. Заметим, что при этом ЦБ установил для остатков на корсчетах в госбанках норматив максимального риска более 25%, что понятно - государственные банки более надежны, то есть в них можно держать более крупные суммы без существенного риска..




полная версия страницы