Форум » Экономика » Der Standart//Макроэкономика в России гораздо больше зависит от государственных правоохранительных органов и от всесильного Кремля, чем от «технического правительства». » Ответить

Der Standart//Макроэкономика в России гораздо больше зависит от государственных правоохранительных органов и от всесильного Кремля, чем от «технического правительства».

BNE: На этот раз Путин не испугал западные деньги Эдуард Штайнер Опрос лондонского агентства Ansdell Associates, проведенный среди 25 фондовых компаний, на которые приходится треть портфельных инвестиций в Россию, показал, то инвесторы верят в Россию. В то время как четыре месяца назад лишь 54 процента высказывались оптимистично, сейчас положительно российский рынок акций оценили три четверти опрошенных. В качестве причин были названы высокая цена на нефть, прогресс реформ и стабильное экономическое положение. Во вторник спустя всего несколько часов после опубликования результатов опроса президент Владимир Путин неожиданно отправил в отставку правительства. Но если действия против нефтяной фирмы ЮКОС, начавшиеся в прошлом году, привели к тяжелым последствиям, то реорганизация правительства была воспринята биржевиками спокойно, тем более что ее уже ожидали к маю. Российская биржа хотя и отреагировала значительным понижением, но быстро восстановилась. К середине недели российские акции котировались положительно. Реформы Путин обосновал отставку необходимостью ускорить политические реформы. Но как показал опыт прошлых лет, макроэкономика в России гораздо больше зависит от государственных правоохранительных органов и от всесильного Кремля, чем от «технического правительства». Россияне знают это и поэтому, в отличие от западных инвесторов, не ожидают, что смена правительства будет иметь какой-то эффект. «Этот шаг абсолютно никак не связан с модернизацией общества», – сообщил вице-президент РСПП Игорь Юргенс «Независимой газете». Его поддержал политолог Михаил Делягин, который заявил, что Кремль не имеет плана модернизации и что Путин хотел избавиться от Касьянова как последнего представителя клана Ельцина во власти, и добавил, что Путин тем самым сбрасывает неудачи и пробуксовывание реформ последних полутора лет, поскольку не обладающее достаточной властью правительство действует в качестве громоотвода для Кремля, который должен оставаться чистым. Олег Сысуев из наблюдательного совета «Альфа-Банка» говорит, что и в этом правительстве было достаточно реформистов, но для проведения реформ не хватало основанной на демократии и либерализме политической воли Путина. «Рыночный» кандидат Но как раз западные инвесторы встречают смену правительства с оптимизмом, тем более что в течение десяти лет Путин собирается удвоить экономическую мощь, для чего нужны реформы в банковской сфере, в энергетических монополиях и администрации. Поэтому фигуру нового премьера связывают с сигналом для будущего курса. Большинство прогнозов сходятся на том, что Путин не возведет на пост еще одного представителя спецслужб. «Все ожидают «рыночного кандидата», – говорят в инвестиционном агентстве «Ренессанс Капитал». Аналитик Юлия Латынина уверена, что такой кандидат появится, но, по ее словам, он будет все лишь еще одним козлом отпущения и будет служить для того, чтобы успокоить Запад, который в последнее время обеспокоен авторитарным правлением Путина

Ответов - 14

BNE: Россия рискует захлебнуться в собственных деньгах Если в ближайший год правительство не найдет механизмов стерилизации избыточной денежной массы, то оно упустит шанс получить длинные дешевые деньги для инфраструктурных проектов Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) опубликовало данные по росту ВВП в январе этого года. По мнению госчиновников, этот показатель составил 7,9%, таким образом, как утверждают они, российская экономика стабильно развивается. Правда, несмотря на это, МЭРТ все же предупреждает, что дела в России идут не совсем хорошо: на прошлой неделе глава министерства Герман Греф заявил, что в стране существует «угроза перегрева фондового рынка и рынка недвижимости». По мнению г-на Грефа, это связано с избыточным количеством денег в стране. По мнению независимых экспертов, для российской экономики это является очень тревожным симптомом. Для того чтобы сдуть раздувающийся денежный пузырь, новое правительство должно рассмотреть возможность использования «лишних» денег в 2005-2006 гг. По мнению экономиста ИГ «АТОН» Алексея Воробьева, на российском рынке сейчас действительно присутствует избыточная ликвидность, которая «давит» на фондовый рынок. Как считает Алексей Воробьев, наличие большого количества свободных денег привело к существенному росту спроса на различные финансовые инструменты, что отражается на стремительном увеличении индекса РТС. Схожей точки зрения придерживается и вице-президент финансовой группы «Держава» Андрей Макогон. «В России есть несколько отраслей, подчиненных рыночным законам, куда активно идет капитал, привлекаемый хорошей рентабельностью, – сказал RBC daily г-н Макогон. – Однако сейчас эта рентабельность падает, так как рынок не растет. Появляется вопрос: куда вкладывать деньги? Западные рынки закрыты из-за высокой конкуренции и подмоченной репутации отечественного капитала, поэтому эта избыточная ликвидность тратится не на получение текущей прибыли, а вкладывается в инструменты увеличения собственной стоимости – в акции и недвижимость. На этих рынках сейчас и происходит надувание пузырей, о чем говорил Герман Греф». По словам Алексея Воробьева, для разрешения этой ситуации правительство может пойти по двум разнымпутям –рыночному и административному. «В настоящий момент правительство и «денежные» власти хотят решить проблему избыточной ликвидности с помощью административных мер, например вводя краткосрочные ограничения для притока иностранной валюты в страну, – сказал RBC daily г-н Воробьев. – Фактически правительство игнорировало рыночные методы. Те же ГКО-ОФЗ сейчас покупают не независимые инвесторы, а государственные и надгосударственные структуры. Минфин совершенно не стимулирует привлечение внутренних инвесторов. Для этого нужно развивать отечественный фондовый рынок, 75% которого приходится на компании нефтегазового сектора, необходимо развивать рынок IPO и т.д». По мнению Андрея Макогона из «Державы», также необходимо открывать для инвесторов новые отрасли, пока находящиеся под контролем государства, например ЖКХ. «Кроме того, можно просто охладить пыл инвесторов, предупредив их об опасности пузыря, как это иногда делает в США председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен, – считает Андрей Макогон. Эксперт Центра развития Оксана Осипова считает, что у правительства есть всего несколько лет на то, чтобы решить, что делать с «лишними» деньгами. «Очевидно, что в этом году никакой работы в этом направлении не будет, – считает Оксана Осипова. – Первые шаги будут сделаны в 2005 г., за опытом можно обратиться в страны Юго-Восточной Азии, где с этой проблемой боролись с помощью различных механизмов». В Центре развития не верят в то, что Минфин будет повышать доходность госбумаг: его устраивает, что ПФР и Сбербанк скупают ГКО-ОФЗ в требуемых объемах. Скорее всего, государство реализует давнюю мечту направить средства на развитие инфраструктурных проектов, вроде строительства автомобильных дорог. «Я не уверена, что имеет смысл выпускать ипотечные бумаги, когда на разных рынках мы видим, как надуваются финансовые пузыри, – говорит Оксана Осипова. – Зато стоит подумать о долгосрочных проектах, которые нельзя так реализовать средствами частных компаний: вконце концов, качество жизни – это не только доступное жилье». Реализовать этот проект можно с привлечением финансирования по гарантии федерального правительства, а также региональных и местных властей: главная проблема в том, что Минфин и МЭРТ до последнего времени не думали о такой возможности. Один из собеседников RBC daily сообщил, что отправленное Владимиром Путиным в отставку правительство было прекрасно осведомлено об истинном положении дел в экономике страны и досрочно ушло в отставку за бездействие. «Перед ними стоял вопрос о том, куда деть этот образующийся пузырь, и, на мой взгляд, правительство приняло решение снова обратиться к рынку ГКО, – считает представитель инвесткомпании. – Избыточную денежную массу правительство хотело перегнать в ГКО, которые в этом случае по своей сути просто превращаются в синтетическую денежную единицу – вроде доллара, рубля или евро». Правительство по-прежнему думало, как сдержать рост тарифов и вместе с Центральным банком удержать курс рубля и инфляцию в заранее определенных рамках. Однако такая политика не стимулировала приток инвестиций в реальный сектор. «Для экономики действительно не очень хорошо, что все деньги находятся на фондовом рынке, а не инвестируются в реальный сектор, – говорит г-н Воробьев. – Но я не вижу проблемы переизбытка денежных средств в России, есть лишь перегретость фондового рынка». Если ничего не предпринимать, то через два-три года проблема исчезнет сама собой – инвесторы уйдут на другие, более ликвидные рынки. «Сегодня мы привлекательны на фоне низких ставок в Европе и США, но через какое-то время они вырастут и инвесторы уйдут с нашего рынка, – считает Оксана Осипова. – А правительство будет думать, как привлечь долгосрочных инвесторов». Отдел экономики Олег Леонов, Петр Кирьян, 27.02.2004

BNE: Что будет с рублем в 2005 году Завышенные ожидания по укреплению рубля на 2005 год нужны для того, чтобы оправдать выход инфляции за рамки прогнозов Сегодня правительство рассматривает основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка на 2005 год. По мнению ЦБ, в следующем году реальный эффективный курс рубля укрепится не более чем на 8%. Однако российские экономисты полагают, что этот прогноз чересчур пессимистичен. В своих расчетах ЦБ ориентируется главным образом на нефтяные цены, видимо, недостаточно учитывая весьма вероятную утечку капитала из страны. Между тем, полагают эксперты, утечка капитала может практически полностью компенсировать влияние притока «нефтяной» валюты и, более того, привести к некоторому ослаблению реального курса рубля. Впрочем, аналитики считают, что ЦБ привел столь завышенный прогноз по реальному укреплению рубля неслучайно. Он может пригодиться монетарным властям для того, чтобы оправдать несоответствие реальной инфляции прогнозу, оптимизм которого поверг экономистов в шок. По их мнению, достичь в следующем году обещанного ЦБ уровня инфляции в 6,5-8,5% удастся только в случае полной «заморозки» тарифов естественных монополий. Между тем уже сейчас известно, что тарифы «Газпрома» в следующем году будут расти опережающими темпами: на 23% вместо 20%. В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики» ЦБ прогнозирует развитие российской экономики на 2005 год, исходя из трех вариантов цены на нефть. Первый рассчитан на основе среднегодовой цены сорта Urals в 22,5 долл. за баррель и предусматривает экономический рост в 5%. Согласно второму сценарию, при цене 26 долл. за баррель рост составит 5,9%. Третий – пожалуй, самый оптимистичный из всех официальных прогнозов – обещает цену в 31 доллар за баррель и рост ВВП на уровне 6,5%. При этом, по мнению чиновников ЦБ, укрепление реального эффективного курса рубля в 2005 г. не превысит 8%, а инфляция составит 6,5-8,5%. «Очень хорошо, что в прогнозе ЦБ есть несколько сценариев. Глобальная неопределенность высока, и никто не знает, как будут развиваться события в Ираке, что будет с ОПЕК, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Разумно также, что ЦБ рассмотрел столь широкий диапазон цен, за это их можно только похвалить». Впрочем, этим положительные эмоции по поводу сделанных ЦБ прогнозов исчерпываются. «Меня берут сомнения: может, речь идет о базовой инфляции – без учета регулируемых тарифов? Тогда это достижимо, – говорит Антон Струченевский. – Если же имеется в виду «полная» инфляция, то я, честно говоря, очень сомневаюсь в реалистичности этого прогноза». По прогнозу «Тройки Диалог», инфляция в 2005 г. составит около 9,5%. Конечно, теоретически достижение обещанных ЦБ показателей возможно – однако, по мнению экономиста «Тройки», ради этого пришлось бы полностью заморозить рост тарифов естественных монополий. «Но это будет слабо коррелировать с планами нашего правительства что-то реструктурировать в этих отраслях и проводить монетизацию льгот», – отмечает он. С мнением коллеги соглашается экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова. «Прогноз по инфляции, действительно, слишком оптимистичный. Если в этом году мы удержимся в пределах заданных 10% – то с большими усилиями, – сказала г-жа Орлова RBC daily. – Что же касается следующего года, то не следует забывать о большем, чем ожидалось, повышении тарифов на газ». По ее оценке, повышение тарифов «Газпрома» на 23% вместо ожидавшихся 20% может добавить инфляции от 0,5 до 1 процентного пункта, тем более что после «Газпрома» пролоббировать большие повышения могут и энергетики. «Кроме того, грядет монетизация льгот – а она совершенно очевидно является инфляционным процессом, – говорит экономист «Альфа-Банка». – Возможно, этот фактор не очень существенный, но он создает определенный фон». Что же касается прогноза укрепления реального эффективного курса рубля, то его максимальный прогноз, напротив, представляется экономистам весьма завышенным. «Во многом укрепление рубля определяется не только ценами на нефть, но и потоками капитала. Сейчас цена на нефть – более 40 долларов, а укрепления рубля к доллару не происходит, – говорит Антон Струченевский. – Так получается потому, что приток валютной выручки стерилизуется оттоком капитала. Поэтому стоит обращать внимание не только на текущий платежный баланс, но и на капитальные операции. Как показал опыт этого года, инвесторы могут негативно относиться к России, даже несмотря на высокие цены на нефть». Наталья Орлова также считает, что укрепление рубля на самом деле может оказаться и меньшим. Более того, по ее мнению, если утечка капитала будет продолжаться, то рубль может и вовсе девальвироваться. Вообще, по мнению Антона Струченевского, власти – в том числе ЦБ – уделяют слишком большое внимание теме ужасам укрепления реального курса рубля. «Сейчас рубль все равно остается сильно недооцененным. Например, курс рубля к доллару по паритету покупательной способности должен был быть около 12-13 рублей за доллар», – отмечает экономист «Тройки». По его мнению, столь серьезная разница между реальным курсом и курсом по ППС объясняется слабостью структурных реформ. «Если исторически сравнить курс по ППС и реальный курс, то разница между ними тем больше (то есть реальный курс ниже курса по ППС), чем страна беднее, поэтому бояться укрепления рубля не стоит», – говорит г-н Струченевский. По его мнению, опасность укрепления реального курса рубля для отечественной промышленности также сильно преувеличена. «У нас часто спекулируют на том, что укрепление рубля ударяет по отечественным производителям. На самом деле гораздо больше по ним ударяет рост благосостояния населения, – полагает он. – Так, в 2002 г. эффективный курс рубля снизился, а импорт все равно вырос. Это произошло потому, что население богатело и ему хотелось приобретать более качественные товары. Так что укрепление рубля, скорее, может стимулировать отечественных производителей выпускать более качественную продукцию». Таким образом, с одной стороны, укрепление рубля может оказаться вовсе не таким опасным, как обычно утверждают власти. Кроме того, в условиях массированной утечки капитала дилемма «или высокая инфляция – или сильное укрепление реального курса рубля» становится неактуальной. Утечка капитала автоматически решает проблему монетарного фактора – давления на инфляцию за счет наводняющей рынок валютной выручки экспортеров. Возникает впечатление, что заявления о недопустимости укрепления рубля, завышенные ожидания относительно роста российской валюты и слишком оптимистичные прогнозы инфляции связаны в одну логическую цепочку. «Восемь процентов (прогнозируемого роста реального эффективного курса рубля) – это очень осторожный прогноз, – полагает Наталья Орлова. – Он позволяет объяснить выход за рамки инфляционных показателей и подстраховаться на тот случай, если ситуация выйдет из-под контроля». Отдел экономики Антон Попов, 19.08.2004

BNE: Путина опять обманут Инфляция может превысить прогнозы не только в 2004, но и в 2005 году, а рост ВВП, напротив, сокращается из-за банковского кризиса и отчислений доходов в стабфонд Moscow Narodny Bank (MNB) опубликовал свою оценку роста российского ВВП в третьем квартале (MNB Monthly GDP Indicator). По данным банка, рост ВВП (за последние 12 месяцев – сентябрь к сентябрю) упал до самого низкого с апреля 2003 г. уровня – 5,6%. Экономисты объясняют снижение роста ВВП последствиями банковского кризиса и большими отчислениями в стабилизационный фонд доходов от продажи нефти. При иных обстоятельствах эти деньги могли бы быть реинвестированы в экономику. Днем ранее Федеральная служба госстатистики объявила о том, что инфляция в сентябре составила 0,4% и достигла 8% с начала года. Таким образом, по мнению экспертов, надежды на выполнение задачи правительства по удержанию инфляции в пределах 10% уже не осталось. Более того, они полагают, что властям едва ли удастся добиться снижения инфляции и в следующем году – даже относительно результатов этого года. По их мнению, этому помешает ускоренный темп роста тарифов на газ и монетизация льгот. По данным MNB, сокращение темпов роста ВВП в России происходит уже третий месяц подряд. Данные исследования не включают в себя нефтяной сектор – точнее, разведку и собственно добычу нефти. Однако в них включены показатели «смежных» секторов – в том числе транспортировка и переработка нефти. «Действительно, в третьем квартале наблюдалось ослабление темпов роста в производящем секторе и сфере услуг. Так, в июле он составил лишь 4,4% – самый низкий уровень с декабря 2002 г., – сказал RBC daily экономист MNB Пол Тиммонс (Paul Timmons). – Кроме того, наблюдалось замедление притока инвестиций. Свое влияние на результаты третьего квартала оказал и кризис ликвидности, который затронул начало квартала. Это затруднило доступ компаний к средствам для пополнения оборотного капитала». Впрочем, по мнению г-на Тиммонса, рост может вновь ускориться в четвертом квартале. «Активные заимствования, осуществленные российскими корпорациями, и заявления иностранных компаний об амбициозных инвестиционных планах в России дают основания ждать ускорения роста в четвертом квартале», – говорит г-н Тиммонс. Кроме того, отмечает он, в четвертом квартале происходит традиционный «фискальный бум» – особенно в государственном секторе, когда бюджетные учреждения и предприятия стараются «выбрать» все выделенные им лимиты до конца декабря. Экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова соглашается с тем, что летний банковский кризис затормозил экономический рост в России. «В том числе очень плохая ситуация сложилась в строительном секторе, – сказала г-жа Орлова RBC daily. – Темпы роста в отрасли сократились в два раза за последние месяцы, и непонятно, за счет чего сектор будет «выбираться». Ведь эта отрасль работает на заемных средствах». Кроме того, свою лепту в потерю темпов роста внес и стабилизационный фонд. «Стабфонд забирает из нефтяной промышленности деньги, которые могли бы быть реинвестированы. Так, 85% доходов от цен свыше 25 долл. за баррель поступает в стабилизационный фонд, – отмечает Наталья Орлова. – Понятно, что фонд является страховкой на случай негативной ситуации в будущем. С другой стороны, его накопление неизбежно связано с более низкими темпами роста». Так, по ее словам, повышение среднегодовой цены на нефть на один доллар должно давать 0,4 процентных пункта роста ВВП в год. «В прошлом году средняя цена составляла 27 долл., в текущем – 32 долл. за баррель Urals. То есть в среднем цена выросла на 5 долл. за баррель, – говорит экономист «Альфа-Банка». – Соответственно, рост ВВП должен был бы составить 9%. Таким образом, мы недосчитались 2 процентных пунктов роста». Впрочем, отмечает она, в эти потери включаются и все остальные факторы – в том числе и банковский кризис. В следующем году, по общему мнению, рост ВВП будет зависеть от цены на нефть и от скорости реализации реформ. «Если цена на нефть составит от 30 до 40 долларов за баррель, то в любом случае рост ВВП составит не менее 6-7%, – считает Пол Тиммонс. – Конечно, это само по себе подразумевает некоторый риск, поэтому необходимо сосредоточиться на реформах. В первую очередь – на реформе банковского сектора». Суть ее в том, отмечает он, чтобы обеспечить переток средств в разные отрасли, чтобы добиться диверсификации. Что же касается инфляции, то экономисты в один голос говорят, что правительству уже точно не суждено добиться 10-процентной инфляции по итогам года. «По инфляции настоящим сюрпризом стал август. Обычно в этом месяце инфляция снижается – а иногда наблюдается и дефляция. Однако она составила 0,4% и в августе, и в сентябре, доведя общее значение за 9 месяцев до 8%, – говорит Пол Тиммонс. – При этом инфляция в четвертом квартале обычно составляет 3% или больше из-за «фискального бума». Если обратиться к историческим данным, то становится весьма сомнительно, чтобы инфляция могла уложиться в 10-процентный правительственный прогноз». По прогнозу MNB, инфляция в 2004 г. составит 10,7%. «Опять правительственные прогнозы и заявления [зампреда ЦБ] Алексея Улюкаева не оправдались, – соглашается с коллегой Наталья Орлова. – С инфляцией, к сожалению, повторяется та же ситуация, которую мы наблюдали все предыдущие годы, кроме прошлого: когда чиновники до последней недели утверждают, что уложатся в прогноз, а потом говорят – надо же, не уложились». Г-жа Орлова полагает, что по итогам 2004 года уже надо смотреть на инфляцию в 11% – при нынешних ее темпах. Однако, по ее мнению, превышение правительственных прогнозов грозит России не только в этом, но и в следующем году. «Вопрос – какой прогноз будет на 2005 год. В следующем году заложен более быстрый рост тарифов «Газпрома» – 23% вместо 20% в нынешнем. Кроме того, предстоит монетизация льгот, – отмечает Наталья Орлова. – Поэтому в следующем году получить инфляцию ниже, чем в этом, вообще маловероятно. Но, видимо, бюджет все же будет принят с оптимистическим прогнозом по инфляции – и это уже закладывает базу для превышения плана по доходам. Видимо, это просто нежелание чиновников отказываться от заранее объявленных показателей». Отдел политики Антон Попов, 07.10.2004


BNE: Потемкинский рост Йенс Хартманн Коррупция на подъеме, темпы реформ президента Путина снизились. Россия все сильнее зависит от нефтяных денег Когда российское правительство уже было отправлено в отставку, а уволенный премьер-министр Михаил Касьянов с чувством комментировал перед журналистами неожиданное завершение срока его трудового контракта, маленькая делегация прибыла в Белый дом – правительственную резиденцию на берегу Москвы-реки. Представители среднего бизнеса из объединения «Опора» ознакомили оставшихся министров с результатами опроса, проведенного среди 2700 предпринимателей. Каждая московская фирма в среднем подвергается в год 23 проверкам. Все равно кто – пожарные или милиция – каждый рассчитывает получить свою лепту. 400 долларов на работающего в год – таков размер взяток. «Бюрократия перекрывает нам кислород», – сказал президент «Опоры» Сергей Борисов. В то же время в Каннах на Всемирном конгрессе операторов мобильных сетей 3GSM выступал глава Vodafone Арун Сарин. На Лазурном берегу американец заявил, что Vodafone собирается израсходовать 18 млрд долларов на новые приобретения компаний мобильной связи в Восточной Европе и России. В его поле зрения, очевидно, попал и самый крупный российский оператор мобильной связи МТС. Ничего удивительного: темпы роста рынка мобильных телефонов в России самые высокие после Китая. Правда, что Россия – это инвестиционный рай, как утверждает Сарин? С «шансами, которые стали более ощутимыми», как считает Союз немецкой экономики? Или же Россия – это коррумпированная страна и гиблое место, как полагает Борисов? Президент России Владимир Путин, который 14 марта, скорее всего, будет избран на второй срок, за четыре года пребывания у власти добился беспрецедентного роста экономики в 30%. Если в начале первого президентского срока бывшего главы российских спецслужб стоял вопрос, сможет ли Россия обслуживать свой внешний долг, то теперь долги выплачиваются с легкостью. Все дело в нефти. Это краеугольный камень российской экономики. В прошлом году Россия заняла первое место в мире по объемам нефтедобычи. Благодаря высоким ценам на нефть в казну попало слишком много долларов. Так много, полагает министр экономики Герман Греф, что «наша экономика просто не может переварить нефтедоллары». Его вывод: ощущается недостаток инвестиционных идей. Международный банк реконструкции и развития в своем недавнем отчете привел данные о том, что доходы от нефти и газа составляют не 9% ВВП, как утверждает Государственный комитет по статистике, а 25%. «Речь идет о потемкинском ВВП», – полагает Христоф Рюль, главный экономист Международного банка реконструкции и развития. Напротив, российская бюрократия – не потемкинские деревни, а что ни на есть реальность. При Путине аппарат значительно раздулся даже по сравнению с советскими временами, когда приходилось управлять страной, вдвое большей, чем сегодняшняя Россия. Труд 38% работающего населения оплачивается государством. С ростом числа госслужащих растет и размер взяток. Институт «Индем» выяснил, что россияне тратят в году на взятки 36 млрд долларов. Если Путин в 2000 году энергично принялся за насущную налоговую реформу, установив плоскую шкалу подоходного налога в 13% и 24-процентный налог на прибыль, а потом провел и земельную реформу, в результате которой впервые в российской истории земля стала объектом купли-продажи, то во второй половине его президентства темп реформ заметно снизился. Госаппарат блокирует административную реформу, положение в газовой и энергетической областях по-прежнему определяют монополисты, банковский сектор неэффективен. Олигархам – в России имеется 25 долларовых миллиардеров – Путин угрожал серьезными мерами, если они не будут делиться. Алюминиевые и нефтяные магнаты пообещали исправиться. Сейчас нефтяной концерн ТНК-ВР окончательно покинул налоговый оазис на Виргинских островах и теперь платит налоги в Сибири. Из-за налоговых ухищрений нелегального и полулегального характера фискальные органы ежегодно недобирают 2% ВВП, или 7,6 млрд евро, подсчитал Международный банк реконструкции и развития. Тот, кто не хочет делиться, а наоборот, имеет политические амбиции, напрашивается на визит гостей из прокуратуры, как бывший владелец фирмы ЮКОС Михаил Ходорковский, который все еще находится в предварительные заключения. Ходорковский поддерживал антикремлевскую оппозицию. В отличие от ТНК-ВР, ЮКОС – в последние годы наиболее современный и прозрачный концерн в России – теперь пытается восстановить свое пошатнувшееся положение в офшорах. В последнее время там было зарегистрировано восемь концернов с фантазийными названиями. Они должны закрыть государству доступ к акциям. Дело ЮКОСа – это прецедент в обращении с частной собственностью. Фактическая экспроприация у Exxon Mobil нефтяных месторождений на Дальнем Востоке и борьба за власть на рынке мобильной связи, которую наряду с Deutsche Telekom ведут также Telenor и Telia-Sonera, означает, что иностранные инвесторы тоже не гарантированы от экспроприации. «Риск для тех, кто бьется за передел рынка или принимает участие в портфельных инвестициях, не будучи уверенным, кому принадлежит предприятие, чрезвычайно велик», – полагает главный экономист ВБРР Рюль. Островки благосостояния в государстве, имеющем самую большую в мире территорию, подобны заплатам. Москва и Санкт-Петербург, еще нефтяные столицы, все остальное – глушь. Если отъехать от Москвы на 100 километров, увидишь деревни, которые отсутствием водопровода, телефона и газа напоминают о XIX веке. Заводы закрыты, 42% всех российских предприятий имеют в результате хозяйственной деятельностью одни убытки. Каждый пятый россиянин живет ниже уровня бедности. Для главы Кремля на его втором сроке речь должна пойти о том, чтобы воспользовавшись высокими ценами на нефть, модернизировать другие отрасли экономики. В конце концов, Путин обещал своим соотечественником, они через десять лет они будут жить как в Португалии. «Это почти исключено», – считает Рюль. Скептически к этому относятся и в народе. Здесь говорят: «Чтобы у нас было как в Португалии, уровень жизни там должен упасть»

Л.А.: Мне лично очевидны несколько источников: 1. Госпошлины за судебные тяжбы, которых становится всё больше 2. Госпошлины за оформление временных регистраций, по три месяца, разрешение на временное проживание, на вид на жительство. И связанные с этим оплата дорогих анализов, недорогих бланков, бланков паспортов и пр., но в огромных количествах. - За счёт лишения миллионов граждан статуса гражданина РФ - силами МВД (пусть незаконно - ошибочно, но было и ещё имеет место!). 3. Увеличение стоимости (за счёт простой переоценки) недвижимости - в 10 раз, а, следоватеольно, и налога на недвижимость (а это - приватизированные квартиры, частные домишки (бывшие в грошовой цене), земельные участки. В ближайшей перспективе - ожидается налог с рыночной цены!? Ставка, правда будет уменьшена, но собственникам будет дороговато. И кто будет определять рыночную стоимость? Статистики давали в прошлом году 9 тыс. руб за кв.м жилья в нашей области - это вкупе с дворцами. 4. Увеличение количества оформлений земельных паёв, гос. регистрация их и соответственно, платежи в бюджет за оформлегние, внесение в реестр и пр. Затем выдел их в натуре - съёмка, межевые дела и пр. канитель. 5. «Принудительная» обязаловка при вступлении в наследство оформлять техпаспорта квартир, новые кадастровые планы зем участков, гос. регистрация и пр. Не говоря о просто сделках с недвижимостью. Да, ещё страхование авто.... А ВВП - иде он? Народ (его уже мало) скитается по разным кабинетам (а их - уйма!), и никто не работает на создание ВВП. Я лично (правда, вместо заслуженного отдыха, или воспитания внуков) занимаюсь пустыми делами в суде, которые должны решаться не там, а просто и быстро в кабинетах чиновников, но.... Даже гордитиься нечем - за редким исключением. В основном - борьба с произволом и преступным беспределом государственных служащих. http://praktika.fastbb.ru/?-0

BNE: Российская экономика находится на подъеме Катя Тихомирова Экспорт нефти – основа роста. Впервые появились хорошие шансы на проведения настоящих реформ Кто проезжает по Москве, тот видит его – экономический подъем. Строительный бум набирает бешеный темп. Внутри московской кольцевой дороги в небо взмывают высотные башни. Вне кольца город окружают коттеджные поселки. Повсюду реклама призывает покупать коттеджи и таун-хаусы. Москвичи круглосуточно совершают покупки в торговых центрах и «Мега Молах» – если только не стоят в своих роскошных и не очень роскошных машинах в пробках, которые с раннего утра и до вечера парализуют город. Москва переживает бум. Быть может, столица является лишь маленьким пятном в огромной российской империи, но все же там живут десять процентов населения. Зависимость от черного золота В конце марта 2000 года Владимир Путин стал президентом. С тех пор вот уже три года наблюдается экономический подъем. Экономика росла ежегодно в среднем на 6,8 процента. В период с 1996 года вплоть до вступления Путина в должность рост был всего лишь 0,7. Частное потребление за последние три года увеличивалось ежегодно на 8,4 процента. В последние три года эпохи Ельцина эта цифра составляла всего 0,5 процентов. Сократилась безработица, внешняя задолженность, а фондовый рынок бьет один рекорд за другим. Если российская сырьевая промышленность добилась рекордных прибылей, то все благодаря цене на нефть. По экспорту нефти Россия перегнала Саудовскую Аравию. И ничто – ни нападки государства на самый крупный российский нефтяной концерн ЮКОС, ни арест его главы Михаила Ходорковского – не смогло затормозить подъем российского фондового рынка. Россияне отблагодарили своего президента за самый длительный период роста в постсоветскую эру, обеспечив ему убедительную победу на выборах. Однако эксперты по-прежнему в унисон предупреждают, что подъем российской экономики зависит лишь от цены на нефть. Всемирный банк подсчитал, что доходы от экспорта сырья составили не 9 процентов, как было заявлено официально, а 25. «Это потемкинский ВВП», – заявил главный экономист Всемирного банка Кристоф Рюль. Рост, в самом деле, лишь в незначительной степени является результатом реформ, говорит Леонид Григорьев, руководитель Института мировой экономики и международных отношений. Реформы хотя и были, например в налоговом законодательстве, в пенсионном обеспечении и финансовом секторе, однако коренной модернизации экономической системы нет. Реформ требуют и представители российского союза предпринимателей мелкого и среднего бизнеса «Опора». Опрос, проведенный среди 2700 предпринимателей, показал, что от российского административного гибрида страдают прежде всего предприятия среднего бизнеса. Ежегодно московская фирма подвергается 23 проверкам. В год на каждого работающего приходится сумма взяток, равная 400 долларам, жалуется президент «Опоры» Сергей Борисов. Бегство капиталов продолжается Крупные предприятия от таких нападок уклоняются. Они переводят большую часть своего имущества за границу, вместо того вкладывать его в новые проекты. Пока злоупотребления служебным положением и коррупция не будут остановлены, вряд ли что-либо изменится в таком положении дел. Здесь Путин собирается действовать активно. Реорганизация правительства свидетельствует об этом, говорят эксперты-экономисты. Но с коррупцией и бегством капиталов боролось и прошлое правительство – без явного успеха. Сейчас шансы на радикальную структурную реформу российской экономики хороши как никогда. Характер развитие экономики помогает правительству, говорит Леонид Григорьев. «Россия впервые находится в благоприятном положении для того, чтобы определить направление развития, что имеет принципиальное значение в ситуации, которая не является критической. На этот раз речь идет не о выживании, а о долгосрочном повышении конкурентоспособности в эпоху глобализации»

Л.А.:

BNE: МВФ: России грозит высокая инфляция Миссия Международного валютного фонда в заявлении по итогам работы в Москве предупредила российские власти об опасности высокой инфляции из-за увеличения бюджетных расходов, что угрожает планам по удвоению ВВП, сообщает Би-би-си. В заявлении миссии отмечается, что «в течение двух последних лет базовая инфляция сохранялась на уровне 10-11%, рост реальной заработной платы опережал производительность труда, а реальный курс рубля начал укрепляться значительно более быстрыми темпами - почти на 10% за последние 12 месяцев». МВФ ожидает существенного смягчения бюджетной политики в России в 2005 году из-за сокращения единого социального налога и перевода льгот в денежную форму, что чревато ростом инфляции и укреплением курса рубля, которое снижает конкурентоспособность российской продукции по сравнению с импортом. Понижение налогов и рост госрасходов вряд ли приведут к резкому росту ВВП, считают в МВФ. Миссия Фонда рекомендует правительству России добиваться снижения инфляции примерно на два процентных пункта в год в 2004-2005 годах. Миссия МВФ советует России не слишком увеличивать расходы бюджета, а все сверхдоходы от экспорта нефти в условиях высоких цен направлять не на потребление, а на сбережение. Ведь уже в 2005 году МВФ ожидает снижения роста ВВП России до 6,5% с 7,25% в 2004 году, главным образом из-за некоторого падения цен на нефть. Эти средства должны пойти, прежде всего, на структурные преобразования в российской экономике. «Россия в последние годы демонстрирует стабильно высокие темпы роста по сравнению со многими странами. Её экономика очень сильно подогрета в силу высоких цен на нефть. Экономика и так очень сильная, и в этих условиях еще сильнее ее разгонять за счет фискального стимулирования, смягчения бюджетной политики было бы неправильно, так как это может привести к негативным последствиям, в частности, по инфляции и курсу рубля», — отметил источник из МВФ в интервью агентству Reuters. По мнению миссии, в области структурных реформ приоритет следует отдать реформам, направленным на улучшение инвестиционного климата и снижение зависимости от нефтяного сектора за счет стимулирования инвестиций в несырьевых отраслях. Особенно важным представляется развитие сектора малых и средних предприятий. В отсутствие таких реформ снижение цен на нефть с высокого уровня, наблюдаемого в течение последних лет, скорее всего, приведет к заметному снижению темпов роста ВВП до уровня значительно ниже того, который необходим для достижения поставленной президентом России Владимиром Путиным цели удвоения ВВП за десять лет. Миссия также указывает на необходимость реформ в банковском секторе России. Для этого требуется ужесточение надзорных функций Центрального банка и совершенствование законодательства о банкротстве для совершенствования работы с проблемными банками. Росту прозрачности в банковском секторе послужит переход на международные стандарты финансовой отчетности. Миссия обращает внимание на необходимость реформы госсектора, где сохранилось много пережитков системы централизованного планирования, которые несовместимы с рыночной экономикой. В заявлении миссии подчеркивается, что планы в отношении жилищной реформы, в том числе развития ипотечного кредитования, являются наиболее важными для обеспечения мобильности рабочей силы, отсутствие которой проявляется в заметной разнице в доходах между регионами и ограничивает рост ВВП, создавая дефицит рабочих рук в регионах. Специалисты МВФ полагают, вступление России в ВТО будет способствовать проведению ключевых реформ, развитию конкуренции и снижению масштаба коррупции. Одной из задач в этой области является противодействие сопротивлению со стороны отраслей, рассчитывающих сохранить защитные барьеры за счет необоснованного продления переходного периода, опасаясь конкуренции со стороны иностранных производителей. Миссия МВФ считает ключевой задачей наращивание темпов реформ в текущих благоприятных условиях, когда реформы серьезно замедлились в связи с ожесточенным сопротивлением заинтересованных сторон или в связи с высокой стоимостью социальных реформ. С точки зрения перспективы на будущее встает вопрос о достаточности политической воли, подкрепляющей намерения ускорить проведение реформ, в частности, о том, насколько высокие цены на нефть способны привести к самоуспокоенности. Сотрудники миссии осведомлены об имеющихся сомнениях относительно возможностей и решимости проводить реформы более твердо, чем в последние годы, однако их обнадеживает то, что собеседники в российском правительстве признают, что устойчивые темпы роста ВВП во многом обусловлены высокими ценами на нефть и что сохранение этих темпов роста после снижения текущих высоких цен на нефть может быть обеспечено только за счет немедленного ускорения темпов реформ. Напомним, что в пятницу в Москве завершила работу очередная миссия МВФ, которая участвует в подготовке ежегодного обзора о состоянии экономики РФ. В ходе работы представители Международного валютного фонда, в частности, встречались с вице-премьером РФ Александром Жуковым, министром финансов Алексеем Кудриным, главой Центробанка Сергеем Игнатьевым, представителями Минэкономразвития. Ожидается, что по итогам работы миссии в ближайшие дни будет опубликовано заявление фонда. «Заявление достаточно острое. Сначала немного говорится о больших успехах в экономике, которые достигнуты, о том, что темпы роста и в этом, и в следующем годах будут достаточно высокими, а потом подробно рассказывается о рисках, с которыми может столкнуться российская экономика», — сообщает агентство Reuters, ссылаясь на источник в миссии МВФ. Напомним, правительство РФ прогнозирует, что инфляция в 2004 году снизится до 10% (при условии, что доллар не превысит 30-рублёвый барьер) и 6,5-8,5% в 2005 году с 12% в 2003 году. Как сообщили РБК в МВФ, подготовленный отчет о результатах работы миссии в России планируется рассмотреть на заседании совета директоров фонда в сентябре 2004г. Миссия МВФ работала в России с 15 по 25 июня 2004г. 26.06.2004

BNE: МВФ определил врага российской экономики В пятницу в Москве завершила работу миссия МВФ под руководством главы московского представительства фонда Пола Томсона. Как сообщает «Коммерсант», эксперты фонда пришли к любопытным выводам. Во-первых, требуемое президентом Владимиром Путиным удвоение ВВП к 2010 году сомнительно, так как непосредственно зависит от цен на российскую нефть. Во-вторых, экономике угрожают не только колебания нефтяных цен, но и решения правительства снизить налоги и монетизировать льготы. Времена, когда оценки МВФ были напрямую связаны с получением займов, остались в истории: с 1999 года Россия денег МВФ не получала. Тем не менее мониторинг российской экономики эксперты фонда продолжают проводить ежегодно. Когда от выводов доклада зависело, получит ли Россия очередной транш, руководители миссий фонда вручали документ лично премьеру. Сейчас документ попал к Михаилу Фрадкову по техническим каналам и необязателен к исполнению. Последний доклад оказался и самым немногословным: все мысли экспертов фонда уместились на восьми страницах. По прогнозу МВФ, в 2004 году рост ВВП составит 7,25%, а в 2005-м снизится до 6,5%, «главным образом в результате снижения цен на нефть». Компенсировать падение темпов роста нечем из-за «исчерпания производственных мощностей в некоторых отраслях». МВФ вовсе не интересует, удвоит Россия свой ВВП или нет, отмечает издание. Фонд, как всегда, больше волнует здоровье бюджета. И эксперты фонда попытались предостеречь правительство от ошибок, которые оно уже фактически совершило. Прежде всего, по мнению МВФ, одобренное и парламентом, и президентом снижение с 1 января 2005 года единого социального налога до 26%, а также решение о монетизации в следующем году нефинансируемых льгот увеличат расходы бюджета примерно на 2% ВВП. Компенсирующего же снижения других расходов бюджета, сообщается в докладе, предусмотрено недостаточно. Кроме того, «у миссии есть сомнения в отношении осуществимости этих мер». Эксперты сделали вывод, что сокращение налогов «не приведет к скорому росту потенциального ВВП». Кроме того, эксперты фонда высказались против решения правительства тратить в 2005 году деньги стабилизационного фонда на финансирование дефицита Пенсионного фонда. Аргумент вице-премьера Александра Жукова о том, что дефицит Пенсионного фонда вызван снижением ЕСН, а следовательно, расходы из стабфонда надо считать расходами на налоговую реформу, экспертов МВФ не удовлетворил. МВФ утверждает, что снижение социальных налогов возможно только за счет увеличения других налогов и (или) снижения расходов. Еще одна ошибка властей, обнаруженная экспертами фонда, связана с валютной политикой. В докладе сообщается, что ЦБ не может в течение длительного времени противостоять давлению в сторону реального укрепления рубля. Фактически МВФ призвал не противостоять укреплению рубля, которое должно способствовать снижению инфляции, а уменьшать другие инфляционные риски (снижение ЕСН и монетизация льгот). Иначе «поставленная президентом Путиным задача снизить инфляцию до 3% будет нереальной», утверждается в докладе. В докладе также отмечается, что после активного проведения реформ в 2000-2001 годах «их темп существенно замедлился». Общий вывод такой: «В отсутствие реформ снижение цен на нефть с высокого уровня приведет к заметному снижению темпов роста ВВП до уровня значительно ниже того, который необходим для достижения удвоения ВВП за десять лет». 28.06.2004 10:14

BNE: Standard & Poor’s грозит снизить рейтинг России Одно из трех крупнейших рейтинговых агентств - Standard & Poor’s - может снизить российские рейтинги, если налоговые органы будут вести себя с российскими компаниями так же, как и с «ЮКОСом». Вчера оно опубликовало на своем сайте статью с анализом налоговых претензий российских чиновников к компаниям. Аналитики называют «налоговый риск» «одним из наиболее серьезных» из всех, которые угрожают российским компаниям, причем не только нефтяным, сообщают сегодняшние «Ведомости». В агентстве не смогли уточнить, сколько составляет «значительное» количество претензий, при котором может быть снижен рейтинг страны. Для S&P принципиальны «не объемы претензий, а их влияние на деятельность компаний», пояснила кредитный аналитик S&P Елена Ананькина. «Если ТНК-BP придется заплатить $1 млрд (за 2001 г.) и сопоставимые претензии будут выставлены еще за два года, но при этом будет твердо понятно, что этим налоговые органы ограничатся, то эти выплаты не приведут к разрушению компании и вряд ли отразятся на ее рейтинге», - сказала Е.Ананькина. Судя по посланию Федеральному собранию президента Владимира Путина, российские власти полностью разделяют опасения S&P и призывают налоговиков поумерить свой аппетит. Отечественные игроки надеются, что до понижения рейтинга дело не дойдет. Руководитель центра исследований конъюнктуры финансовых рынков Газпромбанка Сергей Суверов уверен, что достаточно низкие корпоративные рейтинги отечественных компаний уже отражают возможные риски появления налоговых претензий. Напомним, что 31 января международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации в иностранной валюте с ВВ+ до ВВВ- Таким образом, Standard&Poor’s стало третьим международным рейтинговым агентством, повысившим суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Ранее инвестиционный рейтинг РФ присвоили Moody’s (8 октября 2003г.) и Fitch (18 ноября 2004г.). Standard&Poor’s также повысило краткосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте с В до А-3, долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте - с ВВВ- до ВВВ и рейтинг обязательств Российской Федерации по национальной шкале - с ruAA+ до ruAAA. Одновременно Standard&Poor’s подтвердило краткосрочный рейтинг России в национальной валюте на уровне A-3. Прогноз по всем рейтингам - «стабильный». 26.04.2005

BNE: Россия решила почти все проблемы Правда, в Минэкономразвития полагают, что инфляционные риски остаются высокими – главным образом из-за монетарного фактора В правительстве признают, что инфляция в этом году может превысить запланированные 10%. Как заявил на брифинге во вторник глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач, инфляционные риски в России пока остаются высокими. По его мнению, главная опасность кроется в монетарном факторе, в том числе из-за последствий банковского кризиса. С оценкой г-на Клепача согласны и экономисты инвестиционных компаний. С их точки зрения, влияние монетарного фактора в первом полугодии было не столь существенным, однако во втором оно может оказаться куда серьезнее. В остальном – по данным Минэкономразвития – российская экономика чувствует себя неплохо. Так, рост ВВП по итогам первого полугодия составил 7,4%, а по итогам года МЭРТ ожидает рост в 6,7%. Впрочем, по мнению экономистов, в годовом прогнозе правительство немного лукавит. Они полагают, что чиновники намеренно занижают прогноз экономического роста для того, чтобы также занизить и показатели бюджета-2005. Это позволит правительству «торговаться» с депутатами по поводу повышения прогнозов ВВП в ходе рассмотрения проекта бюджета и получить очередной профицит по итогам следующего года – такая практика составления федеральных бюджетов уже давно стала правилом. По словам Андрея Клепача, в первом полугодии были зафиксированы более низкие темпы инфляции, чем за аналогичный период прошлого года, – 6,1% против 7,9%. «Однако основное снижение инфляции пришлось на первый квартал, а во втором она осталась практически на уровне прошлого года, – отметил г-н Клепач. – Поэтому инфляционные риски остаются достаточно высокими». По его мнению, замедление роста цен в первом квартале было связано с тем, что тарифы естественных монополий в этот период росли медленнее, чем в 2003 г. При этом на долю тарифной составляющей, по оценке Минэкономразвития, в первом полугодии пришлось лишь около 2% из общих 6,1%. Между тем, отметил Андрей Клепач, влияние монетарного фактора снизилось не так сильно – чуть более 4% за шесть месяцев этого года против 4,7% за аналогичный период прошлого. «И это в условиях, когда ЦБ проводит жесткую денежную политику: номинального роста денежной базы практически не было, только в июне-июле был отмечен рост денежного предложения», – сказал г-н Клепач. При этом, с его точки зрения, рост денежного предложения будет расти во втором полугодии, и, как следствие, монетарный фактор инфляции сыграет большую роль. «Риск того, что инфляция может превысить 10%-ный рубеж, достаточно высок, но пока мы не пересматриваем свой прогноз и надеемся не выйти за эти пределы», – отметил глава департамента МЭРТ. Экономисты частных компаний полностью разделяют опасения г-на Клепача, однако их прогнозы еще более пессимистичны. «Я полагаю, что правительству, скорее всего, не удастся уложиться в 10%, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Мы полагаем, что инфляция по итогам года составит минимум 10,5%». Г-н Струченевский соглашается с тем, что монетарный фактор весьма важен и сыграет свою роль именно во втором полугодии. «Это будет инициировано проблемами, которые мы наблюдали в мае-июле, – банковским кризисом и продолжающимся «делом ЮКОСа», – говорит экономист «Тройки». – В прошлом году влияние монетарного фактора на инфляцию было меньшим, поскольку ситуация на фондовом рынке была лучше и денежная масса находила себе «применение». Теперь инвестиционный климат стал хуже, и вероятность, что денежная масса будет стимулировать рост фондового рынка, невелика». Кроме того, отмечает он, не стоит забывать и о поведении населения. «Из-за банковского кризиса произошел отток средств с депозитов в банках и, как следствие, наблюдается увеличение денежной массы, – говорит Антон Струченевский. – Но эти деньги тоже должны быть во что-то вложены, и отчасти это стимулирует рост покупок, что и создает инфляционное давление». По его словам, следует также обратить внимание, что по пищевым и непищевым продуктам народного потребления никакого замедления роста цен по сравнению с прошлым годом нет. Поскольку повернуть время вспять и справиться с уже произошедшими потрясениями на финансовых рынках и оттоком средств из банков нельзя, сейчас на инфляцию можно повлиять только через тарифную составляющую. «Единственный способ сдержать инфляцию – это снова «гасить» тарифы естественных монополий, только так можно удержаться в рамках 10%», – говорит Антон Струченевский. Однако, признает он, это маловероятно: такое решение плохо коррелируется с радужными планами правительства относительно социальных реформ, перевода сферы ЖКХ на самоокупаемость и монетизации льгот. «Поэтому когда правительство перестанет замедлять рост тарифов – вот тогда ружье и выстрелит», – заключает экономист «Тройки». Впрочем, по мнению экономистов, превышение 10%-ного барьера инфляции, невыгодное главным образом политически, все же лучше, чем искусственное сдерживание тарифов. Во-первых, чем дольше тарифы сдерживаются, тем сильнее будет их неизбежный, но «отложенный» рост. Кроме того, как считает Антон Струченевский, сдерживание тарифов естественных монополий означает отсутствие реформ в этой сфере. Ведь в этом случае монополии будут дольше оставаться неэффективными, меньше инвестировать в обновление своих мощностей, а в конечном итоге все это лишь отсрочит необходимые экономике структурные реформы. Если не брать в расчет инфляцию, то по остальным показателям правительство явно празднует победу. «Несмотря на драматические коллизии в банковской сфере и на фондовом рынке, экономические показатели в первом полугодии вышли очень хорошими, и даже лучше, чем мы ожидали в начале года», – заявил Андрей Клепач. Так, по его словам, Минэкономразвития повысило прогноз роста промышленного производства по итогам 2004 г. до 7% против прежних 6,3%. Рост ВВП в первом полугодии, по предварительной оценке МЭРТ, достиг 7,4%. А по итогам года чиновники министерства предполагают рост 6,7%. По мнению экономистов, последний прогноз стал жертвой предстоящих осенью в Госдуме бюджетных баталий. «По нашим оценкам, рост за год составит 7%, но никак не 6,7%, – говорит Антон Струченевский. – Мы помним, что во втором полугодии 2003 г. не было никакого спада, получается, что в этом году спад прогнозируется. Я думаю, что никакого спада на самом деле не будет, что это просто игры, связанные с бюджетным процессом». С точки зрения г-на Струченевского, правительство хочет на основе прогнозов на этот год заложить заниженный прогноз на следующий и сделать показатели бюджета-2005 также заниженными. Смысл таких ухищрений очевиден: заниженные прогнозы ВВП каждый год оставляют правительству пространство для торга с депутатами в ходе принятия бюджета. К тому же именно благодаря «консервативным» прогнозам бюджет ежегодно сводится с солидным профицитом. Отдел экономики Антон Попов, 04.08.2004

BNE: Удвоения ВВП не было, нет и не будет Президент Путин поставил в послании Федеральному Собранию 16 мая 2003 года задачу удвоить ВВП за 10 лет. Нечеткость формулировки позволила правительству и экономистам говорить о разных сроках. Если считать со времени поставленной президентом задачи, взяв за исходную точку 2002 год, то получалось, что удваивать ВВП нужно к 2012 году. Если же брать за исходную точку первый год пребывания Путина у власти, 2000 год, то российской экономике предлагалось удвоиться к 2010 году. Экономисты склонялись к тому, что за исходную точку отсчета все-таки следует взять 2000 год: уж слишком позитивны были первые два годы пребывания Путина на посту президента РФ для российской экономики. По оценкам ряда экономистов, за период с 2000 по 2003 год рост ВВП в абсолютных цифрах по оценкам составил именно 100%, и даже с учетом инфляции, составившей за то же время около 50% был равен примерно 50%. Выдать за оставшиеся 5 лет, до 2008 года, недостающие 50% при накопленном инвестиционном потенциале крупных российских компаний и растущих мировых ценах на нефть было делом техники, считали экономисты. Наиболее опытные обращали, правда, внимание на негативные факторы - прежде всего, неблагоприятную демографическую структуру населения и чрезмерную зависимость экономического роста от мировых цен на энергоносители. Согласно документу, к 2010 г. в два раза должны увеличиться инвестиции в основной капитал. В 2003 г. рост инвестиций в основной капитал составил 12,5%, в 2004 г. этот показатель ожидается на уровне 24,3%. Объем иностранных инвестиций в 2010 г. должен достигнуть $20 млрд . В 2003 г. этот показатель составил $6,2 млрд. долл., в 2004г . он должен был достигнуть $13,5 млрд., а выйдет, по словам Михаила Фрадкова, в лучшем случае $8 млрд. Более чем в 2 раза в 2012 г. по сравнению с 2002 г. ожидается увеличение темпов роста производства промышленной продукции. В 2003 г. этот показатель равнялся 7%, в 2004 г. должен составить 15%. В 1,5 раза в 2010 г. также должен вырасти промышленный экспорт. Капитализация фондового рынка в 2009 г. должна составлять 70% к ВВП, в 2003 г. она составила 44,2% к ВВП, в текущем году должна выйти на уровень 47% к ВВП, но, скорее всего, не выйдет. Таким образом, по большинству этих показателей российская экономика не смогла выйти на намеченные ориентиры - об этом доложил Герман Греф на встрече с президентом Путиным. Заявление Жукова, показывает, что чиновники остановились на первоначальном варианте отсчета ВВП. По предложению Александра Жукова, если взять точку отсчета 2000 год, , можно выполнить задачу удвоения ВВП в 2010 году. Срок для удвоения ВВП остается прежним – 10 лет, просто в расчет будут включены два лишних удачных года и стартовый уровень для расчета показателей будет выбран более низким. Есть и еще одна возможность пересчета показателей ВВП, нужно будет пересчитать его в рассчете на душу населения - население ведь снижается, и уже к концу 2004 года душевое производство ВВП составит $10000 на человека. Как прокомментировал Полит.Ру ситуацию с удвоением ВВП Владимир Черкашенко, глава компании «Франклин&Грант. Финансы и аналитика» (www.franklin-grant.ru), на сайте которой находится экономический симулятор по управлению уровнем бедности, возможность увеличить ВВП в обозначенный Президентом срок отсутствует. Аргументация носит следующий характер. Воспроизводство ВВП осуществляется при помощи определенных ресурсов – основных фондов и занятых в производстве. Экономическая наука связывает ВВП с указанными ресурсами посредством производственной функции. В технологически развитых странах эта функция имеет вид так называемой функции Кобба и Дугласа. Такая функция позволяет наращивать ВВП путем наращивания основных фондов практически без увеличения числа занятых. Россия далека от того, чтобы претендовать на титул «технологически развитая страна». В ней работает другая производственная функция – функция Леонтьева. Страны «леонтьевского» типа могут наращивать ВВП только посредством почти пропорционального наращивания числа занятых. Упрощенно говоря, если мы закупили новые сто лопат с целью увеличить свои основные фонды а вместе с ними и ВВП, мы должны нанять еще десять рабочих. В развитых странах увеличение основных фондов происходит за счет привлечения более технологичного оборудования и повышения квалификации занятых в производстве (без увеличения их численности). Таким образом, удвоение ВВП грозит удвоением числа занятых. Очевидно, этого никто не допустит, но тогда и ВВП удвоить не удастся. Настоящий взлет экономики не возможен без технологического прорыва. Следовательно, инвестировать нужно прежде всего в высокотехнологическое (наукоемкое) производство. А это невозможно без инвестирования в науку. Увы, пока это инвестирование ведется довольно вяло. Что касается науки, то в сегодняшней российской действительности инвестирование в нее вряд ли вообще целесообразно, поскольку эти инвестиции поглотит не столько наука, сколько необъятная Российская Академия Наук

BNE: Рост ВВП: Россия впереди планеты всей По росту ВВП в I квартале 2004 года Россия обогнала все развитые страны мира. К такому выводу пришла Федеральная служба статистики, изучив публикации МВФ, сообщает РБК. По сравнению с тем же периодом 2003 года рост составил 7,4%. Все остальные страны значительно отстали от России. Ближе всего к РФ оказалась Япония, чей ВВП вырос на 5,6%. В США эта же цифра составила 4,8%, в Великобритании – 3,4%. Во Франции, Канаде, Италии ВВП вырос меньше, чем на 2%. По росту промышленного производства ведущие страны также отстают от России. А вот по валовому накоплению основного капитала Россия проигрывает всем развитым странам. У нас эта цифра составила 13,6% к ВВП, тогда как, например, в Японии – 28,4%. В США этот показатель равен 16,4%. Также в России самая высокая инфляция. По отношению к маю она составила 0,8%. В Германии за этот период инфляции вовсе не наблюдалось, а в других странах она не превысила 0,3%. Зато по уровню безработицы Россия занимает далеко не последние позиции, опережая по данному показателю находящиеся в кризисе Францию и Германию. В России 7,2% от численности активного населения не имеют постоянного заработка. Между тем во втором полугодии рост российской экономики чуть замедлится и по итогам года составит 6,7% ВВП, что на 0,6 процента меньше, чем годом ранее, отмечает «Российская газета». Как пишут в понедельник «Ведомости», в Минэкономразвития считают, что сохрания высоких цен на нефть, которое прогнозируется на ближайшие три года, окажется недостаточно для выполнения задачи удвоения ВВП к 2010 году, поставленной президентом Владимиром Путиным. Согласно прогнозу министерства, ВВП в 2005 году будет на уровне 6,3 процента, в 2006 году - 6,1 процента, в 2007 году - 6,5 процента. При менее оптимистичном варианте социально-экономического прогноза развития страны, рост ВВП в 2005 году составит 5,9 процента, в 2006 - 6 процентов, а в 2007 - 6,3 процента. По мнению руководителя департамента Минэкономразвития Андрея Клепача, зависимость экономического роста от мировых цен на нефть в предстоящие три года будет ослабевать и главным двигателем роста станут потребительские расходы и накопление капитала. «Полный вклад внутренних факторов в рост ВВП превысит 50 процентов», - говорится в докладе Минэкономразвития. При этом, для того, чтобы достичь цели удвоения ВВП к 2012 году российская экономика должна расти на 7,3 процента ежегодно, чтобы достичь этого результата к 2010 году - темпы роста должны быть увеличены до 9 процентов. 16.08.2004 11:31 версия для печати комментарий Рост внутреннего валового продукта означает поступательный ход экономики: развиваются промышленность, сельское хозяйство, прибывает на душу населения количество товаров и услуг, жить становится лучше и веселей. Только в двух случаях рост ВВП не делает жизнь лучше и веселей. Первое, когда он существует лишь на бумаге. Второе, когда этот продукт распределяется в узком кругу потребителей, а до широких масс доходит в виде скромной пайки. В обоих случаях ВВП можно сколь угодно удваивать, утраивать и пр. К самочувствию населения эти мировые рекорды никакого отношения иметь не будут. Самочувствие будет стабильно неважным. Что мы имеем сегодня? ВВП растет, принимаются законы один прогрессивней другого, олигархов заставляют делиться, а жить в России становится все труднее и труднее. Растут инфляция, безработица, обнищание. И низкий показатель валового накопления основного капитала лишь подчеркивает специфичность российского ВВП: он, этот продукт, не работает на всех россиян, не работает на государство. Внешне разумные законодательные инициативы - та же монетизация льгот - в руках нынешней власти оборачиваются неизменным ухудшением уровня жизни. Причем уровня жизни тех граждан, чью жизнь, вроде бы, дальше ухудшать некуда. Хотя, к слову сказать, такого рода законы запрещено принимать Конституцией РФ. Но принимаются и бьют по населению как пулеметы. Идет отстрел граждан, чье существование обременительно для казны. И это тоже верное средство тянуть ввысь путинский ВВП - «утилизация» бесполезных едоков. В круг бесполезных попадают не только инвалиды, ветераны, пенсионеры, но, судя по зарплате, ученые, учителя, врачи, военные… Люди этих и других бюджетных профессий вряд ли испытывают что-то иное, кроме раздражения, когда слышат о победном шествии ВВП. Рост внутреннего валового продукта радует там, где этот продукт распределяется между членами общества по всем понятным, прозрачным, социально ориентированным правилам. Когда среди граждан страны нет изгоев и нет неприкасаемых. Когда все определяется законом, а не понятиями одного человека. Во всех других случаях ВВП радует только самого В.В.П.

BNE: В.Путин: Российские ПЗРК защитят Сирию от Израиля Израильские самолеты больше не смогут летать над дворцом президента Сирии Башара Асада. Так охарактеризовал эффект от сделки между Россией и Сирией по поставке в эту страну ПЗРК «Стрела 8» президент России Владимир Путин. В интервью израильскому телеканалу Channel 1 российский президент в очередной раз подтвердил намерение Москвы продать Дамаску партию вышеуказанного оружия. На вопрос журналистов о том, какую опасность несет данная сделка для Израиля, В.Путин сказал, что это лишь осложнит работу израильских ВВС. «Вы больше не сможете летать над президентским дворцом Башара Асада», - отметил В.Путин. По мнению российского президента, продажа Сирии российских ракет не подорвет баланс сил в регионе. «ВС Израиля во много раз превосходят по силе армию Сирии и других арабских стран, так что российские ПЗРК просто не в силах подорвать баланс сил в регионе» - заключил президент России. Напомним, что ПЗРК «Стрела 8» отличаются от своего предшественника «Игла» тем, что не могут использоваться без специальной пусковой установки. Это обстоятельство затрудняет использование оружия террористами. Сама же Сирия выступает за возобновление переговоров с Израилем о заключении мирного договора. С соответствующим заявлением 15 апреля выступил глава сирийского оборонного ведомства Гассан Туркмани. «Сирия выступает за конструктивное сотрудничество и заключение справедливого мирного договора, который бы гарантировал права каждой из сторон», - заявил министр во время своего выступления перед выпускниками военной академии в Дамаске. Г.Туркмани прямо не упомянул Израиль, так как сирийские официальные лица избегают употребления названия этого государства, заменяя его на термин «враждебная страна», по сообщению Europa Press. Между тем, наблюдатели отмечают, что данное заявление прямо относится к Израилю, так как ранее представители сирийских властей уже выступали с аналогичными предложениями. Власти Израиля требуют от Дамаска в качестве предварительного условия для переговоров о заключении мирного договора прекращения поддержки радикальных палестинских группировок. Отметим, что Дамаск и Москва подпишут окончательное соглашение о выплате России сирийского долга в конце апреля 2005г. Об этом сообщил недавно министр регионального развития РФ Владимир Яковлев. Подписание соглашения министрами финансов обеих стран состоится в Дамаске, по сообщению АР. В.Яковлев отметил, что нынешний торговый оборот между двумя странами, составляющий 218 млн долл., не устраивает Россию, и выразил надежду на увеличение объемов российско-сирийской торговли в будущем. Напомним, что основная часть 13-миллиардного сирийского долга сформировалась, когда ежегодный торговый оборот между двумя странами достигал 1 млрд долл. В настоящее время Сирия экспортирует в Россию преимущественно текстильные изделия и сельскохозяйственную продукцию. Россия, в свою очередь, продает Сирии машины и производственное оборудование. В январе текущего года Россия списала 73% сирийского долга. Оставшуюся сумму долга, составляющую 3 млрд 618 млн долл., Сирия выплатит по частям: 2 млрд 118 млн долл. будут зачислены на счет России в сирийском банке, а вторую часть в размере 1,5 млрд долл. Сирия погасит в течение 10 лет. 21.04.2005



полная версия страницы