Форум » Экономика » Шэн Гоминь: Пригодность и сменяемость (управление в Китае) » Ответить

Шэн Гоминь: Пригодность и сменяемость (управление в Китае)

БНЕ: Шэн Гоминь: Пригодность и сменяемость Шэн Гоминь Vedomosti.ru 29.11.2011, 00:05 Исторически в Китае не существовало системы выборов руководящих кадров — но в то же время чиновничество состояло из людей, сдававших определенные экзамены и постоянно доказывавших свою профессиональную пригодность, а последовательная сменяемость чиновников была фактором устойчивости центральной власти. Таким образом в Китае исторически сложилась система, в которой централизация власти не предполагала укрепления бюрократизма. В современном Китае, как в свое время в Советском Союзе, существует система власти, сочетающая государственную и партийную составляющую. Основополагающим политическим институтом в Китае является Всекитайское собрание народных представителей — важнейший элемент государственного управления, подчеркивающий, что власть в стране принадлежит народу. ВСНП выполняет функции парламента и в то же время венчает собой систему представительных органов власти на местах, которая обладает известной самостоятельностью: достаточно сказать, что парламенты провинций принимают в 30-40 раз больше законодательных актов, чем ВСНП. Коммунистическая партия является правящей партией в Китае, но реализует свою политику через систему местных органов власти. Практически во всех провинциях глава местной партийной организации является главой законодательной власти региона. В то же время в стране существуют еще восемь партий, и для успешной карьеры не обязательно быть членом КПК. Так, например, в правительстве КНР сегодня министр науки и технологий и министр здравоохранения не состоят в правящей партии. Система управления в КНР начала реформироваться в 1978 г., и в сентябре 1985 г. пленум ЦК КПК и партийная конференция резко обновили руководство партии, в результате чего ЦК на 76% был сформирован из руководителей с высшим — в основном техническим — образованием. С этого времени подбор кадров ведется прежде всего на меритократической основе. Выборы на руководящие должности в ЦК проводятся на основе моральных качеств кандидатов и успешности их работы на прежних должностях, причем важнейшими критериями являются уровень валового регионального продукта в их провинциях и темпы экономического роста. При выдвижении анализируются и проверяются все сведения, негативно характеризующие кандидата. Именно эта система позволила на протяжении последних 20 лет существенно повысить профессиональный уровень государственных служащих. Должность в чиновничьей иерархии в КНР выглядит очень желанной. Несмотря на умеренные зарплаты (например, в Шанхае зарплата начинающего госслужащего составляет около 3000 юаней (около 14 000 руб.), людей привлекают медицинское и пенсионное страхование, оплачиваемые отпуска и льготы при получении жилья — в крупных городах дотация при его покупке составляет 5000 юаней (около 23 000 руб.) на квадратный метр. При этом численность чиновников не слишком велика: госслужащих в узком понимании этого слова (сюда относятся работники государственных административных учреждений всех уровней) насчитывается 5,1 млн человек. Основная черта китайского управления — профессионализм. Правительство стимулирует три параллельных процесса: постоянную ротацию кадров, в ходе которой отличившиеся управленцы имеют возможность получить более значимые должности; обновление руководящего состава, вследствие чего время пребывания даже на самых высоких постах четко регламентировано; обеспечение дополнительной самостоятельности региональных и местных властей. В результате удалось обеспечить высокую корреляцию между достижениями руководителей и их карьерным ростом, а также повысить роль региональных властей. Если в начале 1980-х гг. централизованные доходы составляли до 75% бюджетных поступлений, то к 2007 г. их доля сократилась до 54,7% и, вероятно, в будущем упадет ниже 50%. При этом партия и правительство следят не только за компетентностью, но и за чистоплотностью государственных служащих. Не секрет, что одной из главных проблем Китая является коррупция. В настоящее время она достигла максимального уровня за всю историю существования КНР. В хо-де формирования рыночной экономики у многих людей изменилась система ценностей, и становится все больше тех, кто ради выгоды готов бросить вызов закону. Высшее руководство страны активно борется с коррупцией. Согласно решению ВСНП, принятому еще в 1995 г., государственные служащие сдают декларации о доходах два раза в год; они обязаны декларировать имущество свое и своих родственников, их близкие не могут заниматься предпринимательской деятельностью в сферах или на территориях, которые в той или иной мере находятся в «зоне их ответственности». В последние годы борьба с коррупцией вышла на новый уровень с принятием нормы о непропорциональном наказании взяткодателей и взяточников; власти понимают, что для многих людей дача взятки является единственным средством решения той или иной проблемы, и поэтому тяжесть наказания падает прежде всего на коррупционера. Освобождение взяткодателей от ответственности или ее смягчение дало очень хорошие результаты. Также власти внимательно изучают сообщения прессы и блоги в интернете: данные о появлении у чиновников дорогих автомобилей или часов немедленно расследуются. В Китае коррупционеры жестоко наказываются. В последние 5 лет к смертной казни приговорены все, кто был изобличен в получении взятки в 10 млн юаней и более (более 45 млн руб.), а всего в 2010 г. судами рассмотрено около 10 млн дел о коррупции и злоупотреблении служебным положением. Ежегодно к суровым наказаниям приговариваются 2-3 руководителя провинций, до 10 министров и их заместителей и масса иных чиновников. Среди приговоренных к смертной казни — бывший член политбюро, секретарь Шанхайского комитета КПК Чен Лянъюй, глава Государственного фармацевтического комитета Чжэн Сяоюй, заместитель председателя Верховного народного нуда Хун Сун и т. д. Система управления в Китае, возможно, не отличается тем совершенством, которое можно заметить в развитых западных странах. Мы понимаем, что копирование ее в условиях нашей страны невозможно. Между тем главной задачей является формирование такой системы государственного управления, которая сохраняла бы присущие Китаю черты централизованной экономической и политической системы и в то же время обеспечивала бы максимально возможный уровень профессионализма в принятии решений, важных для всей страны. Мы считаем важнейшими задачами в развитии китайской системы управления постоянную борьбу с коррупцией и устойчивое развитие низовой демократии на местах. Соединение всех этих мер позволит Китаю шаг за шагом выстроить систему управления, адекватную той экономически мощной стране, которой мы намерены стать в ближайшие десятилетия. Перевод с китайского Алины Верижниковой Автор — Член Постоянного комитета Собрания народных представителей г. Шанхай, Исполнительный председатель Шанхайской федерации обществоведов Эта публикация основана на статье «Слово и дело: Пригодность и сменяемость» из газеты «Ведомости» от 29.11.2011, №225 (2991)

Ответов - 0



полная версия страницы