Форум » Экономика » Владислав Иноземцев Modernizatsya.ru: Учиться у Китая » Ответить

Владислав Иноземцев Modernizatsya.ru: Учиться у Китая

BNE: Владислав Иноземцев Modernizatsya.ru: Учиться у Китая Владислав Иноземцев ВЕДОМОСТИ 19.10.2009, 197 (2467) Заметным событием прошлой недели стал визит Владимира Путина в Китай, где наши чиновники не раз говорили, что развитие связей с азиатским партнером поможет «научить Россию модернизации». Об итогах визита писали много: отмечалось, что Россия превращается в сырьевой придаток Поднебесной, готова привлекать китайскую рабочую силу на свои предприятия, уступает соседу право строить на его территории промышленные объекты. Так что текущих «уроков модернизации» не случилось. Но, что существеннее, Россия не намерена учиться у Китая и более принципиальным подходам. Напомним: модернизация КНР базировалась и базируется на ряде важных принципов. 1. Подъем Китая предполагал сохранение в госсобственности имевшихся предприятий и высвобождение инициативы при создании новых. Следствие: быстрое развитие передовых отраслей. В 1997-2008 гг. добыча нефти выросла на 27%, выплавка стали — в 3,3 раза, зато выпуск автомобилей — в 9,1 раза, компьютеров и оргтехники — в 13,8, мобильных телефонов — в 23 раза. В России нефти добыли больше на 62%, стали выплавили — на 35%, но рост в отечественном автомобилестроении составил 21%, а производства компьютеров, оргтехники и средств мобильной связи как не было, так и нет. Китайская бизнес-элита заинтересована в технологическом прогрессе, а российская — в приватизации, ренационализации и завышении рыночной цены своих активов. 2. Китайская модернизация основана на привлечении прямых иностранных инвестиций и технологий. К 2008 г. накопленные в стране (включая Гонконг) ПИИ достигли $964 млрд (в РФ — $264,6 млрд). В стране созданы производственные мощности 132 из 200 крупнейших индустриальных компаний мира, вклад которых в промышленное производство в 2007 г. составил 30,9%. Фондовый рынок стал развиваться с 1996-1997 гг., но до конца 2005 г. не играл особой роли: на 1 января 2006 г. его капитализация составляла $284 млрд (в России — $675 млрд). Бурный рост начался после того, как Китай вошел в top-5 экономик мира, и ныне фондовые индексы китайских бирж втрое превышают уровни начала 2006 г., хотя российские с тех пор почти не выросли. 3. Открыв для себя западные технологии, китайцы реализовали стратегию инновационного копирования. Через 3-5 лет после появления в стране западных предприятий по производству электронной техники, оборудования и автомобилей возникали китайские заводы, выпускавшие аналогичные товары. Взглянем на автопром. В 2000-2002 гг. в КНР работало девять западных автосборочных заводов, собиравших 1,7 млн машин в год. Сейчас 13 таких заводов выпускают 2,1 млн машин, а китайские — 7,3 млн. В России же за время появления десятка иностранных сборочных предприятий «АвтоВАЗ» не внедрил ни одной новой платформы, а его доля на рынке упала с 67-68% до 24,3%. 4. Китайцы давно поняли, что эффективная индустриализация немыслима без продвижения своих товаров на мировой рынок. За 10 последних лет экспорт промышленной продукции из КНР вырос в 7,4 раза (из России — в 2,7 раза) и сегодня превышает российский в 20 раз. Данной цели была подчинена и внутренняя, и внешняя политика: от поддержания нерыночного курса юаня до ускоренного вступления в ВТО. Был создан механизм кредитования экспортеров. Российские лидеры разучились на торговых переговорах произносить иные слова, кроме как «газ», «нефть» и «труба». 5. Начиная с середины 1990-х гг. главным элементом китайского модернизационного проекта стало развитие инфраструктуры. С 1995 по 2008 г. протяженность автомобильных дорог выросла в 3,1 раза (на 880 000 км), железнодорожных путей — на 40% (на 29 000 км), объем электрогенерации — в 2,8 раза (в России соответственно — на 11,2 000 км, 520 км и на 18%). За последние пять лет построено 3,1 млрд кв. м жилья (в России — 232 млн). Страна располагает соответственно 17 и 6 из 50 крупнейших морских торговых портов и аэропортов мира (российские объекты не входят ни в один из этих списков), а также владеет 11% тоннажа мирового торгового флота. 6. Наконец, государство модернизировало не только экономику, но и себя. Столкнувшись в 1989 г. с вероятностью политической дезорганизации, оно отторгает демократию западного типа, но уделяет большое внимание эффективности управления. Отбор чиновников все чаще основывается на их заслугах и профессиональных качествах. Жертвами борьбы с коррупцией становится до 45 000 госслужащих и до 20 000 работников силовых структур в год (в РФ за январь — сентябрь 2009 г. осуждено соответственно 532 и 764 человека). Из членов политбюро ЦК КПК и правительства КНР образца 2003 г. сегодня посты аналогичного уровня занимает менее ¼ чиновников. Обновление элит постоянно и затрагивает все этажи и эшелоны власти. Существует ли у нас необходимость «по-серьезному» учиться у Китая модернизации? Несомненно. Возникнет ли у российской элиты такое желание? Вряд ли. Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала «Свободная мысль»

Ответов - 2

BNE: Конъюнктура: Большая ложка ренты Константин Симонов 22.12.2009, 242 (2512) С мечтами о модернизации входим мы в новый год. Модернизация, как мы выяснили, — это не просто обновление железок, но и сдвиги в нашей социальной структуре. И потенциал для этих сдвигов довольно большой. Достаточно посмотреть на трудовую карту России. Известно, что модернизация должна помимо прочего снизить зависимость от сырьевого сектора. Вопрос в том, кто будет этим снижением заниматься. Порядка половины бюджетных доходов обеспечивает нефтегазовый комплекс. А во всем сегменте добычи полезных ископаемых занято чуть более 1 млн человек. Конечно, есть их перевозка, переработка, производство труб и оборудования. Есть, к счастью, и несырьевой кусочек экономики. Но все же клуб любителей ренты слишком велик. Прекрасно понимаю, что всех получателей ренты нельзя равнять под одну гребенку. Но все равно цифры по «рентовикам» выглядят слишком красноречиво. Пословица про одного с сошкой и семерых с ложкой сейчас очень актуальна. Начнем с двух «ложек», к которым наименьшее число претензий. У нас 39,5 млн пенсионеров. А детей до 14 лет включительно по итогам 2008 г. было 20,6 млн человек. Тут мы заодно видим и грядущие проблемы нашей пенсионной системы, когда армия пенсионеров будет расти, а естественный прирост населения будет слишком скудным. Далее — образовательная «армия». Вроде бы образование — залог успеха модернизации, и в стране одних студентов только 7,5 млн человек. Но ведь их число выросло за 15 лет почти на 5 млн человек. Ясно, что произошел противоестественный переход качества в количество. В сфере образования при этом работает 8,7 млн человек. Хотя учителей в общеобразовательных заведениях всего 1,4 млн, преподавателей в учреждениях среднего профобразования — 146 000, а в вузах — 0,4 млн. Следующая группа — чиновники. Количество работников органов госвласти и местного самоуправления — 1,67 млн человек. Про их эффективность написано слишком много, чтобы повторяться. Далее — силовые структуры. Владимир Путин недавно назвал цифру сотрудников органов правопорядка в 1,4 млн человек, еще 1,2 млн дают Вооруженные силы. Нужно добавить и прочих силовиков, хотя с подсчетом их численности возникают проблемы. Данные Росстата здесь не бьются. В эту же категорию добавим и некоторые «подшефные» силовые структуры — 0,877 млн заключенных, что, в принципе, также составляет целую армию. Вернемся к социальным услугам. Здравоохранение дает 4,6 млн человек, коммунальные, социальные и персональные услуги — еще 2,5 млн человек. Опять же, не хочу никого обижать, но среди них врачей лишь около 700 000, среднего медперсонала — еще 1,5 млн. Ну и финальная «ложка» — безработные. Подсчеты со скрытой безработицей дают цифру в 5,8 млн человек. Хотя только на официальных порталах есть примерно 1 млн вакансий. Так что, глядя на количество любителей ренты, можно прогнозировать, что легким новый год не будет. Автор — генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

BNE: От редакции: Голос потребителя 16.06.2010, 108 (2626) Представим на минуту, что наше правительство отказалось от поддержки отечественного производителя и во главу угла экономической политики поставило интересы потребителя. Что изменится в российской жизни? Первым делом рухнут торговые барьеры: правительство отменит таможенные пошлины и другие ограничения на ввоз импортных товаров. Ведь руководители страны знают, что торговые барьеры несправедливо перераспределяют богатство от потребителей товаров к хозяевам и сотрудникам фирм-производителей. Поскольку из-за таможенных платежей импортные товары всегда оказываются дороже отечественных, родные производители могут подтягивать свои цены под уровень импортных и получать больше за каждую единицу продукции при тех же издержках. А оплачивает их незаработанную прибыль отечественный потребитель. Результат отмены торговых барьеров? Мгновенное снижение цен почти на все товары на 5-25%. Ведь Россия — один из активистов антиглобализма: наш средневзвешенный таможенный тариф самый высокий среди стран G8 и БРИК, на присутствие иностранных банков и страховщиков введена квота. А наша доктрина продовольственной безопасности требует ограничения доли иностранных продуктов в 5-20% рынка. Второе, чем займется правительство, решившее защитить потребителя, — отменит перекрестное субсидирование. Лишь на первый взгляд кажется, что российские граждане экономят на газе или электричестве за счет более высоких цен для промышленников. На самом деле цены могли бы быть намного ниже и для тех и для других. Государство сначала искусственно ограничивает конкуренцию в некоторых секторах, чтобы предприятия там могли получать сверхприбыль, а потом часть этой сверхприбыли заставляет тратить на решение своих задач. Лучше всего эта схема видна на примере «Газпрома». Он на особом положении: всем, кроме него, запрещено продавать газ за границу. Остальные производители газа не имеют доступа к трубе даже внутри страны и вынуждены субсидировать «Газпром», продавая ему газ за копейки. Сверхприбыли «Газпрома» легко позволяют ему держать относительно низкие цены для населения (как просит правительство). А лоббистские возможности — поддерживать низкую налоговую нагрузку и ежегодно требовать у правительства повышения тарифа, вместо того чтобы снижать свои издержки, повышая эффективность. Если бы государство просто доплачивало малообеспеченным гражданам субсидию на покупку газа, перестав искажать рыночные стимулы в газовом секторе, выиграла бы вся экономика — благодаря конкуренции внутренние цены на топливо были бы заметно ниже нынешних. А поскольку на газе производится две трети электричества в стране, это снизило бы тарифы на энергию и привело бы к удешевлению себестоимости всех товаров. Результат? Снижение цен. Положив конец неестественным монополиям, правительство откажется от искусственной поддержки отдельных отечественных производителей, дав умереть неэффективным предприятиям. И возьмется за налаживание честной конкуренции во всех возможных отраслях. Конкуренция позволяет перераспределять богатство в экономике в пользу потребителя — благодаря ей автомобили, одежда или молоко достаются ему по более низким ценам. Но главное преимущество конкуренции — это стимулы к производству и к инновациям. Если бизнесмен может получить прибыль, ограничив конкуренцию, он будет инвестировать ресурсы в лоббирование. Если же он знает, что без новых продуктов или без повышения эффективности производства существующих продуктов он будет вытеснен с рынка, то ему придется инвестировать именно в инновации. Открытая конкуренция с иностранными производителями в борьбе за отечественного потребителя способна сотворить чудеса модернизации. И первое, что почувствует потребитель, — это снижение цен. То, что стоимость товаров в России искусственно завышена, понимают многие. Один «коррупционный налог» прибавляет к ней до 15%. Странно, что борьба за снижение цен еще не стала платформой для какой-нибудь политической партии.



полная версия страницы