Форум » Политика » К 21 января//Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко! » Ответить

К 21 января//Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко!

BNE: Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко! Здравствуй, голубчик! Ну, как поживаешь? Всё ли у тебя в полном здоровьи? Кстати, ты, захлопотавшись около государственных дел, вероятно, забыл меня?.. А я тебя помню. Я тот самый твой коллега по журналистике Аверченко, который, если ты помнишь, топтался внизу, около дома Кшесинской, в то время, как ты стоял на балконе и кричал во всё горло: -- Надо додушить буржуазию! Грабь награбленное! Я тот самый Аверченко, на которого, помнишь, жаловался Луначарский, что я, дескать, в своём «Сатириконе» издеваюсь и смеюсь над вами. Ты тогда же приказал Урицкому закрыть навсегда мой журнал, а меня доставить на Гороховую. Прости, голубчик, что я за два дня до этой предполагаемой доставки на Гороховую - уехал из Петербурга, даже не простившись с тобой. захлопотался. Ты тогда же отдал приказ задержать меня на ст. Зерново, но я совсем забыл тебе сказать перед отъездом, что поеду через Унечу. Не ожидал ты этого? Кстати, спасибо тебе. на Унече твои коммунисты приняли меня замечательно. правда, комендант Унечи - знаменитая курсистка товарищ Хайкина сначала хотела меня расстрелять. -- За что? - спросил я. -- За то, что вы в своих фельетонах так ругали большевиков. Я ударил себя в грудь и вскричал обиженно: -- А вы читали мои самые последние фельетоны? -- Нет, не читала. -- Вот то-то и оно! Так нечего и говорить! А что «нечего и говорить», я, признаться, и сам не знаю, потому что в последних фельетонах -- ты прости, голубчик, за резкость -- просто писал, что большевики -- жулики, убийцы и маровихеры... Очевидно, тов. Хайкина не поняла меня, а я её не разубеждал. Ну вот, братец ты мой -- так я и жил. Выезжая из Унечи, я потребовал себе конвой, потому что надо было переезжать нейтральную зону, но это была самая странная нейтральная зона, которую мне только приходилось видеть в жизни. потому что по одну сторону нейтральной зоны грабили только большевики, по другую только немцы, а в нейтральной зоне грабили и большевики, и немцы, и украинцы, и все вообще, кому не лень. Бог её знает, почему она называлась нейтральной, эта зона. Большое тебе спасибо, голубчик Володя, за конвой -- если эту твою Хайкину ещё не убили, награди её орденом Красного Знамени за мой счёт... Много, много, дружище Вольдемар, за эти два года воды утекло... Я на тебя не сержусь, но ты гонял меня по всей россии, как солёного зайца: из Киева в Харьков, из Харькова -- в Ростов, потом Екатеринодар, Новороссийск, Севастополь, Мелитополь, опять... Севастополь. Это письмо я пишу тебе из Константинополя, куда прибыл по своим личным делам. Впрочем, что же это я о себе, да о себе... Поговорим и @!#$ е... Ты за это время сделался большим человеком... Эка, куда хватил: неограниченный властитель всея России... Даже отсюда вижу твои плутоватые глазёнки, даже отсюда слышу твоё возражение: -- Не я властитель, а ЦИК. Ну, это, Володя, даже не по-приятельски. Брось ломаться -- я ведь знаю, что тебе стоит только цикнуть и весь твой ЦИК полезет под стол и сделает всё, что ты хочешь. А ловко ты, шельмец, устроился -- уверяю тебя, что даже при царе государственная дума была в тысячу раз самостоятельнее и независимее. Согнул ты «рабоче -- крестьянскую», можно сказать, в бараний рог. Как настроение? Ты знаешь, я часто думаю @!#$ е и должен сказать, что за последнее время совершенно перестал понимать тебя. На кой чёрт тебе вся эта музыка? В то время, когда ты кричал до хрипоты с балкона -- тебе, отчасти, и кушать хотелось, отчасти и мир, по молодости лет, собирался перестроить. А теперь? Наелся ты досыта, а мира всё равно не перестроил. Доходят до меня слухи, что живётся у вас там в России, перестроенной по твоему плану -- препротивно. Никто у тебя не работает, все голодают, мрут, а ты, Володя, слышал я, так запутался, что у тебя и частная собственность начинает всплывать, и свободная торговля, и концессии. Стоит огород городить, действительно! Впрочем, дело даже не в том, а я боюсь, что ты просто скучаешь. Я сам, знаешь ли, не прочь повластвовать, но власть хороша, когда кругом довольство, сияющие рожи и этакие хорошенькие бабёночки, вроде мадам Монтеспан при Людовике. А какой ты к чёрту Людовик, прости за откровенность! Окружил себя всякой дрянью, вроде башкир, китайцев -- и нос боишься высунуть из Кремля. Это, брат, не власть. Даже Николай II частенько раньше показывался перед народом и ему кричали «ура», а тебе что кричат? -- Жулики вы, -- кричат тебе и Троцкому, -- «Чтобы вы подохли, коммунисты. Ну, чего хорошего? Я ещё понимаю, если бы рождён был королём -- ну, тогда ничего не поделаешь: профессия обязывает. Тогда сиди на башне -- и сочиняй законы для подданых. А ведь ты -- я знаю тебя по Швейцарии -- ты без кафе, без «бока», без табачного дыма, плавающего под потолком -- жить не мог. Небось, хочется иногда снова посидеть в биргалле, поорать о политике, затянуться хорошим киастером -- да где уж там! И из Кремля нельзя выйти, да и пивные ты все, неведомо на кой дьявол, позакрывал декретом # 215523. Неуютно ты, брат, живёшь, по собачьему. русский ты столбовой дворянин, а с башкирами всё якшаешься, с китайцами. и друга себе нашёл -- Троцкого -- совсем он тебе не пара. Я, конечно, Володя, не хочу сплетничать, но знаю, что он тебя подбивает на всякие глупости, а ты слушаешь. Если хочешь иметь мой дружеский совет -- выгони Троцкого, распусти этот идиотский ЦИК и издай свой последний декрет к русскому народу, что вот, дескать, ты ошибся, за что и приносишь извинения, что ты думал насадить социализм и коммунизм, но что это для отсталой России «не по носу табак», так что ты приказываешь народу вернуться к старому, буржуазно-капиталистическому строю жизни, а сам уезжаешь отдыхать на курорт. Просто и мило! Ей богу, плюнь ты на это дело, ведь сам видишь, что получилось: дрянь, грязь и безобразие. Не нужно ли деньжат? Лир пять, десять могу сколотить, вышлю. Хочешь -- приезжай ко мне, у меня отдохнёшь, подлечишься, а там мы с тобой вместе какую-нибудь другую штуковину придумаем -- поумней твоего марксизма. Ну, прощай, брат, кланяйся там! Поцелуй Троцкого, если не противно. Где летом -- на даче? Неужели в Кремле? С коммунистическим приветом А р к а д и й А в е р ч е н к о. P. S. Если вздумаешь черкнуть два слова, пиши: Париж, Елисейский дворец, Мильерану для Аверченко. Тарту, 2. 4. 1990, «Alma mater»

Ответов - 3

BNE: Document 127. Letter to Lenin from five peasants, Moscow Province, received 7 January 1918. GARF, f. 1235, op. 140, d. 8, l. 35. Manuscript. View image http://www.yale.edu/annal...ocuments/Steinberg127.jpg C Новым Годом. гордый вождь русскаго пролетариата. Мы група крестьян Московской губернй Дмитровского уезда шлем тебе проклятия за то что вы благодетели довели наше положение до ручки что у нас не остается ни кусочка хлебца. Опомнится пора преступники и пора зглянуть до чего дошол несчост- ный крестьянин, мы жалостно протягиваем руки к влости ея нет. Кругом носилие грабежи убийства взяточнества, а ребятишки уже пухнут от голода и кричат тятька дай хлебца. Наш взгляд на все токой, что б привесть в исполнение все проповедуемое вами для этого надобно побольше оброзования ваши же «декреты» есть полное недорозумения для деревни не можем розобратся так-же как с монифестом о крестянской воли. Ток вот товарищи пора вам очухотся и прислушотся к ношему воплю и отказатся от власти если вы умные люди ток кок вы слишком плохо знаете нашу серую деревню. Берегитесь-же если мы выйдем из своего армяка не здобровать будет вам, но жаль тогда будет поздно не найдется тогда ответчиков перед народом. «Долой носильников», — » — грязную гвардию — » — собочьих и разбойничих депутотов Вся влость ношим серым землеробам и учредительному собронию. Группа крестьян конечно действительных и не буржуазных. Щербаков Петров Плотников Калиткин Афасьев

BNE: 22 января 2004 Заснул за работой Христиан Эш К 80-летию культа Ленина Общественность с удивлением знакомилась с подробным отчетом о вскрытии, который вскоре после смерти великого человека появился в «Известиях». Еще никогда и нигде прежде умершего вождя, царя, короля и пр. не представляли таким образом, неприкрыто, до мельчайших анатомических деталей, вспоминает революционер Николай Валентинов, который был знаком с Лениным еще по женевской эмиграции; отчет, как сформулировал один его коллега, содержал послание: «Ленин – это голая материя, не более чем сочетание головного мозга, внутренностей, брюшной полости, сердца, почек. В этом есть что-то шокирующее». Шок наступил 25 января 1924 года как следствие куда более сильного потрясения. Четырьмя днями раньше в возрасте 53 лет умер Ленин. Через 80 лет он, законсервированный, все еще лежит в Москве и выглядит на те же 53 года. Государство, которое основал умерший, становилось все старее, а вместе с ним – и его вожди, и от этого тело в хрустальном гробу по сравнению с теми, кто, стоя над ним, регулярно принимал октябрьские парады, казалось все моложе. Это государство прошло через длительный период упадка, затем последовал быстрый конец на 84-м году его существования, от него отделились его окраины, да и из преемников умершего никого в живых не осталось. Однако сам он нетленен и неизменен, черты его лица еще полностью узнаваемы, будто он умер только час назад или ненадолго заснул за работой. Со вторника по четверг, а также в субботу с 10 до 13 часов любой желающий может навестить спящего в его мавзолее на Красной площади. Подобных историй возведения в культ уже умершего человека в ХХ веке не было. Хотя он и не единственный политический деятель, которому судьба уготовила быть забальзамированным, но он был первым, образцом для всех последующих. В том, что это случилось именно с ним, есть своя логика и одновременно своя ирония. Потому как если Ленин и требовал от своих сторонников признаний в лояльности, он не признавал культового почитания – как и вообще попыток введения элементов культа в социализм. Максима Горького, который со своей группой «богостроителей» преследовал эту цель внутри большевизма, Ленин предостерегал в 1913 году. Любая вера в бога – это «некрофилия», говорил он. Как оказалось, Ленин после своей смерти попал в руки такого вот «богостроителя», одного из тех, кого он победил. Истоки культа Ленина восходят к 1918 году, в какой-то степени – к «первой смерти» вождя: после покушения Фанни Каплан на Ленина большевистский журналист Сосновский писал, что личность вождя состоит из смертной половины, «Ильича», и бессмертной, – «Ленина». После выздоровления Ленин пригасил подобное почитание, однако, в форме, которая утвердила его позднейший культ: восхваляя своего вождя, партия хвалит саму себя, говорил он на своем пятидесятилетии – всего шаг до слов Троцкого, произнесенных им после смерти Ленина в 1924 году: «В каждом из нас живет маленькая часть Ленина, и это наша лучшая часть». Как дело дошло до беспрецедентного во всемирной истории решения выставить на всеобщее обозрение законсервированное тело, в деталях установить не удается. Нина Тумаркин, которая первая занялась исследованием культа Ленина, видит одновременное воздействие четырех факторов. Один из них – обнаружение в 1922 году захоронения фараона Тутанхамона: те, кто консервировал тело Ленина, на первой международной пресс-конференции в августе 1924 году шутили, что те семь с половиной тысяч долларов, в которые обошлось бальзамирование Ленина, это намного меньшая сумма, чем та, которую затратили египтяне на культ фараонов. И куб, который архитектор Щусев избрал в качестве основной формы для его мавзолея, считался советским антиподом пирамиде. Казимир Малевич считал, что каждый ленинец должен иметь в своем доме кубик «как напоминание о вечном и неизменном учении – ленинизме». Вторым фактором Тумаркин называет русскую православную традицию, гласящую, что нетленность трупа свидетельствует о святости умершего. В любом случае, в комиссии по похоронам, которая вскоре был переименована в Комиссию по увековечиванию памяти В.И. Ульянова (Ленина), открыто говорилось о начинающемся разложении тела Ленина – чтобы потрясающий успех советских ученых и их метод химического консервирования казался еще ярче. Третьим фактором Тумаркин называет учение философа Николая Федорова, который в 90-х годах XIX века обнадежил многих большевиков тем, что технический прогресс приведет к возможности физического воскрешения. Это произойдет «более чем наверняка», писал Тумаркин, рассказывая о том, что Федоров вместе с Леонидом Красиным, под чьим руководством осуществлялось консервирование, рассматривал этот процесс как первую ступень к возможному оживлению Ленина. И наконец, Красин, как и его соратник в деле увековечивания Ленина Анатолий Луначарский, – это четвертый фактор – ранее принадлежали к богостроителям. Красин не побоялся сравнить в «Известиях» место захоронения Ленина с Меккой и Иерусалимом. Но решающим фактором, конечно, была политическая выгода от мертвого Ленина; Сталин отличался от своих соратников не тем, что он ссылался на умершего Ленин, а тем, что он это делал умело. Настолько умело, что к завершению постройки постоянного каменного мавзолея в 1930 году культ Ленина освещался культом Сталина. После смерти и до 1961 года забальзамированный Сталин лежал рядом с Лениным. Только в 60-х годах, после развенчания Хрущевым культа личности Сталина, культ Ленина возродился с еще большей силой, чем раньше. Исчезла неопределенность раннего периода, когда почитание было недостаточно стандартизовано, но при этом заодно пропали прежние трагичность и скорбь: в 1955 году праздник был перенесен со дня смерти Ленина на его день рождения; ведь ленинизм, как говорил Хрущев, это «жизнеутверждающее учение». Празднование столетия со дня рождения в 1970 году вылилось во всеобщее перенасыщение. А сегодня? Тело Ленина в хорошем состоянии, в России и других бывших советских республиках стоят многочисленные памятники Ленину, истории о Ленине, любившем детей и кошек, глубоко запали в сердца миллионов давно выросших детей. Покойник еще жив. Но, возможно, это ненадолго. То, что президент России Путин не избавляется от советских символов, не хочет хоронить Ленина, вовсе не означает, что эта система процветает; вероятно, символы – это единственное, что не умирает. Переведено 21 января 2004

BNE: Третьим фактором Тумаркин называет учение философа Николая Федорова, который в 90-х годах XIX века обнадежил многих большевиков тем, что технический прогресс приведет к возможности физического воскрешения. Это произойдет «более чем наверняка», писал Тумаркин, рассказывая о том, что Федоров вместе с Леонидом Красиным, под чьим руководством осуществлялось консервирование, рассматривал этот процесс как первую ступень к возможному оживлению Ленина. › Даты жизни Николая Федорова 1829-1903 Некорректность, возможно при переводе. Но что Красин был при всех своих талантах (боевика и финансиста партии) еще и мистиком - известно... Похоже, что тут очень интересный мостик намечается (вплоть до мистиков в ЧК и незабвенного г-га Климова) Сомневаюсь, что Федоров предпологал бы задачу «воскрешения отцов» начать с Ленина. И уж то, что он воспринимал ее скорее в духовном лане чем механистичном...




полная версия страницы