Форум » Политика » Ъ//Сюрпризнание// Россия готова к независимости Абхазии и Южной Осетии » Ответить

Ъ//Сюрпризнание// Россия готова к независимости Абхазии и Южной Осетии

BNE: Сюрпризнание// Россия готова к независимости Абхазии и Южной Осетии Газета «Коммерсантъ» № 150/П(3967) от 25.08.2008 Совет федерации и Госдума проведут сегодня внеочередные пленарные заседания, посвященные последствиям грузино-осетинского конфликта, и примут по этому поводу официальные заявления. Судя по многочисленным высказываниям сенаторов и депутатов, они склоняются к тому, чтобы Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Это позволит Москве сохранить военное присутствие в обеих республиках, так как после войны российские миротворцы находиться там на законных основаниях уже не смогут. Заседание Совета федерации откроется в 10.00. Государственная дума начнет чуть позднее, в 12.00. Вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова, которая всю прошлую неделю занималась подготовкой сегодняшнего заседания, заявила "Ъ", что депутаты "не смогут не обсудить ту ситуацию, которая сложилась в Южной Осетии после военного конфликта с Грузией". В Думе неоднократно заявляли о том, что пора признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Возможно, соответствующее обращение будет принято уже сегодня. Однако оно будет иметь исключительно рекомендательный характер. Сами по себе палаты Федерального собрания не вправе признать или не признать независимость какого-либо государства. "Это прерогатива президента, который в таких случаях издает указ по представлению МИДа",— пояснил "Ъ" глава думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский. Думцы, по его словам, "могут только обозначить свою позицию", приняв соответствующее обращение в адрес президента. И такое обращение сегодня будет, полагает господин Островский. Напомним, что на прошлой неделе с официальными просьбами о признании независимости к российскому президенту обратились и Абхазия, и Южная Осетия. Похлопотал за них и парламент Северной Осетии, который в среду, 20 августа, обратился с соответствующей просьбой не только к президенту, но и к Совету федерации с Госдумой. "Не отреагировать на такое обращение нельзя",— заявил спикер Совета федерации Сергей Миронов, который находился в это время во Владикавказе. В пятницу министр регионального развития Дмитрий Козак заявил о том, что "руководство России скорее поддержит это обращение парламента и народа Южной Осетии". Источник "Ъ" в президентской администрации отметил, однако, что "заявление Дмитрия Козака — это его точка зрения, которую он выразил, отвечая на соответствующий вопрос о Южной Осетии". Уже с пятницы большинство депутатов стали отказываться от комментариев, посвященных содержанию внеочередного заседания палаты. Они ссылаются на то, что думская сессия еще не открылась, потому о сути каких-либо решений можно будет говорить лишь сегодня утром, после заседания совета Госдумы, который обсудит повестку дня пленарного заседания. Напомним, что Госдума однажды уже принимала подобное обращение к президенту, правда, в прошлый раз формулировки думского воззвания были крайне осторожными. В марте депутаты рекомендовали президенту рассмотреть "возможность ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии вплоть до признания их независимости согласно волеизъявлению населения". В отличие от нынешнего обращения прежнее готовилось с большой помпой, а вовсе не в тайне. Между тем глава МИД РФ Сергей Лавров еще на прошлой неделе заявил, что Москва "не пытается организовать инсценировку (признания Южной Осетии и Абхазии со стороны других государств.— "Ъ")", фактически признавая, что подготовка к этому событию на этот раз ведется совершенно серьезно. Источники "Ъ" сообщили, что на Смоленской площади уже готовы к реализации плана по признанию Абхазии и Южной Осетии и этот процесс может быть доведен до логического завершения со дня на день. Официальное признание независимости Южной Осетии и Абхазии необходимо России для того, чтобы обосновать пребывание там российских войск. Очевидно, что в противном случае даже миротворцы будут обязаны оттуда уйти. Дело в том, что миротворцы могут находиться в зоне конфликта только по обоюдному согласию сторон, то есть в том числе и с одобрения Грузии. Между тем Михаил Саакашвили еще 12 августа объявил о денонсировании российских миротворческих сил. По его словам, с этого момента они являются оккупантами. Кроме того, нынешний статус миротворцев в Абхазии и Южной Осетии предполагает, что они находятся там под эгидой СНГ. Однако после того, как Грузия вышла из СНГ, никаких оснований для пребывания в регионе у миротворцев нет. При этом российские власти, в том числе президент Дмитрий Медведев, уже неоднократно заявляли, что российские миротворцы останутся в Южной Осетии и Абхазии в любом случае, а международных миротворческих сил там не будет, так как им не доверяет местное население. Теоретически реализовать подобный сценарий можно только в том случае, если Россия признает независимость обеих республик, а затем заключит соглашение с их правительствами о размещении на территории Абхазии и Южной Осетии российских военных баз. Такие соглашения у России имеются, к примеру, с Киргизией и Таджикистаном. В последние недели власти непризнанных республик неоднократно предлагали России разместить военные базы на своей территории, об этом официально заявляли президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и глава МИД Абхазии Сергей Шамба. Надо заметить, что в обеих республиках уже имеются необходимые условия для размещения российских военных. Так, в Южной Осетии незадолго до войны было построено два военных городка — один вблизи Джавы, второй в непосредственной близости от Цхинвали. В Абхазии еще в советские времена было две российские базы — в Гудауте и Очамчире, причем грузинские власти уверяли, что база в Гудауте фактически функционировала все последние годы. С точки зрения международного права признание независимости Абхазии и Южной Осетии чревато для России определенными проблемами. Как рассказал "Ъ" информированный источник в правительственных кругах, в Москве особых иллюзий по поводу соответствия своих действий букве международного права не питают. "Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, мы нарушаем принцип территориальной целостности суверенного государства Грузия. К тому же по ситуации в Абхазии есть резолюция СБ ООН, где написано, что конфликт должен решаться при соблюдении принципа территориальной целостности Грузии. И если Тбилиси обратится в суд, то разбирательство будет явно не в нашу пользу",— полагает собеседник "Ъ". Свою линию защиты Москва намерена строить на утверждениях о том, что во время нападения на Цхинвали грузинская сторона осуществляла акты геноцида. "Российская дипломатия признает право народов на самоопределение, но не на отделение. Отделение возможно лишь в том случае, если государство совершало преступления против этого народа,— говорит источник "Ъ".— В случае с Косово Россия не признавала факта одностороннего геноцида со стороны сербов, а в данном случае можно будет сыграть именно на этом". Очевидно, что наиболее близким аналогом признания Россией Абхазии и Южной Осетии будет вовсе не ситуация в Косово, а проблема Северного Кипра. Эта часть Республики Кипр провозгласила свою независимость в одностороннем порядке в 1983 году. За девять лет до этого Турция ввела на территорию Северного Кипра свои войска, заявив о необходимости защитить турецкое население острова. Независимость Северного Кипра до сих пор не признал никто, кроме Турции, которая сохраняет свои войска на острове в соответствии с договором, заключенным с властями самопровозглашенной республики. Мировое сообщество считает турецкое военное присутствие в Северном Кипре оккупацией. Совбез ООН регулярно принимает резолюции, призывающие страны мира не признавать самопровозглашенную республику турецких киприотов. Уже в 2004 году Северный Кипр предпринимал попытку воссоединиться с Республикой Кипр, чтобы вместе с ней вступить в Евросоюз. Но тогда уже греки-киприоты на референдуме высказались против воссоединения. Не исключено, что Россия все же не станет единственным государством, которое признает независимость Абхазии и Южной Осетии, хотя бы потому, что Совбез ООН не сможет принять резолюцию, запрещающую делать это. Впрочем, судя по тому, как робко внешнеполитические союзники России высказывались в ее поддержку в течение последних недель, вероятно, список стран, признавших непризнанные республики, будет не слишком большим. Как заявил "Ъ" помощник госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Иван Макушок, большие надежды Москва возлагает на Минск. В этом случае Абхазия и Южная Осетия смогут быть интегрированы в Союзное государство. "Лидеры непризнанных республик заявляли о своем желании присоединиться к Союзному государству, и Союзное государство готово принять во внимание эти пожелания. Это было бы удобно и для России, так как это обращение не к России, а к Союзному государству",— заявил господин Макушок. Посол России в Белоруссии Александр Суриков также в разговоре с "Ъ" допустил, что Минск может признать независимость Абхазии и Южной Осетии, но "Россия должна стать первой". Михаил Ъ-Зыгарь, Виктор Ъ-Хамраев, Наталия Ъ-Портякова

Ответов - 13

BNE: Штаты придумали наказание для России 25 августа, 11:43 | Марк ТОМАШЕВСКИЙ Министр торговли Соединенных Штатов Карлос Гутьеррес намечает карательные меры в отношении России за участие ее войск в боевых действиях на территории Грузии. Среди них значатся приостановка членства в "большой восьмерке" и перенос на неопределенный срок вступления во Всемирную торговую организацию. Гутиеррес считает, что Россия "поставила себя в очень сложную ситуацию". В свете нынешней политики Москвы в отношении Тбилиси американцы готовы пойти на резкое охлаждение двусторонних отношений. Если "до сегодняшнего дня США были сторонником российской интеграции в международное сообщество, то теперь все это находится под вопросом", - сообщил министр. Идею исключить Россию из G8 и блокировать ее вступление в ВТО Гуттиерес прокоментировал дипломатично: "В настоящей ситуации Западу не стоит добровольно отказываться от этих инструментов давления на Москву". Россия же, по его мнению, "должна серьезно задуматься о своих интересах". Напомним, что ранее с заявлением о том, что боевые действия в Грузии замедлят вступление России в ВТО, выступил помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайз. Среди карательных мер Вашингтона, озвученных в последние дни официально и по дипломатическим каналам, также значатся блокирование принятия России в ОЭСР, бойкот Олимпиады в Сочи (такая законодательная инициатива должна рассматриваться в Конгрессе США в сентябре), замораживание российско-американского стратегического диалога. Между тем ведущие американские эксперты проанализировали возможности России ответить на американский кнут. Они пришли к выводу, что список потенциальных западных санкций бледнеет по сравнению с тем, что могла бы предпринять Москва. Как сообщает "Независимая газета", Анджела Стент, директор по российским исследованиям в Джорджтаунском университете очерчивает широкий круг проблем, которые Россия может создать для Запада. Помимо блокирования в Совете Безопасности ООН попыток наказать Иран за его ядерные амбиции, "сюда можно отнести и все программы по борьбе с терроризмом и наркотрафиком, Сирию, Венесуэлу, ХАМАС. Есть целый ряд вопросов, по которым русские могут перестать сотрудничать так, как это было до сих пор. И, конечно, это энергетика", - заявила Стент. По мнению ведущего советника Барака Обамы по России профессора Стенфордского университета Майкла Макфола, Вашингтону нужно от Москвы больше: необходимо, в частности, обеспечить безопасность советского ядерного оружия, получить помощь в убеждении Ирана и КНДР отказаться от ядерных программ. На Западе опасаются "кошмарного сценария" - попытки Москвы заявить свои требования на стратегический полуостров Крым для гарантированного выхода к Черному морю. Другой угрозой могут стать поставки военной техники в проблемные для США Сирию и Иран. Особенно пугает американских экспертов перспектива вооружения Тегерана российскими зенитно-ракетными комплексами. Россия может также осложнить США и НАТО снабжение коалиции в Афганистане. Москва еще в апреле дала Франции и Германии право на транзит небоевых грузов через российскую территорию. С угрозами лишить НАТО этих благ уже выступил российский постпред в штаб-квартире Альянса Димтрий Рогозин. http://www.utro.ru/articles/2008/08/25/762292.shtml

BNE: Саакашвили: "Я думал, это блеф, и можно все остановить" Российская армия вчера еще сохраняла несколько позиций на грузинской территории, в частности, в порту Поти и его окрестностях, несмотря на протесты Тбилиси и западных стран. В преддверии саммита европейских лидеров по грузинскому вопросу, назначенного Николя Саркози на 1 сентября в Париже, 40-летний грузинский президент Михаил Саакашвили рассказывает Lib?ration о событиях последних недель, в результате которых его страна была частично оккупирована Россией - Российский парламент сегодня рассматривает просьбу Южной Осетии и Абхазии о признании их независимости. Считаете ли вы, что окончательно лишились этих двух регионов? - Нет, я думаю, это серьезная ошибка, попытка силой изменить границы Европы. Это будет иметь катастрофические последствия, в том числе и для России. Не думаю, что кто-нибудь в международном сообществе будет настолько безответственным, чтобы с этим смириться. Это классическое вторжение, не имеющее ничего общего с международным правом. Это посягательство на право наций. - Но что вы предлагаете абхазам и осетинам? - Кто такие абхазы и осетины? Из Абхазии выгнали 500 тыс. человек, только что изгнали половину населения Южной Осетии. Это не классический локальный сепаратизм. Русские направили своих генералов, чтобы те правили Южной Осетией. А теперь говорят, что там сепаратисты, а Грузия не может вернуть свои территории. Путин превратил Цхинвали в русский военный лагерь. В Абхазии на протяжении 90 км между Сухуми и Зугдиди почти никого нет. На этой прекрасной земле абсолютно никто не живет. Где эти люди? Когда мы имеем дело с осажденным анклавом, охраняемым российской армией и подвергаемым российской пропаганде, утверждающей, что грузины хотят всех убить, практически невозможно говорить о переговорах и мирном процессе. - Насколько хорошо соглашение о прекращении огня, заключенное под эгидой Николя Саркози? - Со стороны Саркози это была спасательная операция. Лично я ему признателен. Если бы Евросоюз возглавляла какая-нибудь маленькая страна или Саркози отправился бы в отпуск, весьма вероятно, что русские танки уже были бы в Тбилиси. Саркози первым пришел и сделал резкие заявления. Первые три дня Грузии удавалось сдерживать российское наступление. Потом еще 500 танков вошли в Грузию с севера, пришлось отступить, и в этот момент приехал Саркози и дал нам время, необходимое на перегруппировку. Это – максимум, что он мог сделать. - Американцы советовали вам не вторгаться в Осетию, почему вы это сделали? - Никакого вторжения в Южную Осетию не было, потому что мы там и так были. Расстояние между позициями двух сторон подчас было 20-30 метров. Грузинские позиции располагались в двух километрах от Цхинвали. Это не вопрос выбора. Столкновения уже начались: единственный выбор был – дать отпор русским или капитулировать, смирившись с режимом вроде режима Виши. Это был тщательно подготовленный план. Пилоты, которых мы взяли в плен, не летали пятнадцать лет, их мобилизовали за четыре дня до вторжения. Я ожидал нападения в Абхазии. Мне всегда казалось, что Южная Осетия ничего не значила для России. Даже когда там стала усиливаться напряженность, я думал, это блеф, и можно все остановить. Я совершил эту ошибку, потому что думал, что главное нападение произойдет в Абхазии. Не думал, что они могут напасть на Тбилиси. - Считаете ли вы, что у Грузии все еще есть перспективы интеграции в Европейский союз и НАТО? - Более чем когда-либо. 1 сентября в Париже состоится специальное заседание европейских лидеров. Это еще одна смелая инициатива Николя Саркози. Страны Центральной Европы узнают в Грузии свои проблемы. Все еще очень легко можно представить русские танки, например, в Эстонии. Россия попыталась обставить все так, будто она одержала победу над НАТО. В долгосрочной перспективе выиграть эту игру у нее не получится. Это не Советский Союз. Российские лидеры слишком любят деньги. Они слишком привязаны к Западу. Они любят Лазурный берег больше, чем абхазский. У них много денег в швейцарских банках, все их дети учатся во Франции или Великобритании. - То есть вы выступаете за введение санкций в отношении российских руководителей? - Это было бы очень эффективной мерой. Представьте, что зимой они больше не смогут поехать в Куршевель – для них это было бы абсолютно невыносимо.

BNE: Грузовики Mercedes для грузинских ракетных пусковых установок Отфрид Нассауэр Современные ракетные пусковые установки, находящиеся на вооружении грузинской армии, могут стрелять кассетными бомбами – что представляет собой опасность для гражданского населения. Они монтированы на грузовиках компании Mercedes-Benz. Это затрудняет доверие к Берлину, который позиционирует себя как форейтора в борьбе с кассетными бомбами Грузия импортирует современные многоствольные ракетные установки. Они размещаются на тяжелых вездеходных грузовиках компании Mercedes. При помощи этих установок может быть открыт огонь кассетными бомбами. Они давно вызывают много споров из-за того, что поражают как военные, так и гражданские цели – причем спустя долгое время после окончания войны. В конце 2008 года должен быть подписан международный договор, запрещающий использование подобного оружия. Федеральное правительство позиционирует себя в арьергарде поборников введения запрета – а тут такая брешь в искренности намерений. Это разозлит министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. Он бы хотел, чтобы Германия стояла в арьергарде поборников международного запрета на использование кассетных бомб. Проект договора уже прошел обсуждение. Предполагалось, что в декабре состоится его подписание, а затем в скором времени и ратификация. А теперь такое: грузинская армия импортирует с 2007 года современные многоствольные ракетные установки, при помощи которых может происходить запуск кассетных бомб. Первые 4 ракетные установки были поставлены в 2007 году. Другие должны были последовать в 2008-м. Тяжелые вездеходные грузовики, на которых размещают пусковые установки, произведены компанией Mercedes-Benz. На фотографиях, находящихся в распоряжении Tagesspiegel, видно, что ракетные пусковые установки монтированы на военной версии Mercedes Actros 3341. Грузовик, который особенно хорошо подходит для перемещений по труднопроходимой местности. С гордостью компания указывает на то, что на грузовиках этой модели в Афганистан по проселочным дорогам была доставлена первая гуманитарная помощь. Грузовики, способные проходить в горах Гиндукуш, смогут это сделать и в горах Кавказа. Происхождение ракетных пусковых установок – крайне щекотливый вопрос с точки зрения политики. На них нанесена аббревиатура LAR-160, что свидетельствует об их прибытии из Израиля. Там их производит Israel Military Industries (IMI). На каждом грузовике размещено по 2 контейнера для ракет по 13 ракет в каждом. В модели Mk-4, которая и была поставлена в Грузию, ракеты могут быть запущены на расстояние до 45 км. Каждая ракета оснащена боеголовкой, которая может быть наполнена 104 кассетными бомбами, которые по одиночке падают на землю и могут поражать как полутвердые, так и мягкие цели. Например, людей. А в первом случае речь может идти о небронированном транспорте, например автомобилях. Одной-единственной боеголовки достаточно для того, чтобы покрыть кассетными бомбами площадь до 31 тыс. кв. метров, а одного залпа хватит на 800 тыс. кв. метров. Кассетные бомбы, которые будут выпущены при помощи этих артиллерийских установок, снискали себе печальную славу. Они применялись Великобританией во время войны в Персидском заливе в 2003 году и Израилем во время войны в Ливане в 2006 году. Кассетные бомбы типа M-85 весят около 300 г и наполнены 44 г такого высокоэффективного взрывного вещества, как гексоген. Их размер в диаметре составляет около 4,2 см. Поэтому заметить их сложно. Можно оснастить их автоматическим механизмом самоликвидации, чтобы снизить опасность, которую представляют для мирного населения неразорвавшиеся снаряды. Менее 1% всех кассетных бомб этого типа после окончания войны могут представлять собой опасность – из-за этого аргумента бундесвер был вынужден закупать у компании Rheinmetall артиллерийские снаряды, которые содержали бы подобные боеприпасы. Но теория одно, а практика – совсем другое. Армия США закончила испытания подобных бомб потому, что механизм самоликвидации функционировал не так хорошо, как было обещано. В прошлом году норвежский исследовательский институт по вопросам обороны выяснил, что около 10% подобных кассетных бомб при лабораторных испытаниях превратились в неразорвавшиеся бомбы. Даже в идеальных условиях испытаний армией Норвегии не был достигнут результат по неразорвавшимся бомбам, который бы достигал менее 1%. Бундесвер в последнюю минуту заявил о своей готовности отказаться в будущем от этого типа бомб, устранив серьезное препятствие к принятию в Дублине в 2008 году проекта договора, запрещающего использование кассетных бомб, которые якобы саморазрушаются в 99% случаев. IMI предлагает ракетные пусковые установки на базе грузовиков Mercedes на международных ярмарках вооружений – таких, как на FIDAE 2008 в Чили и Eurosatory 2008 во Франции. Грузия импортировала 4 пусковые установки. В 2008 году должны были быть импортированы другие. Израиль продолжает продавать оружейные системы с кассетными бомбами, несмотря на то, что после войны в Ливане в 2006 году сам оказался объектом массированной критики. В последние дни войны израильская армия подвергла юг Ливана практически ковровой бомбардировке с использование кассетных бомб. Эти бомбы представляли смертельную опасность для возвращающегося населения и привели к такому числу жертв, что их применение в итоге было расследовано даже в самом Израиле. Живущая за счет экспорта оборонная промышленность Израиля не смущается и продолжает предлагать свое оружие. Израиль не намерен присоединяться к договору о запрете на использование кассетных бомб. Поставки в Грузию затрагивают вопрос о доверии федеральному правительству. В декабре ФРГ хочет войти в число первых государств, которые подпишут договор о запрете на использование кассетных бомб. Глава внешнеполитического ведомства Германии Штайнмайер хочет подать "заметный сигнал" и убедить другие государства последовать за Германией. Даже в том случае, когда подобное вооружение в Грузию поставляет Израиль, это затрагивает и Германию. Израиль ведь не производит грузовиков Mercedes. Они закупаются у производителя. А его офис расположен в Штутгарте. Экспорт тяжелых грузовиков Actros, даже если речь идет о вездеходных военных версиях, возможен и без одобрения государственных властей. И только если импортер находится в стране, на которую наложено эмбарго – например, в Сирии, нужно в некоторых случаях получать разрешение. Юрген Грэслин, представитель критически настроенных акционеров Daimler, уже давно злится: "Когда речь заходит о тяжелых грузовиках и мощных дизельных двигателях, правительство часто поступает так, как будто продукция оборонной промышленности таковой не является, поскольку она может применяться и в мирных целях. Это несомненно способствует развитию внешней торговли, но не гарантирует ограничительного контроля за экспортом вооружений".


BNE: Новости 27.08.2008 10:59 (Москва) Александр Дугин: Мы выиграли битву, но еще далеко не сражение О своем видении ситуации в Южной Осетии и Абхазии, прогнозах дальнейших действий США и реакции других стран корреспонденту ИА «Росбалт-Юг» рассказал геополитик, лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин. - Как Вы считаете, какие последствия для России и для мира возможны после признания независимости Южной Осетии и Абхазии? - За признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии последует глобальная перестройка всей мировой архитектуры. Россия сделала военные, политические и дипломатические шаги, которые вошли в полное противоречие с американским представлением об устройстве мира, постсоветского пространства и самих Соединенных Штатов, об их праве распоряжаться тем, кого можно признавать, а кого нельзя. Россия бросила вызов мировой американской империи и теперь за это будет расплачиваться. Мы сделали важнейшую вещь: мы сломали свое полурабское, полудерзкое поведение, которое до последнего момента можно было сравнить с поведением непослушного ребенка, который по основным параметрам дерзит своему папе, но в ключевых вопросах подчиняется. Сейчас мы доказали — мы сами папа, и у нас есть свои дети, которых мы в обиду не дадим. А когда в мире появляются два папы вместо одного, начинается передел сфер влияния, причем в жесткой форме. Россия, по сути, бросила вызов тем, кто сильнее. Мы сказали: «Да, мы понимаем, что вы нас сильнее, но своей территорией мы управляем сами». Это серьезное заявление. - Какие шаги необходимо предпринять, чтобы удержать такую ситуацию? - Сейчас мы находимся в эйфории: мы победили военную машину Грузии, уничтожили ее, признали наших друзей независимыми. Теперь остается удержать эту ситуацию. Но это не локальный вопрос. Удержать ситуацию – значит не просто не допустить контратаки грузинских агрессоров. Сейчас нужно предотвратить массированное нападение со стороны США на территорию этих республик. Самое трудное впереди: мы выиграли битву, но еще далеко не сражение. России для того, чтобы справиться с этой ситуацией, надо просто перестраивать общество, экономику, политику, информационную и образовательную сферы – вообще все – на военный лад. Мы вступили в войну. Нам понадобится подкрепление, консолидация общества. Мы уже никогда не вернемся к России до 8 августа 2008 года. Мы теперь будем стоять на грани ядерного конфликта долгое время. Поэтому сейчас, на мой взгляд, Южная Осетия и Абхазия становятся второстепенными по сравнению с той глобальной перестройкой мировой архитектуры, с которой мы имеем дело. Судьба их народов вторична по сравнению с тем, что ждет весь мир. Поскольку мир стоит на грани ядерной катастрофы. - Каковы возможные дальнейшие действия Соединенных Штатов по отношению к России и в мировой политике? Америка получила очень серьезный удар от нас. И она должна чем-то ответить. Если они выберут президентом Маккейна, а не Обаму – это будет слабый ответ, потому что Америка, по сути дела, посрамлена Россией. Ее мощь ограничена и представлена ее же сателлитом как блеф. Думаете, Вашингтон будет это терпеть? Тогда он распишется в том, что он уже не мировой папа. Поэтому я думаю, что нам следует ожидать ответного удара США, очень мощного, возможно, с учетом военных действий. При этом я исключаю то, что американцы сами вступят в конфликт непосредственно с Россией, как и русские войска – с Америкой. Но посредством грузин: вооруженных, науськанных центром – это вполне вероятно. Маски сброшены. Мы вступили в войну. Теперь страна должна воевать не только вовне, но и внутри, с пятой колонной. Либералы-западники, сотрудники всяческих фондов должны сейчас быть интернированы. На войне как на войне. Если до 8 августа эти люди имели право на свою точку зрения, то сегодня они имеют только одно право: быть изолированными и спасенными от неминуемой расплаты, поскольку, я думаю, патриоты в этой ситуации не будут сидеть сложа руки. Приходит час патриота. Час мести за те унижения, которые мы терпели больше десятилетия от этих граждан. Думаю, определенные особо активные грузинские деятели в России должны подвергнуться такой же участи, как представители той страны, с которой мы воюем. - Какие страны, по Вашему мнению, признают независимость Абхазии и Южной Осетии? - Далее признание РЮО и Абхазии для нас пойдет чрезвычайно трудно. Вначале независимость двух республик признают наши самые близкие друзья: Куба, Венесуэла, скрипя, Белоруссия, потом – Таджикистан. Это будет происходить в течение месяца, вероятнее всего. Но самая главная игра развернется вокруг Китая. Если Китай в течение того же месяца поддержит нас – это будет фундаментальный перелом. У Китая две проблемы: Тибет и Тайвань. И вот с Тайванем российский прецедент в отношении Осетии и Абхазии дает шанс китайцам. Если те осознают, что международное право возможно использовать в зависимости от своих интересов, сепаратизм сепаратизму рознь, а территориальная целостность – территориальной целостности – то им станет выгоднее выстраиваться в нашем ключе, поддержать нас – и тогда мы поддержим их. Так же может поступить Иран, у которого проблемы с южным Азербайджаном. Если всем будет понятно, что Россия действует исходя из евразийских интересов, то есть интересов, в том числе, Ирана и Китая, – нас постепенно поддержат и они. Сирия может поддержать нас еще раньше. И если все будет идти таким порядком – то сформируется не одно мировое сообщество, а два. Одно однополярное, которое будет оставаться под контролем США, а другое – многополярное, авангардом которого будет Россия. А вот признание двух республик будет пробным камнем для тех, кто распределится по этим клубам. Если Россия выстоит сейчас, в самый сложный момент – то мы начнем существенно влиять на мировую архитектуру. И тогда уже Россия проявит себя не только как региональная суверенная держава, что мы уже доказали, но и как держава мировая. Беседовала Юлия Болдырева, «Росбалт»

BNE: Россия в тупике Соня Цекри Заявление заканчивается ссылками на акты Хельсинкского совещания и Устав ООН и подчеркивает, что это "нелегкий выбор" – но подобные пустые фразы никак не влияют на взрывоопасность политической обстановки. Российский президент Дмитрий Медведев признал независимость обеих мятежных грузинских провинций, Абхазии и Южной Осетии. Мятежные республики неоднократно просили Москву удостоить их этой чести, и в этом их также поддержали обе палаты российского парламента. До самого конца на Западе, но также и в России теплилась надежда, что Медведев не даст втянуть себя в эту демонстрацию. Однако, дал. Как Россия и Запад будут выходить из этого самого глубокого кризиса с момента распада Советского Союза, неизвестно. Положение подобно состоянию свободного падения. И произошло это потому, что Москва внушительным образом демонстрирует, как можно одержать победу военными средствами, но политически – потерпеть поражение. В московском руководстве неделями нарастала изоляционистская ярость, выплескивая, казалось бы, давно преодоленные обиды. Правительство и президент с наслаждением крушили мосты, которые они с таким трудом возводили, и затем пали в объятия друг друга. Премьер-министр Владимир Путин заморозил соглашения с ВТО, которые "невыгодны" для России, что с ликованием было встречено подобострастными государственными СМИ, которые расценили этот шаг как "жесткий, но элегантный". Медведев отказаться от переговоров с НАТО, приглашение генеральному секретарю альянса было отозвано, под вопросом оказался транзитный путь, по которому может осуществляться снабжение группировки НАТО в Афганистане. Торговля, сотрудничество в области борьбы с терроризмом, дипломатические усилия по установлению контроля над Ираном – все это, кажется, больше не имеет для России никакого значения. Когда-то Путин осложнил жизнь своему грузинскому противнику Михаилу Саакашвили винным эмбарго и ледяными дипломатическими отношениями, но обещание уважать неприкосновенность грузинских границ им соблюдалось. Теперь об этом забыто. Как будто Россия внезапно проснулась и осознала, что она годами гналась за фантомом компромиссов и партнерства, и теперь она с восторгом встречает свой разрыв с Западом как освобождение, как знак своей жизнеспособности. При этом московское руководство добилось того, что больше никто не говорит о нападении грузинских танков на Цхинвали и весь мир оплакивает жертв войны только со стороны Тбилиси. Сегодня президент Грузии Саакашвили, который спустя годы после провала полицейских акций спровоцировал убого подготовленную и скверно осуществленную войну, поддерживается российскими танками в грузинском черноморском городе Поти не меньше, чем его союзниками в Вашингтоне. Несколько дней назад после сообщения о помиловании Михаила Ходорковского, позже опровергнутого, российский фондовый рынок немного воспрянул. Сейчас же он находится на самом низком уровне после октября 2006 года. Ради минутного триумфа правители России разбрасываются состоянием, которое наживалось их соотечественниками долгие годы. В этом слепом упоении есть что-то от саморазрушения. Медведев – не первый российский президент, который через войну доказывает свою способность управлять государством. Путин вообще попал в Кремль благодаря чеченской войне. Медведев, юрист, бывший управленец, помешанный на интернете, обещал россиянам сказочную страну с неподкупными чиновниками, основанную на правовых принципах. Но теперь и он переключился на более важные цели и демонстрирует Западу свою неуступчивость. Согласно опросам, его рейтинг неожиданно мало выиграл от конфликта и вырос с июля всего лишь с 70 до 73%; это может быть связано с тем, что определенная степень удовлетворения уже и так достигнута – или же с тем, что многие россияне видят дальше, чем Кремль, и опасаются последствий. Москва в противовес Америке предлагает себя на роль нового мирового жандарма, силы по защите малых народов. Но этому ее образу не доверяют даже дружественные соседние страны, которые в страхе подсчитывают свое русское население, потому что в нем – как в случае Грузии – Россия может увидеть предлог для военной акции. Саакашвили виновен в попытке геноцида и тем самым он лишился права на Абхазию и Южную Осетию, говорил Медведев. Но ингуши, чеченцы и другие бесчисленные народы Кавказа по собственному ощущению тоже являются жертвами геноцида, иногда виновные в нем находились рядом, однако иногда они сидели в Кремле. Волны от потрясения, вызванного решением Медведева, пересекли Атлантику, но на беспокойных флангах России они могут вызывать оползень. Москва хочет диктовать мировой общественности свои правила, но ей это вряд ли удастся, несмотря на все ее запасы нефти и газа. Россия завела себя в тупик, где компромиссы подобны поражению. И выход оттуда Москве придется искать в одиночку.

BNE: Доказательства морского сражения за проливом Дарданеллы Фабио Мини В перемещениях американских и натовских военных кораблей в Черном море есть два интересных аспекта. Два противоречащих друг другу аспекта, но порой взаимодополняющих, характеризующих перемещения всех военных кораблей в мире: дымовая завеса и провокация. Первая была придумана в эпоху пароходов, тогда морякам приходилось бестолково бегать по кораблю, имитируя готовность и решимость. Современная версия дымовой завесы реализуется через военные учения и так называемые визиты в порты, расположенные в кризисных районах, в кризисные периоды. Провокация так же стара, как и плот, и предполагает использование флота в качестве предлога и инструмента разжигания кризисов и войн. Таким же старым приемом является использование военных кораблей, закамуфлированных под торговые суда или выдаваемых за транспорт для доставки гуманитарных грузов, чтобы разместить системы вооружений в запрещенных зонах или зонах со сложной обстановкой. В Черном море, в связи с кризисом между США-НАТО и Россией из-за Грузии, эти два аспекта проявились со всей очевидностью. Поэтому ситуацию нельзя назвать ободряющей, а до урегулирования еще очень далеко. Американские корабли, доставившие в Грузию помощь, – это военные корабли, и никто не верит в то, что их роль будет исключительно гуманитарной: они в состоянии заменить системы связи, радарные установки и системы ПВО, уничтоженные российской стороной. Их управляемые ракеты способны выступить в роли сдерживающего фактора и передовой обороны, а также являются инструментом угрозы и провокации. Корабли группировки ВМС НАТО, вошедшие в акваторию Черного моря, официально совершают визиты в порты Констанца, Варна и Стамбул. Эта невинная деятельность была запланирована в 2007 году, и теперь эти "рутинные" мероприятия стали эквивалентом дымовой завесы и могут восприниматься как враждебная деятельность. И это еще не все. Черное море не является открытым и свободным. В него можно попасть через проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё 1936 года налагает ограничения на транзит и тоннаж и предусматривает заблаговременное оповещение для кораблей, не принадлежащих странам черноморского бассейна. За выполнением этих условий должна следить Турция, но ее положение становится все более трудным. НАТО уже давно включило Черное море в зону своих стратегических интересов и неоднократно пыталось ввести в его акваторию корабли водоизмещением свыше 45 000 тонн. Соединенные Штаты плохо переносят ограничения Монтрё, особенно с той поры, когда Турция помешала входу в Черное море кораблей, необходимых для ведения кампании против Ирака. Постепенно, по мере того, как прибрежные государства становились членами НАТО, а нефтяные маршруты с Кавказа пересекали их морские и сухопутные границы, Черное море перестало быть внутренним морем. Нормы, согласно которым оно является таковым, остаются, но становятся все более непрочными. Стратегическая концепция, по которой Черное море должно было избежать рисков использования его в военных целях, чтобы не дестабилизировать ситуацию на континенте, теперь уже, как кажется, не интересует ни Россию, ни Соединенные Штаты, ни НАТО. Турция, лишенная необходимой конкретной поддержки, не сможет долго противостоять американскому давлению, к тому же в НАТО она видит себя в меньшинстве. Россия знает об этом, и, несмотря на внешний эффект, больше, чем о Грузии, она думает о Турции и о НАТО. Она не стремится менять правила Черного моря или позволить грузинскому вопросу обостриться до того, чтобы превратиться в предлог для ускорения приема Грузии в НАТО и пересмотра конвенции о проливах. Но ее стратегия не ясна, и она, как кажется, не осознала, что в последние годы больше никто не соблюдает правила. И что правила международных игр меняются в ходе матча.

BNE: Россия респектабельная Оуэн Мэтьюз Зачем Путин пошел воевать и что будет дальше На концертной эстраде, установленной на прошлой неделе среди руин Цхинвали, столицы Южной Осетии, величайший российский дирижер глубоко вдохнул воздух, пахнущий дымом, и поднял руку с дирижерской палочкой. Валерий Гергиев, уроженец Осетии, крестный отец младшей дочери Владимира Путина, приступил к страстному исполнению "Ленинградской симфонии" Шостаковича, между тем как российские солдаты наблюдали за ним из своих бронетранспортеров. Миллионы россиян также смотрели этот концерт по трансляции через спутник. Официально концерт был сыгран в память о жертвах боевых действий в самопровозглашенной республике в этом месяце. Но в глазах многих россиян концерт имел громадное символическое значение в политическом плане. Проницательные зрители подметили, что это зеркальное отражение исполнения Девятой симфонии Бетховена Леонардом Бернстайном у разрушенной Берлинской стены в декабре 1989-го. Гергиев, несомненно, выступал в память о погибших осетинах, но в глазах многих он также ознаменовал символическое окончание отступления России после холодной войны. И действительно, этот прилив упоения победой после молниеносного российского вторжения в Грузию демонстрирует: после почти 20 лет унижений Россия наконец-то вернула себе то, о чем так тосковала, – уважение со стороны других. "Мы не хотим обострения международной обстановки, – недавно сказал российский президент Дмитрий Медведев, выступая в Курске перед ветеранами Красной армии. – Мы просто хотим, чтобы нас уважали, уважали наше государство, уважали наш народ, наши ценности". Подобная цель была отличительной чертой двух президентских сроков Владимира Путина. С тех пор, как в 2000 году Путин пришел к власти, он (ныне занимающий пост премьер-министра) мечтает повернуть вспять ослабление власти России над ее собственными окрестностями. Однако хотя Путин делал громкие заявления, вторящие риторике империализма Российской империи и СССР, реальная мощь России сильно уменьшилась. С 2000 по 2004 год на Украине и в Грузии прозападные режимы пришли на смену промосковским. НАТО расширилось, включив в себя страны Балтии, что открыто нарушало гарантии безопасности, которые, по его собственным словам, получит предшественник Путина Борис Ельцин в 1990-е годы. Россия также оказалась бессильна воспрепятствовать размещению ракет и радара ПРО в Польше и Чехии. Смысл войны в Осетии – в том, чтобы подвести черту под дальнейшим расширением НАТО и четко дать понять Грузии, Украине и Европе, что Россия не позволит на себя давить. И с того момента, как на территорию Грузии вошли российские танки, соседи России начали воспринимать ее угрозы более серьезно. Вторжение ознаменовало для России окончание эры после холодной войны, когда она была запуганной и униженной, и начало существования новой, более напористой, более "имперской" России. Что Россия предпримет дальше? В Грузии, по словам заместителя начальника Генштаба ВС РФ, генерала Анатолия Ноговицына, Россия создаст "зону безопасности вдоль административной границы Южной Осетии", которая будет включать в себя 18 блокпостов, где будут дежурить российские миротворцы. Точное местоположение этой границы установит Россия. На прошлой неделе было замечено, что российские экскаваторы копали котлованы за северной окраиной грузинского города Гори – намного дальше прежней линии фронта и достаточно близко от главной автомобильной магистрали Грузии, ведущей с востока на запад, чтобы в случае чего за несколько минут рассечь Грузию надвое. Теперь соседей России заботит тот факт, что после неаккуратного распада СССР миллионы этнических русских застряли в других постсоветских государствах. На Украине этнические русские составляют 17% населения, в Эстонии и Латвии – без малого 40%, в Казахстане – 26,1%. Причем есть признаки, что Кремль систематически старается наладить контакты с этими русскоязычными общинами, осуществляя целый ряд щедро финансируемых культурных программ, которые призваны наращивать "мягкую силу" России в регионе. Есть также программы, имеющие более неприкрытый политический характер, – например, ежегодный форум "Форос", финансируемый Кремлем и проходящий в Крыму, преимущественно русскоязычной области Украины; его цель, по словам одного из организаторов, депутата Думы Сергея Маркова, – "сформировать новое поколение молодых российских политиков". Избранные молодые активисты созданных Кремлем молодежных движений вроде "Наших" и "Молодой гвардии" вместе с лидерами и активистами пророссийских движений из Украины слушают лекции, например, Александра Дугина, светоча евразийского движения, которое проповедует идею блока держав под руководством России как альтернативу Западу. "Люди собираются, чтобы поддержать братский украинский народ, стонущий под нажимом НАТО", – говорит Геннадий Басов, лидер националистической партии "Русский блок" – промосковского лобби со штаб-квартирой в Крыму. Если Россия вторглась в Осетию, чтобы перечеркнуть надежды Грузии на вступление в НАТО, то, возможно, теперь на очереди Крым? В бытность президентом Путин говорил о том, что Украина будет расчленена, если не оставит своих мечтаний о членстве в НАТО. Тогда на Украине сочли угрозу пустой. Теперь она больше не кажется столь несбыточной. "Конечно, Украину легко разделить на две разные страны, – говорит Басов, также возглавляющий движение "Русский выбор", которое борется за признание русского языка государственным и учреждение в Крыму школ с обучением на русском языке. – Экономика восточной части зависит от России, а западной – от Европы; восток – русскоязычный и православный, запад – украиноязычный и католический". Правительство Украины поежилось от страха перед перспективой того, что российская оккупация Грузии вдохновит сепаратистские настроения в Крыму. Руководство немедленно приказало выяснить, сколько крымчан имеют российские паспорта (по украинским законам, двойное гражданство запрещено). Оказалось, что их всего около 6 тыс., между тем как численность русских составляет более 1 млн. Киев может успокоиться и тем, что людей, которые поддерживают воссоединение с Россией, стало меньше: в конце 1990-х эта цифра составляла более 60%, а ныне – около 25%, по словам Владимира Козарина, заместителя мэра портового города Севастополь, где русские составляют большинство населения. В НАТО произошел глубокий раскол по вопросу о том, как реагировать на эту угрозу в отношении потенциальных будущих членов альянса. Германия и Италия – по неслучайному совпадению, два из крупнейших покупателей российского газа – постарались сохранить то, что канцлер Германии Ангела Меркель назвала "открытым диалогом". Джордж У. Буш недвусмысленно поддержал Тбилиси и пригрозил России "серьезными последствиями", если она не выведет свои войска из Грузии. Поляки немедленно подписались под американским планом размещения ракет-перехватчиков – элемента системы ПРО – на своей территории, а Ноговицын в ответ тут же предостерег, что "Польша, разместив эту систему, на 100% подвергает себя опасности ядерного удара". Но гораздо более непосредственная опасность нависла над самой Россией. После грузинского конфликта российский фондовый рынок пережил один из сильнейших обвалов за последнее десятилетие. За один день индексы упали почти на 6%. Больше всего инвесторы страшатся новой эры военной конфронтации между Россией и ее соседями. Тем временем амбициозная программа реформ, предложенная Медведевым, стала заложницей устремлений Путина. Вступив в должность, Медведев заговорил о необходимости покончить с культурой "правового нигилизма", вымогательств и коррупции в России. Не далее как в июле Медведев велел российским чиновникам перестать "кошмарить" бизнесменов, требуя выполнения мелких постановлений и вымогая взятки; он также пообещал реформировать судебную систему и систему прав собственности. Но стоило Медведеву чуть набрать обороты и почувствовать себя несколько увереннее в роли президента, как его обокрала история в обличье Путина и мелкого "гнойника" – постсоветского конфликта, который перерос в полномасштабную войну. На более глубинном уровне "война усилила волну консервативного отпора в России", говорит Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги. "Теперь страна сильно сплотилась против Запада". Даже традиционные либералы хором клянут агрессию Грузии. В этом смысле война повлекла за собой эскалацию длящихся уже 20 лет внутриполитических споров о том, присоединится ли Россия к международному сообществу ценностей, которое в широком смысле ассоциируется с Западом, или скатится в темный анархический мир государств-изгоев и тоталитарных режимов. Война не предрешит победу в этом споре одной из двух точек зрения, но если она ввергнет Россию в нарастающую конфронтацию с ее соседями и Западом, то станет решающим моментом, когда Россия свернула в новом, непредсказуемом направлении.

BNE: Страны ШОС взяли паузу Осторожно поддержав Россию на Кавказе Сегодня в Душанбе состоялся саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в котором принял участие президент России Дмитрий Медведев. Участники саммита одобрили итоговую декларацию, в которой была дана оценка последним событиям на Кавказе. Поддержка стран ШОС была очень важна для России, учитывая тот факт, что Запад повел наступление на Москву по всем фронтам после решения о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Помимо российского президента, в форуме участвовали председатель КНР Ху Цзиньтао, а также лидеры Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии – стран-членов ШОС. Кроме того, на саммит прибыли иранский президент Махмуд Ахмадинежад, представители Индии, Пакистана и Монголии, которые имеют в этой организации статус наблюдателей. Президент Афганистана Хамид Карзай присутствовал в качестве почетного гостя. Российская дипломатия придавала большое значение саммиту в Душанбе. Поскольку США и ЕС взяли очень жесткую линию в отношении России в связи с последними событиями на Кавказе, Москве было важно заручиться поддержкой своих союзников по ШОС. Эта задача была выполнена лишь отчасти. «Государства-члены ШОС приветствуют одобрение 12 августа 2008 г. в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе», – говорится в итоговой декларации, принятой в Душанбе. Однако помимо этого в документе было сказано о стремлении избегать силового решения локальных конфликтов и о приверженности «усилиям, направленным на сохранение единства государства и его территориальной целостности». Таким образом, ШОС осторожно поддержала Россию, хотя и не одобрила признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее президент Дмитрий Медведев поблагодарил участников саммита и заявил, что единая позиция ШОС послужит серьезным сигналом тем, кто пытается оправдать нападение Грузии на Южную Осетию. В любом случае, участники саммита в Душанбе уже сорвали попытки Вашингтона изолировать Россию и представить ее как «агрессора» и главного виновника войны. В настоящее время Запад сбавил наиболее резкие обороты антироссийской риторики и, по-видимому, готов де-факто примириться с существующим положением дел на Кавказе, хотя и готовит для России определенные санкции. Что же касается партнеров Москвы из незападных стран, в том числе из ШОС и ОДКБ, они будут определяться в нынешней ситуации самостоятельно – признавать им Абхазию и Южную Осетию или же нет. «Решение саммита ШОС в целом в пользу России, поскольку фактически страны Шанхайской организации сотрудничества заявили, что понимают наши действия в Грузии. Это разительным образом отличается от оценки западных держав, которые единодушно и резко осудили действия Москвы», – сказал РБК daily ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов. При этом он отметил, что государствам ШОС все же не хочется осложнять свои отношения с США и Европой, поэтому они пока не пошли на полную поддержку Кремля в виде признания Южной Осетии и Абхазии. Чтобы убедить их в необходимости признания, России придется заплатить очень дорогую цену в дипломатическом, финансовом и экономическом плане. «Вопрос в том, насколько это нужно и важно для Москвы», – подчеркнул эксперт. «ШОС постаралась уклониться от однозначности», – прокомментировал РБК daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. В то же время, по его мнению, для России важны три других момента. Во-первых, ни одна из стран ШОС не высказала готовность конфликтовать с Россией из-за того, что Москва, как и ранее Вашингтон, вышла из рамок Ялтинского мира и ооновских правил. Второй момент – поскольку договоренности Саркози и Медведева настолько расплывчаты, что позволяют трактовать их прямо противоположным образом, страны ШОС выразили то, что для России сейчас более важно – а именно молчаливое одобрение. «Неосуждение в данной ситуации есть молчаливое одобрение», – поясняет г-н Собянин. Третий момент, важный для нас, – российская дипломатия выстроила устойчивые двусторонние коммуникации с Китаем, Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном и другими странами ШОС. Однако Александр Собянин констатирует, что сейчас в Бишкеке, Астане, Душанбе и Ташкенте царит паника по поводу того, что Москва впервые за последние семнадцать лет радикально изменила свою политику. «Китай может сейчас терпеливо ждать разъяснений, дальнейших шагов и действий, чтобы попытаться для себя правильно понять, что произошло с Россией. А остальным надо определять свои действия сейчас, а там сейчас царит паника», – говорит эксперт. По его мнению, так будет продолжаться еще недели три, пока Россия не выступит с дальнейшими разъяснениями своей позиции. А пока страны ШОС своим достаточно расплывчатым заявлением как бы взяли паузу. Они размышляют, что делать дальше – встать на сторону России, поддержать позицию Запада или же попытаться отступить в сторону – мол, все это их не касается. Александр Собянин сравнил Россию с медведем – зверем, может быть, не самым сильным, но с очень длинной памятью – он помнит как хорошее, так и плохое. «У Китая и США сейчас все определено – американцы будут пытаться всячески запрессовать Россию, европейцы будут вертеться ужом, потому что не готовы отказаться от российского газа, а Китай будет в комфортной ситуации обезьяны наблюдать за этим сверху. А вот всем другим странам ШОС надо вспомнить о том, что Россия – это медведь, который сейчас все запоминает, хотя пока многого не может», – резюмирует Александр Собянин. ПАВЕЛ ЗАХАРОВ 28.08.2008

BNE: ШОС не поддержала военную кампанию России в Грузии Итоговый документ саммита стран-членов Шанхайской организации сотрудничества не содержит прямого одобрения российской военной кампании против Грузии, сообщает ВВС. В нем указывается лишь, что государства ШОС "поддержали активную роль России в содействии миру" в Южной Осетии. Вместе с тем в декларации подтверждается приверженность усилиям, "направленным на сохранение единства государства и его территориальной целостности". В совместном коммюнике также говорится, что "государства-члены ШОС выражают глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью в югоосетинском вопросе и призывают соответствующие стороны путем мирного диалога разрешать существующие проблемы". В заявлении ШОС члены организации также "приветствовали" соглашение о прекращении огня в зоне конфликта в Грузии, достигнутое при посредничестве президента Франции Николя Саркози. В формулировке нашла отражение позиция, которой в отношении кавказского кризиса придерживался Китай. В четверг до окончания саммита пресс-секретарь китайского МИД Цинь Ган вновь заявил: "Китай по аналогичным вопросам занимает принципиальную позицию: все проблемы должны решаться путем диалога и консультаций". Участники также саммита подписали ряд соглашений: о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также Меморандум об основах партнерских отношений между Межбанковским объединением ШОС и Евразийским банком развития. Также утвержден доклад Генсека ШОС о деятельности Организации за прошедший год и доклад Совета региональной антитеррористической структуры ШОС в 2007 году, сообщает ИТАР-ТАСС. Встреча глав государств ШОС состоялась в четверг в Душанбе. Президент России Дмитрий Медведев призывал лидеров Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана выступить против западной критики российского вторжения в Грузию и последующего признания независимости отколовшихся от нее Абхазии и Южной Осетии. Указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии Медведев подписал во вторник, 26 августа. Решение Москвы вызвало крайне негативную реакцию мирового сообщества. До настоящего времени две самопровозглашенные республики вслед за Россией не признало ни одно государство мира. 28.08.2008 17:07

BNE: Россия – Запад: с честью выйти из кризиса Александр Адлер Общее состояние отношений между Россией и Западом с каждым часом ухудшается. В то время как российские войска, вопреки соглашениям, подписанным Николя Саркози и Дмитрием Медведевым, продолжают оккупировать часть грузинской территории вне Абхазии и Южной Осетии, множатся слухи о возможном столкновении России и Украины. Все говорят о холодной войне, но имеют в виду, скорее, войну отделений, которая задним числом развернется через 20 лет после распада советской империи. Когда мы видим, как президенты трех прибалтийских государств, Польши, Украины и Грузии демонстрируют солидарность перед лицом Москвы, мы, прежде всего, опасаемся смертоносной схватки двух примерно равных частей бывшей советской империи, чем умышленного стремления навредить друг другу. В то же время экстремальные ситуации способны приводить как к крайне негативным, так и к очень позитивным последствиям, в зависимости от мастерства и ловкости политиков. В 1914 году – а точнее, начиная с 1912 – конфликт на Балканах и в Османской империи спровоцировал мировую войну, однако за 36 лет до этого не менее острый кризис 1878 года между Россией и Турцией, напротив, привел к Берлинскому конгрессу и – благодаря победе умеренных идей Бисмарка – к обеспечению мира на континенте продолжительностью в несколько десятилетий: так называемый период Бель Эпок (Belle Époque) – "прекрасная эпоха". Такой спасительный Берлинский конгресс возможен и сегодня, и благодаря очень странному стечению обстоятельств именно Франции может принадлежать подобная инициатива. Америка парализована одновременно президентскими выборами и набором ошибок, совершенных по отношению к России начиная с 2001 года. Германия, из всех стран Евросоюза наиболее близкая к России во всех отношениях, скована запрограммированным и неизбежным упадком большой коалиции. Франция благодаря новой внешней политике Николя Саркози совсем недавно в Афганистане вновь уверила Вашингтон в своей союзнической преданности. В то же время Саркози, когда никогда не пренебрегал ни поляками в Совете Европы, ни грузинами в разгар кризиса, имеет репутацию защитника прав и свобод Восточной Европы. А так как Франция считается главным партнером России в Европе, Саркози уже предложил в ходе первой встречи с Медведевым приемлемый для русских компромисс, и Франция все активнее принимает участие в совместных с Россией крупных проектах, русские будут готовы обсуждать с французами вопрос урегулирования кризиса. Это урегулирование является в первую очередь делом европейцев. Здесь начинается высокоточная хирургия: французы, а за ними и другие европейцы должны четко продемонстрировать русским, что не собираются отказываться от своего протеста против присутствия Украины и Грузии в НАТО... по крайней мере, в их нынешнем положении. Кроме того, они должны дать понять Москве, что очень не хотели бы переходить к режиму санкций. Но в то же время они должны донести до русских, что могут быстро дать принципиальное согласие на вступление Грузии и Украины в Европейский союз. Но по причинам, являющимся не тактическими, а принципиальным, расширение Европы может осуществляться только с согласия России и только если России параллельно будет присвоен статус особого партнера Европейского союза, пользующегося не меньшей его поддержкой, чем Украина. Если Россия согласится на такой механизм переговоров, Россия и Западная Европа смогут начать всеобщий диалог в масштабе континента, который изменит лицо мира. Первым шагом к такому великому повороту могло бы стать создание настоящего энергетического сообщества, с помощью которого Европа гарантировала бы себе бесперебойность поставок нефти и газа, а Россия, в свою очередь, получила бы финансирование и рынки, необходимые для полноценного развития. Что касается окончательного статуса Абхазии и Южной Осетии, этот вопрос следует заморозить вплоть до созыва транскавказской мирной конференции с участием американской и обязательно турецкой стороны, которая должна будет параллельно урегулировать карабахскую проблему между Азербайджаном и Арменией. Если бы Франция начала расчищать этот путь, вместе с Германией ей было нетрудно создать некое подобие европейского правления, потребность в котором сейчас столь очевидна. Если Россия, чье избыточное применение силы было единодушно осуждено Китаем и странами Центральной Азии, поймет, что она может с честью выйти из кризиса, она тоже одержит большую победу – как над теми, кто хочет взять ее в кольцо окружения и заткнуть ей рот, так и над самой собой.

BNE: Лавров отрицает, что оскорблял британского коллегу Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с разъяснениями по поводу своего телефонного разговора с британским коллегой Дэвидом Милибэндом. Как передает Интерфакс, Лавров отверг прозвучавшие в британской прессе обвинения в том, что он оскорблял Милибэнда с использованием бранных слов. По словам Лаврова, в разговоре 13 августа "Милибэнд возлагал исключительно на Россию вину за произошедшее в Южной Осетии в ночь на 8 августа и отказывался признать факт нападения грузинской армии на спящий Цхинвали, всячески выгораживал Михаила Саакашвили как большого демократа". "Дабы ознакомить Милибэнда с несколько иной оценкой, пришлось рассказать ему о характеристике Саакашвили, которую ему дал в разговоре со мной наш коллега из одной европейской страны, - продолжил Лавров. - Эта характеристика звучит так: fucking lunatic ("чертов сумасшедший". - Ред.). Вот, собственно, и все. Это была цитата, которая преследовала цель показать британскому министру альтернативные взгляды на фигуру нынешнего президента Грузии". По словам российского министра, остальные подробности, опубликованные в блоге газеты Daily Telegraph, он "оставляет на совести анонимных инсайдеров". Как утверждает источник британской газеты, Лавров заявил Милибэнду: "Who are you to fucking lecture me?" ("Да кто ты такой, чтоб лекции мне читать!") Кроме того, российский министр, по утверждению этого источника, в грубых выражениях поинтересовался, знает ли Милибэнд хоть немного российскую историю. "Лавров кидался словами на букву f направо и налево, - рассказывает свидетель разговора. - Такое уже не назовешь дипломатическим языком". По данным британской прессы, обилие нецензурных выражений даже затруднило сотрудникам Форин-офиса составление стенограммы и докладной записки. Эту информацию в субботу опроверг представитель российского МИДа Андрей Нестеренко. "Это не в правилах нашего министра - даже со своими хорошими зарубежными друзьями и партнерами использовать ненормативную лексику, он никогда этого не делал и не сделает, он достаточно воспитанный человек", — сказал Нестеренко. Российский МИД обещает выложить на своем сайте стенограмму телефонного разговора Лаврова и Милибэнда. 14.09.2008 23:02

BNE: 10 главных мифов о России, ее лидере и ее новоявленной мощи Денис Макшейн Сегодняшняя Россия – это далеко не тайна и не загадка (как называл ее Черчилль). Маска с нее сорвана: она оказалась задирой, обернутым в национализм и ауру высокомерия своего лидера. Грузинская авантюра премьер-министра Владимира Путина вызвала шок и трепет при виде танков, самолетов и военных кораблей, которые были брошены на маленькую соседнюю страну. Но Россия всегда была сильна в мифотворчестве – в XVIII веке оно выражалось в строительстве потемкинских деревень, а после 1945 года – в насаждении панического страха перед тем, что "советизм" приберет весь мир к рукам. Перечислим 10 главных мифов о сегодняшней России. Миф 1: Интервенция в Грузии принесла огромную победу Путину. Да, Путин продемонстрировал, кто управляет Россией, президента Дмитрия Медведева оттеснили на обочину. Да, Путин также добился, чтобы обе палаты российского парламента единодушно одобрили вторжение и аннексию частей Грузии. Но в то же самое время Путин сплотил Европу после многолетней разобщенности, спровоцированной Джорджем Бушем. В 2003 году Совет Европы, созванный на чрезвычайный саммит по иракскому вопросу, раскололся на две части. В 2008 лидеры европейских стран поддержали президента Франции Николя Саркози и осмотрительно-твердый курс, за который с первых же дней кризиса ратует министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд. Путин даже не сумел заручиться поддержкой своего былого союзника, Китая: Пекин с ужасом взирал на то, как Россия одобряет попирание границ, признанных ООН. Миф 2: Холодная война снова началась. После 1945 года имела место конфронтация двух идеологий в мировом масштабе. Не то грузинский конфликт: он представлял собой войну без идеологической основы между двумя капиталистическими государствами. Тогда как Грузия пытается сделаться небольшим филиалом трансатлантического капитализма, а Южная Осетия превратилась в гнойник коррумпированного мафиозно-военного капитализма, Россия избрала некую разновидность националистического, государственного капитализма, который устраивает бывших функционеров КГБ из поколения Путина. Миф 3: С 1989 года Россия подвергается унижениям. В действительности ни одного бывшего врага западной демократии не встречали столь радушно. Россию приняли в G7. Совет Европы распахнул перед Россией свои двери, даже притом что Дума отказывается признавать Европейский суд по правам человека. Во всех европейских крупных городах русских встречают гостеприимно. В Россию хлынули инвестиции. Буш, Тони Блэр и Герхард Шредер не скупились на похвалы Путину, когда в 2000 году тот стал президентом. Много лет западные лидеры в основном предпочитали закрывать глаза на гибель журналистов в правление Путина и на военные преступления, совершенные в Чечне. Миф 4: Запад отказывается общаться с Россией на равных. Скорее уж Россия не может относиться к другим европейским странам как к равным себе. При Путине имели место бесконечные словесные, дипломатические, хакерские и торговые конфликты с соседями, демонстрирующие, что Россия, чья экономика меньше, чем у Мексики или Южной Кореи, не усвоила ключевого урока ЕС: со всеми государствами, как бы они вас ни раздражали, следует обращаться уважительно. Россия отказывает Польше, Грузии или Эстонии в том равноправии, которого требует по отношению к себе. Миф 5: Запад стремится взять Россию в кольцо. Мыслимо ли замкнуть кольцо вокруг страны, которая простирается от Европы до Японии и Китая? Россия – это единственное государство, которому позволено иметь базы антибаллистических противоракет вокруг своей столицы. Пусть Польше и странам Балтии Россия не нравится, но вторгаться в нее они не собираются. В Парламентской ассамблее НАТО заседают российские парламентарии, а российские генералы имеют статус наблюдателей в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Украине и Грузии предстоит проделать долгий путь, прежде чем они смогут вступить в НАТО или ЕС, но по какому праву независимым государствам не позволяется решать, в какие организации они могут или не могут вступать? Миф 6: Южная Осетия и Косово – это одно и то же. Косовары добивались тех же прав, что и другие народы бывшей Югославии. Несмотря на исламофобские репрессии, осуществлявшиеся Слободаном Милошевичем, они мирными средствами создали параллельное гражданское общество, которое добилось свободы от власти Белграда после того, как жестокость сербов, являвшая собой геноцид, вынудила НАТО в 1999 году вмешаться. Россия энергично ратовала за независимость Черногории, которая ныне полнится российскими деньгами и олигархами, но в то же время отказалась поддержать вместе с ЕС план Ахтисаари, предполагавший, что гораздо более многочисленное население Косово получит свое независимое государство, такое же, как другие бывшие части Югославии. Тезис, что Россия не стала бы распускать руки в Грузии, если бы провозглашение независимости Косово откладывалось и далее, не воспринимается всерьез никем из наблюдателей в регионе. Миф 7: Следующий президент США будет мягче относиться к России. Кандидат от республиканцев, сенатор Джон Маккейн сказал, что, заглянув в глаза Путина, видит три буквы: "КГБ". Сенатор Джо Байден, баллотирующийся в связке с кандидатом от демократов Бараком Обамой, – близкий друг Михаила Саакашвили и сторонник "ястребиного" подхода во внешней политике. О курсе на задабривание Милошевича, проводившемся министрами иностранных дел Великобритании в 1990-е годы, Байден сказал: "Мне так и слышится "тук-тук-тук" – это Чемберлен постукивает зонтиком в Мюнхене". Вне зависимости от того, кто придет в Белый дом – Маккейн или Обама – политика США в отношении России не изменится. Миф 8: Европа разобщена. Заседание Совета ЕС дало поразительные результаты – он единодушно приостановил переговоры с Россией о новом партнерском соглашении. В редакционных статьях газет – всего политического спектра, от левой Liberation до правой Figaro – весьма твердо осуждается российская агрессия. В защиту Путина неожиданно выступил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, былой любимец американских правых, но Берлускони не имеет особого влияния на политику ЕС. У руля стоят отнюдь не новоиспеченные члены ЕС: обеспокоенность российской агрессией громогласно выразили стабильные, нейтральные страны – Швеция и Финляндия, а рупором единодушного отпора ЕС в отношении России оказался лейборист Милибэнд. Миф 9: Европа в любом случае ничего не может предпринять. О нет, может. В Совете Европы парламентарии уже призвали приостановить членство России в этой организации. Власть в Совете Европы и Парламентской ассамблее НАТО принадлежит самим делегатам-парламентариям, а не правительствам их стран, и, безусловно, зазвучат призывы отстранить депутатов российской Думы от участия, пока Дума не отступится от своего единогласного одобрения решения по расчленению Грузии – государства, которое тоже входит в Совет Европы и Парламентскую ассамблею НАТО. Если Путин откажется вывести войска и прекратить фактическую аннексию части Грузии, европейские члены G7 могут приостановить членство России в своем клубе и отсрочить на неопределенный срок ее прием в ВТО. Встроив Турцию в ЕС и предложив Украине начать консультации о возможном вступлении в эту организацию, можно превратить Черное море в демократическое европейское море. Миф 10: Россия контролирует поставки энергоносителей в Европу. Верно, но лишь отчасти. Прекращение поставок нефти или газа – это оружие уровня атомной бомбы, которое не осмеливаются применять даже арабские страны при всей своей ненависти к Израилю. Россия нагнала на политиков паническую боязнь за энергетические сети Европы. Великобритания не заботилась об энергетической безопасности – не строила хранилищ сжиженного природного газа, но теперь в Милфорд-Хейвене такое сооружение строится. Германия, приняв во внимание свою зависимость от российской нефти и газа, пересматривает неприязнь к атомной энергетике, а во Франции 85% потребляемой электроэнергии уже вырабатывается атомными электростанциями. Возможно, Россия только пришпорила единение ЕС в сферах внешней политики и энергетики. Собственно, если Европа сумеет сохранить спокойствие и воздержаться от разногласий, большую часть причиненного ущерба удастся сгладить. Россия предпочла бы поссорить ЕС с Соединенными Штатами, а также разобщить государства-члены ЕС, заставив их конкурировать между собой. На стороне России – шайка полезных кретинов, которые готовы оправдывать ее политику, потому что недолюбливают США. Но борьба идет за будущее Европы, и европейские политики, вникнув в ключевые реалии ситуации – и не позволяя запутать себя по вопросу о том, кто виноват в случившемся – уже приблизятся вплотную к нащупыванию плана дальнейших действий. Путин ведет Россию в тупик. Если Европа увидит, что его громкие угрозы – лишь блеф, он будет разоблачен как задира и несостоявшийся король – голый король, не подозревающий о том, что он голый.

BNE: Саркози: Россия покинет грузинские территории через месяц Блок-посты между грузинскими городами Сенаки и Поти будут сняты через неделю, а через месяц будет осуществлен полный вывод российских войск с грузинских территорий. Как передает РИА "Новости", об этом заявил президент Франции Николя Саркози после переговоров с президентом России Дмитрием Медведевым. "То, что мы решили с президентом Медведевым, означает, что через неделю максимум будут сняты блок-посты между Сенаки и Поти", - сообщил Саркози по итогам переговоров со своим российским коллегой. "Через месяц - полный вывод российских вооруженных сил с грузинских территорий, которые находятся вне Абхазии и Южной Осетии", - добавил он. Николя Саркози сообщил также, что передал Медведеву письмо от президента Грузии Михаила Саакашвили с обязательством неприменения силы в отношении Южной Осетии и Абхазии. "Я передал президенту Медведеву письмо президента Саакашвили с обязательством не применять силу в Абхазии и Южной Осетии, что соответствует соглашению от 12 августа, - сказал Саркози. В свою очередь, Дмитрий Медведев заявил, что решение Евросоюза о приостановке переговоров по новому соглашению о сотрудничеству с Россией является спорным, но не нанесет никакого ущерба российским интересам. Между тем Саркози заявил, что обсуждение нового соглашения иможет продолжиться в октябре. Это может произойти в том случае, если вступят в силу дополнительные меры по реализации плана "Медведева-Саркози", согласованные главами двух государств. "Если этот документ вступит в силу, с согласия председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, я не вижу никаких оснований, чтобы встречи между Россией и Европой, которые были перенесены с сентября, не возобновились бы в октябре", - сказал Саркози. Перед началом переговоров с Саркози Медведев предложил обсудить ход урегулирования конфликта в Грузии "с учетом событий последнего месяца, когда Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии". "Прошел достаточно напряженный месяц, в ходе которого предпринимались все необходимые усилия в рамках плана "Медведев-Саркози, - сказал Медведев на встрече с французским коллегой. - За это время произошли важные события, в частности, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, существуют определенные новые подходы, по которым мы должны двигаться по тому плану, который мы одобрили. Все это мы обсудим". Вместе с Саркози от имени Евросоюза на переговоры в Москву прибыли председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политике безопасности Хавьер Солана. С российской стороны в переговорах приняли участие, в частности, министр иностранных дел Сергей Лавров, помощник президента Сергей Приходько, первый вице-премьер Сергей Шувалов. Как сообщалось ранее, представители делегации ЕС планировали ознакомить российские власти с консолидированной позицией в отношении конфликта на Кавказе, которая была выработана в ходе саммита Евросоюза 1 сентября и во время неформальной встречи глав МИД ЕС, прошедшей во французском Авиньоне в конце минувшей недели. В Европе считают, что Россия не в полной мере выполнила обязательства в рамках плана Медведева-Саркози, поскольку ее военные продолжают оставаться в порту Поти, весьма удаленном от зон безопасности грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Представители ЕС привезли предложения о создании группы международных наблюдателей в составе порядка 150-200 полицейских из стран Евросоюза, которых предполагается разместить сначала с грузинской стороны, а затем заменить ими российские войска в так называемой буферной зоне вокруг Южной Осетии. "Форму их присутствия еще предстоит обсудить: где, когда, с каким мандатом и что именно они будут делать",— пояснил Солана. По его словам, такая миссия может осуществляться под эгидой ОБСЕ, ООН или в форме независимой комиссии. "Но прежде все это необходимо согласовать с Россией и Грузией",— заключил представитель ЕС. 08.09.2008 18:59



полная версия страницы